ИНФОРМАЦИЯ / Людмила СЕМЕНОВА. В СТРОКАХ – ПЕСНИ ЖАВОРОНКА. О презентации сборника "Феодосий Савинов"
Людмила СЕМЁНОВА

Людмила СЕМЕНОВА. В СТРОКАХ – ПЕСНИ ЖАВОРОНКА. О презентации сборника "Феодосий Савинов"

 

Людмила СЕМЕНОВА

В СТРОКАХ – ПЕСНИ ЖАВОРОНКА

О презентации сборника "Феодосий Савинов"

 

В Вологодской универсальной научной библиотеке 12 марта 2021 года состоялась презентация сборника стихотворений поэта Феодосия Савинова, уроженца этих мест, автора всем известных строк из поистине народной песни: «Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля. Это – русское раздолье, это – русская земля!». Стихотворение Феодосия Савинова под названием «Родное» часто перепечатывалось в советских журналах и сборниках, но текст преподносился, как народный. Составители книги «Феодосий Савинов», изданной в конце 2020 года московским издательством «Издательский Дом ЯСК», Николай Мизинцев и Анастасия Чернова решили восстановить историческую справедливость.

Феодосием Савиновым написано около восьмисот стихотворений, но большинство из них публиковались в московских и вологодских журналах под псевдонимами, поэтому найти все сочинения и определить авторство сложно. Однако прозаик и литературовед Анастасия Чернова взялась за столь непростое дело и в дореволюционных фондах периодики Российской государственной библиотеки нашла десятки стихотворений, принадлежащих перу поэта Савинова. Она же автор литературоведческой статьи «Феодосий Савинов и его поэзия», вошедшей в книгу.

Чем же привлёк авторов-составителей почти забытый поэт рубежа 19-20 веков? Неординарность поэта в его традиционности – полагает Анастасия Чернова. Он не примкнул ни к одному течению Серебряного века. Он поднимает в творчестве вечные темы любви, дружбы, социального служения, иносказательно решает проблему одиночества в толпе. В его стихах ощущаются веяния Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Алексея Константиновича Толстого. Обобщив опыт поэтов 19 века, он смог создать единую поэтическую картину. Простота его поэтического языка схожа с поэтикой Георгия Иванова.

Савинов не боится «банальностей», потому что предельно искренен в поэтическом выражении своей души. Однако его природные зарисовки имеют и философскую подоплёку. Всё на Земле – творение Божье. «Русского Бога» – по понятиям Савинова. Русский Бог в поэтическо-философской концепции Савинова – православный. Поэтому его стихи можно рассматривать и с христианской позиции. Через пейзаж, через сакральное начало Савинов пытается проникнуть в глубину русского характера, чтобы дать ответ: кто такой русский человек? Достоинство личности Феодосия Савинова в том, что личная неудавшаяся судьба не сломила его. Он смиряется с земной удалью и обращается в стихах к гражданским темам. От народных чаяний – к духовному пути России.

В предисловии к сборнику Николай Мизинцев свой интерес к поэту Савинову объясняет схожими биографическими вехами. Оба они родились в городе Тотьме Вологодской области, оба учились в военных учебных заведениях (Феодосий отучился несколько месяцев в Алексеевском (Лефортовском) юнкерском училище), у обоих значительный кусок жизни связан с Москвой: Феодосий Савинов работал в московском нотариате, и Николай Мизинцев является действующим нотариусом. Но погружаясь в жизнь и творчество своего земляка, Николай Мизинцев понял, что их связь гораздо глубже и прослеживается на духовном уровне. Природа этого родства корнями уходит в родную тотемскую землю, по которой оба ступали босиком в младенческие годы. Земные дороги под небом Тотьмы и Вологды уводили обоих к грезам и мечтам в ночной тиши. Мелодичные звоны Спасо-Суворина монастыря, пропетые в стихах Савинова, ясно услышал через много лет Николай Мизинцев. Картуши тотемских церквей обозначили млечный путь от одного сердца к другому. Так и родилась в 2020 году идея издания книги «Феодосий Савинов».

К презентации книги сотрудниками Вологодской библиотеки была подготовлена содержательная выставка «Два Феодосия», посвящённая поэту Феодосию Савинову и художнику Феодосию Вахрушеву. Ведущая вечера Швецова Наталья Валентиновна рассказала о журналах, в которых печатался поэт Савинов. Это «Волна», «Живописное обозрение», «Русская мысль», «Будильник». В перечне сотрудников последнего издания значились Гиляровский, Немирович-Данченко, Шаляпин. В дореволюционное время критика о Савинове представлена именем Михаила Николаевича Швецова. В советские годы Савиновым занимался историк и литературовед Леонид Калинистов. Его статьи публиковались в «Красном севере» и в «Неделе». На презентации выступила дочь Калинистова Татьяна Леонидовна Неклюдова, рассказав о работе отца с архивами. Нотариусы Москвы собрали средства для отливки двух полуметровых бюстов поэта Феодосия Савинова. Московский скульптор Вьюев Илья Павлович воплотил идею в реальность, и бюсты поэта были подарены тотемской и вологодской библиотекам. Несколько экземпляров книги переданы председателю тотемского землячества в Вологде Тыкину Владимиру Александровичу.

Изданная книга – важное событие не только в литературном процессе, но здесь присутствует еще и гуманистическая общечеловеческая миссия. Феодосий Савинов был вне новомодных течений начала прошлого века. Его не увлекали эксперименты в искусстве, он творил в традиционном русле, его стихотворения вырастали на богатой ниве классической литературы Золотого века. Он не боялся быть наивным, восторженным в поэзии и отчаянно хотел, чтобы его любование природой, миром читатель понял и разделил. Рано потеряв отца, он оказался лишним в многодетной семье, недополучил родительского тепла. Почти мальчишкой уехал из Вологды в Москву учиться, работать, писать стихи. Но и в столице продолжал писать трогательно-наивно, иногда с неподдельным гражданским пафосом, доверительно обращаясь к родным, друзьям, любимой. Наблюдайте вместе со мной, метафизически призывает он читателя, как растет трава, как распускаются цветы, слушайте, как шумят дубравы, как мелодично поют соловьи ночью.

Его поэзия не стала пушкинским «шестикрылым Серафимом» и не зажгла глаголом сердца людей. На вторую книгу поэта, изданную в Москве в 1900 году, появилась лишь одна, не слишком благожелательная, рецензия. Непризнанный поэт стал злоупотреблять алкоголем, на этой почве получил психическое расстройство. Умер в возрасте пятидесяти лет в 1915 году. Кто знает, как бы развернулась творческая биография поэта, если бы нашлись в то время благодарные читатели? Нынешний сборник издан тиражом 700 экземпляров. Книги подарены библиотекам Москвы и Вологодской области. Сегодня, после 100-летнего забвения поэта, обязательно найдётся читатель, который прочтет, поймет, услышит то сокровенное, что хотел донести Феодосий Савинов. И метущаяся душа непризнанного при жизни поэта откликнется, почувствовав внимание, и, может быть, успокоится, наконец.

И, знакомый сам с бедою,

Пережив грозу, – теплей

Отзовёшься ты душою

На печаль других людей.

 

Комментарии

Комментарий #27769 23.03.2021 в 19:48

Надо всех поэтов возрождать. Поэт -- мозг нации. Людмила Анатольевны молодец. Хвала таким подвижникам земли русской.