БЕСЕДА / Василий ДВОРЦОВ. ПУСТЬ НЕ ВСЕ, ПУСТЬ НЕ НАСОВСЕМ. Беседовал Сергей Арутюнов
Василий ДВОРЦОВ

Василий ДВОРЦОВ. ПУСТЬ НЕ ВСЕ, ПУСТЬ НЕ НАСОВСЕМ. Беседовал Сергей Арутюнов

 

Василий ДВОРЦОВ

ПУСТЬ НЕ ВСЕ, ПУСТЬ НЕ НАСОВСЕМ

Беседовал Сергей Арутюнов

 

Только что написанная пьеса Василия Дворцова «Феодор Козмич» – не о ком-нибудь, а о самом государе Александре Первом, освободителе Европы от Наполеона, преобразившемся, по оспариваемому, но одному из самых светлых наших преданий, в старца Феодора Козьмича. Наши вопросы – автору пьесы.

 

– Василий Владимирович, что побудило вас взяться именно за пьесу, да ещё такого рода? Родной Томск, помнящий и чтущий старца, или осознание сугубой важности предания, уже сто раз подтвердившегося и письменно, и чувственно?

– Время. Наше время, с его страхами, переходящими в ужас, с неизбежной вскоре паникой: то, что не так давно политологи успокоительно описывали как локальные проявления «управляемого хаоса», обнажилось всемирным кризисом управления. Принципиальным, системным, планетарным кризисом власти. Нынешние демократии, с их слишком короткими периодами, равно как и затягивающимися тираниями, одинаково не отвечают на множащиеся производственные, финансовые, ресурсные, демографические, экологические вызовы, и, главное, не предлагают перспектив своего нереволюционного развития.

Становится очевидным, что сложившиеся в последние двести лет институты власти своё отслужили и не имеют будущего: все их спорные выборы, все их государственные перевороты с помощью спецслужб или бомбардировок, горячие точки, майданы, коррупция, беззаконие, обыдление, содомия – вся апостасийная безвластность есть материальное последствие глобального духовного упадка, предпотопной нравственной деградации человечества.

Вот время и затребовало героя. Героя противостояния нагрянувшему ужасу. Я попытался напомнить, привести из нашей истории пример того, как христоподражательство царя искупало грехи царства. Пусть не все, и пусть не насовсем, но тогда оно избавило Россию от гражданской войны, уготованной ей по примеру Франции, и отвело, откинуло кровавую смуту почти на столетие.

Почему пьеса? Да потому что это самый короткий и компактный в литературе способ донесения до читателя своих мыслей и чувств. Хотя, всё равно, от первых задумок до воплощения прошло два года: если сложить период собирания материала, построение композиции с разведением носителей добра и зла, вживание в образы.

А Томск? Родной Томск прежде иных нуждается в напоминании о своём сокровище, даже с укором: вот-вот рухнет сгнивший или специально сгноенный дом купца Хромова, попечителя старца…

– Только ради проформы – документов той поры сохранилось масса, но самый важный документ – зрячее сердце. Какие источники помогли вам исследовать тайну обращения императора в старца, чьи свидетельства? Да так ли уж и важны они, и если важны, какими откровениями не канцелярского, а духовного свойства?

– Вы совершенно правы: всякой нашей умственной убеждённости предшествует сердечное веденье. Как у Псалмопевца: «Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси». Истина вмещается только любящим сердцем, а уж за любовь к истине нам и открывается тайно премудрое.

Как бы кто из учёных ни уверял вас в своей непредвзятости и объективности своей фактологии, увы ему: в человеческом сознании от Адама заложены фильтры, через которые совершенно не отрицаемые факты по ходу накопления неизбежно отцеживаются и оценочно сортируются в пусть неявную, но прежде начала любого исследования существующую «научную теорию», или хотя бы «научное предположение». Так как это «предположение» и есть главная мотивация для самого «объективного» поиска, то всегда заранее понятно – что отцеживается и как оценивается. Вот я верю, что Земля круглая, и всюду нахожу тому подтверждения, а поверю, что плоская – и тому увижу доказательства.

По моему личному опыту идентификация томского праведника, как некая лакмусовая бумажка: категорически отрицают идентичность покорившего Европу императора и беспаспортного бродяги упёртые атеисты, сомневаются, мнутся люди, вроде бы и верующие, но не живущие волей Бога. А вот кому молитва не только утреннее и вечернее правила с обязательными субботними и воскресными посещениями храма, те понимают, что отречение от короны – это восхождение к ещё более высокой власти: так государь не может простить заговорщика, даже кающегося, а праведник может. Имеет такую власть.

Конечно же, есть и материальные подтверждения. И не только от поклонников старца, но и от его врагов. В 1904 году, во время строительства часовни над могилой Феодора Козмича, случайно проломили гроб и увидели «…остов человека, голова которого покоилась на подушке». В 1936 году над мощами надругались, превратив могилу в общественный туалет. И, оцените! – когда 5 июня 1995 года мои знакомые, тогда ещё семинаристы, зачистили выгребную яму, то на дне обнажился гроб без крышки с обезглавленным скелетом. Знакома тема усечения главы? Конечно, сей обряд не для простых крестьян. Мой духовник никому не позволял сомневаться в покаянном страдании Александра Павловича. Как и в мученичестве его отца.

– Фигуры, что вы сделали главными в духовном пути Александра Благословенного, знаменательны – супруга-императрица, Аракчеев, Фотий. Известно и большее – как накануне отъезда в Таганрог император навестил Александро-Невскую лавру (ничего случайного!) и беседовал там со старцем Алексием… Чем диктовался ваш выбор людей, определивших искупление государя?

– История преображения императора, конечно же, не формат пьесы. История эта требует эпоса, изобильного описания, равного истории возвращения Одиссея на родную Итаку. Странствия по островам протестантской теологии, масонской мистики, православного тайноделанья, с испытаниями от велимудров и простецов… Что вы знаете о «русской партии» в правительствах Елизаветы и Екатерины, Павла, Александра и Николая? На свету Иван Шувалов, Дашкова, Суворов, владыки Инокентий и Филарет, великая княгиня Екатерина Павловна, Салтыков, Шишков, Вязьмитинов, Магницкий… А в пьесе я решил показать тех, кого в этом ряду или искренне не видят, или намеренно игнорируют. И вот на сцене неприметная в тени своего блистательного супруга государыня Елизавета Алексеевна, тыловой генерал и делопроизводитель граф Аракчеев, да за кулисами провинциальный бесогон архимандрит Фотий. То есть, кроме европейски ангажированных партий – французской, прусской и английской, для властителей Российской Империи всегда существовала возможность опереться на своё квасное, национальное. Всегда. Но как часто для этого требовалась беда... Внешняя или внутренняя: война, голод, эпидемия, ересь.

Вот Аракчеев – сколько же грязи вылито на Алексея Андреевича! Какой подлой клеветы ни навалено. А ведь он тот, искомый всеми чудо-чиновник, не взявший за всю свою службу ни одной взятки, отказавшийся по скромности от нескольких орденов и титула генералиссимуса. Хотя именно его стараниями преображённая русская артиллерия разгромила Наполеона, его планированием столь мобильная русская армия не знала нужд во всех компаниях от Швеции до Персии. Православный государев человек – Аракчеев доказательство того, что ответственность качество религиозное. Можно даже пожалеть государей, которым он служил: находиться в постоянном общении с непреклонным ортодоксом – это вам не «советы священника» по радио слушать. Совесть ни минуты не отдыхает.

– Каждый мог бы ответить на вопрос, отчего обращение Александра куда важнее ухода римского Диоклетиана к своей капусте: христианские смыслы куда боле возвышенны, но здесь мы имеем дело именно с искуплением царя, его схождением в народ, иным ликом, Преображением. Даже для атеиста эта вторая, посмертная жизнь – ещё и образец верности долгу вне зависимости от звания, родовой судьбы. А как на этот вопрос отвечаете вы?

– Да, именно так, как вы сказали: новая жизнь! Поступок Государя – не уход в небытие, а переход в иную жизнь. Именно с преображением.

Долгим и трудным, очень трудным обретением фаворского освещения. Ведь когда на Фаворе ученики услышали из облака «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение, Его слушайте», они пали в ужасе на свои лица. Ужас их был в том, что они не готовы были слушать, слушаться. То есть, полностью отказаться от своеволия. И осознав свою неготовность к послушанию, ученики ужаснулись неполноте своей любви к Учителю. А здесь государь поднялся «со своего лица» и перешагнул через свой страх перед народом.

Величие этого подвига очень трудно понять народу, оценить из народа. Но хотя бы задумаемся: может ли кто-то из так называемой элиты не бояться народа? И может ли этот кто-то преодолеть свой страх, то есть признать его, страх, свидетельством своей нелюбви к народу? Ведь здесь речь совсем не о том, чтобы отказаться от охраны, от пятиметрового забора и счёта на карточке, нет!

Преодолеть свой страх – значит открыться, распахнуться сердцем и постоянно, через усталость и брезгливость, понуждать себя слушать, слушать, слушать народ… чтобы начать слышать.

– Покоряющая красота предания о Феодоре Козьмиче состоит в том, что вектор «обнуления царского достоинства» прямо обратен самозванчеству, от которого так устали и в период казацких бунтов, и в Смуту. «Бит плетьми за отказ открыть происхождение» – это почти Пётр Первый, одевавший «простое платье» и сидевший в тавернах, слушая, что говорят матросы и ремесленники, но Пётр не маскарадный, возвращающийся во дворец, а тот самый, что «на троне был работник». Только труд Феодора Козьмича – духовный. Так ли следует понимать?

– Духовный труд – аскеза, несение скорбей, страданий, клевет. Вот Сиддхартха Гаутама не смог «обнулить своё царское достоинство», не ушёл безвестно в пещеры. И умер в окружении поклонников, объевшись свининой. Не знаю, насколько я смог раскрыть в пьесе, объяснить через диалог Феодора Козмича и Гавриила Батенькова то, что я сам не так давно понял, уразумел у Достоевского благодаря Михаилу Михайловичу Дунаеву и Татьяне Александровне Касаткиной. Это мысль, точнее даже учение Достоевского, личным опытом выношенное им учение о том, что покаяние – прекрасный, богоугодный порыв, но оно не изменит человека, не преобразит его сознания, если не сопроводится страданием, добровольным и пространным страданием. Для Фёдора Михайловича его каторга стала таковой очистительной аскезой, преобразовательной мукой, которую он после прописал Раскольникову и Мите Карамазову для их спасения.

Вот и государь Александр Павлович, подумать только: почти сорок лет скорбей! Это ведь не просто перетерпеть плети, это какие же после того сомнения перенести, какие соблазны на отступничество, на раскаянье в совершённом поступке пришлось ему пережить. Не знаю, грех ли сравнивать, но Иов столько не вытерпел…

– «Их либерализм – безразличие к добру и злу», роняете вы между прочим. Россия гибла тогда и гибнет сейчас, отходя от строгого ригоризма Триады, пытаясь «веяниями» заменить истины в вершинах и пропастях духа. Как же отнестись к посланию, заключённому в пьесе? Устав от власти, измучившись ею, следуй за Господом? Возможно ли подобное сегодня?

– Никогда такое не было возможно. Но, это «человекам это невозможно, Богу же возможно всё». И богатый может быть спасён.

Вообще, вы несколько неловко выразились: «устав, следуй за Господом». На Голгофу не усталый, наоборот, алчущий и жаждущий восходит. А усталость – она как раз сигнал, подсказка о том, что живёшь ты не своей жизнью. Не по промыслу о тебе. Отсюда и утомляемость раньше сна, и разочарование прежде финала, пофигизм и уныние, депрессия осиновая. Как же: время идёт, время летит – твоё, тебе отпущенное, необратимо бесценное, а ты всё никак не делаешь того, для чего родился. Суета вокруг, пустота всё, мишура – воронка уныния. И, кажется, уже не выплыть.

Однако «Богу же возможно всё», и если ты только решился, только ещё решил, что ты хочешь быть с Богом, ты хочешь быть в Боге, ты – для Бога, то твоя жизнь ответно переполнится смыслом непременно. Какая усталость? Какая депрессия? Радость, радость! Ты только пожелай, отчаянно попроси, дерзко помоли о жизни в промысле, о промыслительной жизни. Как вам такое послание пьесы – приказ «Войди в радость Господа своего!». Не призыв, а – приказ.

– Насколько важно для вас изображение в пьесе сибирского характера – ярого, дотошного, доискивающегося до всякой правды и ненавидящего всякое от неё уклонение? Каков этот характер теперь?

– Чехова в Сибири поначалу раздражало правдоискательство местных ямщиков, купцов, лодочников. Лучше бы клопов потравили. Потом привык. И к клопам тоже. И его стало раздражать то, как ссыльные об этой самой правде не поминают.

Перфекционизм сибиряков – свойство, приобретаемое отбором выживания: нельзя не доготовить дров, не докосить сена, не досмолить лодку. Не доглядеть за скотинкой. За все «не до» – смерть. И человек, не умеющий поделиться в пустом зимовье пусть даже последними сухарями с неведомым странником, убийца. Как и не выполнивший обещанного.

Но не всё так принудительно. Сибирь – полнота, изобильность и красота, а красота сила целебная. Всё, что есть в прибывшем за Урал по или против воли, всё что есть в нём чистое, искреннее, добродетельное, пусть до того загнанное, задавленное, зашуганное, в этой полной красоте откроется, распустится и процветёт обязательно.

Обожаю цитировать князя Трубецкого: «Я убежден, что если бы я не испытал жесткой превратности судьбы и шёл бы без препятствий блестящим путем, мне предстоявшим, то со временем сделался бы недостоин милостей Божьих и утратил бы истинное достоинство человека».

А это Беляев: «Ссылка наша целым обществом... была, так сказать, чудесною, умственною школою как в нравственном, умственном, так и в религиозном и философическом отношениях. Если б мне теперь предложили вместо этой ссылки какое-нибудь блестящее в то время положение, то я бы предпочел эту ссылку. Тогда, может быть, по суетности я бы поддался искушению и избрал другое, которое было бы для меня гибельно».

– Без Пушкина эпоха непредставима, и вы не смогли без него. Он не выходит на сцену, хотя все были бы рады лишний раз его видеть. И всё же – выходит. «Бахчисарайским фонтаном», «Цыганами» и всем своим ранним пафосом свободолюбия и свободомыслия. Государыня советует государю – приблизь, поясни ему, что значишь, и лучшее и талантливейшее будет служить стране, её славе. Мудры ли настолько ныне власть предержащие?

– Так то и была «эпоха Пушкина»! Но невозможно ту эпоху представить без Александра Павловича, без Шишкова, Воронцова, Ермолова, Карамзина, Крылова, митрополита Филарета. Счастье Александра Сергеевича в том, что он взрослел, его гений вырастал под присмотром, при участии мудрецов. Сам бы он со своим талантом не справился. Страшно подумать, как часто он оказывался на краю пропасти.

Тема «поэт и царь», где царь равен царству, на примере пушкинской судьбы тоже ждёт своего Гомера, да простят меня Модзалевский, Цявловский, Томашевский, Скабичевский, Аненков, Тыркова-Вильямс, Оксман, Лотман и все-все пушкинисты, но здесь, в этой теме Александр Сергеевич не главный. «Золотой век русской литературы», равно живописи и музыки, как и другие вспышки, протуберанцы нашего общенационального творчества, есть синергийные свидетельства периодов церковно-государственной симфонии. Это особые периоды благодатного схождения на Россию, когда каждый в отдельности носитель таланта может и не дотягивать до нравственных требований праведности, до необходимой чистоты восприятия даров Духа Святаго, но есть некое соборное состояние, единение призывом к этой чистоте и праведности, совокупная устремлённость, которая принимается Богом. Именно в эти моменты нация получает матричные образцы культуры на следующую эпоху. Эпоху между Пушкиными.

Конечно, в идеале церковно-государственная симфония – это когда и царь праведник, и патриарх старец. Но то в идеале. А тут мы щёки надуваем: это наш национальный гений Гоголь, это наш народный гений Глинка, наш гений Венецианов… а подумать бы: где-то в Сибири царь-старец молится о России. И все наши гении – Божья милость, вымоленная такими невидимыми святыми.

– Старчество не смогла побороть и Советская власть. При сломленных и почти выкорчеванных из народной жизни церковных институтах люди продолжали верить, что ещё при жизни возможна и мудрость, и прозорливость, и отдание жизненно важного совета от человека особенно чистой жизни. Значит, старчество поистине бессмертно, и ему ничто и никогда не грозило и не грозит?

– В конце прошлого века я несколько лет писал исторические портреты русских святых. Не иконы, а именно портреты, есть такое определение для прицерковного художества – «благочестивая живопись», вот в этой манере. В результате получилась выставка в сорок работ. Тогда-то, по ходу собирания житийный материалов, проследил закономерность: когда государство наше набирало мощь, раздувалось силой и величием, Господь делал видимыми, прославлял каких-то пустынников, каких-то юродивых, шорников да солдат-инвалидов. А когда, наоборот, всё рушилось, города вымирали от холеры, когда иезуиты кощунствовали в Кремле, тогда являлись миру святые князья и патриархи.

Конечно святые всегда среди нас, всегда с нами, они и сейчас наши современники. Но почему они невидимы? Вот ушла в лучший мир, оставила нас целая плеяда молитвенников, причём так разом, в несколько лет, что холодит спину ощущение – в Церкви ноне место старцев заняли какие-то очень цивилизованные, очень теологичные телевизионные поп-звёзды и ютуб-проповедники. Но на самом деле это с нашим зрением что-то не так, это нам что-то мешает увидеть святых. Имеем глаза, но…

– В Завидове мне показывали сень, под которой везли тело императора в Москву, – поистине величественное творение, назначение которого скрыли от Советской власти чрезвычайно просто: надпись замазали краской. Потом надпись открылась… Стоя рядом с сенью, я соотнёсся с ней и каким-то неведомым способом ощутил, что она декоративна. Удивительное чувство упокоения без оного: строгий шрифт словно бы нашёптывал – «Успокойтесь и не отчаивайтесь! Тот, кто правил вами, исчез, но лишь на время. Нет никакого «навсегда», если истинно веруете». Верно ли чувствуется?

– О чём вы спрашиваете? И кого? Верно абсолютно. Совершенно. Безусловно.

– Центральная идея пьесы – о нефилимах, ненасытных великанах, уничтоженных Потопом. Намекаете на мировую олигархию? В чём же пророчество о русском духе – в том ли, что свершается он исключительно при Господней воле? Или, может статься, в том, что ждали и ждут нас, как и двести лет назад, и великие потрясения и великие же преображения подвижников?

– Насчёт центральной идеи – вряд ли. Но да, из центральных: нефилимы действительно уже здесь, рядом, перед нами. Называйте их олигархами, синдикатами, транснациональными корпорациями, хозяевами денег или мировым правительством. Это не важно, важно – они уже здесь и уже жрут всё и вся, и нет предела их алчности: безнравственность не насытишь. С ними не договоришься – нефилимы не говорят, не мыслят как люди словами, они вычисляют, исчисляют, просчитывают, их речь – цифры, их сознание – софт. Их образы – схемы. И с ними не сразишься в открытом бою – они великаны, сыны падших ангелов, сильны как бегемоты, а «кто подобен зверю сему?» – они победят все армии всех государств и пожрут побеждённых.

Так что вопрос о новом, теперь уже огненном потопе бессмыслен. Как без него остановить нефилимов? Другое дело: станет ли Россия новым ковчегом? Вот я и попытался привести пример из нашей истории, пример русского Ноя – властителя, чьё христоподражательство в своё время искупило грехи Отечества. Пусть не все, пусть не насовсем.

 

Комментарии

Комментарий #26177 29.10.2020 в 13:40

Беседа серьёзная. Информативная. Поднимает вопросы веры и нравственности.
Современное звучание.