РЕЦЕНЗИЯ / Александр НЕСТРУГИН. «МЫ ТОЛЬКО ПОБЕДИТЬ СУМЕЛИ…». По страницам вёшенского альманаха «Верхний Дон»
Александр НЕСТРУГИН

Александр НЕСТРУГИН. «МЫ ТОЛЬКО ПОБЕДИТЬ СУМЕЛИ…». По страницам вёшенского альманаха «Верхний Дон»

 

Александр НЕСТРУГИН

«МЫ ТОЛЬКО ПОБЕДИТЬ СУМЕЛИ…»

По страницам вёшенского альманаха «Верхний Дон»

 

Вышел из печати двенадцатый номер литературно-художественного альманаха «Верхний Дон». Издаётся он в станице Вёшенской, по-местному – в Вёшках. Вот написал и подумал: имя вроде неприметное, скромное, а объяснять никому ничего не нужно. Потому как связано оно неразрывно с другим именем – тем, знакомым едва ли не всему миру, что выбито на согретом донской зёмлёй могильном камне…

Кажется, что имена эти перекликаются.

Вёшки…

Шолохов…

Перекликаются не только внешне, звуком-шёпотом, но и – судьбой, памятью, глубинными смыслами. Как «Родина» и «Дон». Повторяешь их – и сердцем чувствуешь «самую жгучую, самую смертную связь».

Рецензируемый выпуск альманаха посвящён 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Этой темы, так или иначе, касаются почти все собранные в нём материалы. Но открывается альманах словом памяти и скорби, сказанным неутомимым собирателем литературных сил Верхнего Дона Григорием Рычневым, о поэте, земляке, товарище Александре Голубеве. Александр Александрович – казак, родился в военном 1943 году на хуторе Краснояровском Шолоховского района. Мы, воронежцы, считаем его своим: окончив Воронежский пединститут, Александр Голубев, что называется, врос в наши  чернозёмы. Работал в районных газетах, был на комсомольской и партийной работе, возглавлял журнал «Подъём». Стал известным поэтом, отмечен значимыми литературными премиями, в том числе Шолоховской. Но истоки творчества – любого, родничком ли малым, рекой ли полноводной текущего – в краях отчих, в детстве. Григорий Рычнев рассказывает, как всю жизнь тянулся его товарищ к родным местам, как много они для него значили: «Александр Александрович спрашивал часто: стоят ли Романовы тополя при устье речки Зимовной… Вспоминал, как в половодье ходили пешком домой из Вёшек, а старшие ребята переносили младших на своих спинах через бурные потоки, и «ох как визжали девчонки!» Умер Александр Голубев летом 2020 года, в конце июля. Ему – царство небесное, нам – светлая память о нём.

Московский поэт Дмитрий Алентьев, подборкой которого открывается большой поэтический раздел, тоже родом с Дона. Он из послевоенного поколенья, память о минувшем говорит с ним голосом матери:

«Помнишь, сынок?..». И я слушаю снова

Тихий рассказ о суровой войне.

Кланяюсь хутору, кланяюсь вдовам…

Страшные сполохи чудятся мне…

Представляя своего земляка-россошанца, фронтовика Михаила Тимошечкина (1925-2013), известный воронежский прозаик Пётр Чалый называет его классиком современной русской поэзии. Не преувеличение ли? Думаю, что нет. Многие стихи Михаила Фёдоровича давно уже стали хрестоматийными, включены в представительные, замеченные критикой столичные антологии. Уверен, что поэтическому слову Тимошечкина суждена долгая жизнь. И я просто не могу не процитировать, хотя бы в сокращении, одно из заглавных стихотворений подборки – как пример не только ни в чём не погрешившего против жизненной правды свидетельства очевидца, и твёрдого, веского ответа всем тем, кто нынче из кожи вон лезет, чтобы облить грязью, принизить нашу Победу.

До глубины потрясена,

Земля качается от боли.

Там, где заставила война,

Залёг солдат в открытом поле.

Торчат обмотки, башмаки

Из-под распластанной шинели.

И пушки бьют из-за реки

По серой видимой мишени.

…………………………………

Жестка комкастая кровать.

Рубцы и вмятины на теле.

…Мы не умели воевать.

Мы только победить сумели.

Ещё одного россошанца, привеченного гостеприимным шолоховским краем, пространно представлять не надо: Алексей Прасолов (1930-1972) в современной русской поэзии давно уже стоит в первом ряду. Помимо известной лишь узкому кругу читателей «маленькой трагедии» «Безымянные», в альманахе опубликованы и хорошо знакомые всем нам стихотворения Алексея Тимофеевича. Но это не повод, кинув взгляд «наискось», пролистнуть их; даже если и захочешь – не получится:

Свозили немцев поутру.

Лежачий строй – как на смотру,

И чтобы каждый видеть мог,

Как много пройдено земель,

Сверкают гвозди их сапог,

Упёртых в белую метель.

Лауреат Государственной премии «Сталинград» Волгоградской области Николай Иванович Милованов ушёл из жизни во время подготовки альманаха к печати, но «седая память» простых и благодарных строк его не ушла с того рубежа, где «окопы зарубцованы травою». А значит, он остался с нами…

Обширен и весом в альманахе раздел публицистики. Поэт Валерий Латынин, москвич с казачьими корнями, рассказывает о земляке Георгии Яценко из хутора Топилина, призванном в армию семнадцатилетним парнишкой летом 1942 года. Яценко, принявший боевое крещение под Моздоком и не раз глядевший в глаза смерти, сражался храбро, стал офицером, прошёл фронтовыми дорогами, через Николаев и Одессу, до Молдавии, участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, когда в плен попало 208 тысяч немецких и румынских военнослужащих.

Прозаик Пётр Чалый сразу в нескольких материалах (беседа с ректором Воронежского государственного педагогического университета, доктором исторических наук С.И. Филоненко, очерк-предостережение «Итальянская печаль», интервью с генералом Пьетро Бруски, раскрывает очень непростую «итальянскую тему», которая берёт начало в далёких сороковых и всё никак не может получить своего завершения в наши дни. Историк Филоненко напоминает нам, что восьмая итальянская армия численностью 229 тысяч «штыков» с августа 1942 года занимала позиции по реке Дон протяжённостью 270 километров – от воронежского села Белогорье до устья реки Хопёр. Причём итальянские оккупанты вели себя не лучше немецких. Например, захватив в плен 12 раненых красноармейцев в селе Белый Колодец, держали их без обуви на сильном морозе, избивали, а затем расстреляли их в упор из пулемёта и винтовок. Тех, кто подавал признаки жизни, добивали прикладами.

Да, за свои злодеяния эти «потомки Великого Рима» получили сполна: только в ходе Острогожско-Россошанской операции в январе 1943 года был разгромлен элитный альпийский корпус, число пленных достигло 86-ти тысяч. Но на этом история не закончилась. Пётр Чалый свидетельствует как очевидец: зачастившие на верхний Дон со времён пресловутой «перестройки» «караваны пилигримов» из Италии, по сути, повели новую, теперь уже тихую оккупацию. Оставшиеся в живых участники восточного похода и родственники тех, чей прах покоится в воронежских степях, сначала – «в знак покаяния и примирения» – подарили Россоши детский садик. А потом – в парадной альпийской форме, со знамёнами воевавших на Дону частей – стали под барабанный бой военного оркестра браво маршировать по городским улицам, восславлять своих «павших героев», в основание возведённого рядом с подарочным детсадом памятного знака тайно заложили пакет с останками погибшего на Дону альпийского стрелка. И всё это – при прямой поддержке местных «доброжелателей» – чиновников. «Умом нас, люди, не понять!» – горько восклицает писатель, и мне, к сожалению, нечего ему возразить.

В статье доктора исторических наук Татьяны Малютиной (Воронеж) подробно показано, как в ходе начавшейся 19 ноября 1942 года операции под кодовым названием «Уран» были разбиты и пленены румынские войска. Причём на заключительном этапе наше командование пошло на военную хитрость, имитировав подготовку к «зачистке» окружённых частей противника крупными механизированными силами. Хитрость удалась: командующий пятым армейским корпусом генерал Стэнеску пришёл к выводу о бессмысленности дальнейшего сопротивления, в плен попало свыше 21-ой тысячи румынских солдат и офицеров.

Владислав Говоровский повествует о боях на Верхнем Дону, о Еланском плацдарме, откуда в ходе той же операции «Уран» наши войска перешли в наступление, приведшее к разгрому фашистов под Сталинградом.

Стоящим в альманахе рядом рассказам Григория Рычнева «Моторины», Евгения Карпова «Пять тополей» и Михаила Шевченко «Попутчицы» можно было бы предпослать и общую рубрику: «Война и женские судьбы».

Пришедшая за полтораста вёрст к линии фронта проведать сына Ваню Анна Моторина увидеть его смогла, только уже не живого. И не оставила: голодная, обессилевшая, понесла на себе, повезла на салазках свою кровинушку на Дон, к родному дому…

Схожая судьба на Ставрополье. На могиле вернувшегося с гражданской войны инвалидом мужа кубанская казачка Арина Княгинина посадила тополёк. Одна подняла четверых сыновей, но пришла война другая, ещё более страшная – и после неё рядом с хатёнкой росло уже пять стройных пирамидальных тополей…

У мыкающей одинокую послевоенную долю Груни было и счастье, но такое короткое: в воскресенье отгуляли свадьбу, в понедельник принесли повестку, а во вторник проводила она своё счастье на фронт – навсегда…

В публикации Петра Суворова объединены миниатюры о реальных событиях, случившихся в Нехаевском районе Волгоградской области в годы войны (задержание диверсантов, гибель сбитой немецкой лётчицы), а также «разговор» с отцом – вернее, с его портретом на монументальном стенде возле Вечного огня.

 

Писатель-краевед Анатолий Кряженков из города Алексеевка Белгородской области в очерке «Оправдан историей» рассказал о трудной судьбе своего земляка Матвея Кузьмича Шапошникова. Боевой генерал, Герой Советского Союза М.К. Шапошников известен ещё и тем, что 2 июня 1962 года в Новочеркасске отказался отдавать своим подчинённым приказ стрелять в своих сограждан – выступивших против повышения цен на продукты питания рабочих электровозостроительного завода.

Глубокие нравственные проблемы затрагиваются и в рассказе (по объёму и насыщенности событиями это скорее повесть) писателя из города Лиски Воронежской области Валерия Тихонова «Приземление». В своём отклике на этот рассказ Александр Голубев (это одна из его последних рецензий) отметил, что «в нём автор вышел за околицу привычных ему сельских тем и заглянул туда, где варится большая политика».

Сделал альманах и свой новый вклад в шолоховедение. Исследование Виктора Бакина «Вятский архив» посвящено неожиданной находке – многолетней переписке Михаила Александровича Шолохова с уроженцем вятской земли Дмитрием Крупиным, в течение длительного времени занимавшим должность управляющего делами ЦК КПСС. Письма великого писателя ценны и сами по себе, а тут ещё такая важная подробность: из 17 писем только одно машинописное, а остальные написаны рукой автора «Тихого Дона».

Интересна и познавательна работа Марины Прибытковой и Галины Говорухиной «Из библиотеки М.А. Шолохова. Автографы», написанная на основании собрания книжного фонда Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова. Приведённые авторами автографы подчёркивают ведущую роль М.А. Шолохова в советской литературе. Вот что написал, например, Василий Соколов на своей книге «Вторжение»: «Дорогому Михаилу Александровичу Шолохову, Маршалу в литературе от солдата. С искренней любовью».

Своего рода «православные беседы», глубокие и искренние, представляют собой работы кандидата филологических наук Антонины Зернюковой (о творчестве автора ряда известных песен, русского поэта иеромонаха Романа) и её земляка, руководителя православного клуба «Слово» из станицы Кумылженской Волгоградской области Алексея Ильичёва-Морозова (о нравственных уроках, преподанных ему его прабабушкой Павлиной Ивановной).

Из сказанного выше можно заключить, что редактору-составителю Григорию Рычневу удалось привлечь к участию в альманахе широкий круг авторов, живущих не только в донской глубинке, но и далеко за её пределами, в том числе в столице. Важна здесь, конечно, не столько впечатляющая  «география», сколько качество текстов. Думается, что художественный уровень «верхнедонских» произведений не разочарует даже самых взыскательных ценителей слова, и этот благодарный литературный поклон Победе с берегов Тихого Дона будет тепло принят читающей Россией.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии