Анатолий ОБЪЕДКОВ. БУНИНСКИЕ ДАЛИ. Эссе
Анатолий ОБЪЕДКОВ
БУНИНСКИЕ ДАЛИ
Великая поэзия захватывает душу читателя исподволь, незаметно. Чем она берёт? Вроде бы совсем простыми словами. Но если вглядеться в эти слова, вникнуть в ритм, почувствовать музыкальность, то можно многое понять, например: образность, глубину охвата того или иного времени, заметить что-то новое в форме, разглядеть смысловые переливы слов. Я уже не говорю, что все строчки наполнены любовью к земле, к матери, к любимой женщине. И над всем этим можно увидеть легкое сияние – Божий знак.
Когда я впервые прочитал в записной книжке своего товарища по армейской службе такие строчки:
Звёзды ночью весенней нежнее,
Соловьи осторожно поют…
Я люблю эти тёмные ночи,
Эти звёзды, и клёны, и пруд…
то мне они показались очень близкими, доступными, наполненными глубокой нежностью.
Они взволновали меня, юношу, унесли меня на Тамбовщину, к Садостройским прудам, где мы с мальчишками часто рыбачили, купались, загорали, слушали как иволги своими мелодичными свистами перекликаются среди высоких ив, которые со всех сторон окружают водную гладь. И, конечно, вспоминалось своё первое робкое чувство к девушке, первые встречи и первый поцелуй…
И теперь я уже могу сказать, что такие бунинские строчки оказались для меня не только созвучными, но и определяющими:
Лишь с тобою одною я счастлив
И тебя не заменит никто…
Богата русская поэзия, но путешествуя по её странам и континентам, я интуитивно чувствовал огромное значение лучших стихотворений Ивана Бунина, их самобытность с наличием глубоких национальных корней, умение уходить в глубины времени.
Но та любовь, что душу посещала,
Оставила в душе печальный след, –
Она звала, она меня прельщала
Той радостью, которой в жизни нет…
О чем эти стихи, о любви? Но о какой? – О Божественной любви на все времена, о той, которая живёт в душах настоящих поэтов. Женщины чутко улавливают эту небесную любовь, тянутся к ней как бабочки к цветущему лугу…
Сказать, что поэзия Бунина веет родниковой чистотой – ничего не сказать. Его земля с цветами и колосьями, с его пронзительным ощущением Святой Руси, которая затерялась где-то в глухомани да в заветных уголках нерастраченной души, – это, возможно наша Атлантида, почти затонувшая… Это всё наше исконное, древнее, без чего немыслим русский человек настоящего и будущего.
Скачет пристяжная, снегом обдаёт…
Сонный зимний ветер надо мной поёт,
В полусне, волнуясь, по полю бежит,
Вместе с колокольчиком жалобно дрожит…
Эти строчки – как сгустки отзвучавшего времени не перестают волновать меня. Можно найти у поэтов 19-20 века нечто похожее, но строчки Ивана Бунина мне кажутся более совершенными, более цельными, они у него как бы со своим родовым знаком. За ними встаёт наша великая равнина, наши полузаметённые снегом бедные селенья, видится бесконечный зимний путь, уходящий в далёкое прошлое.
Кто из поэтов так предельно просто, так доходчиво и в то же время глубоко поэтично и точно мог сказать:
Заплакали чибисы, тонко и ярко
Весенняя светится синь.
Обвяла дорога, где солнце – там жарко,
Сереет и сохнет полынь…
Нужно иметь в сердце не только малую родину, – нужно быть посвящённым в праздник прихода весны, чтобы так тонко выразить весенние дни. Такое, увы, многим, даже очень многим не дано.
Бунин любил и высоко ценил Пушкина, Никитина. Как всякий настоящий мастер он впитывал в себя все лучшее в нашей литературе и шёл дальше, создавая свои блестящие образцы поэзии, из современников кроме Блока и Ходасевича его не понимали, а он опережал поэтов серебряного века как своим мастерством, так и своим талантом. Не зря же Сергей Куняев назвал его лучшие произведения стихами-молитвами.
Хотя Иван Бунин из старинного дворянского рода, но своим мироощущением он более близок к своему народу, к его мудрым и высоким истинам чем кто-либо другой.
Обращают на себя внимание его белые стихи, некоторые из них просто великолепны: «В степи», «Весеннее», «Отрывок», «Бродяги», «Крест в долине при дороге» и другие. Не они ли предвосхищают его знаменитые рассказы?
Много в нашей поэзии стихотворений о матери, но как трогательно и возвышенно о ней пишет поэт:
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?..
Здесь видится такая глубокая, спрятанная от посторонних глаз любовь, что понимаешь: выше её уже ничего не бывает на свете. И в то же время как легко дышат строчки и как естественно сравнение своей матери с ангелом. Удивительные строчки, которым уже ничего не нужно, кроме доброго и отзывчивого сердца читателя (если он, конечно, не очерствел и не огрубел от многоумных образов некоторых стихотворцев).
Бунин после издания первой книги рассказов, как известно, много странствовал, набирался житейского душевного опыта. Его размышления о прошедших веках высекали искры и рождались такие строчки:
Любил он ночи тёмные в шатре,
Степных кобыл заливчатое ржанье,
И перед битвой волчье завыванье,
И коршунов на сумрачном бугре…
Он как бы живой водой сбрызгивал ушедшие события и они оживали под его пером. В этом проявляется его гениальный дар, его подлинность и истинность поэзии. И не только в этом. Лиризм поэта великолепно раскрывается в стихах: «Соловьи», «К прибрежью моря длинная аллея», «Запустение», «Петров день», «Сенокос», «На распутье» и т.д.
Жутко мне. Вдали стоят могилы…
В них былое дремлет вечным сном…
Отзовися, ворон чернокрылый!
Укажи мне путь в краю глухом…
По-моему, эти стихи выше всяких мифов и символов, так как в них проступает несокрушимая правда жизни, правда поэтического слова.
Пока жива русская земля, будет жить и поэзия Ивана Бунина и, мне кажется, влияние ого поэзии с годами будет усиливаться на нашу литературу.
Новгород