КРИТИКА / Эдуард АНАШКИН. В СТОРОНУ ДОБРОТЫ. О детской прозе Светланы Вьюгиной
Эдуард АНАШКИН

Эдуард АНАШКИН. В СТОРОНУ ДОБРОТЫ. О детской прозе Светланы Вьюгиной

 

Эдуард АНАШКИН

В СТОРОНУ ДОБРОТЫ

О детской прозе Светланы Вьюгиной

 

Однажды её встретил в коридоре Правления Союза писателей России известный советский детский поэт и прозаик Георгий Афанасьевич Ладонщиков. Остановил и сказал: «Я читал ваши публикации в газете. Это хорошие, добротные зарисовки о природе и животных… сразу ощущается, что автор – добрый человек. А это очень важно в литературе для детей. Попробуйте писать для детей. Уверен, у вас получится…». И она попробовала… Кто знает, может, если бы не та судьбоносная в творческом смысле встреча, не имели бы сегодня мы в лице Светланы Васильевны Вьюгиной одного из самых добрых и светлых писателей, пишущих для самого «трудного» читателя – для детей.

В чем миссия детского писателя? А в том, что во многом от него зависит не только то, каким вырастет маленький человек, – потому что плохие книги могут испортить нас не меньше, чем плохие друзья, но, скорее, в том, вырастет ли человек читающим, любящим и ценящим книгу, ищущим в хорошей литературе ответы на многие вопросы жизни. Наше нынешнее время не назовешь светлым. Вроде и храмов стало больше, но хамов меньше почему-то не становится. В такое сумеречное время особенно важны доброта и свет, что исходят от страниц книг. В особенности – книг для детей! Не одно поколение испортили «вредные советы» и прочие заходерзости, ведь все мы родом из детства.

Если человеком, который направил Светлану Вьюгину в детскую литературу именно в преддверии того, что скоро этой литературе особенно понадобится свет доброты, был Георгий Ладонщиков, то первым журналом, который отметил приход Вьюгиной в детскую литературу, был знаменитый журнал «Мурзилка». Почин «Мурзилки» в отношении публикаций Светланы Вьюгиной подхватили «Юный натуралист», Веселые картинки», «О, русская земля», «Простоквашино»… От них не отстают и журналы, где печатается литература для взрослых читателей – «Дон», «Русское эхо», «Север», «Балтика», «Подъём»… Даже по названиям журналов видно, насколько широка география публикаций Вьюгиной! А названия ее книг настолько «вкусны», что каждое название ‒ замечательный добрый образ, который питает детскую душу, развивает и неназойливо учит доброте и заботе о ближнем. Вслушайтесь в эти замечательные названия книг – «Конопастик», «Сибирский Валенок», «Рыжий снег», «Черёмуховое крылечко»… И вы словно сами окунетесь в детство, которое является для каждого ребенка тем золотым запасом человеколюбия, согревающим человека всю жизнь.

В творчестве Светланы Вьюгиной, светлой, улыбчивой и скромной женщины, есть ощущение таинства первооткрытия мира и свежесть детского восприятия окружающего. Этому не научат ни в одном литературном институте. С этим надо родиться, ведь это – дар свыше. Вот мнение известного писателя Михаила Годенко о неповторимости вьюгинского литературного почерка:

«Далеко не всем удается так искренне и просто писать для малышей о красоте и сложности нашего бытия, о его многообразии. Каждая мелочь волнует автора, словно впервые увиденная глазами ребенка. Вот на травинку опустился тяжелый жук… А вот на ладонь впрыгнул изумрудный лягушонок – и целый мир отражается в его выпуклых глазах. Кто-то в спешке не заметит, пройдет мимо, а то и раздавит. А у писательницы из каждой такой встречи рождается рассказ. Вроде бы легко и просто написано, никаких «художественных ухищрений», а так и видишь перед собой тихий деревенский пейзаж, любопытную птицу или лесного зверя, чувствуешь тепло деревянного крылечка или горьковатый запах черёмухи. А все дело – в особом чувстве слова… Рассказывая о природе, писательница на самом деле говорит о людях, какие они: добрые, отзывчивые, внимательные или, наоборот, злые, равнодушные, бестактные. Светлана Васильевна живет в Москве – городе шумном, переполненном людьми и машинами. Но даже здесь, гуляя с любимым псом Диком или спеша по делу, она всегда увидит нечто такое, что остановит ее внимание: умную ворону-москвичку, первые жёлтые цветочки мать-и-мачехи или только что прилетевших селезня и уточку на городском пруду. А уж сколько радостных событий ждет летом на даче! Здесь и добрые соседи, и своенравная корова Зозуля, и деревенские собаки, кошки, куры. Думаю, вы с удовольствием познакомитесь и с юными героями рассказов: Вовой, Ваней, Машей – и подружитесь с их домашними питомцами: попугайчиком Ромой, щенком Диком, филином Угошей и другими…».

Вот уже много лет ни одно литературное событие в курском соловьином крае (это малая родина ее покойного мужа – писателя Ивана Тертычного), не обходится без участия Светланы Вьюгиной. Литературные праздники на родине предков Вьюгиной в Судже, встречи с земляками покойного супруга-писателя в Обоянском районе, международный фестиваль литературы и искусства славянского порубежья в Курске, книжная ярмарка, съезды курских литераторов… Однако особая забота Светланы Васильевны – это литературный лицей при Доме литератора. Всякий приезд Вьюгиной в этот лицей означает, что книжные библиотечные собрания ощутимо пополнятся!

Детский писатель Радий Погодин, видимо, с учетом современной российской моды на все японское, считает, что нам не грех поучиться у этой просвещенной нации: «В основу детской литературы полагается доброта. Японцы переводят почти все детское, что издается у нас в России, кроме книжек с уголовщиной и прочими социальными проблемами. Они считают, что каждому возрасту свой напиток: детям – молоко, взрослым – пиво. Но если дети пьют пиво, то взрослые глотают слёзы».

А еще недавно говорили по телефону с одной поэтессой, и речь зашла о премудростях литературного процесса. И собеседница моя сказала мудрую вещь, что мы живем, по сути, в одном доме. Литературном доме! А в доме всякое бывает. Но при этом мы должны понимать, что не все, что говорится и делается на кухне, в спальне и в туалете, должно доноситься до слуха в гостиной. Про детскую комнату поэтесса не упомянула почему-то, а я сразу подумал именно про детскую комнату! Ведь и до слуха в детской далеко не все, что говорится и делается в спальне, туалете и кухне, должно доноситься. Взрослая жизнь непроста и противоречива. Когда в детской комнате слышен мат-перемат, доносящийся из кухни, где взрослые пьют пиво, ничего хорошего дом и семью не ждет.

Но очевидно ведь и то, что ребенок однажды покинет детскую, и ему надо будет жить во взрослом мире. И это налагает на взрослых особенно непростую задачу. Научить ребенка отличать добро от зла. Чтобы присоединяясь к добру – он творил благо для себя и окружающих. Чтобы все его движения души и поступки были в сторону доброты. Чтобы постиг он православную мудрость: «Отойди от зла и тем сотворишь благо». Потому писать для детей очень непросто. А уж писать детей «трудного» возраста – вдвойне трудно. Сюсюканья взрослеющие дети не терпят и недоговоренностей в силу максимализма подросткового не любят.

Об этом думается, когда берёшь в руки новую книгу Светланы Вьюгиной «Волшебное словечко». Книга вышла в московском издательстве «Ихтиос» в 2019 году. Я бы определил ее как книгу для самого непростого читателя – для подростков, которые выходят из золотого детства, пронизанного доверием к миру. И открывают для себя мир взрослый – непростой, трагический, противоречивый. Мир, который требует от них нравственного выбора в самых непростых ситуациях. И тут даже дело не в том, что надо уметь отличать зло от добра. Потому что и зло, и добро – понятия относительные.

До сих пор ведь наше общество расколото отношением к поступку Павлика Морозова, который из-за своих коммунистических убеждений фактически предал отца и близких людей. Хотя, когда вспомнишь, что эти взрослые люди сделали потом с мальчишкой, то как-то отпадает желание осуждать Павлика! Общество спорит на тему нравственной оценки поступка этого мальчика. То ли он предатель, то ли убежденный идейный мальчик? И ответа однозначного на этот вопрос нет! И, похоже, не будет.

В рассказе Светланы Вьюгиной «Папа не пил…» перед подобным выбором – предать или не предать одного самого близкого человека – отца – другому самому близкому человеку – матери – сталкивается девочка, которая примерно возраста Павлика Морозова. Мама отправляет дочку сопровождать папу в магазин, наказывая, чтобы дочь не позволяла отцу выпивать с друзьями. Но у отца свои резоны. Накануне праздника Победы отец, недавний фронтовик, считает обязательным встретиться с друзьями, со многими из которых он прошел трудными дорогами войны. И вот уже дочка сидит в пивной и ждет, пока папа выпьет и поговорит с друзьями. Она не осуждает отца. Хотя, конечно, ситуация ее удручает, она думает, что же скажет потом маме, которая велела ей не позволять отцу выпивать?

В пивной, где ребенку, конечно же, не место, дочка видит фронтовиков-инвалидов на колясках. По росту они, поскольку сидят в колясках, равны девочке. И тут она вдруг осознает, что видит окружающее с их ракурса, как бы их глазами, глазами инвалидов-фронтовиков. Читаешь и думаешь: «Какой же тонкий психолог Светлана Вьюгина! Как филигранно она небольшими деталями могла сказать о таких глубоких философских вещах, о которых иногда и в целой книге сказать не скажешь?».

И вот уже папа, радостный после встречи с друзьями, идет с дочкой домой. А дома мама, увидев, что папа вроде бы слегка навеселе, начинает допытываться у дочери – пил ли папа? Вот тут девочке и приходится сделать выбор, который непрост даже для взрослого человека, а уж для ребенка ‒ тем более. И выбор этот в нравственном отношении даже труднее выбора Павлика Морозова. Потому что сказать правду о папе, значит фактически предать папу. А не сказать правду – значит, обмануть маму. Ребенку приходится делать выбор даже не между добром и злом – как ни были бы  размыты эти понятия в наше время, – ей приходится выбирать между большим и меньшим злом.

Девочка, видевшая фронтовиков и понимающая своего отца не просто как главу семьи, но как защитника родины, для которого фронтовое братство – не просто поход в пивную, твердо говорит маме: «Папа не пил…». И стоит на своем так крепко, как, наверное, в свое время насмерть стоял на рубежах родины отец, защищая свою будущую, еще не родившуюся дочь…

В другом рассказе «Пионер» все дети тоже так или иначе делают свой личный выбор в момент, когда с одноклассника снимают пионерский галстук за то, что он, советский пионер, справлял Пасху вместо того, чтобы собирать металлолом. Видимо, речь идет о том времени, которое можно назвать православным социализмом. Времени 60-70-ых годов, когда вера в коммунизм не мешала советским людям на Пасху красить яйца и печь куличи. Но вот, как видим, некоторые особо идейные из них не дремали, проявляя атеистическую бдительность… Повествование ведется от имени девочки, которая с недоумением примеряет ситуацию на себя, зная, что многие дети едят на Пасху крашеные яйца и помогают маме печь куличи. Девочка, которая могла отмолчаться, как все, делает свой выбор – пытается, пусть неловко, оправдать одноклассника. И все дети, как мы видим из повествования, делают аналогичный выбор ‒ в сторону добра. В противном случае возникла бы ситуация почти библейского смысла – Распни его!

Жаль, что я не работаю в Министерстве образования. А то бы непременно постарался, чтобы рассказы Светланы Вьюгиной стали предметом чтения и темой дискуссий в подростковой среде. Ведь от того нравственного выбора, что сделают наши внуки и дети, зависит не только будущее наших семей, но и будущее страны. Очень бы хотелось, чтобы этот выбор был в сторону доброты.

 

Комментарии

Комментарий #26429 21.11.2020 в 17:45

Спасибо уважаемому автору за умную и дельную статью
Полностью согласен с мнением Виолетты Лещёвой.
Такие добрые, формирующие детскую душу книги, как у Светланы Вьюгиной, нужны нам, пожалуй, как никогда.
Но вот, согласна ли только с нами формирующая издательский процесс культурная псевдоэлита?
В этом вопрос...
Ваш постоянный читатель Алексей Запольский.

Комментарий #26401 20.11.2020 в 18:20

"Жаль, что я не работаю в Министерстве образования. А то бы непременно постарался, чтобы рассказы Светланы Вьюгиной стали предметом чтения и темой дискуссий в подростковой среде. Ведь от того нравственного выбора, что сделают наши внуки и дети, зависит не только будущее наших семей, но и будущее страны. Очень бы хотелось, чтобы этот выбор был в сторону доброты."
Подписываюсь под каждым словом.
С уважением,
Виолетта Лещёва.