ПОЛЕМИКА / Сергей СКВОРЦОВ. ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ – К ВОЗМОЖНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ. 30-летие референдума о сохранении СССР
Сергей СКВОРЦОВ

Сергей СКВОРЦОВ. ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ – К ВОЗМОЖНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ. 30-летие референдума о сохранении СССР

 

Сергей СКВОРЦОВ

ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ – К ВОЗМОЖНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

30-летие референдума о сохранении СССР

  

Ровно тридцать лет назад, 17 марта 1991 года, состоялся единственный в истории страны Всесоюзный референдум, на который выносился один вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». На этот вопрос положительно ответили три четверти (76,4 процента) проголосовавших, но уже в конце того же года произошёл пресловутый «беловежский сговор», на котором было объявлено о роспуске Союза. Волю народа откровенно проигнорировали.

В 1991 году я работал консультантом депутатской группы «Союз» и лично принимал участие в подготовке к этому референдуму. Её кульминацией стал грандиозный митинг 23 февраля 1991 года – Манежная площадь ничего подобного не видела ни до, ни после. По данным милиции, 250 тысяч москвичей высказались тогда в поддержку Союза. Казалось, что в общественном мнении произошёл перелом. Я тоже так думал и, выступая по радио «Надежда» (эту радиостанцию создало Интердвижение Эстонии, боровшееся за сохранение СССР, а я был её московским корреспондентом), буквально заявил, что с этого дня Москва перестала быть оплотом «демократов» (выражаясь современным языком – либералов).

Тогдашние настроения в обществе уловил даже Борис Ельцин, который, что теперь кажется поразительным, тоже призвал проголосовать за сохранение СССР. Ну, а результаты референдума я уже упоминал – они говорили сами за себя.

Увы, этот успех не удалось закрепить, и вскоре всё снова покатилось по наклонной плоскости. Летом Ельцин был хотя и не подавляющим, но всё же значительным большинством избран президентом РСФСР. По результатам длительных переговоров с союзными республиками была достигнута договорённость о преобразовании (в нарушение итогов референдума) СССР в конфедерацию – некий Союз суверенных государств. Затем последовали ГКЧП и контрреволюционный переворот, когда к власти пришли откровенные противники социализма. И наконец, в декабре состоялся «беловежский сговор».

Почему выраженная на референдуме 17 марта воля народа была так откровенно проигнорирована? Ответ здесь прост, и в этом заключается главный урок референдума: для реализации его решений требовалось, чтобы их поддерживала мощная политическая сила. Собственно, это необходимо для реализации любого политического проекта в любой ситуации, тем более в условиях нарастающего распада государственных структур. А такой политической силы тогда не оказалось.

Старая КПСС уже практически разложилась вплоть до того, что несколько республиканских организаций объявили о своём выходе из партии, а во многих регионах России стало очень сложно найти кандидатов на замещение должностей секретарей райкомов. Когда летом 1991 года я отправился на Сахалин и Курилы, то обнаружил, что тамошний обком партии даже гостиницу для московских гостей подыскать может лишь с большим трудом – ранее всесильный орган уже никто не слушал.

Что же касается депутатской группы и объединения «Союз», то, с одной стороны, они не имели серьёзной организационной структуры на местах, и подготовка митинга в центре Москвы была максимумом того, что они могли сделать. А с другой стороны, члены депутатской группы в подавляющем большинстве оказались «флюгерами», что не удивительно, т.к. во времена «перестройки» депутатами нередко становились совершенно случайные люди без чёткого мировоззрения.

После ГКЧП из почти 700 членов группы «Союз» в ней осталось всего несколько человек, причём координатора группы Юрия Блохина среди них не оказалось. И это вполне закономерно. В конце августа 1991 года,  когда на внеочередном Съезде народные депутаты СССР вовсю клеймили преступный «путч», мы с депутатом Евгением Коганом, наверно, полчаса уговаривали Блохина не произносить покаянной речи в том духе, что мы, дескать, совершили историческую ошибку, отстаивая сохранение проклятой «тюрьмы народов» и проч. И вроде уговорили, но, выйдя на трибуну, бывший координатор тут же начал громко каяться…

Сейчас идея восстановления Союза обрела второе дыхание. Появилось два десятка движений граждан СССР, и каждое из них строит свою деятельность на том, что юридически Советский Союз продолжает существовать. Да, это так. И Комитет конституционного надзора СССР, и даже Государственная Дума Российской Федерации признали беловежское соглашение неконституционным и недействительным.

Но это вовсе не означает, что нынешние власти, почему-то испугавшись собственной сомнительной легитимности, кому-то добровольно отдадут полномочия. В жизни так не бывает. Как писал ещё Владимир Ильич Ленин, «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права». Это полностью относится и к юридическому существованию Союза, которое является лишь предпосылкой к его реальному восстановлению. В политике всё определяется соотношением сил, которое пока что не в пользу сторонников возрождения СССР. Но если будущее руководство России поставит перед собой задачу восстановления Советского Союза, то все юридические инструменты будут у него на руках.

Не стоит слушать разговоры вроде того, что, кто, дескать, «не сожалел о распаде СССР, у того нет сердца, а кто желает его восстановления, у того нет ума» (или о том, как Ленин «подложил под СССР атомную бомбу»). Советская федерация была оптимальной формой государственного устройства не только для нашей страны, но и для всех многонациональных стран, сочетая необходимую степень централизации с возможностью всестороннего развития населяющих её народов. Да, для этого требовалась сильная власть. Но где она не требуется?

Поддерживая любые формы интеграции на постсоветском пространстве, считаю возможным восстановление единого союзного государства, воссоединение нашей искусственно разделённой Родины на юридической основе Конституции СССР 1977 года.

 

Комментарии

Комментарий #27739 21.03.2021 в 10:29

ОТВЕТ НА КОММЕНТАРИЙ #27737
О БЕЛОРУССИИ И ЛУКАШЕНКО.
А вы искренне не догадываетесь, почему Лукашенко не слился в объятиях с Россией?! Потому что он - Батька! И ему жалко бросать свою Республику с отлаженным, наполовину социалистическим путём развития в руки кровожадного российского капитала (который ещё долго может оставаться диким: человек человеку волк; прибыль - главное).
Батька - стоик. У него свобода - осознанная необходимость, а не свобода наступать на горло другому во имя собственной прибыли.

Комментарий #27737 21.03.2021 в 09:32

Ваше пожелание ,Сергей, благое , но ,увы, жизненная реальность иная. Посмотрите хотя бы на Александра Лукашенко, - ведь он никак не может интегрироваться даже в Союзное государство /Россия и Белоруссия/...
Что говорить о других бывших союзных республиках?! Прибалтика отпадает ,- она пошла по западному пути. А вот тюркоязычные государства вполне может "подобрать" под себя/ как Азербайджан!/ напористая и волевая /во главе с харизматичным Эрдоганом/ Турция...

Комментарий #27716 18.03.2021 в 13:58

Референдумы сами по себе, жизнь сама по себе. В 91 году результаты референдума не устроили мафиозные круги - и произошли памятные события, после которых население начало ускоренно вымирать.