РЕЦЕНЗИЯ / Николай ПЕРЕЯСЛОВ. «УСТРОИТЬ МИР ПО ПРАВДЕ И ЛЮБВИ…». О книге стихов Геннадия Иванова «Горит костёр»
Николай ПЕРЕЯСЛОВ

Николай ПЕРЕЯСЛОВ. «УСТРОИТЬ МИР ПО ПРАВДЕ И ЛЮБВИ…». О книге стихов Геннадия Иванова «Горит костёр»

 

Николай ПЕРЕЯСЛОВ

«УСТРОИТЬ МИР ПО ПРАВДЕ И ЛЮБВИ…»

О книге стихов Геннадия Иванова «Горит костёр»

 

Геннадий Иванов относится к тому кругу поэтов, творчество которых надо изучать не по отдельным его стихам, и даже не по газетным или журнальным подборкам, а желательно сразу в полном объёме – по такой, например, книге, как сборник его избранных стихотворений «Горит костёр», выпущенной в конце 2020 года в столичном Редакционно-издательском доме «Российский писатель». Эта книга не только даёт впечатление о подлинном размахе поэтических способностей этого автора, но ещё и открывает перед читателями истинную глубину его души и восприятие им окружающего мира. Потому что поэтическими образами и метафорами владеют сегодня многие из тех, кто называет себя русскими поэтами, а вот способность открыть перед читателями просторы своей души и Родины – даётся далеко не каждому.

Первое, что бросается в глаза при погружении в книгу Геннадия Иванова, это его искренняя любовь к малой родине – тем русским деревням и городкам, где прошли его детство и юность, а также той церкви Спаса в Бежецке, где ему на грудь когда-то повесили маленький блестящий крестик:

В этой церкви меня крестили.

Здесь мои земляки уповали.

Рядом с церковью мама в могиле.

В этом храме её отпевали.

В этой церкви уютно и просто.

С ней отрадно могилам погоста…

Стихи о родной русской земле и русских людях – это основа поэтического творчества Геннадия Иванова, который, можно сказать, на самом зрелом отрезке своей жизни с особой пронзительностью начал вдруг осознавать, что самыми важными для него являются такие простые вещи как поле, небо, река, сад, деревенские люди, дети, церковь и – что самое важное – Бог. И он пишет о своих простых, но очень важных для него человеческих чувствах:

Я люблю деревенские улицы –

Где гуляют заботливо курицы,

Где окошки глядят друг на друга

И всё близко – до речки, до луга…

А в стихотворении о есенинской родине селе Константиново он говорит:

Обыкновенное селение,

Поглуше многих на Руси.

Гусей и уток поколения

Гуляют шумно по грязи́.

Здесь песни в воздухе не носятся

И ничего такого нет,

А всё же здесь когда-то осенью

Родился истинный поэт

Ну, а в стихотворении «Тимониха» (родовая деревня Василия Ивановича Белова) он пишет:

На свете на белом, на небе ли –

Отрада в душе и покой!

Тимониха. Белые лебеди

Летят над беловской избой…

Или вот стихотворение «Родина», которое просто невозможно миновать, не проникнувшись его теплотой и любовью, его поистине целебным, материнским дыханием:

Родина… Свет за окошком.

Родина… Вьюга впотьмах.

И на болоте морошка,

И на просторе – размах.

Родина… Лист придорожный.

Родина… В беге времён –

Родина… Замысел Божий,

Что ото всех утаён.

 А вот ещё – прекрасное, простое, лёгкое и вместе с тем глубокое стихотворение, посвящённое жителям вымирающих русских деревень! Геннадий пишет о них не просто мимоходом, а как о своих самых родных и близких:

Деревенских старух поздравляет Господь с Новым годом.

Ах, какие открытки прислал – погляди на окно:

неземным серебром нарисованы виды природы,

виды местности той, что увидеть потом суждено…

Невозможно пройти, не вздохнув с тоской, мимо чудесного стихотворения о крестьянках, прядущих в своих избах лён. Читая его, понимаешь, какие сказочные нити связывают поэта с судьбой и историей нашего великого народа-труженика:

Где крестьянки лён прядут?

Только в памяти придут

Из какого-нибудь года,

Где в избе полно народа.

Там крестьянки лён прядут.

Там и пляшут, и поют.

Пашни там благоухают.

В сени ласточки влетают.

Там их гнёзда, там их детки.

Там и я сидел на ветке.

Там всё рядом, там всё близко.

Там луна сияла низко.

Там и гуси, там и галки…

Где же, где же эти прялки?

Так уж было суждено –

Прялки на небе давно…

Геннадий Иванов не ищет в поэзии каких-то фантастических вывертов и необыкновенных метафор, главное для него – увидеть и услышать красоту и тишину русской земли, осознать свою необходимость в этом мире, а также направленную к нему доброту окружающего мира. Не гонясь в стилистике ни за Евтушенко, ни за Вознесенским, ни за Высоцким, он пишет о том, что было в его личной жизни, что происходило с его друзьями и близкими, что сделалось частью его собственной судьбы.

А что было с его долгой судьбой? Что стало с его жизнью?

Всё это отчётливо выражается в его простых, но прекрасных стихотворениях, таких, как:

Иду пешком из Ханино в Слепнёво,

Иду тележной узкой колеёй,

Я знаю жизнь и горькой, и суровой,

Но нынче это в недрах, под землёй.

Всё где-то там до времени таится

И жутко машет острою косой.

А здесь – ромашки, ветер на пшенице,

И я иду в рубашке и босой!..

А это живописное лирическое признание поэта, но уже – из другого стиха:

Вот проехали Кашин, до милого Бежецка

Остаётся немного. А там уж, а там –

Хоть недолго в лучах буду радостных нежиться,

Признаваться в любви буду многим цветам.

В стихотворении о бане Геннадий Иванов философически размышляет:

Ковш Большой Медведицы над баней.

Отдышаться вышел я на снег…

Где-то должен после всех скитаний,

После всех исканий и метаний

Отдышаться в мире человек.

Но отдышаться от клокочущей вокруг жизни нелёгкого двадцать первого века невозможно даже в принципе, а если бы и хотелось отсидеться от всех передряг в какой-нибудь ветхой деревушке, то жизнь всё равно вытащит нас на свет через все бездорожья и колдобины, и протащит по всем побережьям и рекам, перелескам и горам, городам и республикам. Книга Геннадия Иванова – это неистощимый перечень населённых и географических пунктов нашего обширного Отечества, часть из которых на сегодняшний день уже перестала принадлежать к великой Российской Федерации.

Привыкаем жить без Украины.

И теперь, быть может, навсегда

нам чужие степи и долины

и Днепра широкая вода, – с горечью пишет он об отходе от нас нашей родной республики. Да и только ли с Украиной это произошло? «Ушла от нас Прибалтика», – отмечает в одном из стихотворений Геннадий, а в другом добавляет:

За храмы на душе тоска,

за Днепр обидно.

И этой дикости пока

конца не видно.

Но есть ещё, к счастью, огромные просторы нашей необъятной Родины, черты которой не могут не отразиться в её прекрасном облике. Да и только ли о нашей России пишет поэт? В стихах его – Волга и Кавказ, Хибины и Сибирь, Америка и германский Рейхстаг, Донбасс и Башкортостан, Север и Охотское море, Хунзах и Гуниб, Нил и Молога, Уфа и Кандалакша, Байкал и Беслан, Владивосток и Питер, Белое море и бухта Провидения, Красная площадь и ледяная Арктика – всё это оказалось запечатлённым в поэтической книге Геннадия Иванова.

Арктика подсказывает лирическому герою, что следует делать в этой жизни, чтобы «устроить мир – по правде и любви»:

Душа познала, что это такое,

Когда тоску восторгом утоля,

Глядишь вперёд, на поле ледяное,

На белый мир с надстройкой корабля!..

-----------------------------------------------

…Ещё часы не пущены как будто,

Ещё творенье мира предстоит.

Ещё душа не знает о минутах –

От бренности гнетущей не болит.

Ещё тут всё свежо и незнакомо,

Ещё не искупались мы в крови –

Ещё как будто можно по-другому

Устроить мир – по правде и любви.

Вот о том, как этот мир нужно устроить, чтобы всё было «по правде и любви», поэт и пытается поведать читателю, опираясь на мудрость нашего народа и заветы нашего Бога. Ведь мы и сами должны понимать, что, если Господь устроил нашу жизнь именно так, а не иначе, то в этом кроется некий великий смысл. Потому-то одного из нас Он сделал в его жизни художником, другого – слесарем, третьего – солдатом, четвёртого – крестьянином, пятого – лётчиком.

Стою перед огромным стогом,

И навевает строки он.

Зачем Канары, если Богом

Я послан в Бежецкий район?

И неуместен скучный ропот,

Где всё – моё, где всё мне впрок.

Здесь я – пророк, на этих тропах,

А в тропиках – я не пророк.

Поэзия Геннадия Иванова удивительным образом соединяет в себе тоску по поводу исчезновения русских деревень и счастье от встречи с землёй, на которой прошло его детство, печаль от вида зарастающих травами опустевших дворов и обветшавших коровников и вера в то, что жизнь однажды возвратится в эти места и зазвенит здесь смех весёлых ребятишек.

Тоску былую песней не измерить.

Печально и теперь гляжу окрест.

Но всё же, всё же продолжаю верить,

Что Бог не выдаст и свинья не съест.

Стихи Геннадия Иванова необычайно легки и свободны, не обременены тем, чем перегружают свои рифмованные произведения многие из современных поэтов, стремящиеся пленить воображение читателей лихо закрученными метафорами. Строки Геннадия просты и без труда проникают в душу любителей поэзии, они напрямую соединяют человека с окружающим его миром и витающим над всеми Богом. Эти стихи надо бы разучивать в школах, чтобы люди входили в жизнь, понимая, зачем они явились на этот свет и чем они всем и всему в нём обязаны:

Мы всем должны – и бабочкам, и пчёлам.

Мы всем должны – и травам, и цветам.

Всему земному – городам и сёлам.

И вечности, сопутствующей нам.

Мы должники – и как же расплатиться?

Кто красками, кто словом, кто числом.

Но главное, но главное – смириться,

что Божье всё, а не твоё кругом.

Книга Геннадия Иванова обладает таким необыкновенным свойством, что её хочется постоянно перечитывать и цитировать строки из неё для тех, кто с этими стихами ещё не знаком. В каждом его стихотворении есть такие строчки, а то и целые строфы, которые сами просятся для их принародного озвучивания. Это, к примеру, такие из них:

«Наша память – это тёплый ветер, / По цветам бежит и по пшенице».

«Была такая лёгкость и беспечность, / И к сердцу не примешивался страх. / Река текла. И жизнь текла. И вечность / Текла куда-то в Божьих берегах».

«Теперь свобода – как потрава, / И все деревни – под откос».

«Поэзия – последняя инстанция, / Когда уже ничто не помогло».

«Из жизни нашей стали исчезать / Слова: присяга, подвиг, верность. / Мы стали в межеумье зависать. / Какой-то низкой стала современность».

«Ни тропаря, ни кондака не зная, / Стою стыдливо, слушаю, молюсь. / Я за тебя молюсь, родная Русь. / Не может стать бесовскою святая».

«Ложимся, закрыв свои вежды. / Проснёмся в хоромах Отца. / Земля – это берег надежды. / Надейся и верь до конца…».

А некоторые стихотворения Геннадия Иванова хочется декламировать целиком, потому что они настолько цельны и несут читателю мировоззрение автора, что дробить их на части просто невозможно. Как, например, стихотворение о разговорах с рожью:

Со мною разговаривает рожь.

Колосья шепчут, что уходит лето,

Что скоро поле всё пойдёт под нож…

И вспомнилось из Нового Завета –

Что мы колосья тоже, и придёт

Великий срок последней самой жатвы,

Снопы свезут на Божий Обмолот,

И будет всё, о чём читали жадно.

И будет всё, о чём читали впрок,

Что страшно и таинственно, и дивно.

Но так должно быть. Милосерден Бог.

Мука́ и му́ка – это неразрывно.

Со мною разговаривает рожь.

Колосья шепчут, что уходит лето.

По сердцу зябко пробегает дрожь –

То дрожь любви из Нового Завета.

Книга стихов Геннадия Иванова «Горит костёр» является одной из лучших поэтических книг России последнего времени, и широкое знакомство с ней было бы полезным для многих любителей русской поэзии.

 

Комментарии