РЕЦЕНЗИЯ / Виктор МЕЛЬНИКОВ. ПРОСТРАНСТВО КОЛОМЕНСКОГО ТЕКСТА. О «Коломенском альманахе»
Виктор МЕЛЬНИКОВ

Виктор МЕЛЬНИКОВ. ПРОСТРАНСТВО КОЛОМЕНСКОГО ТЕКСТА. О «Коломенском альманахе»

 

Виктор МЕЛЬНИКОВ

ПРОСТРАНСТВО КОЛОМЕНСКОГО ТЕКСТА

О «Коломенском альманахе»

 

В «Коломенский альманах» входишь, как в таинственный кремль... Его тома, словно крепостные стены, охраняют многовековую культурную историю нашего города – воздушные башни стихов, широкие площади романов и повестей, таинственные улицы исторических исследований, короткие переулочки рассказов и эссе, многокрасочные проспекты изобразительного искусства. Тени вымышленных героев и силуэты реальных людей, дома и пейзажи, преображённые фантазией писателя, исторические трагедии и триумфы – всё переплелось и жительствует в этом удивительном пространстве.

Вот уже девятое столетие Коломна стоит на скрещении двух славных рек – Москвы и Оки. Здесь, в узловом центре московской обороны, не раз проливалась кровь защитников Отечества, собирались общерусские рати для защиты от вражеских полчищ... Но здесь же находился один из центров формирования отечественной культуры. Тут написаны «Задонщина» и «Сказание о Мамаевой побоище», созданы шедевры русской инонописи.

Труды древних летописцев продолжили историки Нового времени: Г.Ф. Миллер и Н.М. Карамзин. Эпоху Просвещения у нас ознаменовали Н.И. Новиков и его соратник – поэт и переводчик Василий Протопопов.

Всероссийскую славу принёс Коломне святитель Филарет /Дроздов/, Митрополит Московский и Коломенский, величайший проповедник и церковный иерарх своего времени. Но коломенцы гордятся ещё одним замечательным именем. Здесь в 1790 году родился Иван Иванович Лажечников, которому суждено было стать родоначальником нового жанра нашей литературы – русского исторического романа. До сих пор его труды дают мелодику и ритм коломенской прозе!

Хотя "коломенский текст", духовный образ города составляют не только произведения литераторов, но и загадочное облако легенд и преданий, осеняющее наш край. А коломенские легенды впервые стал собирать Н.Д. Иванчин-Писарев. Разве удивительно, что его книга «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» нашла своё место на страницах альманаха?

Его дело продолжил выдающийся богослов, общественный деятель и философ Н.П. Гиляров-Платонов. Среди многочисленных его трудов нашлось место и воспоминаниям "Из пережитого", где Коломна рубежа XVIII-XIX веков со всеми её легендами и рассказами предстаёт необыкновенно живо.

И тянется эта тропинка за Оку, в соседние Зарайские земли, в имение Достоевских – Даровое. Да, формально Зарайский уезд в былые времена вообще не входил в Московскую губернию, а числился за Рязанью. Но духовная история не признаёт административных границ. Тысячами нитей "коломенский текст" связан с Поочьем – от глубокой древности и до наших времён.

Много раз Достоевские проезжали коломенской дорогой, останавливались в городе и окрестностях. В Успенском Брусенском монастыре трудилась родная сестра няни юного Фёдора. Разве могли Достоевские миновать эту кремлёвскую обитель? Зарайские рощи, парк в Даровом, помнящий детские игры будущего гения, образы здешних крестьян... Всё это расширяет пространство "коломенского текста", включает в него окружающие земли не по географическим или административным признакам. Недаром коломенские филологи с такой заботой относятся к Даровому и к его благоустроению!

А от Достоевского тропинки разбегаются дальше. То к Александру Куприну, который связал Коломенский кремль с Чернореченским лесничеством, то в соседнее Черкизово-Старки.

 Шервинские приобрели дачу в 1892 году, но настоящую литературную славу древнее село снискало в 1930-е годы благодаря гениальному переводчику Сергею Шервинскому. По соседству жили его друзья – поэты и переводчики Александр Кочетков, Вера Меркурьева. У Шервинских гостили Брюсов, Ахматова, Пастернак, Лозинский. У Меркурьевой – Марина Цветаева. Ахматовская мелодия пронизала всю коломенскую поэзию, её отзвуки до сих пор слышатся на страницах «Коломенского альманаха».

А в 1917 году в Старках венчался Борис Пильняк. Это ещё один из творцов "коломенского текста". Удивительный феномен нашей литературной истории! Ведь Пильняк – не коломенец по рождению. Он приехал сюда молодым человеком, здесь встретил революцию и написал первый в России роман о революции – "Голый год". С тех пор практически все его крупные вещи и масса рассказов посвящены нашему городу или навеяны коломенскими впечатлениями.

Хотя век XX не исчерпывается Пильняком! О Коломне писали Куприн, Чаянов, Соколов-Микитов, А.Н.Толстой. Альманах заново познакомил читателей с "коломенскими страницами" этих авторов. Образ Коломны, ими созданный, вдохновляет современных писателей. 

 

Комментарии

Комментарий #25903 28.09.2020 в 18:22

Не зря, нет, не зря трудятся коломенские писатели и художники. Ибо в каждом номере альманаха запечатлён образ этого прекрасного города - словно послание, отправленное далёким потомкам. СТАНИСЛАВ ВОРОГОВ.

Комментарий #25897 27.09.2020 в 11:19

Город и его история создают атмосферу, а литература сохраняет её и несёт дальше через века и время.

Комментарий #25865 23.09.2020 в 17:55

Интересное сравнение альманаха с городом!А ведь, действительно, так!Удивительно пространство "Коломенского альманаха", со своей светлой аурой коломенского текста, со своей историей,уходящей в века, с творцами слова и художниками, черпающими вдохновение на Коломенской земле.