Виктор ПЕТРОВ
«Дон», №1-3, 2014
Журнал «Дон», имея ростовскую регистрацию, не признаёт местничества в литературе и отдаёт свои страницы авторам отовсюду, словно принимает их тем самым в донские казаки. Важен и первостепенен художественный строй произведения, степень талантливости автора.
Зачин номера – горячие строки новосибирца Владимира Берязева из его подборки «Пламя в горсти»:
Хромая свобода
кричит в инвалидной коляске
кровавое «Геть!»,
во славу народа
срывая посмертные маски,
сквозь траура медь...
Поэт уверен в незыблемости неба, «где Божии звёзды на тверди любовью – равны…», но для этого требуется – и он готов выйти «на труд и на битву»:
…по благословенью лишь,
к Сергию став на молитву,
дружиной – не врозь...
Своеобразным продолжением заявленной темы можно считать помещённый под регулярной рубрикой «Российский рассказ» вслед за стихами прямо-таки оруэлловский текст, но с обратным знаком, московского прозаика Вячеслава Сухнева «Обетованная земля». Автор даёт свой взгляд на будущее европейских государств, в том числе и Украины… По сюжету простые граждане неблагополучных, захиревших стран спят и видят себя в Российской Конфедерации, всеми правдами и неправдами стремясь туда на заработки. Утопия? Но кто знает…
Определёнен в своих пристрастиях русский поэт из Минска Анатолий Аврутин (цикл «И стоял человек у дороги»), чья душа изранена распадом общего. И эту рану уже не зарубцевать, как не избыть мучительных страданий всё понимающего сердца.
Время бесовское… Сняты портреты…
Где же вы нынче – вожди и поэты?
Недругам льётся елей.
О, воспевание лжи и увечий!
Разве воспетый порок человечий
Сделает души светлей?
«Пастушья сумка» – повесть Игоря Изборцева из Пскова. Автор поначалу описывает, казалось бы, незатейливую жизнь, но затем делает фантасмагорический поворот, и читатель погружается в странный мир, не только сопереживая, а и порой перевоплощаясь в того или иного героя. Только святая вера спасает человека, ведёт его к очищению, к Богу. Успех повести определяет как знание предмета, так и литературная искушённость прозаика.
Нет нужды представлять Марину Кудимову, присутствие которой ощутимо в современной поэзии. Она исповедует соединённость оригинального содержания с довольно резкой подчас формой стиха. Кудимовское стихоизложение узнаваемо – притягивает глаз, бередит душу. Поэт верен себе и в журнальной подборке «Неотцепляемый вагон», где говорит о своей неотделённости от оказавшихся рядом с ней в «мятежной очереди»:
И – со всеобщим выраженьем –
Я обеспечена служеньем,
В круговорот вовлечена
И лишь отдельного изданья
За совокупное страданье,
За соучастье лишена.
Действие романа воронежца Ивана Евсеенко «Разрыв» происходит то в сегодняшней России, то на Украине, что, разумеется, и автор, и редакции не приурочивали «к моменту». Просто Евсеенко есть Евсеенко, и в его русской прозе почти всегда сказываются черниговские корни, что, кстати, идёт ей только на пользу. Романное полотно даёт возможность показать характеры персонажей в развитии. Казалось бы, простая житейская ситуация оборачивается острой коллизией… Всё это двигает повествование, держит читателя в напряжении.
Традиционная для «Дона» рубрика «Наш Шолохов» поставлена над эссе Аршака Тер-Маркарьяна «Запомнилось на всю жизнь». Литературное становление автора проходило на Дону, откуда он и отправился покорять столицу. В материале тепло рассказывается о впечатляющих встречах с М.А. Шолоховым.