ПОЭЗИЯ / Тимур ЗУЛЬФИКАРОВ. ТРУС. Православное песнопение
Тимур ЗУЛЬФИКАРОВ

Тимур ЗУЛЬФИКАРОВ. ТРУС. Православное песнопение


Тимур ЗУЛЬФИКАРОВ

ТРУС

Милые друзья!
В далёких таджикских горах
Мне являются Православные Русские Песнопенья...
Может быть, Овидию Назону так грезился Рим...

Такие времена стоят окрест,

Что всякий алчет быть Христом,

Минуя Крест…

Господь!
Я был… я уповал на чудо в Гефсиманском саду…
И все меня предали ночью бессонной…
И вновь рыбарями, дрожащими в ветхозаветном страхе,
Явились былые апостолы Божьи…

Потом я пошёл
По Via Dolorosa
С Крестом…
И жертвенно
Крест мой понёс незнакомый прохожий…

О, Боже!..
За что же даёшь Ты...
Такому, как я, ничтожному?..

О, Боже!..


Потом я увидел Голгофу…

И Три Креста…

Ещё не затронутых…

Не окровавленных…

Незаселённых…
 

И легионеров с дремуче пахучим и душным смертельным иссопом…
И тут сокрушился… подломился… споткнулся навек я…

Словно подрубленный тремя топорами-крестами 

Испуганный кедр иль покладистый тополь…

Да…
 

И меня потащили… повлекли… понесли на Крест…
Уже не готового к нему…

Уже мёртвого…

Господь!..
Воскресают ль такие в Твоём Царствии Божьем?..
Иль остаются дрожащими вечными трусами…

Вечно усопшими
За три шага…
За три вздоха

До Бессмертной Сладчайшей Голгофы…

О, Боже…

Да!..
Страшно!..
Коль таким становится Народ...
Народ, глядящий в землю, где чернь и червь...
А не в Небеса, где ангелы
И Бог... 

 

Комментарии

Комментарий #28902 18.08.2021 в 10:44

В предыдущей публикации Тимура Зульфикарова, в поэме "Белая Рубаха Пересвета-монаха", посвящённой отцу Димитрию Смирнову дважды возникает образ века труса-пьяницы:

Ах, русский брат мой сонный… теплохладный…
Ах, человече XXI века… Века труса-пьяницы…
.....
Ах, русский брат мой XXI века…
Века труса-пьяницы…

И случайно ли, что поэма "Трус" следует за песнопением, где образ уже раскрыт?..
Насколько же нелепы тут домыслы о Христе...
Владимир Крупин написал: "Это молитва. Быть Христом, минуя Крест, нельзя" (комментарий 26213).
Вот в том, наверно же, и мысль поэмы, в заголовок которой вынесен ключевой образ - образ "века труса-пьяницы": для России - быть со Христом, минуя Крест, нельзя. Образ масштабнее, чем единичная личность.
Да и не только для России...
ММ

Комментарий #26220 03.11.2020 в 22:05

Очередной шедевр уважаемого дервиша Тимура. Песнопевного сладкоголосого! Правда сквозь каждую восклицательную точку, букву, правда между строк, под строками. Соловьи и те примолкли, опустив свои клювики, дабы напиться, насытиться жаром и негой стихов Тимура - благословенного
СВЕТЛАНА ЛЕОНТЬЕВА

Комментарий #26216 03.11.2020 в 15:06

Я сразу понял, что не о самом Христе речь. Как и в толковании уважаемого В.Крупина. Но тут написали, что это "сложная инверсия" и "понять ее могут далеко не все". Решил, что я из этих "не все".

Комментарий #26214 03.11.2020 в 13:48

поддерживаю Владимира Николаевича!
здесь типичное восприятие Христа как только пророка, полностью исключающее Его как Господа!
это -- в первую очередь -- свойственно исламу.
предложенное песнопение, без всякого сомнения, душераздирающее, но никак не православное (да и вообще -- странная это приписка!).
Павел Якуша

Комментарий #26213 03.11.2020 в 08:33

Тут, по высшему смыслу, попытка следовать Христу, повторить его восхождение на Голгофу. И отчаяние, что не получилось и надежда, что даже и такие воскресают в Царствии Божием. Это молитва. Быть Христом, минуя Крест, нельзя. Вот смысл. Владимир Крупин

Комментарий #26208 02.11.2020 в 23:21

ПРЕДЫДУЩЕМУ
Да, вы правы, но сути дела это не меняет.
Тимур Зульфикаров трепетно относится к Священному Писанию. Здесь ни в коем случае не искажение, здесь очень сложная инверсия, понять которую могут далеко не все. Объяснить её очень сложно - она ускользающая. Если кто-то сможет - пожалуйста, пусть попробует. Я же могу только прочувствовать эти даже не полутона, а четвертинки, зацепочки смыслов.
Хотя отталкивался, как и В.К., от неприятия. Надо просто внимательно перечитывать и вдумываться в каждый проявляющийся смысл. Углядеть кончик ариадниной нити.

Комментарий #26207 02.11.2020 в 22:59

Упрек был не в незнании, а в искажении.

Комментарий #26206 02.11.2020 в 20:58

ОТВЕТ #26204-му
Здесь настолько сложная система образов, настолько непростая символика, что вы могли понять неточно, или с точностью до наоборот.
Уж кому как не вам, В.К., знать, насколько тщательно было "прочтено" всей поэзией Зульфикарова Священное Писание.
И упрекать его в незнании не стоит.
Попробуйте войти в систему этого стиха. Хотя вам это может быть недоступно...

Комментарий #26204 02.11.2020 в 19:31

Тимур, нельзя искажать Священое Писание. Нельзя же так: "повлекли. .. неготового ко Кресту...уже мёртвого". В К