ДАЛЁКОЕ - БЛИЗКОЕ / Александр БАЛТИН. «НЕВЕДОМЫЙ СЫН УДИВИТЕЛЬНЫХ ВОЛЬНЫХ ПЛЕМЁН». К 85-летию Николая Рубцова
Александр БАЛТИН

Александр БАЛТИН. «НЕВЕДОМЫЙ СЫН УДИВИТЕЛЬНЫХ ВОЛЬНЫХ ПЛЕМЁН». К 85-летию Николая Рубцова

      

Александр БАЛТИН

«НЕВЕДОМЫЙ СЫН УДИВИТЕЛЬНЫХ ВОЛЬНЫХ ПЛЕМЁН»

К 85-летию Николая Рубцова

 

Святая Русь и Родина-мать; волшебный, осиянный Китеж, бесконечно всплывающий и никак не могущий всплыть; богатыри, потеснённые современностью; святые, оставшиеся в золотых недрах веков…

Мало у какого народа есть такое отношение к Родине.

Старая добрая Англия?

Да, но это больше связано с земным.

Прекрасная Франция?

Опять же – шанс победы…

Разве что матерь-Индия, великая, переливающаяся огнями небесных самоцветов страна…

И – Русь.

И мало кто из поэтов так выразил чувство Родины, жившее во многих (сейчас уже – под гнётом технократизма и колоннами капитала – вряд ли):

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Хрестоматийные, но – каждый раз по-новому звучащие строки; нежность тишины, всеприемство – в духе великого утописта и провидца Николая Фёдорова – данные началом стихотворения:

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

Тут тишина икон, великое молчание пакибытия, разлив смыслов, как разлив рек, чьи излучины так серебряно-точно передавал Михаил Нестеров.

Рубцову достаточно бы было написать одно стихотворение, чтобы засияло оно, каждой гранью облучая грядущих людей, достаточно, но…

У него – несмотря на его полубезумную, архитяжёлую, насквозь пробитую жизнь – целый пласт стихов; стихов, где слова стоят густо, где подогнаны они одно к другому так, что невозможен скальпель критического разреза:

Стоит жара. Летают мухи.

Под знойным небом чахнет сад.

У церкви сонные старухи

Толкутся, бредят, верещат.

Это – навскидку, просто пример, выписывать можно долго.

Но главное, что определяло, что звучало через стихи Рубцова: голос России – России тихой, со скорбными избами, бесконечными, уходящими в «небеси» пластами полей, и – будущей: России Китежа, солнца духа и света, которого нам не представить сейчас.

Таинственные мерцания, непроизвольно ощущаемые чутким читателей за поэтической формой и сутью стиха, свидетельствуют – помимо подлинности дара – о не написанности стихотворения, а о услышанности его, доказуя таким образом (пусть косвенно) наличие иных измерений, помимо нам привычных.

Ибо – откуда приходят стихи, часто неизвестно и самому поэту…

Ибо, когда мы читаем (перечитываем):

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды… – мы ощущаем магические, волшебные вибрации: тайны космоса, далёких недр мироздания.

Самые простые слова, простейшая картинка деревенской жизни, но…

Ведь ночью не приносят воду!

Так не положено, а у сербов (братская культура, братская же мифология) принесённая ночью вода считается нечистой и питию не подлежит.

Так возникает потусторонний колорит, и вся картина, выписанная словесным мастерством Рубцова виртуозно, – точно увидена сквозь плёнку, характерную для потустороннего существования, про которое ничего не известно…

Банально повторять, что поэт предчувствовал раннюю смерть, однако вчитываясь в строки:

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем, – ощущаешь, будто они живописуют не совсем обычную реальность, и лодка… вовсе не то транспортное средство, что известно всем.

И хоть дальше говорится о грядущем дне, завершение стихотворения можно воспринимать двойственно:

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе…

Лодка тут возможно та, что увозит в последнюю  запредельность…

Так, вроде бы простой деревенский колорит стихотворения раскрывается вдруг совершенно инако: оно вырастает до фантастического мистического цветка, чьи лепестки отсвечивают такой тайной, которую разгадать не представляется возможным.

Холмы возникают как символы – пейзажа, жизни, тревоги; ибо спокойствие подразумевает гладь; холмы в стихотворении Рубцова, исполненном исторического движения, возникают, светясь былым:

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,

Неведомый сын удивительных вольных племён!

Как прежде скакали на голос удачи капризный,

Я буду скакать по следам миновавших времён…

Тут не будет «еловой готики русских равнин», и каждая строфа будет замкнута на замок точки; готика эта перенасыщенным культурологическим раствором возникнет у Бродского – в стихотворении  «Ты поскачешь во мраке…».

И там, и здесь – быстрое движение.

И там, и здесь холмы…

Невозможен лесной царь, обернувшийся к стихотворению Рубцова; невозможна жалость к разрушенным церквям в стихотворение Бродского.

Невозможно сближение – и вместе – оно очевидно: так, на противоречиях, держится многое.

Таинственная тревога, разлитая в строфах Бродского пропитана светом луны: или даже – солнцем луны: приглушённым, холодным.

Таинственное путешествие по временам у Рубцова согрето необыкновенной грустью, разлитой в недрах всего его поэтического свода.

Конский топот, страх, одиночество всадника.

Щедрость пейзажа, оборачивающаяся его скудостью.

Движение и холмы… холмы и движение…

Рубцов завершает стихотворение более прозаически; Бродский – уже глаголет не о жизни, а о:

…а другая какая-то боль
приникает к тебе, и уже не слыхать, как приходит весна,

лишь вершины во тьме непрерывно шумят, словно маятник сна.

Словно, проскакав положенное, некто оказывается в запредельности.

Или – может быть, не было скачки?

Или всё приснилось всаднику?

Возможно, и стихотворения – такие разные, но во многом перекликающиеся, просто приснились авторам, в результате чего поэзия несомненно выиграла…

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #26982 04.01.2021 в 08:15

Милейший # 26981. У меня твердое мнение, и вы меня не убедили. Глубочайшая "пронзительность лирического "я" Тютчева вне моих сомнений. Не настаиваю, чтобы все думали так, как я. Мои качества, моя фантазия и ее направления, умение слышать другого - вне вопроса о достоинствах поэтов и лирических "я" и вне обсуждений. Своей фантазией и ее направлениями вполне доволен. Спасибо за внимание. Всех поздравляю с наступившим Новым годом и грядущим Рождеством Христовым. Сердечно желаю всем читателям и их родным и близким крепкого здоровья, душевной крепости, покоя и милости Божией.

Комментарий #26981 04.01.2021 в 07:16

НА КОММЕНТАРИЙ #26980
Речь идёт о "пронзительности лирического "я"" Рубцова. А ваш полёт фантазии уводит не в ту "степь".
Драма человеческого общения очень часто имеет источником неумение или нежелание слушать и слышать другого...

Комментарий #26980 03.01.2021 в 23:32

У каждого читателя свое собственное мнение. Мнения могут быть разными. Мне не кажется, что по накалу поэзии и духовности Рубцов мощнее Тютчева. Никто не сможет мне это опровергнуть.

Комментарий #26978 03.01.2021 в 20:21

Ну речь-то здесь не о том, любил или не любил сам Рубцов Тютчева, а о том, что по накалу души, вложенной в поэзию, они разные. Настолько разные, что притягивать поэтику одного к поэтике другого вряд ли стоит. А опираться на то, какие книги и кто с собой носил и носит, - это уже из другой области.
Ведь прав комментатор #26971: "Чудо поэзии Николая Рубцова всегда стояло и будет стоять особняком". Такой пронзительности лирического "я", на мой взгляд, не достигал ни Тютчев, ни кто-либо другой (возможно, кроме Есенина, но у того вообще всё было на "разрыв аорты").

Комментарий #26976 03.01.2021 в 17:08

Николай Рубцов дружил с С.Куняевым, который пишет в своих книгах и воспоминаниях, что любимым поэтом Рубцова был Тютчева, хотя многие считали, что им был Есенин. Зная это и стараясь скрасить кочевую жизнь Рубцова, Куняев подарил ему сборник Тютчева, старинное издание в парчовой обложке с золотой вышивкой. После гибели Николая в селе Николы был открыт музей поэта. На открытии Виктор Коротаев передал С.Куняеву этот томик, обнаруженный в библиотеке Рубцова, и Куняев отдал его в этот музей.

Комментарий #26975 03.01.2021 в 16:54

По воспоминания друзей Н.Рубцов часто имел при себе томик Тютчева.

Комментарий #26974 03.01.2021 в 14:44

Рубцов сам поверял свои стихи Тютчевым. Об этом и писал конкретно, то есть и "притягивал" его к себе. Не считал себя выше.

Комментарий #26973 03.01.2021 в 13:22

#26972-му
Согласен, Тютчев есть Тютчев. Просто к Рубцову его не надо притягивать. Речь-то об этом.

Комментарий #26972 03.01.2021 в 13:12

Не согласен. Тютчев всегда современен. Поэтому его и читали и читают до сих пор. Иначе ушел бы в небытие, как многие.

Комментарий #26971 03.01.2021 в 12:15

Чудо поэзии Николая Рубцова всегда стояло и будет стоять особняком.
Пожалуй не стоит его притягивать ни к Тютчеву, ни - тем более - к Бродскому. Не подставляйте этих поэтов...
На фоне души поэзии Рубцова они катастрофически меркнут: Бродский - сделанностью, искусственностью, Тютчев - рафинированностью и отошедшим временем.
Рубцов - Вечная Музыка.

Комментарий #26970 03.01.2021 в 11:57

Послушайте пронзительно точное исполнение "В горнице моей светло..." https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post201219208
Если кто-то знает фамилию певицы, пожалуйста, сообщите. Сейчас только бузовых можно услышать семь раз на день.
Эту песню услышал по радио ещё в советские годы. Больше никогда не удавалось.