ПАМЯТЬ / Андрей ШАЦКОВ. ГЛАС ПРОЩАНИЯ. 9 дней со дня кончины Александра Ивановича Казинцева
Андрей ШАЦКОВ

Андрей ШАЦКОВ. ГЛАС ПРОЩАНИЯ. 9 дней со дня кончины Александра Ивановича Казинцева

15.12.2020
1825
13

 

Андрей ШАЦКОВ

ГЛАС ПРОЩАНИЯ

Мемориум: 9 дней со дня кончины Александра Ивановича Казинцева

 

Печататься в центральной прессе я начал поздно. А что поделать, если всю жизнь были стройки, комсомольские да ещё ударные. Следовательно, ни свободного времени бегать по редакциям, ни соответствующих литературных связей не было. Во второй половине 90-х годов прошлого века(!), имея четыре изданных сборника стихов, я оставался, по существу, мало кому известным и практически «никуда не вхожим», а главное – не знающим «куда входить» поэтом. Но после вступления в Союз писателей России и знакомства с замечательным поэтом Владимиром Фирсовым ситуация резко изменилась.

Однажды он привёл меня в журнал ‒ «Наш современник», при одном упоминании о котором я в ту пору то краснел, то бледнел от непозволительной робости. Нахохленный главный редактор издания ‒ Станислав Юрьевич Куняев, довольно едко спросил моего старшего товарища: «Что Володя, очередного своего ученика пристраивать привёл?», на что темпераментный Фирсов аж привскочил: «Это мой друг, и учить мне его нечему…». После этого две литературных «глыбы» остались что-то обсудить, разбросав по столу листы моей рукописи, а я выскочил в небольшую приёмную, где столкнулся с бородатым, румянолицым и внимательноглазым ровесником, который негромко спросил: «Стихи принесли? Ну, удачи вам!» и широко и дружелюбно улыбнулся. Нет, подумал я. Это, наверное, не Кузнецов. Тот говорят очень суровый товарищ…

И вправду, впоследствии оказалось, что это был Александр Казинцев, с которым мы стали верно и неуклонно сближаться, как и со всей редакцией журнала, особенно в тот момент, когда удивительная судьба вынесла меня наверх, в референты к одному из лучших министров культуры России А.С. Соколову, удивительно тонкому ценителю поэзии, с которым мы решили возродить совсем было усопший, но знаковый для страны альманах «День поэзии».

Но до этого прошло много разных литературных событий, из которых особенно ярко запомнилась поездка в Пушкинские Вязёмы, произошедшая практически сразу после моего первого посещения «Нашего современника». Боже, какие поэты посетили в тот солнечный осенний день заповедную усадьбу: Владимир Фирсов, Станислав Куняев, Юрий Кузнецов, пекинский титан – товарищ Гао Ман... Были интереснейшие речи о русской поэзии, было чтение стихов по кругу, на котором я впервые публично прочитал свой «Плач по Российским поэтам» – стихотворение, ставшее впоследствии хрестоматийным, как некий алгоритм судеб отечественных поэтов. Мэтры негромко поаплодировали, лишь Казинцев стоял, засунув руки в карманы видавшего виды пыльника и как-то пытливо глядя на меня, чуть склонив голову набок и как бы вопрошая: «Ну, и откуда ты такой взялся?».

Что я знал про Казинцева: философ, мыслитель, добрейшей души человек с большим русским сердцем. А далее, согласно всё знающей Википедии: «…С 1981 года после знакомства с В.Кожиновым стал сотрудником журнала «Наш современник… Автор шести книг и около 200 публикаций в журналах… Секретарь правления Союза писателей России. Лауреат литературных премий…» и прочая и прочая. Подаренную лично им книгу «Возвращение масс» (М., 2010) я одолел, хотя и не сразу, гордясь, что у меня есть такие высокоинтеллектуальные знакомые.

Но главное я узнал в 2013 году, когда Саша, не имеющий ни одной поэтической книги, признался мне в своей любви к стихам, а также, что он дважды печатался в «старых» альманахах «День поэзии» и поэтому предложил свою помощь по редактированию сборника, после чего сразу же коллегиально был включён в состав редколлегии. А в 2014 году во «Дне поэзии» вышла его подборка со знаменитым «Сказанием о Коловрате», стихотворением необычайно близким мне по духу и по содержанию. Так мы и стали поэтическими «побратимами», стараясь «держать» наш уже 60-летний альманах на уровне, хотя бы не уступающем прежним, доперестроечным временам. Совместные поездки в Ханты-Мансийск, Воронеж, Петрозаводск, Санкт-Петербург с заветным «Днём». Сколько пожатых рук, сколько добрых глаз людей, уже начинающих забывать о настоящей поэзии!

 

Но главное что наша литература, а главное ПОЭЗИЯ не забудут тебя Александр Иванович… К сожалению, ты успел познакомиться не более чем с 20-ю подборками в нашем общем новом «Дне поэзии», готовящемся к выпуску в 2021 году. Но мы обязательно, как всегда, вынесем твоё имя на титульный лист издания, указав его в составе редколлегии.

Эти летом мы вместе были в Тютчевском Овстуге, на горькой могиле нашего общего друга – бывшего главного редактора «Юности» Валерия Дударева. Кто бы мог подумать, что эта встреча станет последней! Осознание всей тяжести потери ещё только начинает приходить ко мне.

Прощайте, Александр Иванович!

 

ПЛАЧ ПО РОССИЙСКИМ ПОЭТАМ                                                                     

В небеса пошлёт прощальный глас

Колокол людского покаянья...

Скольких нас не стало? Сколько нас

За чертой признанья и призванья?

 

Скольких нас не стало! Сколько нас

Приняла Российская равнина.

Ждал на Чёрной речке алый наст,

Эшафот – в утробе равелина!..

 

Скольких целовала вьюга в лоб!

Скольким вслед струился шип змеиный!

Положи, Елабуга, на гроб

Асфодель Кавказа для Марины.

 

А душа – зегзицей со стены,

Мысью с древа – грянется на травы...

Мы ещё вернёмся с той войны,

Где стихи – горящий край державы!

 

И пройдём по россыпи листов

Пасквилей, доносов и наветов.

И не хватит Родине крестов –

Как наград посмертных для поэтов!

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #27422 18.02.2021 в 15:44

Андрей, замечательно, что есть такие добрые, памятливые друзья! Статья чуткая, сердечная. Я рада, что была знакома с Александром и скорблю со всеми о его уходе. Талантливый, добрый, красивый человек и оставил светлую память о себе. Царствие ему небесное!
Наталья Чистякова

Комментарий #26774 19.12.2020 в 00:06

Памяти Александра Ивановича Казинцева
Когда всю Россию покрыло снегами, в полночь 15 декабря 2020 года на сайте «Литературной газеты» я прочитал потрясшую меня весть: еще 7 декабря не стало дорогого мне Александра Ивановича Казинцева …
А я, замотанный по своей адвокатской профессии в судах, в передышки уходя в затвор со своими писательскими почеркушками, это упустил… Непростительно… Как непростительно, что не проводил в последний путь и Владимира Ивановича Фирсова , хотя и тогда узнал о скорбной вести позже…
Внутри все похолодело…

И, теперь, когда Александра Ивановича с нами нет наяву, когда я не смогу к нему зайти в маленький кабинетик на втором этаже «Нашего современника», когда не смгу позвонить к нему в любое время на работу, домой, по сотовому, заставо его то в Белоруссии, то в Армавире, то в Иркутске, то еще где…; всегда рад был его, бесконечно мчащуюся душу, увидеть у нас в Воронеже, проводить его на поезд в столицу, и потом в столице снова встретиться и пройти по Цветному бульвару, повернуть на Садовое кольцо и подниматься в горку и слушать-слушать, прозревать и слушать, извините, наслаждаться речью, и слушать этого дорогого мне (извините за повторение), и, не сомневаюсь, многим-многим таким же брошенным в провинции, но ищущим себе доброго советчика и помощника – ЧЕЛОВЕКА… Таким ЧЕЛОВЕКОМ и был Александр Иванович Казинцев…
Я последний раз говорил с ним по телефону в 20-х числах ноября о 115-летии Гавриила Николаевича Троепольского , хотел предложить статью о корнях писателя, сына репрессированного священника, и Александр Иванович в своей доброй манере посетовал: «Что же Вы, братец, раньше-то не озаботились. Уже ноябрьский номер сдан, и готов декабрьский». Но я совсем не обиделся, зная его бескорыстную помощь и ощущая ее на себе все последние пятнадцать лет…
Он мне дорог был вдвойне, ведь я в душе тоже МГУшник, учился в Колмогоровском интернате при МГУ, а Александр Иванович окончил факультет журналистики и аспирантуру при факультете.
Он мне дорог втройне, потому что любую мою рукопись он брал в руки, говорил: «Голубчик, присаживайтесь» (если это было в его кабинете в редакции) и не спеша, с отеческой заботой разбирал, что-то советовал, что-то сам правил, и так обоюдным трудом она доходила до публикации…
Скажите мне, где еще вас встречают такие заботливые сотрудники, которые не смотрят на вас, как на источник поправления своего материального положения, а искренне хотят помочь… От Александра Ивановича подобное услышать было изначально невозможно… Потому что он в высшей степени русский интеллигент, добрый, умный советчик и бескомпромиссный заступник…
Понимая, какую невосполнимую утрату понесла русская литература, понесли простые люди, на просветление которых Казинцев положил свою жизнь…
Зная, как он шел дорогой спасения «русского народа», не отступая ни на шаг перед противником…
Видя, что он и покинул нас в тяжелую годину «пандемии», оставаясь на посту до последнего дня…
Веря, что знавшие Александра Ивановича, никогда его не забудут…
Я хочу низко-низко поклониться дорогому Человеку и в который раз поблагодарить Матушку-Русь за то, что не оскудевает она, давая нам таких славных сыновей…
Михаил Федоров

Комментарий #26758 17.12.2020 в 00:09

Андрей! Вы молодец, что так написали, от всей души. Мы, нижневартовцы имели счастье познакомиться с Александром Ивановичем Казинцевым, когда они вместе со Ст. Куняевым и другими писателями СП России были в составе десанта на Югорской земле, в Ханты-Мансийске, и конечно, у на с в гостях. Выступали в Нижневартовской библиотеке, была встреча в лицее, в школах города. А вечером на автобусе мы провожали их до гостиницы, и я проводила экскурсию по городу. Было ошеломляющее вдохновение! Возобновился десант писателей России через столько лет! Главное, о чем хочу сказать - удивительная атмосфера взаимности, разговор о литературе, чтение стихов под аплодисменты... Литераторы ЛИТО "Замысел" вместе с членом СПР Маргаритой Кузьминичной Анисимковой ликовали! Никак не хотели расставаться! Остались на память фото. И восторг от удивительных людей. мы презентовали наш коллективный альманах "Зори Самотлора" - они оценили издание! Александр Иванович мне, как руководителю местных писателей, казался очень строгим, недосягаемым, даже суровым и неулыбчивым, но при первом же вступительном слове и чтении стихов, выступлении наших литераторов, он расплывался в улыбке, и все мы поняли, что они довольны встречей. мы обнимались как родные люди. Это были незабываемые дни! Светлая память вам, Александр Иванович! Вечная память! ПУсть земля будет пухом! Альбина

Комментарий #26757 16.12.2020 в 22:56

Хорошо написал, Андрей! Последний звонок от А. Казинцева был осенью: "Мы срочно ставим Вашу критическую статью о Д. Рубиной в 11-й номер журнала...". "Наш современник" вышел, а наш замечательный современник Саша Казинцев - ушёл...

Комментарий #26756 16.12.2020 в 22:09

Прекрасная, от сердца идущая статья. Вечная память Александру Ивановичу! Смерть беспощадна. Валентина Р. (Санкт-Петербург)

Комментарий #26748 16.12.2020 в 12:27

Скорбим и помним!
Спасибо Вам за теплые строки. Анна Барсова. Екатеринбург.

Комментарий #26747 16.12.2020 в 11:36

Спасибо за публикацию и память!
https://hohlev.ru/kultura/andrej-shackov-glas-proshhaniya-s-aleksandrom-kazincevym
Владимир Хохлев (Санкт-Петербург).

Комментарий #26746 16.12.2020 в 10:29

Светлая память Человеку!

Комментарий #26744 16.12.2020 в 02:50

Прекрасное воспоминание Андрея Владиславовича. Светлая память Александру Ивановичу. Казалось, что он ушёл совсем еще не старым человеком, потому что он был (горькое слово) моложавым, и мы не встречались с ним несколько десятилетий. Мы виделись с ним изредка в издательстве "Советская Россия" (позже "Русская книга"), куда он заходил по литературным делам. Всегда приглашал меня заходить в "Над современник", но я ещё тогда не писала, поэтому идти было не с чем. Но была в гуще литературно-журнальной жизни. Помню негласное противостояние: "Огонёк" – "Наш современник". Александр Иванович был тёплым, душевным человеком с мягким обращением, при этом он был настоящим воином, непримиримым к противнику, умеющий достойно и спокойно сказать то, что он считает. Светлая память и Царствие Небесное р.Б. Александру, русскому патриоту и хорошему человеку. Ирина Д.

Комментарий #26742 16.12.2020 в 00:41

Дорогой наш, а хочется сказать мой, Александр Иванович! Сегодня катится 16 декабря... а 7 декабря Вас не стало... И может, к лучшему, что я не узнал этого трагического события 7-го, я бы был в Москве, несмотря на короны, вирусы, роспотребнадзоры, полицию-милицию... А, может, и нет... Я все-таки обязан был оказаться рядом.... Как рядом Вы были со мной, и многими-многими, такими как я, бесхозными, запрятанными в провинцию, а Вами опекаемыми даже не знаю, литераторами что ли, а вернее, пишущими людьми, которые шли к Вам и шли... И уходили, как вновь родившиеся... Я также не оказался на прощании с Владимиром Ивановичем Фирсовым, тоже прохлопал... И эти мои грехи собираются и собираются и как мне их замолить? Чем... Но единственно скажу, Вы в сердце моем, в моих самых счастливых моментах жизни, в том море, где я плыву и плывут такие же парусники, и если ветер подгоняет и освежает нас, то это Вы... Простите, Александр Иванович, мой дорогой Дядя Саша...

Комментарий #26740 16.12.2020 в 00:19

Вы теперь летите, в звезды врезываясь...
Андрей, тонко и точно о прекрасном человеке!
Марианна Дударева.

Комментарий #26739 15.12.2020 в 23:50

Скорблю, смерть беспощадна. Царствия небесного, Саша, мы встретимся в раю.
А. К-Ю

Комментарий #26738 15.12.2020 в 21:43

Милый Александр Иванович. Саша. Царствие Небесное. Вечная, вечная память.
Дорогой Андрей, спасибо, нижайший поклон за высокое, скорбное, слезное слово Любви и Памяти...
И - будем помнить. +++