Григорий БЛЕХМАН. ЗЕМЛЯ – ЭТО БЕРЕГ НАДЕЖДЫ… О сборнике стихов Геннадия Иванова «Избранное»
Григорий БЛЕХМАН
ЗЕМЛЯ – ЭТО БЕРЕГ НАДЕЖДЫ…
О сборнике стихов Геннадия Иванова «Избранное»
Заглавием этой отзыва моего стала строчка одного из стихотворений Геннадия Иванова, которое поэт включил в сборник:
Таинственно и безбрежно
Шумит мировой океан.
Земля – это берег надежды,
И он неслучайно нам дан.
Мы здесь наполняемся верой,
Мы здесь открываем исток.
И сущим живя, не химерой, –
Ложимся лицом на восток.
Ложимся, закрыв свои вежды.
Проснёмся в хоромах Отца.
Земля – это берег надежды.
Надейся и верь до конца…
Когда-то мастер лаконичных определений Вадим Кожинов сказал, что «произведение писателя – это рентген его души». И всякий раз, когда читаю очередной поэтический цикл Геннадия Иванова или перечитываю его сборники, вспоминаю это стихотворение и слова Кожинова. Потому что для меня «рентген души» этого поэта – в его строчках: «Земля – это берег надежды. Надейся и верь до конца…».
В одном из своих ранних стихотворений, размышляя на тему вечную, он написал:
… Надо жить, хотя так трудно верить
В лучший смысл земного бытия,
Надо приходить на этот берег,
Чтоб тоска развеялась твоя.
Ведь уже не раз такое было:
Так же сердце от неверья стыло,
А потом, откуда ни возьмись,
Начиналась, продолжалась жизнь.
Каждый из нас время от времени сталкивается с таким «откуда ни возьмись», которое вдруг может развернуть твою жизнь, в очередной раз показывая её многообразие и непредсказуемость. Поэтому, когда читаешь, – такое ощущение, будто сам написал.
Иногда бывает – обычный эпизод: ты плывёшь на корабле или теплоходе, смотришь на воду, о чём-то думаешь. Потом забываешь об этом. А у поэта тем временем возникают ассоциации и образы, которые обладают магией притяжения, и не отпускают его, пока не выльются в слова, которые потом не сложно забыть:
Когда погас на горизонте свет
И от миров повеяло кочевьем,
Я всё глядел на уходящий след
При свете кормового освещенья.
И думал я, что жизнь, как этот след,
Недолго вьётся, мчится и играет,
Что чуть подальше – и его уж нет,
И он в волнах бесследно исчезает.
Но всё хотелось на него смотреть…
Работал винт, поток воды толкая,
И нёсся след – исчезнуть, умереть,
И смысл, и очертания теряя.
Если человек рождён поэтом, он – философ, и многое услышанное или увиденное трансформируется его сознанием в объединяющее начало, как, например, возникшее вроде бы из мимолётной фразы четверостишие:
Говорят, что ласточки – из рая.
А цветы? А дождика вода?
Всё из рая то, что, умирая,
Нам хотелось видеть бы всегда.
Просто, но КАК ёмко и точно сказано. Такая простота приходит не сразу, а через глубинные размышления и – пережитое. А умение сказать ТАК, конечно же, даётся природой – свыше.
И в продолжение этих философских размышлений и обобщений поэта ещё и такие строки Геннадия Иванова:
Торопиться неохота,
Жизнь так хороша!
Поле, речка и болото –
Любит их душа.
Любит ветер, дождь и вьюгу,
И тепло в избе…
И лететь не надо к югу,
Как скворцу, тебе.
Насколько же поэт отличается от простого смертного: рассказывая о себе, он невольно рассказывает и о нас обо всех. Ведь, когда на душе хорошо, то хорошо везде и «неохота» что-то менять. И хочешь поделиться этим состоянием, рассказать всем и каждому, как после пережитого возникает вновь чувство, которое звучит просто и точно: «И снова – жизнь!»:
Белые хлопья каштанов цветущих
С розовым цветом внутри…
Мыслей не надо угрюмых, гнетущих.
Всё расцветает – смотри!
И одуванчиков жёлтые краски,
Зелень и листьев, и трав…
Все они сбросили снежные маски.
Всякий ликующий – прав!
Было безумно, но мы дотерпели.
Вот и наградою нам
Тонко, свирелисто птицы запели!
Сердце прильнуло к цветам!
Наша весна – это Божия милость.
Дивно в родной стороне.
Бог не оставил – и жизнь заструилась
В реках, полях и во мне…
Казалось бы, ЧТО ещё надо, чтобы жить в гармонии с природой, частью которой являешься и ты. Но почему-то мы развиваемся так, что всё больше нарушаем её законы, не задумываясь, насколько неправомочны это делать. Жизнь тебе дарована свыше, поэтому пройди свой путь земной достойно и благодарно.
И поскольку поэты – «люди без кожи», они особенно чутки к происходящему:
Мы люди последних времён.
Нам выпала доля такая:
Земли и воды слышать стон,
К ним собственный стон прибавляя.
Мы люди последних времён.
Опоры надёжные сбиты,
И катится всё под уклон.
Помогут ли чьи-то молитвы?
Помогут ли наши труды?
Задумано – так и случится:
Рассеются наши следы,
И только дымок будет виться…
Галактики гибнут, а тут
Какая-то мелкая сошка –
Земля; этот замысел крут,
И ждать нам осталось немножко.
Но замысел есть и другой:
Чтоб мы до последнего вздоха
Любили бы берег земной –
Неважно, какая эпоха.
Любили бы лист золотой,
Любили бы снег над рекой,
Полей плодородных покой,
Людей, с их великой тоской…
Когда читаю стихотворения Геннадия Иванова, вижу, что каждое из них не только отражает время, в какое написано, но и уходит во вневременное пространство, благодаря глубине философских размышлений поэта. Не случайно его изначально отметили такие известные и уважаемые в литературе люди, как Владимир Соколов, Василий Казанцев, Владимир Цыбин… И не случайно его строчки востребованы не только сверстниками и теми, кто старше, но и ровесниками наших детей. А это показатель, к которому стремится и о каком мечтает любой пишущий.
И объясняется эта востребованность тем, что его поэзия даже о самом горьком светла. Сколько ни пишет, свет в его строчках не меркнет. Что-то, кроме природного склада, помогает этому поэту. Может то, о чём он сам поведал в одном из стихотворений:
Выхожу из храма. Лето под парами.
Ласточки мелькают и звенят: фьюить!
После полной службы в православном храме
Умереть не страшно и не страшно жить.
Всё понятно-ясно: что, куда, откуда,
Как нам жить сегодня, завтра и всегда.
Если б мы так жили – вот уж было б чудо,
Не было бы страха Страшного Суда.
Я пошёл за город, где цветы и речка.
Всё прекрасно, даже этот нежный слизнь!
Нагревает воду солнечная печка,
Торжествует милая временная жизнь.
Думаю, именно такая «питательная среда» даёт просветлённость его душе и позволяет Геннадию Иванову в любых обстоятельствах сохранять присутствие духа, что и отражается на поэтической интонации каждого из его стихотворений.
Стихи от Бога, но очередную премию у какого-нибудь Полякова получит какой-нибудь очередной Ицхак.
Перечитываешь вместе с Григорием Блехманом покоряющие волшебной простотой поэтические строчки Геннадия Иванова, и как будто оказываешься в тех незабываемых 60-х годах прошлого века. Когда мы, начинающие поэты. гонялись за тоненькими книжками со стихами Владимира Соколова, Дмитрия Ковалёва, Михаила Львова, Майи Борисовой и др. И вместе с автором этих заметок невольно удивляешься "вневременной силе" настоящей поэзии Спасибо, Григорий Исаакович, за возрожденную поэтическую молодость! С уважением, Эдуард Петренко