МИР ИСКУССТВА / Валерий СДОБНЯКОВ. НАНОСНОЕ ПРОЙДЁТ, ГЛАВНОЕ ОСТАНЕТСЯ. Театр и его будущее
Валерий СДОБНЯКОВ

Валерий СДОБНЯКОВ. НАНОСНОЕ ПРОЙДЁТ, ГЛАВНОЕ ОСТАНЕТСЯ. Театр и его будущее

 

Валерий СДОБНЯКОВ

НАНОСНОЕ ПРОЙДЁТ, ГЛАВНОЕ ОСТАНЕТСЯ

Театр и его будущее

   

Целиком два дня (каждый до позднего вечера) были потрачены на просмотры самостоятельных работ студентов Нижегородского театрального училища. Директор училища сформировал жюри из актёров нашего театра драмы и нескольких приглашённых специалистов.

Узнав, сколько придётся потратить времени, я поначалу расстроился (опять вляпался во что-то необязательное, лишнее), но позже смирился – уж раз так получилось, то лучше внимательно познакомиться с тем, чем живёт нынешняя театральная молодёжь.

Как оказалось, живёт она довольно разнообразно, но, как и всё наше общество, разделена (ну, конечно, очень и очень условно) на «западников» и «патриотов».

Приверженцы первого направления, студенты второго курса драматического отделения, открывали конкурсный просмотр постановкой по мотивам пьесы Ивана Вырыпаева «Пьяные». Сюжет пересказывать не стоит – он банален, действие связано с вечеринкой парней перед свадьбой одного из них. Завершается вся бессмыслица (как без этого) гневной тирадой (с вычурным мерзким матом, который совершенно не обоснован происходящим) в адрес современного общества.

Забегая вперёд, скажу – более подобной гадости показано не было, хотя попытки разыграть современную криминальную жизнь – а-ля тарантиновские фильмы – были. Например «Проснись, ты сейчас умрёшь». Спектакль поставлен (не без выдумки и режиссёрских поисков) студентами третьего курса драмы по тексту Вадима Левенталя.

Думаю, душевно очиститься от только что услышанной скверны помог добрый актёрско-кукольный спектакль «Умка», сотворённый четвёртым курсом кукол, – детский, чистый, игровой.

А что же «патриоты»?

Они открывали второй день конкурсного просмотра спектаклем «Убоженька» (по мотивам пьесы В.В. Гитина). Второй курс драмы разыграл провинциальную житейскую историю, где вера в Бога спасает «заблудшие души» и даже творит чудеса.

Портит всё назидательность, неверие, что зритель правильно поймёт, а потому его надо убедить, всё ему растолковать. Отсюда санитарка (она своими молитвами сотворяет чудеса) учит других больных девушек молиться, дарит беременной Библию, и та в итоге отказывается делать аборт.

Вообще-то всё тут правда. Подобных случаев, когда от молитвы и проникновенного слова, согретого истинной верой, люди духовно выздоравливают, исцеляются, изменяют свою жизнь, судьбу, известно множество. Но на сцене это излишне концентрированно, оттого выглядит отягощающим поучением зрительному залу. Тут режиссёру не хватило мастерства отсечь лишнее.

Но и исполнение ролей студентками (они по-настоящему понимали своих героинь – в какой-то момент мне подумалось: не своих ли матерей играют, не их ли чувствами и переживаниями наполняют сценические образы?), и режиссура Максима Лутохина (все второй курс драмы) меня порадовали.

Что не скажешь о других членах жюри, которые категорически не приняли работу, много смеялись и уничижительно отзывались о выбранной пьесе.

А знаете – я не могу представить, чтобы Максим и эти девчонки могли поставить «Пьяных» с похабщиной и (главное!) с полной духовной опустошённостью и развращённость героев этой пьесы. Тут основное препятствие: «пьяные» внутренне «выпотрошены» до оболочки, до того, когда вместо живых людей остаются лишь манекены – гулкие (при ударе о них), пустые, холодные. А в героях «Убоженьки» жизнь, борьба, а, значит, будущее.

Если продолжить ту градацию, которую я отметил в начале заметок, то к условным «патриотам» можно отнести и постановку четвёртого курса (опять куклы) по мотивам «Портрета» Н.В. Гоголя, и этого же курса с их «Преступлением и наказанием» по бессмертному роману Ф.М. Достоевского. Это говорит о том, что среди будущих актёров достаточно тех, кто думает, ищет, ставит перед собой действительно сложные мировоззренческие задачи.

В этом отношении всех без исключения членов жюри покорил кукольно-актёрский спектакль по пьесе «Бык, который шёл рядом с ослом, который вёз всемогущего Царя» (под Царём подразумевается рождённый Младенец – Иисус Христос) М.Бартенева. И вновь четвёртый курс кукольного отделения – ну куда от этого деться. Видимо правильные педагоги у ребят. Режиссёрами выступили Евгений Солушев и Екатерина Кудряшова. Тут всё хорошо: и актёрские работы, и работы с куклами, и оформление пространства сцены, и костюмы…

Наверно ещё много о чём можно было бы порассуждать после двух дней просмотра, но настал вечер 2 марта. Просмотрев 16 спектаклей, члены жюри обязаны вынести своё решение, раздать призы по десяти номинациям: лучшие мужская и женская роли, лучший режиссёр, лучшие роли второго плана и т.д.

В большинстве случаев наши мнения совпадали. Основной спор коснулся «Пьяных». Эту работу поддерживала только председатель, драматург из Екатеринбурга Я.Пулинович. Я, заслуженные артисты России Н.Игнатьев и А.Сучков, главный режиссёр Нижегородского театра юного зрителя А.Логачева были против. В итоге директор училища Л.Чигин решил дать постановке специальный приз «за смелость и дерзость» (звучало что-то подобное). Какая смелость требуется в том, чтобы покрыть пришедших зрителей отборным матом, я, признаться, не понимаю?

К своей заслуге могу отнести присуждение студентам третьего курса театрально-декоративного отделения премий за их работы. Жюри намеревалось их выставку «К 800-летию Нижнего Новгорода» проигнорировать, но тут уж возмутился я. В итоге были отмечены три картины.

Закончился день ближе к полуночи объявлением итогов и нашими выступлениями в большом зале училища. Я говорил примерно о том, о чём написал здесь.

Давно (с прискорбием) заметил, что большинство современных актёров российских театров вненациональны и внерелигиозны. Отсюда так много у театров проблем со зрителями. Не хотят они смотреть то, что глубинно их не затрагивает. И, опять же, потому вечна русская классическая драматургия. Никакие премии «Золотых масок» совершенно не влияют на подавляющее большинство зрительских симпатий или антипатий. Они просто не знают о существовании этих премий.

Но вот в училище оказался свидетелем своеобразной борьбы двух начал, что станут формировать в недалёком будущем репертуар на отечественной сцене. Они, новые актёры, как мне кажется, в большинстве своём ощущают свою ответственность за грядущее, за прошлое и будущее своей страны. И это в меня вселяет оптимизм.

Наносное пройдёт, главное останется.

Нижний Новгород

 

Комментарии

Комментарий #27718 18.03.2021 в 14:22

Про театр советский-постсоветский все давно понятно. Была даже самиздатовская работа "Кто и куда направляет театральное искусство Ленинграда". Советую почитать интересующимся историей вопроса.