ПОЛЕМИКА / Александр БОБРОВ. ЛИКВИДАТОРЫ И НАФИГАТОРЫ. Что вредно для подлинного образовательного процесса?
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. ЛИКВИДАТОРЫ И НАФИГАТОРЫ. Что вредно для подлинного образовательного процесса?

 

Александр БОБРОВ

ЛИКВИДАТОРЫ И НАФИГАТОРЫ

Что вредно для подлинного образовательного процесса?

 

Все бурные или преувеличенные мировыми СМИ зимние события показали опосредовано, но ясно две принципиальные вещи: крах государственной молодёжной политики, несмотря на все чиновничьи структуры вроде Росмолодёжи и Роспатриотцентр (кстати, молодых номенклатурщиков мы на встрече с президентом и на «Тавриде» – видим, а на Пушкинской площади – нет!), провалы в образовательно-воспитательной работе школ и вузов. Недаром по предложению Владимира Путина были внесены поправки в Закон об образовании, которые назвали поправками по патриотическому воспитанию. Оба профильных министерства обещали оперативно разработать и обсудить свои программы ещё осенью – ау! Пока из реальных действий – просьба гигантских сумм на эту программу и поспешное предложение ввести в школах должность советников директора по воспитанию.

В своих выступлениях министр со странной чёлкой Сергей Кравцов начал витиевато говорить «о навигаторах детства» (как тут не вспомнить ироничное название реального прибора – «нафигатор»?). Речь шла, как выяснилось, об этих самых советниках в добавление к завучам по воспитательной работе. Ну, ясно: красивые отчёты писать. Кстати, показательны слова спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая начинала работу с комсомола, адресованные как раз министру Кравцову на слушаниях: «Не надо думать, что если мы во всех школах введем советника директора по воспитательной работе, то у нас все будет хорошо с воспитанием. Это очень поверхностный и неправильный подход», – сказала она. Уроженка корчагинской Шепетовки понимает с советских пор, что работа эта – всеобъемлюща и ежечасна. Её должен вести КАЖДЫЙ учитель и на уроках, и во внеклассное время. Много формализма было в работе ВЛКСМ, но глава ленинградского комсомола помнит и про походы по Поясу славы, и про помощь блокадникам, и про возникавшие всюду школьные музеи (в двух из них запечатлён подвиг моего старшего брата – Героя Советского Союза Николая Боброва, павшего на Карельском перешейке). Это была настоящая патриотическая работа!

Вот и Геннадий Иванов на днях простился с писателем и общественным деятелем Кольского полуострова и всей России – Михаилом Орешетой: «Легендарный человек! Вот сейчас, в эти дни, мы становимся свидетелями диких, дебильных поступков молодых по отношению к ветеранам войны. Но таких извращений не может быть в Мурманской области. Михаил Орешета добился того, что каждый школьник области побывал на местах страшных боёв в Долине Славы (первоначальное название Долина Смерти), на полуострове Рыбачий, везде, где насмерть стояли наши воины, но не пропустили немцев ни к Мурманску, ни к железной дороге. Столько много Михаил сделал за десятилетия патриотической работы... Его реально в области знает каждый человек. Вот я недавно лежал в мурманской больнице. Так одна из общих тем наших разговоров с соседями по палате – это был Михаил Орешета, его дела и поступки. И как хорошо, что мы, наша писательская делегация, побывали у него, посидели за столом, поговорили душевно, и дружески обнялись на прощание... Я Михаила знаю с 80-х годов. Таких людей мало. Он был на Севере такой особой электростанцией, дающей людям тепло и свет. Видя его подвижническую работу, власти создали ещё в конце 90-х областной Центр гражданского и патриотического воспитания. Михаил его возглавлял до последнего дня. Все его любили. Читали его книги о героях. И он сам был героем. НАСТОЯЩИМ! Царство Небесное!».

Кто придёт на смену таким людям? Уже и сами учителя, даже вузовские преподаватели – люди другого поколения, иной складки. И потом, даже если они воспримут все благие пожелания, призывы самого президента – им просто некогда заниматься углублённой воспитательной работой – всё сжирает бумагомарательство!

 

* * *

Программа НТВ «Место встречи» от 8 февраля называлась «Урок на будущее». В ней шла речь не только о горячих политических уроках, но и об образовании, о любительском «просвещении» по интернету. Ярче всех выступил Олег Барабанов – профессор кафедры мировых политических процессов факультета политологии МГИМО и профессор кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ – как бы лидеров образования и престижных кузниц будущих кадров.

– Чем я занимался в выходные? Я делал странные вещи: писал дискрипторы индикаторов достижения компетенций.

– Говорите по-русски, пожалуйста! – вскричали ведущие.

– Я и пытаюсь говорить по-русски, но так велит министерство образования. Это началось давно, ещё в допутинские времена, когда системные либералы захватили сферу образования. Раньше давали знания, умения, навыки. Либералы придумали «компетенции», так и не объяснив до конца, что это такое. Половина из них – банальны, половина – высосаны из пальца. Ладно, стали писать компетенции, но учили по-прежнему: знаниям, умениям, навыкам, но ведь бюрократический зуд не прекращается. Пару лет назад придумали под каждую компетенцию 3-4 индикатора достижимости, а под каждый индикатор – дискрипторы…

Объясню вне студии кратко историю вопроса: проявлявшая рвение министр образования Ольга Васильева обещала свернуть бумажную работу, но вдруг по её приказу с 30 декабря 2017 года вступили в силу новые ФГОСы (образовательные стандарты) и уже с 1 сентября 2018 года руководители и преподаватели вузов должны были начать перекройку недавно утверждённых программ 3+ под новый «порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования» – 3++.

Чем они отличаются? – многие так ничего и не поняли, но ведь главное – обозначить бурную деятельность «по улучшению», хотя программы нельзя менять чаще, чем через 5 лет – через полный цикл обучения. Но Васильева – этот принцип нарушила, ушла на другую хлебную должность, а вакханалия переписки и переутверждения – продолжается.

В студии, конечно, никто из опытных журналистов и взрослых аналитиков – ничего не понял. А ведь это должен написать каждый преподаватель, донести до юных студентов, чтобы объяснить каждому, чего от них хотят. Понимаете, потратить уйму времени на переписывание только недавно созданных и отпечатанных программ 3+, чтобы написать уже полную абракадабру 3++ (просто цирк плюсовой имени ушедшей Ольги Васильевой!), совершенно непонятную участникам образовательного процесса! Ну, ладно – многие опытные преподаватель и методисты УМО формально отпишутся, отчитаются, но ведь это – НЕ РАБОТАЕТ. Время и нервы потрачены впустую.

Поэтому до конца понятен в студии был только общий вывод-крик профессора Барабанова: «Пока это есть – ничему школа и вуз не научат, и люди будут верить всякой фигне из интернета. Сейчас создаётся какой-то новый Общественный договор под кураторством Татьяны Голиковой. Запишите главный пункт в договоре: прекратите убивать образование и издеваться над преподавателями!». Полное одобрение в студии… Но нам, преподавателям, от этого не легче.

Разделили снова два министерства, сменилось руководство – ну, отмените глупое бюрократическое решение, дайте больше свободы преподавателям, которые работают по утверждённым программам. На брошюрах моих учебных программ стоит 2016 год. Как они могли принципиально устареть? Я сам внесу коррективы, вызванные стремительно меняющейся действительностью, а многие незыблемые вещи – остаются. Никакие придуманные чиновниками дискрипторы индикаторов достижения компетенций – не работают!

Когда начинаешь вникать в эти новые стандарты и рекомендации по журналистике – понимаешь, что многое не учтено, кабинетно придумано, а порой так и бьёт в нос запах нафталина. И это немудрено: используется в якобы новой программе профессиональный стандарт, например, «Ведущий телевизионной программы», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации аж от 4 августа 2014 года. Вы представляете, сколько перемен стряслось после событий этого рубежного года и воцарения новых информационных технологий? Ну, вот понятный для всех пример – всё по сетке, как в бухгалтерском отчёте:

Задачи профессиональной деятельности выпускника

11.004 Ведущий телевизионной программы должен:

1. Быть лицом телеканала и центральной фигурой программы; обретать доверие телезрителей при подаче информации, ведении телепрограммы…

Стоп на первом же пункте! Во-первых, полная банальность, а во-вторых, давно устаревший подход. Да, тётя Валя была для наших детей добрым лицом программы «Спокойной ночи малыши», а боксёр, депутат и охотник Николай Валуев – не может таковым быть, по моим убеждениям, но упорно – ведёт! Мои младшие внуки его боятся и ждут, когда начнётся мультфильм. Более того, современная видео-индустрия, особенно на цифровых каналах, разработала тип безликого ведущего или фрика, антигероя. И таких примеров – уйма. Никакие чиновники в министерствах с их прикормленными разработчиками и консультантами уже не в силах охватить, затвердить всё многообразие реальности, особенно в сфере информационных технологий – только профессиональный преподаватель или привлечённый практик донесёт всё это до студентов без устаревающих на корню и пылящихся программ. Ликвидаторы живого дела, перестаньте заниматься ерундой, не тратьте зря средства, время и нервы участников подлинного образовательного процесса. Тогда и за бреднями штабов Навального будет меньше желающих выходить без внятной идеи и программы. Придуманная ими следующая дурацкая, на первый взгляд, но внешне эффектная и символическая акция – зажги фонарик или свечу и сложи сердечко – назначена по белорусскому сценарию на 14 февраля. Меня это и смешит отчасти, и согревает отсветами: в это воскресение накануне великого праздника Сретения – мой день рождения.

================================================

19 февраля в Центральном доме литераторов
поэт, публицист и профессор
Александр БОБРОВ
продолжит этот разговор на авторском вечере,
посвященном Дню защитника Отечества –
«…ИЗ ГРУППЫ РИСКА».

Ведёт вечер заслуженная артистка России Татьяна ВЕТРОВА.
Начало в 18 часов.
В фойе – книги автора, в том числе и книга о старшем брате-Герое – «Сосна у селенья Бобровка»

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #27445 19.02.2021 в 20:45

Много справедливого.

Комментарий #27383 14.02.2021 в 20:03

Со всем уважением к комменту 27351
Простите, Вы считаете "...эрнстовщину" и "...соловьиный помет" идентичными понятиями?

Комментарий #27351 11.02.2021 в 23:17

- Людям, кто за культуру и образование, надо объединяться и повсеместно, самыми разными способами, постоянно "убеждать" власть убрать с ТВ эрнстовщину, соловьиный помет и прочую разрушительницу.
Требовать в школах вести нормальную воспитательную работу. Думается, перегиб уже с детьми в военной форме.

Комментарий #27349 11.02.2021 в 21:49

ОТВЕТ #27348
Так дали же - ВЫПЛЕСНУТЬ!
Но она с этой своей "энергией" так расплескалась, что и живого РЕБЁНКА выплеснула на помойку перестроек и реформ.
Пусть немного мудрости наберётся при нынешнем легчайшем укороте её и "выстраивании".

Комментарий #27348 11.02.2021 в 20:12

Молодёжь - это энергия, движение ...Так дайте ей выплеснуть свою энергию в созидательное русло, без скучных нравоучений...

Комментарий #27333 10.02.2021 в 20:50

Если патриотические призывы и воспитательная работа школы не будет подкреплена и дома родителями, то никаких патриотов из детей не получится. Таеие дети будут игнорировать музеи и места боевой славы. Воспитание - прерогатива родителей, а школа должна давать образование. Но многие родители сейчас придерживаются либеральных тенденций. И дома будет говориться одно, а в школе другое. Вырастут не дети, а лицемеры.