Михаил ЖУТИКОВ. ЧААДАЕВ И ДРУГИЕ. Современное и своевременное
Михаил ЖУТИКОВ
ЧААДАЕВ И ДРУГИЕ
Современное и своевременное
Читая изыскания Петра Яковлевича Чаадаева о нравственной «идее» общей истории, невольнейше прибиваешься к совсем иному. В самом простом виде это, например, так: «…смысл» движения народов состоит в самоорганизации для пропитания и в раздроблении от неудач пропитания. А наевшись и поковыряв в зубах, отчего не поразмыслить о высоком и не найти даже идеи и цели наедания?»*.
Ведь, ей-богу, так… и отчего самые высокие идеи почти непременно приводят к вот такому (примерно) пониманию? Ведь это совсем не для насмешки, а из-за досады тут на идейного «дурака» – а какой же он дурак, Чаадаев? Всё бы такие дураки, глядишь, не дожили бы до Горбачева-Ельцина, да и до Парвуса-Ленина.
И тут является ответ на досаду его от огромного успеха гоголевского «Ревизора». Ведь тут тайна для Чаадаева: «И вот никогда, ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха. Неужели же серьезный ум, глубоко размышлявший о своей стране, ее истории и характере народа, должен быть осужден на молчание, потому что он не может устами скомороха (!) высказать патриотическое чувство, которое его гнетет? Почему же мы так снисходительны к циническому уроку комедии и столь пугливы по отношению к строгому слову, проникающему в сущность явлений? Надо сознаться, причина в том, что мы имеем пока только патриотические инстинкты»*. Прямо вот как.
А кажется, ясно. Художник, попавший на инстинкты, и есть вот это… гений, что ли. В «Ревизоре» мы узнали себя в зеркале… но хитро поставленном! Словно бы это не мы, а другие дураки, но узнаваемые! Вот чем поражает нас Гоголь в самое сердце, а никакими не идеями истории. И мы ушли чуть не счастливые, с комедии, где вся грязь – про нас! Мы увидели дураков – но и не только же… Что же еще увидели… еще-то что? Да ведь кажется, увидели ту самую «идею истории»? Отчего она, эта идея, никак не вдалбливается никакими ни ленинизмами, ни чаадаевыми, а вступает тут в самое наше существо?
Оттого, что Гоголь. Но ведь и обратное верно, еще даже вернее – ведь и Гоголь-то оттого, что… что исхитряется вот этак… вот как-то этак… Как? Чем?
Ведь сколько погани изливают нынче на нас разнообразнейшие кривые зеркала и чего-чего, какой пакости и паскудства не достигли «успешные» деятели пера и сцены! Завидки берут. А и близко нет того, что… Чего «того»? Чего же?
Может быть, сострадания к Бобчинскому? Со-страдания, то есть такой же боли души? Ведь мастерства-то набрано куда против Гоголя! И чего только нет на сцене, на экране… А тут всего-то.
«Бобчинский: Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский.
Хлестаков: Очень хорошо.
Бобчинский: Да если этак и государю придется, то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский».
Какая тут, к дьяволу, сатира, не было ее у Гоголя вовсе никогда! Сострадал он дуракам родимым, и, кажется, вся тут наша идея истории. И оттого-то останутся только все те же «Июльский дождь», «Иваново детство», «Уроки французского»… И те же все Гоголь, Островский, Чехов, Булгаков, Вампилов… Сухово-Кобылин, Найденов… Возможно, забыл кого. Но конечно не (драматургов) Лермонтова, Пушкина. Этих не забыл; просто это другая драматургия, тоже сострадание, только высшее, Чаадаеву, возможно, более близкое.
И Горького не забыл, драматурга. Как же, «На дне»! Человек звучит гордо! Как тут забыть. И других (не называя) помним: слева – положительные (Табаков, Харитонов), справа – дурные (или наоборот), а посередине пока дурной, но с хорошими задатками – и вот похорошеет… В 1991 похорошели так, что миллионы убитых по сей день не можем сосчитать. Не от «морального» ли кодекса строителей «изма» – слепленного из фейербаховской «морали без Бога»? На квашне тех самых «идей истории»?
Не знаю, сказал я что путное или нет…
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
* Цитаты по изданию П.Я. Чаадаев, Статьи и письма. М., Современник, 1987.