ПОЛЕМИКА / Николай БАШМАКОВ. ПАТРИОТИЗМ И «НЕНУЖНЫЕ ЛЮДИ». Полемические заметки
Николай БАШМАКОВ

Николай БАШМАКОВ. ПАТРИОТИЗМ И «НЕНУЖНЫЕ ЛЮДИ». Полемические заметки

 

Николай БАШМАКОВ

ПАТРИОТИЗМ И «НЕНУЖНЫЕ ЛЮДИ»

Полемические заметки

 

Сегодня патриота от псевдопатриота отличает
не только отношение к суверенитету страны,
но и отношение к "ненужным людям" и "дожителям".

 

Почему в обществе существует и продолжает углубляться раскол, политологи на телевидении рассказывают чуть ли не ежедневно. Главной идеологией, которая поможет преодолеть этот раскол, заявлен патриотизм. Но возможно ли сплотить общество в существующем олигархо-чиновничьем государстве?

О том, могут ли олигархи и сверхбогатые люди быть патриотами, можно дискутировать долго и абсолютно бесцельно. В принципе, если есть много денег, олигарху везде хорошо: хоть в России, хоть на каких-нибудь Багамах. (Потому они предпочитают иметь несколько гражданств.) Одно несомненно: для того, чтобы сохранить в своих руках богатства России и иметь необлагаемую налогами сверхприбыль, олигархам нужен суверенитет страны. И вот в этой части они "патриоты" и вынуждены что-то делать для укрепления обороны государства. Потому и стала забота об армии и военно-промышленном комплексе одной из важнейших задач российского государства. Богатства России нужно защитить от внешней угрозы, а заодно и от своего народа, "у которого только одно на уме: отнять и разделить".

Однако для сохранения суверенитета страны кроме сильной армии требуется ещё единство народа, то есть патриотами должно стать поголовно всё население. Возможно ли этого добиться в реальности, без очередного обмана и очковтирательства? Попробую погадать по социальным группам.

Могут ли быть искренними патриотами либералы-западники? Ответ отрицательный. Либерализм при всей его привлекательности – идеология лицемерная, двуличная, точнее даже трёхликая: думаю одно, говорю другое, делаю третье. И задачи у либералов по сравнению с патриотами противоположные: не сохранить суверенитет России, а сделать её вотчиной Запада. Поэтому либералы вредили, вредят и будут вредить патриотам. Их, в отличие от славянофилов, власть давит меньше, и они проникли во все структуры власти.

С либералами понятно. А что представители элиты, которые себя не относят к либералам? К примеру, могут ли быть искренними патриотами режиссёр Никита Михалков, ведущий первого канала Антон Шейнин или политолог Сергей Михеев? Вот эти вполне могут быть. Потому как здесь, на родине, они занимаются своим любимым делом, к тому же хорошо оплачиваемым, и пользуются уважением значительной части своих граждан. Для них Россия – это Родина, которой они служат и которую каждый из них по-своему любит. Но одним из показателей искренности патриотизма является любовь к своему народу. И вот этот тест представители нелиберальной элиты выдерживают не все. Некоторые забыли, что народ – молоко, а элита – сливки. Не будет молока, не может быть и сливок. Десятки миллионов людей из этого самого народа в государстве попали в списки "ненужных людей", а значительная часть элиты, считающая себя патриотами, стыдливо закрывает на это глаза… Какие-то неполноценные патриоты получаются…

А как с патриотизмом у той части населения, которые просто живут, работают (служат) и получают за это нормальные деньги? Здесь тоже всё неоднозначно, потому что в обществе кроме материального существует раскол моральный. (Классики утверждали, что при капитализме он неизбежен.)

У многих наших людей чувство патриотизма тесно увязано с любовью к своей малой родине. И очень многих современная власть искусственно оторвала от места, в котором они родились и выросли.

Представьте себе парня, выросшего в деревне, где необъятные просторы и воля, где отец с детства приучил его к работе на земле-кормилице. Научил его работать на сельхозтехнике, к которой парень почти с пелёнок прикипел. И вдруг его жизнь кардинально изменилась. Обанкротился по причине "неэкономичности" кооператив, в котором он трудился, заросли поля, исчезла любимая работа, а вместе с ней закрылся клуб, где смотрели кино, ставили концерты художественной самодеятельности и совместно отмечали праздники. Следом, "оптимизировали" медпункт и школу. Парень в поисках хоть какой-то работы вынужден ехать в чужой для него город. Но таких, как он, много, а работы, которую он любит и знает, мало, и он вынужден работать охранником в магазине или в какой-либо чуждой ему фирме…

 Для него всё вокруг чужое. Чужой город, чужая и нелюбимая работа, чужой торгаш-хозяин, который может его выгнать в любой момент за малейшую провинность. Плюс ко всему где-то там далеко осталась малая родина, медленно умирающая вместе с престарелыми родителями. Родина, где он мог жить и работать так, как хотел, как мечтал, для этого парня осталась только в воспоминаниях…

Мать Родина для этого парня стала мачехой, и вместо патриотизма в его душе ожесточение, которое он, обижаясь на весь белый свет, откровенно высказывает после выпитой чарки водки. Подобных парней и девчонок, вынужденных заниматься нелюбимой работой и жить чужой жизнью, в стране, особенно в глубинке, – миллионы.

Городские скептики улыбнутся: пример автор привёл совсем неудачный. Копаться в земле – разве можно назвать это "любимой работой" в век электроники и нанотехнологий? Но, во-первых, можно при желании привести массу подобных примеров и из других областей жизни. Немало в России малых городов и посёлков, которые вместо того, чтобы развиваться, так же, как деревни и сёла, постепенно умирают, и молодёжь из них вынуждена разлетаться по столицам. Только очень незначительная часть молодых людей в столицах находит своё признание и живёт своей жизнью, остальные вынуждены зарабатывать на нелюбимой, часто случайной работе.

А во-вторых, гены у нашего человека особые. Видимо поэтому в век нанотехнологий миллионы людей (многих национальностей) из года в год продолжают "копаться в земле", а треть населения, как минимум, обеспечивает себя заготовками на зиму. Не думаю я, что все эти люди занимаются работой на земле только из экономических соображений. Для многих что-то посадить и вырастить на земле – это радость.

Вспоминаю, как мы с женой пришли проведать Варвару Клементьевну Микову (нашу односельчанку) в преддверии её столетия. Старушка жила одна, дети в городе. Она сама сажала огород, ухаживала за ним, и с энтузиазмом и блеском в глазах рассказывала, какую морковь и чеснок ей удалось вырастить. Тяга к земле у наших людей неистребима. К сожалению, делают они это вопреки власти, которая всеми способами пытается отвадить их от земли, сделать так, чтобы земля, на которой они выросли и живут, стала для них чужой.

Теперь о той части населения, которая живёт неблагополучно. По официальным данным тех, кто сегодня живёт в нищете и бедности, всего лишь (!) треть. Именно эту часть именуют "ненужными людьми", и нам постоянно обещают, что к 2030 году количество бедных и безработных значительно сократится. (Видимо, надеются на то, что за 10 лет эти люди вымрут.) Но пока это очень значительная часть общества, игнорировать которую нельзя.

Могут ли эти люди проникнуться чувством патриотизма и грудью встать на защиту государства, которое при помощи политики "экономической целесообразности" превратило их в "лишних людей"? Они же не совсем глупые и слепые и понимают: государство делает всё, чтобы сэкономить копейку в бюджете. А экономия эта нужна для того, чтобы не потревожить олигархов, оставить в неприкосновенности их интересы.

Ещё одна категория граждан – безработные в городах и посёлках. Их место постепенно занимают мигранты из соседних государств. (Это тоже политика власти.) Чтобы узнать, какие они патриоты, задайте обозлённому безработному вопрос: любит ли он свою Родину и своё родное правительство? Думаю, что он тут же злостно нарушит закон о запрете мата…

Ну и, наконец, пенсионеры. В отличие от молодых старшее поколение всё ещё патриотично, любит свою страну и свой народ, особенно те, которые живут на своей родной земле. Однако чувство патриотизма у них сильно подорвано. Несмотря на то, что власть выделила им "пайку", на которую по выражению представителей этой же власти "вполне можно жить", они сильно разочарованы. Их превратили вместе с их деревнями, сёлами и небольшими городками в "дожителей", от которых требуется только одно: поскорее уйти в мир иной.

В общем, и без всяких гаданий видно: идеология патриотизма хороша и привлекательна, но кто ответит на вопрос: можно ли сплотить современное российское общество, не изменив кардинально внутреннюю политику в государстве?

Вспомним: как ни пытались объединить народ перед внешней угрозой в Российской империи (во время Первой мировой войны) – внутренний раскол оказался сильнее…

 

Комментарии

Комментарий #29404 23.10.2021 в 12:58

В. Соложнин. Будь здоров Николай. Тонко подмечено. Предлагаю одно из многих решений. Нам надо развернуть дискуссию по теме: "Как мирным путём реорганизовать общество , экономику, науку и культуру (социальную парадигму)" Мы, поколение, рождённое в середине 20 века, должны заложить основы науки восстановления Руси "Золотого века". Надо заинтересовать нашу замечательную молодёжь перспективой творческого решения всех проблем.

Комментарий #27624 11.03.2021 в 09:13

ОТВЕТ #27623 (он же #27622)
Что же вы такой осторожный, так бы напрямую и резали правду-матку: русские, мы - дураки, не понимаем, где наше счастье. Вот Ельцин с Горбачёвым понимали, когда все границы для Запада распахнули, порушили. Мол, давай, друг, заходи! Обниматься будем и обогащать нас начнёшь опытом счастливой сытой жизни.
Хватит дурью маяться и экспериментировать! Вам мало ужаса девяностых?
"Свободы" мы уже нахлебались. Русский народ должен выпестовать СПРАВЕДЛИВОСТЬ. И по ней жить!!!

Комментарий #27623 10.03.2021 в 19:36

Либералы тоже считают себя патриотами: если народ повернется лицом к Западу и западной цивилизации, то, говорят либералы, народ станет богаче, образованнее и прочее и прочее.

Комментарий #27622 10.03.2021 в 17:16

Слышал мнение одного из экспертов; бегите, бегите,- в столицы, а если можете, то за границу,- чтобы жить, а не выживать...