Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ (Капалин). ОБРАЗЫ СВЯТЫХ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. От Средневековья до наших дней
Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ (Капалин)
ОБРАЗЫ СВЯТЫХ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
От Средневековья до наших дней
Образы русских святых для литературы Русского средневековья – и есть сама плоть литературы, часть ее глубинного ядра.
Размышляя над подвигами веры древнейших святых, русские летописцы рассказывали о мученике-варяге и его сыне, о святых Ольге и Владимире, Борисе и Глебе. На страницах «Повести временных лет» нашел свое место целый сборник историй о киево-печерских иноках, стяжавших святость.
Позднее русская литература украсилась житием преп. Сергия Радонежского, имеющим столь значительные художественные достоинства, что жители Московского царства им зачитывались. Более того, оно стало первым памятником агиографической литературы, опубликованным в печатном виде. А житийная повесть о святых благоверных Петре и Февронии Муромских стяжала необыкновенную популярность и стала своего рода средневековым бестселлером.
В эпоху Российской империи ситуация изменилась. Литература разделилась на светскую и духовную. И творцы лучших образцов светской литературы – это писатели и поэты, создавшие славу Золотого, а затем Серебряного века русской литературы. Популярность и распространённость в народе стала приобретать именно эта литература, особенно ей была увлечена интеллигенция. На духовную литературу тогда смотрели свысока, считая ее для простолюдинов и монахов.
Конечно, русская классика знала исключения из этого печального правила. Так, она украсилась блистательной поэмой Алексея Константиновича Толстого, посвященной преподобному Иоанну Дамаскину. Федор Михайлович Достоевский с большой бережностью и почтением затрагивал тему святости в своих произведениях, он глубоко изучил Священное Писание, и в его произведениях показано действие добра и зла в мире. Даже Марина Ивановна Цветаева, человек очень сложного и, в общем, внецерковного мировидения, всё же воспела в своих стихах православные святыни Москвы. Памятны ее замечательные слова о часовне Иверской иконы Пречистой Богородицы на Красной площади:
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит –
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льется аллилуйя
На смуглые поля.
– Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
На протяжении советского времени тема святости, как и в целом церковная тема, в художественной литературе была, что называется, неактуальна. Власть, идеологически чуждая христианству, не желала ее ни видеть, ни развивать, а потому святость, Церковь, Христова вера оказались на периферии литературного процесса и даже запрещены.
Ситуация вновь изменилась в конце 80-х – начале 90-х, на сей раз к лучшему.
Наверное, это прозвучит парадоксально, но в наши дни тема святости в светской литературе звучит громче и масштабнее, чем в дореволюционную эпоху. Сейчас появилось значительное количество художественных произведений, которые более христианские, чем век и полтора века назад. При всех перекосах и сомнительных явлениях, которые в ней сейчас присутствуют, все-таки корни веры в ней окрепли, и много писателей, поэтов, публицистов открыто позиционируют себя как православные люди, и тема святости присутствует на страницах их произведений.
Последние три десятилетия обогатили русскую литературу множеством полновесных, художественно состоятельных образов святых.
Так, например, лауреат Патриаршей литературной премии Александр Юрьевич Сегень нарисовал утонченно-изысканные портреты преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского в романе «Державный». Алексей Иванов обратился к судьбам святого Филиппа, митрополита Московского, а затем рассказал о святых Сибири: святителях Иоанне и Филофее Тобольских. К теме святости обращались в своих произведениях известные писатели Владимир Крупин, Валерий Ганичев, Константин Ковалев-Случевский, Дмитрий Володихин, Наталья Иртенина. О святом воине Феодоре Ушакове и преподобном Серафиме Саровском писала Ольга Игоревна Елисеева. Большой список книг, посвященных православным святым, вышел в серии «Жизнь замечательных людей». И здесь хотел бы отметить замечательную книгу Вячеслава Бондаренко об отце Иоанне (Крестьянкине), и вышедшую в этом году книгу «Святые старцы» – в серии ЖЗЛ.
Примеры можно было бы множить и множить.
Но имеет смысл отметить не только достижения, но и проблемы. Так, например, нередко случается, что писатель, берущийся за такое духовно ответственное дело, как создание романа, повести или рассказа о святом, добавляет слишком много «своего» в текст, дописывает то, чего не было, вольно трактует поступки и мысли святого, неправильно дает комментарии к традициям. В этом вопросе необходима разумная строгость. Уместны консультации литератора с представителями духовенства, которые могли бы избавить от ошибок и перекосов.
И Издательский совет готов подобные консультации предоставлять.
Наконец, пока очень слабо представлены в современной художественной литературе образы святых миссионеров и еще того слабее – образы мучеников и исповедников Церкви Русской в XX столетии. На протяжении двух лет Издательский совет Русской Православной Церкви проводит конкурс «Новая библиотека». В рамках конкурса имеется номинация на тему о святых мучениках советского времени. Но это лишь предварительная работа, и было бы очень хорошо, если бы писательское сообщество включилось в полной мере в этот тяжелый, но благодатный труд. Современному человеку, особенно молодым читателям, нужны произведения, посвященные жизни святых.