ПОЛЕМИКА / Виктор СБИТНЕВ. НАЧИНАЮТ С ПУШКИНА, А ДАЛЬШЕ?.. На злобу дня
Виктор СБИТНЕВ

Виктор СБИТНЕВ. НАЧИНАЮТ С ПУШКИНА, А ДАЛЬШЕ?.. На злобу дня

 

Виктор СБИТНЕВ

НАЧИНАЮТ С ПУШКИНА, А ДАЛЬШЕ?..

На злобу дня

 

После того, как десять дней назад по Центральному телевидению показали документальный фильм Сергея Бравермана «А.С. Пушкин. Разговор о нелепых подозрениях», в информационном пространстве крепчает полемика по поводу мотивов, которые побудили режиссёра снять эту, мягко говоря, эпатажную ленту. Словно вернулись вдруг перестроечные 80-е, и некий смелый новатор (Браверману 76 лет) заставляет всех глянуть на «наше всё» совсем под другим углом.

 Но давайте проясним конкретно: под каким углом и с какой целью? Эти два вопроса следует прояснять прежде всего, когда мы имеем дело с очередными призывами «Сбросить Пушкина с корабля современности!» и «волевыми режиссёрскими решениями заставить Чацкого читать «Во глубине сибирских руд», а Фамусова – грубо домогаться близости с горничными. Прямота и смелость в искусстве – вещь двоякая, ибо прежде всего не столько даёт художнику явные преимущества на старте, сколько утяжеляет груз его ответственности после финиша.

Сначала про это весьма резко написала заведующая пушкинским музеем-квартирой на Мойке, 12 Галина Седова, а затем – и некоторые пушкинисты, в том числе и из Пушкинского дома РАН. И если бы, скажем, доктор наук Седова просто выразила своё несогласие с позицией Бравермана, с, так сказать,  его немотивированной трактовкой «истории дуэли и смерти Поэта», то можно бы было с ней конструктивно спорить, исходя из одних и тех же фактов. Но Седова уличила автора документального фильма в недостоверности используемых им «документов»: Натали Гончарова-Пушкина не могла быть фрейлиной Николая, она не рожала пятого ребёнка и не встречалась с царём в 1837 году, в Царско-сельский лицей не набирали незаконных детей императора, и ни Кюхля, ни Пущин не были незаконными царскими сыновьями,  Натали не рожала от царя детей, все четверо детей Пушкина были чрезвычайно на него похожи, и он их горячо любил, гроб Пушкина не помещали «в сарай под копыта царя Алекандра Первого», к его телу пришли тысячи людей, само тело лежит в Святогорском монастыре, а не догнивает в болотах, Николаю не за что было мстить Пушкину и т.п.

Разумеется, в искусстве встречаются неточности и даже ошибки, но на то, как правило, есть и объективные причины: нехватка документов, куцый список воспоминаний, давность описываемых событий, чрезвычайные обстоятельства (к примеру, война), специфика политической ситуации в стране (жёсткая цензура и т.п.), болезнь художника и т.д. Однако, почти за двести лет, миновавших со времён трагической дуэли, о последних днях Пушкина известно практически всё сколько-нибудь значимое для понимания всех причин, деталей и парадоксов произошедшего. Была ли в этом повинна Натали? Разумеется… Но и сам Пушкин был виноват не менее своей жены-красавицы, учитывая к тому же разницу в их возрасте, огромный жизненный опыт и природную мудрость поэта. Но все, вообще говоря, проясняющие ситуацию вокруг дуэли «Пушкин-Дантес» политические и житейские нюансы Браверманом в фильме не приводятся и внятно не комментируются.

В сущности, основную концепцию ленты заявляет и «документирует» «писательница из Швейцарии Татьяна Карацуба»: Пушкин, как небогатый дворянин первой трети 19 века, был априори обычным рогоносцем, которого даже в лицее дразнили Обезьяной за его неевропейскую внешность и чрезвычайную непоседливость. Его супруга-красавица пользовалась склонностью самого императора, от которого и предпочитала рожать детей. Пушкинское семя, прошу прощения за вульгарность в духе Бравермана, дать жизнь детям в её чреве было не способно! И вообще, учился он в отстойнике для нагулянных ублюдков, «Друзья мои, прекрасен наш союз…» не писал, совокуплялся с крепостными служанками, прекрасно стреляя, зачем-то позволил близорукому и плохо стрелявшему Дантесу нанести ему смертельное ранение,  сам при этом угодив в руку, жениться на Натали его заставили, и сам он неоднократно сетовал, что чрезвычайно несчастлив, и сама погрязшая в разврате Наталья Гончарова после гибели Пушкина вынужденно призналась: «Это я во всём виновата!».

Что задевает особенно всякого русского человека, так это то, что по ходу  фильма Бравермана «А.С. Пушкин…» стихов Пушкина не звучит, несмотря на то, что его поздняя лирика – образец мудрости, философичности и эстетического совершенства. Понятно, на фоне проникновенных стихов – таких, как «Вновь я посетил…» или «Мне грустно, бес… Что делать, Фауст?!» – проходные и суетные тексты Бравермана просто не производили бы на зрителя совершенно никакого впечатления. Поэтому место стихов заняли разного рода блёклые заставки и лица, лица, лица…

В одной из отповедей этому фильму я прочёл о том, что режиссёр рассчитывал на зуд в ладонях у разного рода домохозяек. Не думаю. Более того, уверен в обратном: подобные «творения» обычно делаются по заказу весьма влиятельных «духовников» и хорошо оплачиваются. Ведь мало такой фильм отснять! Надо его ещё и пропустить через «Останкино»! Не рискуя гадать, кто стоит за режиссёром и его коллегами, могу со всей уверенностью констатировать: быть может, главный мотив режиссёрской работы: ИЗМАЗАТЬ РОССИЮ ГРЯЗЬЮ!

Очень подходящий, кстати, момент! Европейская и американская русофобия на подъеме, в Польше, на Украине и вообще в славяно-говорящей Европе дуют антирусские сквозняки. Понимаете, очень удобно не мазать Русь вообще, а для начала сосредоточиться на выдающихся мастерах её словесности, великих носителях русского языка. Сколько раз ни повторяй «Пушкин-Пушкин», жить сытнее и духовней в Урюпинске не станет! А он, на самом деле,  вон какой «гулящий» и «хитрож…», с царями заигрывает, даже бабу свою охотно делит, дружить не умеет, любить не умеет, стрелять не умеет!.. То ли дело французы! Бах и… нету «нашего всё»! 

Кстати, и сегодня точно так же можно! Бах! и нету российского Крыма или Курил, или какого-нибудь приграничного Иван-города. Начнут с Пушкина, а дальше – Толстой с Верещагиным, Мусоргский с Твардовским… Про политиков и государственных деятелей я уж и не говорю. Тут с 80-х годов выжженное поле! Удобряй и сажай любой сорняк… Всё вырастет! И «нелепые подозрения», и преднамеренная ложь!

 

Комментарии

Комментарий #26595 03.12.2020 в 19:04

Карацуба недавно получила украинское гражданство. Этим всё сказано.

Комментарий #26587 02.12.2020 в 23:54

Позор клеветникам! За клевету есть статья в Уголовном Кодексе. Клеветников - наказать!

Комментарий #26581 02.12.2020 в 11:16

Целиком и полностью поддерживаем ваше отношение к возмутительному факту, демонстрации документального фильма на ЦТ. Как могло допустить руководство ЦТ, хотя, сейчас... лишь бы сенсация, раздуть скандал и очернить достойных, идут на всё. Согласна со всеми комментариями под этой статьёй! Поднимайся народ русский против мракобесия и очернения нашей Святыни АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА! За РУСЬ СВЯТУЮ НЕПОБЕДИМУЮ!

Комментарий #26579 02.12.2020 в 10:26

Фильм о Пушкине Бравермана - пасквиль на великую русскую литературу - Пушкин живёт всегда в цивилизации русской!

Комментарий #26571 01.12.2020 в 23:22

Согласен с комментарием #26557

Комментарий #26565 01.12.2020 в 19:54

И.И. Панаев вспоминал:
«Трагическая смерть Пушкина пробудила Петербург от апатии. Весь Петербург всполошился. В городе сделалось необыкновенное движение. На Мойке у Певческого моста (Пушкин жил тогда в первом этаже старинного дома княгини Волконской) не было ни прохода, ни проезда. Толпы народа и экипажи с утра до ночи осаждали дом: извозчиков нанимали, просто говоря: «к Пушкину», и извозчики везли прямо туда. Все классы петербургского народонаселения, даже люди безграмотные, считали как бы своим долгом поклониться телу поэта. Это было уже похоже на народную манифестацию, на очнувшееся вдруг общественное мнение».
Как оно нужно снова, это очнувшееся общественное мнение!
Очнётся ли?..
ММ

Комментарий #26557 01.12.2020 в 13:41

Господи, спаси и сохрани Россию!
Хочется верить, что такие гаденькие деяния наших ненавистников только помогут сплотиться, возродиться духом нам самим. Потому что это в природе русского человека - крепчать духом, собираться с силами, когда его пытаются окончательно раздавить...

Комментарий #26555 01.12.2020 в 11:52

Виктор Елманов
Вспоминаются слова Пушкина по поводу написания им трагедии «Борис Годунов»: «Хоть она и в хорошем духе писана, да никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. Торчат!" Так вот, как бы не хотели «создатели» этого «продукта» оправдаться его названием, получилось, что именно «нелепые подозрения» привлеченного "эксперта" Т.Карацубы становятся главным, чего хотели добиться производители. В погоне за дешевыми фейками этого "ведущего эксперта" авторы фильма становятся такими же клеветниками, которые обливали грязью поэта и при его жизни, и после его трагической гибели от рук этих самых клеветников.