Александр БАЛТИН. ВЫСОКАЯ МИССИЯ. К 100-летию Сергея Бондарчука (25.09.1920 – 20.10.1994)
Александр БАЛТИН
ВЫСОКАЯ МИССИЯ
К 100-летию Сергея Бондарчука (25.09.1920 – 20.10.1994)
Стойкое ощущение: поколения актёров и режиссёров, следующие за тем, ярчайшим представителем которого был Сергей Бондарчук, – пожиже: и в плане мастерства, и в смысле реализации себя в профессии: которая, в сущности, больше служение…
…Эпоха гудела в творческой крови Сергея Бондарчука: она требовала воплощения – со всею своею переогромленностью, минусами и плюсами: и мастер соответствовал её требованиям.
Впрочем, эпоха будет не совсем верно – вернее эпохи, ибо, к примеру, его отец Сергий был не отсюда, как и должно, но завораживал так, что степень переосмысления жизни своей становилась высокой.
…В чём суть актёрства и режиссуры?
Вводить в мир работы такой силы, чтобы зритель, смотря фильм или спектакль, рос душою, переосмысливая собственное прожитое; становился выше, лучше, чище, добрее, сострадательней.
Ужасно актёрство, тупо и расчётливо поставленное на коммерческую основу: мелькание вроде бы одарённых людей в ничтожных сериалах оскорбляет и их, и человека с более-менее развитым эстетическим вкусом.
…Рокотал Отелло Бондарчука: суровый и нежный, одержимый любовью, и доверчивый; славный воин, которого так легко оказалось обмануть; не столько ревнивец – сколько «брезгливец» в нравственном отношение.
Пафос, с которым Бондарчук делал венецианского мавра, нигде не переходил границ, а сила, с которой давался общий очерк роли, равна была работе серебряным карандашом старого художника-виртуоза.
Человек из плазмы людской – той, которая побеждает любую тьму, наползающую на страну, – Андрей Соколов поражал смесью мужества и такта, стойкости и застенчивости; о! сколько же красок было в актёрской палитре Бондарчука, и не найти одной, превалирующей: все сильны.
«Судьба человека» стала и режиссёрским дебютом художника.
Потом развернулись грандиозные пласты «Войны и мира».
Условность всякой экранизации очевидна: адекватного киновоплощения великому языку литературного шедевра быть не может; удивительно, что в сфере экранизаций тоже могут случаться шедевры – и вариант «Войны и мира» Бондарчука тому примером.
Он сам в образе Пьера – мучающийся и наслаждающийся, растерянный порой, как ребёнок, забытый в толпе, постепенно находящий духовную свою дорогу, вписан в нашу жизнь в чуть меньшей степени, чем Пьер из романа – но именно, что чуть: в большинстве случаев экранные воплощения знаменитых персонажей остаются в клетках кинокадров…
Из экранизации «Войны и мира» целый ряд героев вышел, чтобы жить среди нас, и в этом то же немалая заслуга Бондарчука-режиссёра.
Человек-колосс, человек, трудом своим, монументальным и нежным, точно оправдывающий существование кино, всё больше и больше нисходящего в мутные бездны развлекалова; человек, показывающий как высока может быть миссия актёра и режиссёра.
Эх, эпоха, эпоха...
И во что выродился младшенький Федька?!
Вспомните его утиную походку с откляченным "худеньким" задом в одном из слюняво-вульгарных фильмов.
Гениальный отец всегда шёл на повышение планки возможностей человека. Плюгавый лысый потомок - к чему бы он ни прикасался - всегда идёт на понижение, иногда до плинтусового. Хотя пыжится что-то из себя изобразить. Достойный сынок мамы (национальное взяло верх).