Артём ПОПОВ. ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ. О прозе Анастасии Астафьевой
Артём ПОПОВ
ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ
О прозе Анастасии Астафьевой
Отличный пример, почему стоит брать в руки бумажные книги: из-за обложки, которую хочется долго рассматривать. Я о книге «Для особого случая»* Анастасии Астафьевой. На обложке художника Анны Самсоновой – мужик в деревенском пиджаке и старомодной кепке, обликом чем-то похожий на Василия Макаровича Шукшина. В руках он держит ножницы, что-то старательно вырезает, рядом рыжий котище. Ну, впрямь один из чудиков! Настраиваюсь на чтение…
В Анастасии Астафьевой к большой радости нашёл ещё одну родственную душу, пишущую о современной деревне. «Для особого случая» – сборник рассказов о простых деревенских людях, живущих своей трудной жизнью. «Трудная» – ещё мягко сказано. Порой она кажется невыносимой. Но в один день или даже час меняется многое, и жизнь уже делится на «до» и «после». Вот о таких судьбоносных случаях книга Анастасии Астафьевой. Эти истории оказывается под писательским, а значит, и читательским микроскопом.
Во всех рассказах достоверно выписаны психологические и бытовые детали, что, несомненно, качество настоящей прозы. Читаю и ловлю себя на мысли, что «вот точно так и у меня было». В детстве дома тоже просили чек после моего похода в магазин («Не выбросил хоть?»), когда я что-то покупал дорогое и, как казалось взрослым, ненужное. Значит, можно сдать обратно в магазин. Но злополучный чек я предусмотрительно выкидывал… Это я про эпизод в рассказе «Для особого случая», давший название всему сборнику. Пожалуй, самый сильный рассказ, самый яркий характер героини – доярки Маши, которую отправляли чуть ли не всей деревней получать заслуженную медаль в Кремль к самому президенту. Но, как оказалось, ехать-то женщине не в чем. Надо покупать наряд «для особого случая». Но на что? Доярке придётся два месяца копить деньги, не есть не пить, чтобы купить понравившееся платье… Этот и следующий рассказ цепляет и не даёт отложить книгу, пока не прочитаешь всю до конца. Такой крючок: дальше – больше. В сборниках важна последовательность рассказов, внутренняя композиция. В случае с книгой Анастасии Астафьевой хочется, чтобы она не заканчивалась. Вообще, пересказывать сюжеты – дело неблагодарное, лучше прочитать самим.
Герои Астафьевой неоднозначные, сложные, как сама жизнь, их нельзя отнести к отрицательным или положительным персонажам. Вот, например, профессор Александр Александрович, который зачем-то переезжает из города жить в деревню (и прозвище получает здесь попроще – Саня-Саня), влюбляется в совсем юную цыганку Алинку (рассказ «Дом»). Покупает (!) у родителей будущую невесту за сто тысяч и готов ждать хоть десять лет… Жалко его, а девушке каково? Жалость – это ведь хорошо. В наши дни отброшенное на обочину свойство души…
Не буду анализировать, как сделаны рассказы, «плотность» изложения: на одной страничке могут промелькнуть события нескольких месяцев или даже лет. При этом у Анастасии Астафьевой всё органично, логично. Благодаря такому повествованию характеры показаны в развитии, что важно. Автор оставляет читателю пространство и для размышления, открытые финалы.
Очень хороши подробные описания героев: «…тронула руку, такую тёплую, родную, со знакомыми синими прожилками и коричневыми старческими пятнышками, такую дорогую…».
Давно сказано: литература – это прежде всего язык. Читаешь Анастасию Астафьеву и получаешь истинное удовольствие, слышишь и видишь героев: «Окстись! – отмахнулась Галина». Интересно, что авторская речь тоже насыщенна этими яркими словами: «Тоска скрутила душу, и всё показалось зряшным». Язык образный, живой, настоящий. Иначе и быть не может: если писать о народе, то народным языком, там, где никак, и крепкое словцо для пущей убедительности можно ввернуть.
Безусловно, книга имеет психотерапевтический эффект. Прочитаешь о чужих проблемах – и станет чуточку легче. Об этом говорится в конце рассказа «Слеза Кабирии»: «Ведь люди приходят в цирк за радостью и чудесами. Зачем им чьи-то печали и беды? Если они хотят забыть о своих, хотя бы на пару часов?». «Цирк» в нашем случае – книга. И чудеса там тоже происходят.
Но вернусь к обложке. Как мне объяснила знакомая из деревни, оказывается, на рисунке мужчина ножницами режет зелёный лук. И сразу представилось: ножницы старые, скрипучие, но острые. Лук – любимая летняя еда, а если ещё и со сметанкой… Эх, поесть бы сейчас! Как нарежешь лук, такой и будет вкус: помельче – один вкус, покрупнее – другой. Такая и проза у Анастасии «вкусная» получилась.
Безусловно, эта книга – продолжение лучших традиций «деревенской прозы», заложенных Василием Беловым, Валентином Распутиным, Фёдором Абрамовым.
Названия большинства рассказов не рекламные, «не продажные» – «Непутёвый», «Измена», «Дом», «Живёт моя отрада». Они не рассчитаны завлечь красивой обёрткой: всё главное скрыто внутри, часто в самом финале. «Особый случай» – предельно реалистическая, но не натуралистическая и не чернушная малая проза. Смакования бед российского народа сейчас предостаточно. Да, это не столичный глянцевый роман с претензией на модные всероссийские премии, но, уверен, новая книга Анастасии Астафьевой завоюет гораздо большее – признание читателей.
-----------------------------------------------------------------------------
* Астафьева А.В. Для особого случая: Рассказы. Вологда, 2020. 161 с.
А Вам спасибо за добрые слова! Возьмите в руки книгу Анастасии Астафьевой - окажетесь будто в деревне и останется "послевкусие".
С уважением,
Артём Попов
Спасибо за рецензию. Тема деревни близка многим. Захотелось познакомиться с этой книгой Анастасии Астафьевой