ПУБЛИЦИСТИКА / Николай БАШМАКОВ. ПОКЕМОНЧИКОВ МЫ УЖЕ ВЫРАСТИЛИ. Почему школьники не смеются над юмором?
Николай БАШМАКОВ

Николай БАШМАКОВ. ПОКЕМОНЧИКОВ МЫ УЖЕ ВЫРАСТИЛИ. Почему школьники не смеются над юмором?

 

Николай БАШМАКОВ

ПОКЕМОНЧИКОВ МЫ УЖЕ ВЫРАСТИЛИ

Почему школьники не смеются над юмором?

 

Когда в деревню, где нет даже фельдшера, ночью вызываешь скорую из посёлка Куеда, до которого 35 километров, и делаешь это через пункт вызова, который расположен в городе Чайковском, что в 95 километрах (такое вот подчинение), невольно понимаешь: с системой здравоохранения что-то не то. То, что неладно и с системой образования, понять сложнее, но и это постепенно доходит…

Бывает, смотришь по телевидению какое-нибудь шоу и радуешься, когда показывают детей "индиго" или очередного вундеркинда. А потом задумаешься: что вырастет из талантливого ребёнка, когда он станет взрослым? Не усреднят ли его современное образование и среда, в которой ему предстоит вращаться?

Об образовании в России столько уже сказано, что поднимать эту тему в очередной раз совсем не хочется. Однако личный опыт общения со школьниками заставляет. Несмотря на трудности у меня такие встречи до пандемии регулярно случались.

О своих наблюдениях. На встречах, в том числе и со старшим поколением, я всегда читаю короткие юмористические рассказы и заметил: среднее и старшее поколение воспринимает юмор по-прежнему адекватно, а вот в школьниках последние пять лет видна явная деформация. Если раньше ребята не просто смеялись, а открыто и непосредственно, как и положено детям, хохотали, сейчас улыбаются лишь единицы, а иногда с пустыми глазами сидит весь класс. Долго не мог понять, в чём дело? Искал причины в себе, может, преподносить рассказы стал хуже, но сопоставив несколько последних встреч с разными поколениями, вдруг понял: ребята не понимают словесный юмор. Они пытаются слушать рассказ, но не улавливают сути из-за отсутствия элементарного словарного запаса.  Смеются лишь над смешным действием. Как у американцев: ткнули носом в торт, и все хохочут.

Подтверждает мой личный опыт и Людмила Николаевна Димченко из Перми. После окончания Пермского государственного университета она работала учителем русского языка и литературы, а в последующем длительное время трудилась корректором в пермском издательстве газеты "Звезда". После выхода на пенсию (очень скромную) помогает детям готовиться к экзаменам по русскому языку и литературе. По её наблюдениям у современных учеников, за редким исключением, очень убогий запас слов. Они разговаривают "новомодными" словечками, штампами и сленгом, поэтому плохо понимают образный язык и классическую литературу. Ученица одиннадцатого класса, прочитав роман Гончарова "Обломов", просит Людмилу Николаевну рассказать, о чём этот роман. В результате той приходится долго объяснять, как был устроен мир во времена Обломова, а уж потом переходить к литературным образам. И это не единичный случай…

К большому сожалению, современные дети не знают, как жили их бабушки и дедушки. А если взять шире, они и мир, в котором живут, толком не знают, потому как чаще всего находятся в виртуальной реальности. Гаджеты, как известно, не столько учат жизни, сколько отвлекают от неё.

Произошло это из-за внедрения чуждой нашему народу системы образования. В недалёком прошлом методики и приёмы обучения ребёнка были иными. В детском саду он учился делать что-то своими руками: рисовал, лепил, вырезал, иначе говоря, развивал мелкую моторику, которая напрямую влияет на речевые функции и развивает мозг. Он слушал (не смотрел, а именно слушал) сказки, которые развивали его воображение. В школе учился писать ручкой и вдумчиво читать, то есть должен был осмысливать то, что прочёл. Письмо ручкой и чтение развивали воображение, учили литературному языку, заставляли грамотно писать и говорить, меньше подражать другим людям. Иначе строился и устный ответ. Ученик не только обязан был ответить на вопрос, но и пояснить ответ своими словами. Причём это практиковалось по каждому предмету. Методика развивала мышление, речь, возбуждала любопытство и интерес к познанию, интерес к реальной жизни.

Современное образование во многом построено на видео-показе и запоминании отдельных фактов. Ребята угадывают ответ по системе "ДА" или "НЕТ". Любой вопрос ставит их в тупик, они требуют варианты ответа и из них уже пытаются угадывать правильный. У детей развита только "моторика" нажимания кнопок. Вместо письма они набирают короткие сообщения, а книг не читают вообще. Их мозг настроен принимать главным образом видеоинформацию. Отсюда и жалобы старых педагогов на то, что "мозг у современных школьников не работает".

Потерялась у молодых и связь со старшими поколениями. Старики для них "отстой" на том только основании, что не умеют ловко обращаться с гаджетами. Ребята в массе своей не смотрят старые классические фильмы, не читают книг, не поют старых песен, в которых есть слова и мелодия. Всё это заменяется речитативом, сленгом и матом. Сильно портят душу молодых людей богатство и безудержная гонка потребления. В обществе потребления развлечения выходят на первый план, и человек постепенно скатывается к уровню двуногого животного.

В результате с современными детьми в массовом масштабе произошло то, о чём предупреждали многие прогрессивные люди: ЕГЭ сделало их мышление клиповым. Покемончиков, о которых так много говорил сатирик Задорнов, мы уже вырастили. И теперь лишь удивляемся: почему среди митингующих за Навального так много школьников. Только потому, что не научили их думать своей головой и за них думает их фюрер.

Сейчас об изменениях в образовании много говорят и пишут, но предпосылок к изменению существующего положения почти нет. В стране всё больше прививается западный стандарт поведения человека: чувствовать одно, думать другое, а делать третье. Задумайтесь: человек, который упорно продвигал ЕГЭушное образование, сейчас назначен министром образования. Тут явный разрыв между тем, что провозглашается и что делается в реальности. Поэтому все рассуждения о Великой России в устах высокопоставленных лиц в сегодняшней обстановке выглядят нелепо. В великой стране должны быть всесторонне развитые граждане, иначе она никак не может стать великой. У нас же молодое поколение методично превращается в необразованных "покемонов", а высокие слова и обещания так и остаются пустышками.

Много произошло в стране за двадцать лет всяких изменений, плохих и хороших. Неизменными остаются только интересы олигархов, и так же неизменно происходит падение образования и культуры. И это наводит на неприятные размышления…

Пермский край

Комментарии

Комментарий #27668 15.03.2021 в 14:45

#27547 Готов с вами поспорить. Покемончики конечно же не все. Но тенденция идёт нехорошая. ИХ ЮМОР меняется в сторону примитивного. А незнание "исторических реалий" исключительно из-за того, что дети перестали читать литературу и со взрослыми общаются редко. Даже "читающие" глотают в основном оторванное от жизни фентези. Вот и вырастают недоросли. Попробуйте поговорить на эту тему с опытным учителем литературы,
с не либеральными взглядами.

Комментарий #27547 03.03.2021 в 16:44

думаю, что вы очень однобоко воспринимаете молодое поколение. проблема в том, не то что они не смеются над вашим юмором, в а том, что у них юмор совсем другой. и вы его тоже вряд ли понимаете. и по поводу Обломова, просто прочесть не достаточно чтобы понять. когда у меня дочь проходила Муму, учитель литературы не объяснил детям исторических реалий, в котором существовал герой этого произведения и от этого естественно не понимание. мне пришлось провести часовую лекцию про исторический момент. нам в школе это объясняли и вам думаю, тоже . просто вы забыли об этом. учитель литературы должен правильно научить читать литературные произведения. и все же не стоит всех детей причислять к покемонам. в каждом поколении есть люди, которые развиваются и для которых голова, чтобы шапку носить.

Комментарий #27304 07.02.2021 в 08:12

Из сочинений школьников:
По небу летели ласточки и громко каркали.
Отело рассверипело и убило Дездемону.
В пещере первобытного человека всё было из шкур животных, даже занавески на окнах.
Хлестаков сел в бричку и крикнул: Гони, голубчик, в аэропорт!
Умер М.Ю.Лермонтов на Кавказе, но любил он его не поэтому!
У Ростовых было три дочери: Hаташа, Соня и Hиколай.

Комментарий #27298 06.02.2021 в 14:15

27292 Могу Вам только посоветовать ВНИМАТЕЛЬНО прочитать эту статью.

Комментарий #27292 05.02.2021 в 20:57

Если школьники не смеются над вашими юмористическими рассказами - может быть, вопрос не в школьниках, а в рассказах?