Валентина ЕРОФЕЕВА. ПАМЯТИ МАКСИМА ЕРШОВА. Некролог
Валентина ЕРОФЕЕВА
ПАМЯТИ МАКСИМА ЕРШОВА
Некролог
Сегодня до нас дошла скорбная весть о скоропостижной смерти нашего автора, известного критика Максима Ершова (5.03.1977 – 16.03.2021).
Нет слов, чтобы выразить глубочайшую печаль по поводу того, что мир этот оставил поэт и критик, в последние годы набиравший силу и зрелость, чтобы стать одним из крупнейших в русской современной литературе. Его критическим размышлениям по поводу значимых событий литературного мира мы радовались и гордились. Ему были подвластны серьёзнейшие раздумья по поводу творчества Сергея Есенина и Николая Рубцова, Юрия Кузнецова и Бориса Рыжего, Михаила Попова и Владислава Артёмова, Захара Прилепина и Сергея Шаргунова, Юрия Козлова и Александра Леонидова.
Его поэтические и критические произведения регулярно публиковались не только в нашем «Дне литературы», где за последние пять лет было размещено более тридцати его работ, но и в ряде других известных столичных и региональных литературных изданий: журналах «Наш современник», «Москва», «Юность», «Дон», «Родная Кубань», «День и ночь» (Красноярск), «Русское эхо» (Самара), «Новая Немига литературная» (Минск); газетах: «Литературная газета», «Поэтоград» (Москва), «Культура» (Самара), «Белгородская правда».
Стихи Максима Ершова вошли в альманахи «Академия поэзии», «Русское эхо», «Сызранская излучина», антологию «Большой стиль» журнала «Москва», поэтический сборник «Глагол. Карта современной поэзии» (Санкт-Петербург – Ростов-на-Дону).
Он был членом Союза писателей России, лауреатом журнала «Русское эхо» за работы в области литературоведения 2008, 2009, 2014, 2016 годов. Был лауреатом ежегодной премии за лучшие произведения журнала «Наш современник» 2018 года. В ушедшем году он стал и лауреатом нашей литературной премии в номинации «Критика».
Как поэт Максим Ершов проявился автором четырех книг стихотворений: «Флагшток» (Самара, 2011), «Марафет» (Сызрань, 2017), «Полдень» (Белгород, 2020), «Сигнальный экземпляр» (Белгород, 2021).
В нашем «Дне литературы» лежат несколько его исследовательских критических работ, которые мы ещё не успели опубликовать, но обязательно это сделаем. К сожалению, теперь фотография автора будет стоять в них в траурной чёрной рамке.
Светлая память человеку, так остро и глубоко понимавшему и принимавшему русское литературное творчество.
Редакция «Дня литературы» выражает соболезнование родным и близким Максима Ершова. Мы скорбим вместе с вами.
Горе какое! Талант! Светлая душа...
Как жаль! Прекрасный и вдумчивый критик, пожалуй, один из очень и очень немногих, кто серьезно и глубоко понимал современную русскую литературу и писал ярко, доказательно и сильно. Господи, упокой его душу! Т. Пискарева, Москва.
М. Ершову
Давайте будем честными сегодня
шестнадцатого, в ночь, в Самарский март.
Смотри, снегирь на ветке слился плотно
с расклёванной рябиной в подворотне
между сараев, черных крыш, мансард.
Виолончель?
Откуда здесь?
И лютня.
Ты бредишь, март! Все взрослые мы люди,
здесь мурку бацают, гитарами звенят.
Виолончель. Она совсем другая.
Вот тело тёплое, вот талия тугая.
А здесь вороны, голуби, грачи.
Крикливые две чайки. Дым базара,
где мясо жарят ловкие хачи
на углях, на жаровне с пылу, с жара.
А ты мне: Фет, Мицкевич – нежный сын,
ты мне: Языков – томный, утончённый.
Март – это вор.
Март – это грязь и стынь,
и ненасытный ветер, кучи вони.
Раздолбанная в лужах тьма дорог,
девица в женскую больницу – как бы милость
идёт и думает: «О, только б не случилось,
о, только б обошлось!» Куплю хот-дог
и пачку сигарет. Март, что азарт,
торговец-март, хапуга-март.
А сердце билось. Вот и разбилось.
Дед-то бил да бил, старуха била, тоже не разбила.
Бежала мышь, хвостом вильнула стыло:
она разбила!
Виолончель из чайных лепестков,
из женских, что под кофточкой, сосков,
подснежников, что на бугре под снегом,
из девичьих, что смоль тугих кудрей.
Март, кто родился в этот день, повей
скитальцам по кофейням и ночлегам!
И как ломается на туфельке каблук,
стоять в прихожей, слышать сердца стук,
не моется – ломается посуда.
Инфаркт поэтам – лёгкая простуда,
излечится за несколько недель…
И всё же, всё же, плачь, виолончель!
Чужая. Итальянская. Родная.
Хотя бы дай мне звуки удержать,
разбойничий, тревожный, чёрствый, март,
коль музыка вовек не умирает!
СВЕТЛАНА ЛЕОНТЬЕВА. (всё хотела ему написать что-то значительное при жизни. Написала ему за семь лет ишь пару фраз...не помню, он что-то спрашивал тогда, мнение моё...)
Горько. И жаль, что русская литература потеряла такую величину в критике.
Статьи Максима Ершова заставляли задумываться о проблемах не только литературы - а современной жизни вообще.
Он не обладал усыпляющей гладкописью стиля, читатель и не должен был соглашаться смирно со всем, что он писал.
Его статьи пробуждали и подталкивали на мысль расширяющуюся, обогащённую новыми оттенками видения.
Скорблю: мы потеряли умного собеседника в его лице, умевшего читать и прочитывать нас.
Весть невероятная, немыслимая и трагическая! Вот уж воистину - непостижимы линии судьбы... Не на склоне лет, не после "тяжёлой и продолжительной", а внезапно и в расцвете сил, в таком возрасте... Поистине, "человек, яко трава дние eго, яко цвет сельный, тако оцветет"... Не знаем часа своего! Только вдумайтесь - 1977 года рождения... Это какой-то рок, жатва смерти, которую мы так надеялись оставить в 2020 году... /А. Леонидов, Уфа/
Царствие Небесное!!
Настоящий вдумчивый писатель-аналитик, способный не только прочитать, но и услышать другого - глубоко его понять что не так часто встретишь.
Земля тебе пухом, Максим.
А нам остаётся светлая, благодарная память о человеке, так много успевшем сделатть в литературе за свою короткую земную жизнь.
Григорий Блехман.
Да - это ужас...
Потери... потери... потери...
А они так нужны были нам здесь - рядом.
Ужас...
Лучшие люди в литературе уходят.
Казинцев... Курбатов... Теперь Ершов вот в расцвете творческих сил...
Как больно! Это был такой умнейший человек! Я ждал от него критику, потому что любил его откровенный стиль. Больно, больно, больно! Господи, упокой его душу!