
Сергей БУЗМАКОВ. СТАРШИЙ БРАТ. Памяти Александра Ивановича Казинцева
Сергей БУЗМАКОВ
СТАРШИЙ БРАТ
Рассказ
Памяти Александра Ивановича Казинцева
И всю дорогу, чуточку хмельной, я нет-нет, да повторял про себя: и прошло тридцать лет и три года…
…Прислушиваюсь к русской, дорожной беседе, что держится по традиции на возникшем братстве сидевших за приятною брашною людей… Алексей Смоленцев чудно-родным вятским говором читает восторженно стихи, а потом тщетно ищет оппонентов, дабы смело защитить от них русских классиков, да только от кого защищать среди своих? Мудрыми репликами отзовутся писатели Юрий Михайлович Лощиц и Виктор Иванович Лихоносов, задорно, и как всегда точно и смело, выскажется Лидия Сычёва… – то на задней площадке…
А напротив меня ушёл в свои думы таинственный писатель Юрий Козлов. Кипит энергией, совершая рейды по проходу, всем время найдёт и сердечностью своей поделится – и это вечером уже поздним! и это после недель, да скорее, месяцев подготовки, хлопот беспрестанных к первым Лихоносовским чтениям, что прошли вчера, – литературный критик Юрий Павлов… И улыбается мягко, как-то даже стеснительно, улыбается всем нам Александр Иванович Казинцев…
А тут и песня в этом тёплом автобусе зазвучала, и сразу вспомнились мне строки прекрасного русского поэта и учителя моего в литературе и жизни Владимира Мефодьевича Башунова: «Эта песня ли недальняя понарушила покой? У меня душа печальная без тебя – товарищ мой…».
Да, конечно, к радости моей изумлённой: неужели это было? Два дня роскоши общения… с такими-то людьми! Да среди моего уже пятилетнего краснодарского добровольного отшельничества: «Онегин жил анахоретом…» – уже и печаль примешивается: вот вернёмся через пару часов в вечно суетливый, безалаберный своей несуразностью город, распрощаемся крепкими рукопожатиями, может и обнимемся и, как часто встречается среди русских людей дружных уже душами, разъедемся на годы… но и будем, будем, верится, долго хранить и утайками покойными вспоминать в себе эту кругоземицу влюблённости, что может случиться даже среди творческих людей, и даже в такое злое, заполошное время, как наше.
Но как же скоротечен южный вечер, как мимолётны здешние сумерки! Это в родимой Сибири мы, мальчишки, успевали набегаться до дрожи в коленках до той девятичасовой летней поры, когда возвращали с пастбища пастухи домашнее стадо. Возвращали под посвисты бичей и грозные окрики, и жалобно мычали бурёнки, отвечая зазывающим ласковыми распевными голосами хозяйкам, стоящим у загонных жердин: «Зорюшка!.. Звёздочка!.. Касаточка!.. Ласточка!.. Ну, иди, иди голубушка домой, иди кормилица наша! Нагулялась, устала наша красавица…». И после того как опустится оранжевая пыль, оставалось нам ещё полтора-два часа для продолжения каникулярных игрищ и забав, в которых особо интригующими случались футбольные поединки в кромешной уже темноте.
А тут вот, на юге, только июньское начало десятого и уже темень и проскочили мы Горячий Ключ, и затихают разговоры, и песня смолкла, и лишь Алексей продолжает свой поэтический марафон.
Да, бывает так: отыщет память в прошлом нужное тебе и потянется ниточка воспоминаний.
…Той весной 1984 года я словно заново родился, ожил после зимней тоски и безнадёги, отвращения ко всему, что меня девятнадцатилетнего студента окружало, от той первой вспышки болезни, которая зовётся русскою хандрою. Ну, как так получилось, думал я во время болезни, ни один человек в мире не может, а главное, не хочет меня понять, и почему я один-одинёшенек на всём белом свете? Конечно, будь я в те годы (хотя бы в те годы) рационалистом, всё бы я себе объяснил, и этим себя успокоил, и опыт бы приобрёл и противоядие. Главное и основное объяснение, пожалуй, заключалось в тех творческих способностях, что начинали во мне просыпаться и мешать жить «как все». Собственно, студенческая масса начала-середины восьмидесятых – это уже в подавляющем большинстве своём цинично-прагматичная молодёжь: весёлая, временами, как и подобает статусу, безбашенная, но если надо и речь пламенную мы произнесём на комсомольском собрании и пошутим после, за столиком в павильоне «Пиво-Воды» над своим пафосом… И побренчим на гитаре: «Я сам из тех, кто спрятался за дверь, кто духом пал и ни во что не верит…».
И когда в начале второго курса нас отправили помогать в битве за урожай славным труженикам колхоза «Дружба» Алейского района, и случилась совсем уж беспросветная дождливая отдышка, мне после бесконечных шахматно-шашечно-карточных баталий захотелось сочинить что-нибудь весёленькое про своих однокурсников, к которым я очень привязался за год учёбы, а с некоторыми успел уже и хорошенько сдружиться.
Не знаю как где, но у нас на историческом факультете пользовалось популярностью написание некоторыми студентами фривольных, в иных местах брутальных, где-то с хохмачеством, а где-то и с удавшимся юмором сочинений, с чьей-то лёгкой руки обозначенных как «манускрипты». В этих, как в обязательном порядке сообщалось в предисловии, найденных рукописях расписывались «подвиги» персонажей: всевозможных штабс-капитанов с распутинскою мужскою силою, или нелепых приват-доцентов, не сумевших эмигрировать из «совдепии»… В персонажах легко угадывались наиболее колоритные, с факультетскою известностью, неформального толка студенты.
Сидя на сцене сельского клуба, на сколоченных для нас, парней, чутким колхозным руководством нарах из необструганных плах-«сороковок», я исписал одним махом 12-ти страничную тетрадку, отгоняя при этом заинтригованных моим поведением друзей: «Оперу пишешь? Повиниться хочешь за утаённый мешок репы?». Поставил точку и торжественно пригласил всех на прослушивание первой части «бульварного траги-фарса» – так я обозвал свой труд.
Парни побросали картишки-эндшпилишки, подтянулись девчонки из репетиционной комнаты, где была их спальная территория, и я без репетиций начал чтение.
Тут во мне зачем-то просыпается природная скромность и решительно требует архикраткости. Я подчиняюсь.
Итак, успех был полный. Автор иногда замолкал на минуту, дабы пережить и переждать дикое ржанье, в которое иногда облачается русский смех. Особенно меня умилил Игорь Дашков, свалившийся в приступе этой самой разновидности смеха и с нар, и со сцены… Публика потребовала продолжения и скорейшего прочтения второй части. Нашлась уже восемнадцатистраничная зелёная тетрадь. С её обложки на меня строго, но ободряюще смотрел любимый мною в ту пору Константин Паустовский. Я обещал (публике и Константину Георгиевичу), бледный от взыгравшего вдруг во мне тщеславия…
Наутро выглянуло солнышко, но я был оставлен в клубе. Нашему куратору – старичку с испитым лицом с кафедры физвоспитания, должному присматривать за нами, на деле мы скорее присматривали за ним, чтобы он не хлебнул лишку, – было объяснено, что я освобождён от борьбы со свекольными буртами для восстановления физической формы после небольшой травмы. Да-да, тонко шутили друзья, небольшая травма у Бузмакова… головы. Однако они неверно оценивали моё состояние. Это была сильнейшая контузия, тотальная стадия графомании… Я очнулся от того, что что-то мешает мне видеть свой почерк. Это «что-то» был вечер, уже видимо поздний. Я обнаружил себя сидящим в углу задней части клубного зала. Затем выяснилось, что у столика, где-то раздобытого моими новоявленными прозелитами, явно скошенная поверхность: у него оказалось три ножки.
И опять был полный успех и эта моя творческая контузия, думалось мне тогда, скрасила наши серые колхозные дни.
А по возвращению в город меня ждало письмо из местного литературного альманаха, куда я с полгода назад отправил почтой два рассказа, написанные от руки необычным для меня крупным почерком, почти печатными буквами – так я хотел задобрить того, кто будет читать рассказы. Конверт я бросил в почтовый ящик, висевший на доме, в одном из подъездов которого располагалась редакция. Мне казалось, что таким образом письмо скорее дойдёт до адресата. Рукопись прочтут, придут в восторг… обычные, что тут говорить, мечтания.
Адресат за подписью консультанта краевой писательской организации, на фирменном бланке сообщал мне сухим, отписывающим тоном, что рассказы мои наивны, художественно недостоверны и страдают декларативностью… Повод для погружения в тоскливое состояние был найден. Мне очень важно было, крайне важно было найти понимание, а вместо этого такая вот отписка…
Так прошла зима. Наступившей весной 1984 года я, стало быть, ожил, мне посчастливилось увидеть самое начало ледохода на нашей красавице Оби, я бесцельно слонялся после лекций по старой, так манящей меня части Барнаула, иногда заглядывал в пивные и дешёвые столовки и, потягивая «Ячменный колос» или «Жигулёвское», жадно вслушивался и всматривался в разговоры и лица русских людей, и любил весь свет – и не мог объяснить почему… А в середине мая я влюбился в девушку с иняза, и кажется всей кожей ощутил, что любовь это прежде всего понимание…
В конце же мая девушка Таня уехала с курсом на недельные сборы по пионерской практике и я отчаянно боролся с остановившемся временем… И где-то посерёдочке этой сташестидесятивосьмичасовой пустоты в киоске «Союзпечать» на исходе Социалистического проспекта я купил, едва ли не второй раз в жизни, «Литературную газету» и среди прочего прочитал статью с лапидарно всё объясняющим заголовком «Не драка, а диалог». Ничего, разумеется, толком не запомнилось во влюблённой голове. А заголовок отчего-то запомнился и вроде как призывы литературного критика к пониманию, а не огульству.
Интересно, а если вот за понимание необходимо драться? Как тогда быть, товарищ Казинцев? – вопросил я неведомого мне автора, прилаживая сие к образующейся ситуации. Прознав о наших встречах с Таней, нашёл случай объявиться бывший ухажёр моей девушки – мы были шапочно знакомы, он учился двумя курсами старше на нашем же историческом факультете, слыл дерзким малым – и я ждал хотя бы малейшего повода.
Повод не появлялся, зато во внезапно образовавшихся в добровольно-принудительном порядке, уже в ноябре, в разгар учёбы на третьем курсе, армейских карантинных буднях и последующем, особенно первом полугодичном цикле (от приказа до приказа), весьма бурном и щедром на выяснение отношений между стройбатовцами нашей роты, – этот заголовок вспоминался.
Поначалу, до первых зубных потерь противоборствующими сторонами, я вообще старался предотвращать намечавшийся «махач» полюбившимися мне словами: «Не драка, а диалог, уважаемые».
«Э! Чо ты гонишь? Базар фильтруй, да?!» – бывало мне, как правило, разминочным ответом.
После девяти месяцев бригадной работы на строительстве, как потом выяснится, самой мощной на ту пору в мире Енисейской РЛС (об этом моя повесть «Двойка»), был я назначен нормировщиком роты и заполучил возможность и время для своего любимого занятия – чтения.
Первым делом я перечитал «Евгения Онегина» – Александр Сергеевич, как никто другой может возвращать к осознанию жизни как Божьего дара.
От Пушкина к Бондареву, от Бондарева к Льву Николаевичу, случались совсем уж невообразимые связки: Федин-Олеша или Лермонтов-Сартаков…
Потом добрался до литературных журналов. Их в библиотеку части приходило пять: «Знамя», «Новый мир», «Москва», «Звезда» и «Октябрь».
В последнем я как-то и встретил своего запомнившегося советчика – там! на «гражданке»! в том далёком влюблённом мае! – понимать, а не драться. И тут уж прочёл литературного критика Казинцева внимательно, потому как речь шла о Виссарионе Григорьевиче Белинском. Чрезвычайно мною уважаемом. И трагедия наша в том, что ничтожно мало было и есть в нашем обществе таких, по словам Достоевского «не рефлекторных, а беззаветно восторженных личностей», как Белинский. И столько мыслей, схожих с моими, обнаружил я у автора статьи. Тут уж название упомнить не могу, но так вот хорошо помнится: я вернулся со стройки, по дороге таёжной двухкилометровой думалось радостно: дембель не за горами! заглянул в библиотеку, вытащил из вороха только поступивших первый попавшийся журнал. Им и оказался «Октябрь».
Третья же встреча с вами, Александр Иванович, случилась в самом конце 1988 года – я купил в киоске журнал «Наш современник». 1988 год… год потерь: умерла в страшных муках от рака желудка мама, страна советская, сторона русская с каким-то поражающим здравый смысл безумием отказывалась от всего настоящего и великого, превращаясь в нечто ужасное по своей безобразности. А следующий, 1989-й, всё продолжил и всё усилил и всё ускорил… В начале этого года я договорился с пожилой продавщицей единственного киоска «Союзпечать» на всю нагорную часть Барнаула, чтобы она оставляла для меня приходившие номера журнала «Наш современник». Киоскёрша знала мою маму, жалела меня, и потому договориться было нетрудно. И каждый номер, раскрытый тут же у киоска, потом на ходу просматриваемый, да простят меня поэты и прозаики, начинался с критического отдела, очерка и публицистики. Громокипящие статьи Михаила Антонова и стенография выступлений Василия Белова на съезде народных депутатов СССР, цикл статей Фатея Шипунова и Олега Платонова, великая «Русофобия» Игоря Шафаревича, страстная публицистика Валентина Распутина. И конечно, бронебойные удары-статьи Александра Казинцева: «Масконы», «Новая мифология», «Четыре процента и наш народ»…
Да, эти статьи были уже мощными «хуками» и «апперкотами» по всем этим хрестоматийным подлецам и прохвостам типа коротичей-шатровых. Это была драка! Время диалогов, увы, а может и к радости, закончилось!
А с 1990 года я стал получать журнал на дом. Стал среди сотен тысяч других подписчиком журнала, который первый раз держал в руках ещё девятиклассником. И это помню хорошо и отчётливо.
Наша сельская библиотека, расположившая на втором этаже совхозного Дома, да что там Дома – Дворца! культуры, вечер вьюжный, мартовский 1981 года: противостояние весны и зимы только-только начинается… Я взял «Необыкновенное лето» Константина Федина, «Русский лес» Леонида Леонова и совсем уж тощенькую, всего-то двухсотстраничную книжку воспоминаний Андрея Старостина «Встречи на футбольной орбите».
Перед тем как нырнуть в снежную замять, присел в читальном зале полистать журналы: «Огонёк», «Сельская молодёжь», «Физкультура и спорт»….
И тут мне наша библиотекарша, интеллигентнейшая Мария Алексеевна Севостьянова говорит: «Посмотри, Серёжа в журнале «Наш современник» – слышал про такой? – опубликован роман «Память» Владимира Чивилихина. Ты же историю любишь, да? Тебе, думаю, будет интересно»…
Я взял, кажется, три номера, прочитал роман… С тех пор могу с гордостью сказать: с «Нашим современником» по жизни.
Сейчас вот вспомнилось с улыбкою то моё удивление, граничащее с возмущением, когда в один из февральских дней 1990 года полез с нетерпением в почтовый ящик: что за белый такой «толстяк» пожаловал? Успел при этом ругнуться: опять почта перепутала! Сунули какую-нибудь каганатскую «Звезду»… Ан, нет, оказалось – долгожданный «Наш современник», поменявший шафрановый цвет на чистый белый и поместивший на обложку великих граждан России Минина-Сухорука и Пожарского.
…Я всё больше и больше тянулся, вчитывался в творчество Александра Казинцева. Когда же на следующий год стал регулярно, из номера в номер печататься его «Дневник», моё личное восприятие, ощущение этого человека и вовсе перешло в какую-то иную плоскость.
Понимаете, можно вести так называемый задушевный разговор, совсем не касаясь струн души. И этим ремеслом владели и владеют многие, как любят они себя величать «мастера слова». Но вот так обнажить себя, так отчаянно беззащитно обратиться к каждому, как умеет Александр Иванович… Этому выучиться невозможно. Это уже публицистическая доблесть, поднявшаяся до художественных высот.
А ещё вот что не могло не покорять в Казинцеве…
При всём столь важном эмоциональном запале, куражливости и задиристости сохранить умение так выстраивать ход своих мыслей, что ты неминуемо вовлекаешься в этот ход, «идёшь в ногу» и тебе становится легче идти, нежели в одиночку. Идти в строю. Но в строю личностей. Потому как так уважать своего читателя, как уважает Казинцев, да в столь непростой для таких отношений форме, как дневник, умеют далеко не все.
Публицистика давит, а художественная летопись, даже если летописец иногда впадает в абсолютно русское самоедство: «Дневник тогда по-настоящему искренен, когда пишется беглым, взволнованным почерком», – при всей трагичности фактов, дарит надежду и оставляет широкое настоящее русское поле для помыслов.
В России, давно подмечено, всегда живут два общественных отряда: люди одного – могут думать и говорить только о прошлом. Люди другого – лишь о будущем и, непременно, очень отдалённом.
Настоящее, завтрашний день никого не интересует.
В настоящем люди по обыкновению как-то тревожно скучают и живут на содержании у прошлого. И потому так нужны и важны России такие люди, как Казинцев. Государственные художники.
Сейчас, осмелюсь и скажу то, что, уверен, испытываю к Александру Ивановичу не только я один. Далеко-далеко не я один. И чувство это оформилось и уместилось в моей душе давным-давно.
Вот, думал я, прочитав (по первому разу – залпом) очередную главу «Дневника», там, в Москве, живёт мудрый горячим сердцем – потому редкостный человек. Ему веришь, и даже не соглашаясь с ним, раздражаясь порою, веришь, что он сам верит в то, о чём пишет, о чём думает, и от этого становится так хорошо на душе, что ты не один, что у тебя есть человек духовно близкий тебе… старший брат твой…
…Середина августа 1991 года. В понедельник, 19-го на работу. Читаю на верандочке, только что пришедший седьмой номер журнала. Читаю статью Казинцева «Общество, лишённое воли». Ночь, шелестит тихий дождик по крыше, свет настольной лампы, папироса в руке, крепкий чай… Согласен с автором, да так, что готов не выписки делать, а едва ли не всю статью переписывать. И это важно! И это метко! А тут! Точно! Почему не я это написал? И так хочется сию минуту среди ночи позвонить ему и выразить все, что у тебя на сердце…
И сколько мгновений таких было…
…Вот и Краснодар. Тёплое прощание…
…Вслед за Вами, Александр Иванович, я повторяю, скорее даже заклинаю, что русский народ, несмотря на нынешнее падение, самый свободный, самый творческий народ в мире. И пусть кажется иногда, что падение затянулось нестерпимо и новые поколения совсем уж не думают о Родине, о тайнах жизни и смерти, совсем не страшатся идти вразрез с велениями совести…
Нет же! Они – юные и молодые – всё видят и всё понимают, они думают, они несут уже тяжкое бремя русской мысли. И не притупилась наша генетическая восприимчивость к прекрасному и тяга к справедливости – как понятию художественному – так сильна…
«Жизнь разлагающаяся» и «жизнь вновь складывающаяся», когда «всё вверх дном на тысячу лет»… Ну, так что же… Очередное испытание для сильных людей дивной страны.
А природа человеческая продолжает дышать примирительною красотою и силой. И это никому не дано изменить.
июль 2017г.
Спасибо за добрые слова, Александр. Павловск, Павловский район - для меня места сакральные. Земляческие. Соседские. Всегда с теплотой вспоминаю встречи на этой удивительной земле. Сергей Бузмаков.
Повезло же... Из глухой алтайской провинции человек собственными усилиями и конечно талантом пробился в постоянные авторы Дня литературы, знаком с корифеями отечественной литературы, сумевший " обуздать" большущий роман, в котором не забыта и его родина- Алтай. Спасибо, Сергей! Помним Вас - Вы бывали в нашем Павловске. И в детстве проездом, и , когда мы ариглашали Вас, начинающего литератора. Удачи во всех творческих начинаниях! С уважением, Александр. Павловск, Алтайский край.
Очень теплый рассказ о замечательном человеке. Такие рассказы украшают ваш сайт. Спасибо.
Александр Иванович был лучшим публицистом России. Белинский наших дней.
Предыдущий комментарий мой. Сергей Бузмаков.
Спасибо вам, друзья за добрые слова, за память об Александре Ивановиче. Весть о его кончине была ужасной, я долго не мог поверить, что этого редкого Человека нет больше с нами. И конечно, никакое это не утешение... но этот рассказ был прочитан Александром Ивановичем и отзыв его - тёплый и сердечный - так порадовал меня.
Экземпляр книжки новой вам, Людмила Николаевна, обязательно оставлю. Не мог ответить на звонок: слишком много работы, извините.
Спасибо, Сергей Валентинович за настоящую русскую прозу. Как жаль, что уходят так рано, такие светлые люди, как Александр Иванович.
Звонила Вам и не могла дозвониться, поэтому через этот замечательный сайт хочу поздравить Вас с новой книгой. Мне об этом Татьяна Павловна сообщила. Очень надеюсь , что оставите для меня экземпляр. Людмила Николаевна.
Сердечно. Просто. Как я соскучилась по вашей прозе,Сергей. Светлая память Александру Ивановичу.
Спасибо, Сергей, за доброе слово о добром человеке и писателе.
Да, вечная память Александру Казинцеву! Без него "Наш современник" осиротеет.