Александр БАЛТИН. ПОДЛИННЫЙ ПРАЗДНИК НОЯБРЯ. Размышления, приправленные ностальгией
Александр БАЛТИН
ПОДЛИННЫЙ ПРАЗДНИК НОЯБРЯ
Размышления, приправленные ностальгией
Сейчас – сто лет спустя, едва ли кто поставит под сомнение, что события 1917 года, разжалованные из революции в переворот, были одними из важнейших – если не самым важными – в недрах века; особенно это ясно после почти тридцатилетия новой жизни, когда в России, как сказал поэт:
Стала жизнь у нас хороша –
Изобильна, пестра – кроме шуток.
Только там, где была душа,
Триумфально воссел желудок.
Значение 17 года – после многоцветного, ярого шума двадцатого столетия – делается очевидным тем ярче, чем сильнее захлёстывает русский мир тотальное неравенство, сальная пошлость, железная жажда наживы, наждачная ложь, грубо обрабатывающая умы; когда количество самоубийств зашкаливает, а злоупотребление «сладкими» ядами земными (алкоголем, наркотиками) становится просто логичным…
Так стоило ли отменять пресловутое 7 Ноября, превращать его из праздника многих поколений в заурядный будничный день?
Замечательно звучит предложенная альтернатива: День народного единства – 4 ноября.
Действительно важная дата – освобождение Москвы от польских интервентов.
Настолько же важная, насколько и искусственная – кто помнит школьную историю?
Кто сходу, не задумываясь, ответит – что случилось в этот день в 1612 году?
Вероятно, тогдашние люди, каких мы, весьма отличаясь даже от людей девяностых годов двадцатого столетия, едва ли представляем, ликовали и действительно испытывали некое подобие единства.
Но о каком единстве можно говорить теперь?
Миллионеров и нищих (даже в том варианте, когда нищенство является доходным бизнесом)? Учёных, выброшенных из позакрывавшихся НИИ, и шустрых банковских клерков? Людей на мерседесах и людей на инвалидных колясках?
Единства нет даже внутри профессиональных цехов: скажем, поэт из провинции вряд ли найдёт общий язык с московским тусовочным персонажем, кочующим с одного перформанса на другой…
Так что не единство у нас – а полная атомизация общества…
Так что 7 Ноября более тянуло на единение народа – в конце концов, революция была последним мощным, кровавым, страшным рывком к действительно всеобщему счастью, и – через это – к тотальному ощущению всеобщности, когда всем есть дело до всех.
Зря сделана праздничная рокировка.
Не станет четвёртое ноября днём, любимым народом, – так, лишний выходной.
Дополнительный повод выпить.
***
Одни едят грубо обструганными деревянными ложками, другие – ложками из металла, некрасивыми и не слишком удобными, и только немногие – дорогими, серебряными, не уступающими ювелирным украшениям.
Мелочь?
Разумеется, но в ней, как в призме, сконцентрирована степень несправедливости общества: ибо и те, кто едят деревянными ложками, хотят себе немного счастья: в том числе света грамоты, знания, и чего-то более высокого, чем еда, питие, сон…
17-ый год был последним глобальным человеческим рывком к справедливости: которой никогда не бывает, о какой мечтается, как о драгоценном пристанище всеобщего благоденствия.
Событие, сопровождавшееся огромным кровопролитием?
Конечно, но – как это ни страшно – назовите хоть какое-нибудь значительное человеческое событие, не сопровождавшееся потоками крови.
Реформация?
Французская революция?
Британские колониальные захваты? – а ведь высокий материальный уровень жизни, к примеру, Канады, Австралии, Новой Зеландии есть следствие оных…
Это не оправдывает кровь: но по-другому люди не могут…
Глобальные достижения человечества связаны с последствиями революции (нагло именуемой переворотом в последние годы), и даже перечислять их нелепо: от всеобщей грамотности до полётов в космос, от индустриализации России до значительных достижениях во всех культурных областях…
Отменять праздник поколений – так же нелепо, как, скажем, французам представлять Робеспьера добреньким мечтателем, приходящим в ужас от самой возможности казни…
Тем не менее, праздник отменён, достижения осмеяны, а в качестве альтернативы предложен мир торгашей: в образах героев.
Вам нравится сие?
Если да – вероятно, у вас искажённая ценностная шкала…
***
Двадцатый век, немало приблизив звёзды к человеческому мировосприятию, и глыб наворотил немало: тяжёлых, громоздких…
…Достаточно перечитать «Тупейного художника» – страшный шедевр Николая Лескова, – чтобы понять, что революция была в России настолько же необходимой, насколько естественной – немыслимые взаимоотношения, торжествовавшие большую часть девятнадцатого века, ни к чему другому привести не могли.
И долго зревший нарыв, включивший в себя избыточно гноя жирования одних и нищеты других, формальной косности церкви, тяжёлой темноты крестьянства, невозможности получения знаний большинством, просто свинцовыми условиями существования оного же большинства прорвался: естественно с избыточной кровью.
Никакое великое движение человечества не обходится без неё: что не оправдывает, разумеется, её пролитие.
Тем не менее, революция семнадцатого года, совершенно несправедливо переименованная в переворот (они во дворцах бывают! Или в условиях Латинской Америки, где череда диктаторов банальна, как жара!), была последним общечеловеческим рывком к счастью: в том числе быть не просто грамотным – знающим!
Сложным, сверхсложным рывком – с массою нелепицы, жестокости, абсурдных решений, дурости властей; но – именно таковым, и к блестящим результатам приведшим.
Бессмысленно перечислять всё значительное, свершённое за годы Советской власти: от космического прорыва до победы в войне, от высочайших явлений в искусстве (во всех видах искусств) до серьёзных открытий в фундаментальной науке, от бессчётного количества бесплатных детских кружков с высоким уровнем преподавания до сиятельных вершин спорта…
Как-то и продуктовый и вещевой дефицит, и партийный диктат бледнеют на этом фоне…
Да и попытки припомнить серьёзные достижения в каких-либо областях человеческого делания за последние тридцать лет упираются в растерянное блеяние… Разве что по числу миллиардеров всех переплюнули: что едва ли относится к высотам человеческого духа.
Так, что отмена 7 Ноября как праздника поколений сродни попытке отрицать жизнь собственных бабушки с дедушкой: мол, я и так бы появился…
Квадратная глупость.
***
Детектив, упакованный в форму лирической комедии: раскрывается в который раз книга фильма «Берегись автомобиля», и захватывает, как всегда так, что не оторваться.
У лучших советских комедий, которых создано немало, была невероятная, нигде больше в мире не встречающаяся особенность: они снижали уровень общечеловеческой агрессии, настраивая зрителя на такую волну, живя на которой ничего плохого не сделаешь – в течение какого-то времени, по крайней мере…
Учитывая, что общий, глобальный мир захлёбывается в «плохости», комедии эти и теперь обладают терапевтическим эффектом, особенно важным в насквозь пропитанной цинизмом, прагматизмом, эгоизмом, хладнокровным делячеством современности.
Это не говоря о высочайшем кинематографическом мастерстве: режиссуре, искусстве монтажа, композиции кадра, выверенной до миллиметра актёрской игре.
«Здравствуйте, я ваша тётя!» заражала весёлостью, осветляющей душу…
Как тонко психологически нюансирован «Служебный роман»!
Как последовательно, хотя и парадоксально развиваются серебряные нити человеческих отношений: утончаясь, приводя к разным открытиям…
«О бедном гусаре…» стоит замолвить слово хотя бы потому, что это будет слово правды: и произнесено оно будет красиво.
Долго можно перечислять.
Антиутопия «Кин-дза-дза» становится вдвойне актуальной в наши дни, когда большинство из нас рискует оказаться в роли пацаков.
Кино никогда не давало таких шедевров, как Гулливер или Дон Кихот; оно менее всеобъемлюще, нежели литература, и никакая (практически) экранизация изначально не может соответствовать литературному шедевру: язык экранизировать нельзя; но советские комедии в чём-то были адекватны значительным книгам: их интеллектуальная и эмоциональная насыщенность поднимались на высочайший уровень.
Плюс – уже сказанное про агрессию…
НА КОММЕНТАРИЙ #26263
А-а, ну да! Логика железная и очень убедительная - далеко пойдёте.))))))))
Например, мне всегда казалось, что песня, где слова "а нам все равно" - деструктивная.
ПРЕДЫДУЩЕМУ
Поделитесь своим НЕфантазёрством. Что нужно делать искусству, какой "определённый напев" заводить? в какой песне? чтобы сломать ход тех мировых (и российских) "перемен", которые интенсивно происходят с конца XX века и по сей день.
Культовые советские фильмы и подготовили те "перемены", которые полным ходом были запущены еще в конце 80-х. У людей мыслительные способности были искажены всем этим фантазерством под определенный напев.