Никита БРАГИН. ДЫХАНИЕ ЛЮБВИ. Лирика
Никита БРАГИН
ДЫХАНИЕ ЛЮБВИ
ВИНОГРАДЬЕ
Где же ты, песенное виноградье,
красно-зеленое, сладкое?
Там, где вдали, за озерной гладью
дремлют луга с лошадками?
Или за тем поворотом проселка,
где ели пышны как пагоды,
откуда вернешься с полной кошелкой
красной ядреной ягоды?
Или за этой лесной лужайкой
увидишь избу высокую,
где тебя ласково встретит хозяйка,
северным говором цокая?
Или вон там, у старой часовни,
где горстку землицы высохшей
возьмешь, отправляясь к Москве чиновной
отцу на могилку высыпать?
Где бы то ни было, все с тобою
в сердце, в горе и радости,
красно-зеленое и голубое,
словно кругляш радужный.
РАЗГОВОР В АВГУСТЕ
Прохлада оголенных рук
и самовара жаркий отблеск
обозначают летний отпуск
и этим замыкают круг,
в котором августовский день
с чертами бедности опрятной,
куда ты просишься обратно,
но сердце бьется о кремень.
И, словно четки, перебрав
воспоминаний кинокадры,
разделишь скорлупу и ядра,
найдешь малину в гуще трав,
попробуешь с горчинкой мед,
продлишь цепочкой многоточий
наш разговор до самой ночи,
и душу радость обоймет.
ВСЕЛЕННАЯ ЛЮБВИ
У любви улыбки лепестковые
в день июля, жаркий как вино,
у любви за крепкими засовами
тихо дремлют злато и зерно,
у любви легчайшее дыхание
и летучим поцелуем взгляд,
словно чаша неба над лоханями
всех земных наследий и наград!
Отчего же я не сплю и мучаюсь,
жизнь пройдя как тридесять полей?
Отчего я рад любому случаю
ощутить яснее и смелей
все твои приметы и созвучия –
птичий гомон, колокольный хор,
пряталки луны и звезд за тучами,
ветерка и вяза разговор?
А когда мечтаю о неведомом,
то в душе рождаются миры,
и живут, и ждут, пока не выдохну
синь весны и осени костры,
зимушку, седую и согбенную,
полосу пшеницы в летний зной!
Широка любви моей вселенная,
но доверена тебе одной.
У ВОКЗАЛА
Укрыться от осеннего дождя
в какой-нибудь харчевне у вокзала,
посконным духом жареного сала
немедленно насытиться, войдя.
Открыть блокнот. Немного погодя,
почувствовав, что голова устала,
за строчкой строчку с самого начала
пролистывать, за метрикой следя.
И удивиться – как немного надо
для музыки, звучащей у огня
сквозь суету и гам – не для награды!
Не ради отдыха на склоне дня,
но только чтобы сердце было радо,
и ты, родная, вспомнила меня.
* * *
Они бессмертны – так о мертвых говорят,
и представляешь изваяний ряд,
и слышишь звон латинских эпитафий.
Но прикоснись до белого листа,
почувствуй, что такое пустота,
и немота, и немощь – ты представь их!
В себе самом ты умер столько раз –
не меньше, чем в столетье лунных фаз
минуло, – и ни дерева, ни стелы
на холмиках заброшенных могил,
откуда ты поспешно уходил
за будущим, в безвестные пределы.
А будущее – кто его поймет?
Перемешались в нем и яд, и мёд,
и жгучее безвкусие отравы
все перебило, все оборвало,
все обратило в суету и зло –
все, что налево, вместе с тем, что справа.
И оттого разумнее – любить,
и у любви слезой и кровью быть,
и возвращать ей воздух, умирая.
Так хвоинка раскидистой сосны,
наверное, слетает с вышины
частицей неба без конца и края.
КОСТЁР ПОД СНЕГОМ
В гармонии костер и падающий снег,
в них зерна жарких звезд и ледников проростки,
в них треск горящих дров и по морозу поступь,
предощущенье дня и ночи оберег.
Огонь старинных букв, глаголей и омег,
хрустальные кресты соборов и погостов
друг с другом говорят так искренне и просто,
что время слышит их и замедляет бег.
Тогда встает душа, сметая хлопья праха,
рождаются миры в органном строе Баха,
и льется тихий свет кристалла и свечи.
Торжественность зимы и мимолетность искры…
Дыхание любви так горячо и близко,
что самому себе внушает – помолчи.
* * *
Слов осенняя зрелость подобна дыханию яблок,
что вот-вот опадут и насытят сырую землицу –
дай, еще повторю, и отчалит летучий кораблик,
и к заморским краям полетят беспокойные птицы.
Мне же здесь оставаться хранителем горького сока,
заточенного в памяти, в темных подземных пластах,
в самородной мечте, и в тоске, словно полночь, высокой,
в огнецветных кристаллах и ветхих поклонных крестах.
Это твердь и огонь обращаются кровью и плотью,
зреют правдой запретной, горючей слезой набегают,
то вот-вот обовьются упругой и жалящей плетью,
то вот-вот задрожит стебелька сердцевина нагая…
Это вечная музыка вышла на свет из темницы,
и щебечущей птичкой сидит у тебя на руке…
Вулканический пепел смахни с пожелтевшей страницы,
и святые слова прочитай на своем языке.
В ДЕРЕВНЕ
И все-таки, что делать нам в деревне?
Ходить в соседний двор за молоком,
по солнцу жить, расстаться со звонком,
дожди и холод принимать душевно?
Прийти к доярке в поисках царевны,
и притвориться, что давно знаком,
по стопке выпить с каждым стариком,
премудростью обогащаясь древней?
Вещать и просвещать, вживаясь в роль?
В согласии с передовым ученьем
поверить, что ругательство – пароль,
имеющий бесспорное значенье?
Нет. Просто вспомнить вековую боль,
и поклониться, попросив прощенья.
В СОКОЛЬНИКАХ
В Сокольниках, у старой каланчи,
затерянной среди стекла и стали,
пора остановиться. Помолчи
и вспомни все, о чем тогда мечтали,
чем жили, чем томились, выживая
среди утрат, распутиц и разрух…
Теперь все это – капля восковая
да невесомый паутинный пух.
Теперь все это – солнечная даль
прозрачного осеннего пейзажа,
где каждый звук и каждая деталь
о радостях и горестях расскажут.
Вот лиственниц лимонные ресницы,
вот елочки зеленая свеча,
а где-то дальше детская больница
и наш сынок под скальпелем врача.
Душа моя, ты светишься сквозь плач,
ты смотришь благодарно и влюбленно,
а солнышко, упругое как мяч,
румянится, смеясь сквозь кроны кленов,
и жизни догорающие листья
на тротуаре радужным ковром,
а воробьи усердно перья чистят
и радостно щебечут – не умрем!
СТРАНИЦЫ НА ВЕТРУ
Листает ветер книжечку мою,
а я стыжусь, что написал так мало,
что от забот душа моя устала,
что я давно шепчу, а не пою.
Но так и быть, читай! Я не таю
ни лет своих счастливого начала,
ни горьких бед, которые встречала
любовь и жизнь моя в родном краю.
Прощай же и лети по белу свету,
шепча мои заветные слова
капелями дождя, шуршаньем веток…
Их будет слушать росная трава,
их будет греть осенняя листва –
иного и не надо мне ответа.
Один из немногих поэтов, умеющих ТАК писать о любви.
"Прохлада оголённых рук и самовара жаркий отблеск" - хорошо сказано! Творческих успехов, Никита!