Николай БАШМАКОВ. ПОКЕМОНЧИКОВ МЫ УЖЕ ВЫРАСТИЛИ. Почему школьники не смеются над юмором?
Николай БАШМАКОВ
ПОКЕМОНЧИКОВ МЫ УЖЕ ВЫРАСТИЛИ
Почему школьники не смеются над юмором?
Когда в деревню, где нет даже фельдшера, ночью вызываешь скорую из посёлка Куеда, до которого 35 километров, и делаешь это через пункт вызова, который расположен в городе Чайковском, что в 95 километрах (такое вот подчинение), невольно понимаешь: с системой здравоохранения что-то не то. То, что неладно и с системой образования, понять сложнее, но и это постепенно доходит…
Бывает, смотришь по телевидению какое-нибудь шоу и радуешься, когда показывают детей "индиго" или очередного вундеркинда. А потом задумаешься: что вырастет из талантливого ребёнка, когда он станет взрослым? Не усреднят ли его современное образование и среда, в которой ему предстоит вращаться?
Об образовании в России столько уже сказано, что поднимать эту тему в очередной раз совсем не хочется. Однако личный опыт общения со школьниками заставляет. Несмотря на трудности у меня такие встречи до пандемии регулярно случались.
О своих наблюдениях. На встречах, в том числе и со старшим поколением, я всегда читаю короткие юмористические рассказы и заметил: среднее и старшее поколение воспринимает юмор по-прежнему адекватно, а вот в школьниках последние пять лет видна явная деформация. Если раньше ребята не просто смеялись, а открыто и непосредственно, как и положено детям, хохотали, сейчас улыбаются лишь единицы, а иногда с пустыми глазами сидит весь класс. Долго не мог понять, в чём дело? Искал причины в себе, может, преподносить рассказы стал хуже, но сопоставив несколько последних встреч с разными поколениями, вдруг понял: ребята не понимают словесный юмор. Они пытаются слушать рассказ, но не улавливают сути из-за отсутствия элементарного словарного запаса. Смеются лишь над смешным действием. Как у американцев: ткнули носом в торт, и все хохочут.
Подтверждает мой личный опыт и Людмила Николаевна Димченко из Перми. После окончания Пермского государственного университета она работала учителем русского языка и литературы, а в последующем длительное время трудилась корректором в пермском издательстве газеты "Звезда". После выхода на пенсию (очень скромную) помогает детям готовиться к экзаменам по русскому языку и литературе. По её наблюдениям у современных учеников, за редким исключением, очень убогий запас слов. Они разговаривают "новомодными" словечками, штампами и сленгом, поэтому плохо понимают образный язык и классическую литературу. Ученица одиннадцатого класса, прочитав роман Гончарова "Обломов", просит Людмилу Николаевну рассказать, о чём этот роман. В результате той приходится долго объяснять, как был устроен мир во времена Обломова, а уж потом переходить к литературным образам. И это не единичный случай…
К большому сожалению, современные дети не знают, как жили их бабушки и дедушки. А если взять шире, они и мир, в котором живут, толком не знают, потому как чаще всего находятся в виртуальной реальности. Гаджеты, как известно, не столько учат жизни, сколько отвлекают от неё.
Произошло это из-за внедрения чуждой нашему народу системы образования. В недалёком прошлом методики и приёмы обучения ребёнка были иными. В детском саду он учился делать что-то своими руками: рисовал, лепил, вырезал, иначе говоря, развивал мелкую моторику, которая напрямую влияет на речевые функции и развивает мозг. Он слушал (не смотрел, а именно слушал) сказки, которые развивали его воображение. В школе учился писать ручкой и вдумчиво читать, то есть должен был осмысливать то, что прочёл. Письмо ручкой и чтение развивали воображение, учили литературному языку, заставляли грамотно писать и говорить, меньше подражать другим людям. Иначе строился и устный ответ. Ученик не только обязан был ответить на вопрос, но и пояснить ответ своими словами. Причём это практиковалось по каждому предмету. Методика развивала мышление, речь, возбуждала любопытство и интерес к познанию, интерес к реальной жизни.
Современное образование во многом построено на видео-показе и запоминании отдельных фактов. Ребята угадывают ответ по системе "ДА" или "НЕТ". Любой вопрос ставит их в тупик, они требуют варианты ответа и из них уже пытаются угадывать правильный. У детей развита только "моторика" нажимания кнопок. Вместо письма они набирают короткие сообщения, а книг не читают вообще. Их мозг настроен принимать главным образом видеоинформацию. Отсюда и жалобы старых педагогов на то, что "мозг у современных школьников не работает".
Потерялась у молодых и связь со старшими поколениями. Старики для них "отстой" на том только основании, что не умеют ловко обращаться с гаджетами. Ребята в массе своей не смотрят старые классические фильмы, не читают книг, не поют старых песен, в которых есть слова и мелодия. Всё это заменяется речитативом, сленгом и матом. Сильно портят душу молодых людей богатство и безудержная гонка потребления. В обществе потребления развлечения выходят на первый план, и человек постепенно скатывается к уровню двуногого животного.
В результате с современными детьми в массовом масштабе произошло то, о чём предупреждали многие прогрессивные люди: ЕГЭ сделало их мышление клиповым. Покемончиков, о которых так много говорил сатирик Задорнов, мы уже вырастили. И теперь лишь удивляемся: почему среди митингующих за Навального так много школьников. Только потому, что не научили их думать своей головой и за них думает их фюрер.
Сейчас об изменениях в образовании много говорят и пишут, но предпосылок к изменению существующего положения почти нет. В стране всё больше прививается западный стандарт поведения человека: чувствовать одно, думать другое, а делать третье. Задумайтесь: человек, который упорно продвигал ЕГЭушное образование, сейчас назначен министром образования. Тут явный разрыв между тем, что провозглашается и что делается в реальности. Поэтому все рассуждения о Великой России в устах высокопоставленных лиц в сегодняшней обстановке выглядят нелепо. В великой стране должны быть всесторонне развитые граждане, иначе она никак не может стать великой. У нас же молодое поколение методично превращается в необразованных "покемонов", а высокие слова и обещания так и остаются пустышками.
Много произошло в стране за двадцать лет всяких изменений, плохих и хороших. Неизменными остаются только интересы олигархов, и так же неизменно происходит падение образования и культуры. И это наводит на неприятные размышления…
Пермский край
#27547 Готов с вами поспорить. Покемончики конечно же не все. Но тенденция идёт нехорошая. ИХ ЮМОР меняется в сторону примитивного. А незнание "исторических реалий" исключительно из-за того, что дети перестали читать литературу и со взрослыми общаются редко. Даже "читающие" глотают в основном оторванное от жизни фентези. Вот и вырастают недоросли. Попробуйте поговорить на эту тему с опытным учителем литературы,
с не либеральными взглядами.
думаю, что вы очень однобоко воспринимаете молодое поколение. проблема в том, не то что они не смеются над вашим юмором, в а том, что у них юмор совсем другой. и вы его тоже вряд ли понимаете. и по поводу Обломова, просто прочесть не достаточно чтобы понять. когда у меня дочь проходила Муму, учитель литературы не объяснил детям исторических реалий, в котором существовал герой этого произведения и от этого естественно не понимание. мне пришлось провести часовую лекцию про исторический момент. нам в школе это объясняли и вам думаю, тоже . просто вы забыли об этом. учитель литературы должен правильно научить читать литературные произведения. и все же не стоит всех детей причислять к покемонам. в каждом поколении есть люди, которые развиваются и для которых голова, чтобы шапку носить.
Из сочинений школьников:
По небу летели ласточки и громко каркали.
Отело рассверипело и убило Дездемону.
В пещере первобытного человека всё было из шкур животных, даже занавески на окнах.
Хлестаков сел в бричку и крикнул: Гони, голубчик, в аэропорт!
Умер М.Ю.Лермонтов на Кавказе, но любил он его не поэтому!
У Ростовых было три дочери: Hаташа, Соня и Hиколай.
27292 Могу Вам только посоветовать ВНИМАТЕЛЬНО прочитать эту статью.
Если школьники не смеются над вашими юмористическими рассказами - может быть, вопрос не в школьниках, а в рассказах?