ФОРУМ / Анатолий ОБЪЕДКОВ. БУНИНСКИЕ ДАЛИ. Эссе
Анатолий ОБЪЕДКОВ

Анатолий ОБЪЕДКОВ. БУНИНСКИЕ ДАЛИ. Эссе

Анатолий ОБЪЕДКОВ

БУНИНСКИЕ ДАЛИ

 

Великая поэзия захватывает душу читателя исподволь, незаметно. Чем она берёт? Вроде бы совсем простыми словами. Но если вглядеться в эти слова, вникнуть в ритм, почувствовать музыкальность, то можно многое понять, например: образность, глубину охвата того или иного времени, заметить что-то новое в форме, разглядеть смысловые переливы слов. Я уже не говорю, что все строчки наполнены любовью к земле, к матери, к любимой женщине. И над всем этим можно увидеть легкое сияние – Божий знак.

 Когда я впервые прочитал в записной книжке своего товарища по армейской службе такие строчки:

Звёзды ночью весенней нежнее,

Соловьи осторожно поют…

Я люблю эти тёмные ночи,

Эти звёзды, и клёны, и пруд…

то мне они показались очень близкими, доступными, наполненными глубокой нежностью.

Они взволновали меня, юношу, унесли меня на Тамбовщину, к Садостройским прудам, где мы с мальчишками часто рыбачили, купались, загорали, слушали как иволги своими мелодичными свистами перекликаются среди высоких ив, которые со всех сторон окружают водную гладь. И, конечно, вспоминалось своё первое робкое чувство к девушке, первые встречи и первый поцелуй…

И теперь я уже могу сказать, что такие бунинские строчки оказались для меня не только созвучными, но и определяющими:

Лишь с тобою одною я счастлив

И тебя не заменит никто…

 

Богата русская поэзия, но путешествуя по её странам и континентам, я интуитивно чувствовал огромное значение лучших стихотворений Ивана Бунина, их самобытность с наличием глубоких национальных корней, умение уходить в глубины времени.

Но та любовь, что душу посещала,

Оставила в душе печальный след, –

Она звала, она меня прельщала

Той радостью, которой в жизни нет…

 

 О чем эти стихи, о любви? Но о какой? – О Божественной любви на все времена, о той, которая живёт в душах настоящих поэтов. Женщины чутко улавливают эту небесную любовь, тянутся к ней как бабочки к цветущему лугу…

 Сказать, что поэзия Бунина веет родниковой чистотой – ничего не сказать. Его земля с цветами и колосьями, с его пронзительным ощущением Святой Руси, которая затерялась где-то в глухомани да в заветных уголках нерастраченной души, – это, возможно наша Атлантида, почти затонувшая… Это всё наше исконное, древнее, без чего немыслим русский человек настоящего и будущего.

Скачет пристяжная, снегом обдаёт…

Сонный зимний ветер надо мной поёт,

В полусне, волнуясь, по полю бежит,

Вместе с колокольчиком жалобно дрожит…

 

Эти строчки – как сгустки отзвучавшего времени не перестают волновать меня. Можно найти у поэтов 19-20 века нечто похожее, но строчки Ивана Бунина мне кажутся более совершенными, более цельными, они у него как бы со своим родовым знаком. За ними встаёт наша великая равнина, наши полузаметённые снегом бедные селенья, видится бесконечный зимний путь, уходящий в далёкое прошлое.

Кто из поэтов так предельно просто, так доходчиво и в то же время глубоко поэтично и точно мог сказать:

Заплакали чибисы, тонко и ярко

Весенняя светится синь.

Обвяла дорога, где солнце – там жарко,

Сереет и сохнет полынь…

 

Нужно иметь в сердце не только малую родину, – нужно быть посвящённым в праздник прихода весны, чтобы так тонко выразить весенние дни. Такое, увы, многим, даже очень многим не дано.

Бунин любил и высоко ценил Пушкина, Никитина. Как всякий настоящий мастер он впитывал в себя все лучшее в нашей литературе и шёл дальше, создавая свои блестящие образцы поэзии, из современников кроме Блока и Ходасевича его не понимали, а он опережал поэтов серебряного века как своим мастерством, так и своим талантом. Не зря же Сергей Куняев назвал его лучшие произведения стихами-молитвами.

Хотя Иван Бунин из старинного дворянского рода, но своим мироощущением он более близок к своему народу, к его мудрым и высоким истинам чем кто-либо другой.

Обращают на себя внимание его белые стихи, некоторые из них просто великолепны: «В степи», «Весеннее», «Отрывок», «Бродяги», «Крест в долине при дороге» и другие. Не они ли предвосхищают его знаменитые рассказы?

Много в нашей поэзии стихотворений о матери, но как трогательно и возвышенно о ней пишет поэт:

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки…

Не ты ли ангелом была?..

 

Здесь видится такая глубокая, спрятанная от посторонних глаз любовь, что понимаешь: выше её уже ничего не бывает на свете. И в то же время как легко дышат строчки и как естественно сравнение своей матери с ангелом. Удивительные строчки, которым уже ничего не нужно, кроме доброго и отзывчивого сердца читателя (если он, конечно, не очерствел и не огрубел от многоумных образов некоторых стихотворцев).

Бунин после издания первой книги рассказов, как известно, много странствовал, набирался житейского душевного опыта. Его размышления о прошедших веках высекали искры и рождались такие строчки:

Любил он ночи тёмные в шатре,

Степных кобыл заливчатое ржанье,

И перед битвой волчье завыванье,

И коршунов на сумрачном бугре…

 

Он как бы живой водой сбрызгивал ушедшие события и они оживали под его пером. В этом проявляется его гениальный дар, его подлинность и истинность поэзии. И не только в этом. Лиризм поэта великолепно раскрывается в стихах: «Соловьи», «К прибрежью моря длинная аллея», «Запустение», «Петров день», «Сенокос», «На распутье» и т.д.

Жутко мне. Вдали стоят могилы…

В них былое дремлет вечным сном…

Отзовися, ворон чернокрылый!

Укажи мне путь в краю глухом…

 

По-моему, эти стихи выше всяких мифов и символов, так как в них проступает несокрушимая правда жизни, правда поэтического слова.

Пока жива русская земля, будет жить и поэзия Ивана Бунина и, мне кажется, влияние ого поэзии с годами будет усиливаться на нашу литературу.

 

Новгород

Комментарии