КРИТИКА / Людмила БИРЮК. ТЫ НЕ ОДИНОК… О повести Сергея Лёвина «На берегу безымянной реки»
Людмила ХОРУЖЕНКО (Бирюк)

Людмила БИРЮК. ТЫ НЕ ОДИНОК… О повести Сергея Лёвина «На берегу безымянной реки»

 

Людмила БИРЮК

ТЫ НЕ ОДИНОК…

О повести Сергея Лёвина «На берегу безымянной реки»

 

Детство часто называют «золотым»… Но из собственного опыта или на примере своих детей мы знаем, какая это сложная пора жизни! Даже сытое и материально благополучное детство не всегда бывает безоблачно безмятежным. А если вдруг в дом пришла беда?

Тринадцатилетний Костя Котов из повести Сергея Лёвина «На берегу безымянной реки» чувствует себя бесконечно одиноким. После смерти матери в один миг оборвались нити, скреплявшие маленькую дружную семью. Одно горе потянуло за собой другое: отец пристрастился к наркотикам, и Костя при живом родителе остался сиротой. Опасность подстерегает его всюду: то хулиган Пашка-Паровоз отнимает у него последние сто рублей, а то наносят зловещий визит «три похожие, словно сёстры, женщины из социальной службы», грозя забрать его в детский дом.

Для отца Кости, Володи Котова, болезненно-худого, застывшего в безжизненном равнодушии, писатель находит меткий эпитет: «человек-стекло». Особенно страшны его глаза. Они «уже полгода как превратились в мраморные шарики: блеклые, подёрнутые сетью микротрещин, ничего не выражающие».

Редко можно встретить в современной художественной литературе произведение, где так беспощадно-правдиво показана наркотическая зависимость, как это сделал Сергей Лёвин. Некоторые писатели изображают наркоманов сочувственно, даже романтизируют их пагубную страсть. Но в повести Лёвина наркотики – абсолютное зло, одно из самых отвратительных человеческих пристрастий: ведь наркоманы не только губят себя, но и обрекают на страдания своих близких.

Невольно возникает вопрос: а надо ли раскрывать подобные серьезные темы в повести, адресованной подросткам? Но особенность Сергея Лёвина в том, что он не признает «облегченной» детской литературы. Он разговаривает со своими юными читателями на равных, как со взрослыми. Для него детские переживания – не пустяк, не игрушка, не «маленькие радости и горести», как иногда любят говорить взрослые. В детской жизни бывает много серьезных переживаний и даже трагедий. Трудные вопросы и нравственные испытания сопровождают ребенка так же, как они сопровождают взрослого, только воспринимаются больнее и острее. И как важно, чтобы рядом были любящие родители и бескорыстные, преданные друзья, которые тебя не бросят в беде, у которых можно спросить совета и которые тебя всегда поймут и поддержат…

У Кости только одни друзья – книги. «Позади остались морские приключения и «Двадцать тысяч лье под водой», которые показались мальчику скучноватыми, а вот «Дети капитана Гранта» увлекли сразу и не отпускали». В повести нет случайных деталей. Для одинокого, обделенного вниманием Кости эгоцентрист капитан Немо не может стать любимым героем. Другое дело – Гленарван и его друзья! Это сплоченная команда, где каждый готов поддержать друг друга. Именно о таких друзьях он мечтает.

Внезапное появление в жизни Кости всемогущего дедушки Николая Павловича поначалу воспринимается им (и читателями!) как чудо. Но, поверьте, чудеса и вправду случаются, и не так уж редко, как мы думаем. В том, что порядочный человек смог ради внука переступить через свою гордыню и наладить отношения с нелюбимым зятем, нет ничего, что противоречит жизненной логике. Неправдой было бы мгновенное излечение безвольного, потерявшего себя наркомана Володи и превращение Кости, выросшего, по выражению писателя, «в типовых городских кварталах с понатыканными окна в окна многоэтажками и отчаянным дефицитом зелени» в счастливого пасторального пастушка. Но Лёвин слишком уважает своего юного читателя и нигде не опускается до вранья, «облегчая» чтение своей повести. Напротив! Мы видим, через какие адские испытания пришлось пройти Володе Котову, прежде чем снова стать человеком. И как медленно, день за днём оттаивает Костя, слабый затравленный мальчишка, еще недавно не нужный никому и никем не любимый.

Николай Павлович старается, чтобы внук не оставался один. Находит ему хороших друзей, да и сам постоянно беседует с ним «за жизнь». А ему есть, что порассказать:

«– Есть у меня к тебе непростой вопрос, Костя. Вот ты как войну себе представляешь?

– Не знаю, – растерялся мальчик. – Ну, бегают люди, стреляют, сражаются. Одни нападают, другие защищаются. И наоборот».

Ответ Кости полностью соответствует «стрелялкам» из компьютерных игр. Но дед не сердится, а терпеливо рассказывает внуку о настоящей, непридуманной жизни, о своей казачьей родословной и про то, как в советское время милиционером служил, и, конечно, про войну, которую от звонка до звонка прошел его отец… Постепенно Костя, который до этого полностью замыкался в себе и своих бедах, начинает понимать, что, оказывается, многим людям бывало еще трудней, чем ему. Но они справились, сумели преодолеть все испытания.

Иногда кажется, что истории, которые рассказывает дед, к основному сюжету не имеют отношения. Но на самом деле они раскрывают характер рассказчика: его отношение к героям войны, к казакам, к своей милицейской работе. Читая занятную байку о том, как у незадачливого мужичка Семенова два раза машину угнали, мы не только поражаемся, что «в одну воронку два снаряда попало», но искренне симпатизируем Николаю Павловичу. Ведь он пожалел совершившего правонарушение мальчишку, не стал ему портить жизнь.

Кто знает, что бы стало с непутевым Володей Котовым и его сыном, если бы рядом не оказалось таких благородных, сильных духом людей, как потомственный казак Николай Павлович, «человек из стали» Саша-Терминатор, Ромка, Николай… весь их проверенный временем «мужской клуб». Именно они, да еще молодая гвардия – благородный рыцарь Тёмка и его друзья, буквально вытаскивают со дна Костю и его отца, наполняют силой их тело и душу, пробуждают желание жить счастливой и полноценной жизнью.

Кроме перечисленных персонажей, есть еще одна героиня, о которой нельзя умолчать и без которой повесть потеряла бы половину своего лиризма и доверительного очарования.

Таинственная безымянная река… Она является полноправной, а порой главной участницей того, что происходит на страницах произведения Сергея Лёвина. С описания безымянной реки начинается повесть, и далее образ ее постоянно появляется в самые ответственные моменты повествования. Ей писатель посвятил проникновенные, из сердца взятые строки…

Вот Костя видит ее впервые: «Живая, игривая, рассекающая поле серебристым полумесяцем вода – одновременно тяжёлая, весомая и воздушная, подмигивающая солнечными бликами. Она мгновенно переполнила мальчика, поглотила, загипнотизировала и взяла в плен».

Река, неудержимая в своем стремлении вперед, «неспокойная, мудрая», словно одухотворенный организм, живет своей жизнью. Однако, как и у людей, у нее есть свои проблемы и обиды:

«Ночью прошёл дождь, и река заметно сердилась из-за мусора, который принесли в неё ручьи: полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок, упаковок из-под чипсов – инородных тел в её организме.

– Нет, ну не сволочи же! – не сдержался Костя».

Река – душа рассказа. Река-лекарь, река-друг, река-учитель… Она всегда приходит на помощь, наполняет Костю духовной и физической силой, помогать вылечить его отца… Её голос слышит он в звездные часы своей жизни, пытается разгадать её бесконечный монолог:

«Но голос реки остался в Костином сердце, спрятавшись в его самых потаённых уголках. Там, где за накипью технологического варева, за заученными цифрами и схемами, таблицами и алгоритмами, за шлаком из навязанных предрассудков и бессмысленных обязательств таилась самая обычная – живая душа».

Именно на берегу реки происходит кульминация повести: неравный бой отважного романтика Тёмки против блатных великовозрастных сынков краевых чиновников.

Бьюсь об заклад, что, дочитав до этого эпизода, любой прозорливый читатель предскажет, что Костя сейчас кинется в драку, чтобы поддержать друга. Казалось, к этой мысли подводит основная идея повести: превращение затравленного дохляка-мальчишки в мужественного героя. Ведь должен он наконец показать силу мускулов, накачанных, благодаря воспитанию деда и здоровому образу жизни! Но писатель снова не идет по легкому пути.

Поддержать друга – дело святое… Формально Костя струсил, сбежал с поля боя, оставив Тёмку одного с врагами. Но реально он его спас, так как, если бы избили двоих, то шансов выжить не было бы ни у кого. Конечно, выбирать, взвешивать «за и против», у Кости не было времени – он действовал инстинктивно. И не ошибся! Но правильность поступка все-таки не избавила его от мучительных сомнений и раздумий, ведь, как ни крути, он нарушил кодекс мужской чести. К тревоге за жизнь товарища прибавляется не меньшая тревога быть отвергнутым друзьями, снова стать изгоем. А Костя хорошо знает, что это такое… Слава богу, друзья, и в первую очередь Тёмка, оказались правильными ребятами: великодушными и мудрыми.

Не меньше забот оказалось и у взрослых. Не надеясь на продажных полицейских, дед Палыч и его славная команда сами находят преступников и разбираются с ними по своим понятиям. Никакого насилия! «Вежливые люди» держат себя в рамках приличия. Но «раз правосудие буксует, надо ему помогать».

Создавая литературное произведение, писатель всегда вкладывает в героев частицу себя. И если ему кажется, что он своих героев выдумал, все равно в них обязательно проявятся черты автора, даже против его воли. Не испытав хотя бы частично того, о чем он пишет, писатель не сумеет достоверно передать ни чувств, ни мыслей, ни поступков своих героев.

«Дед вздрогнул, встал, подошёл к Косте и крепко обнял его. И тогда мальчик всё же заплакал. Не от горя, а от безразмерного, огромного, как разноцветный воздушный шар, чувства, переполнившего его и вместившего всё сразу: печаль и тёплое счастье, разочарование и надежду. И полузабытую уверенность, что ты кому-то нужен и важен».

Хрупким, беззащитным и ранимым предстает Костя в первые дни своего пребывания у дедушки. А в конце повести он, не торопясь, идет вдоль берега реки, уверенный в себе, сильный, счастливый… Несколько минут назад Варя, самая красивая девочка на свете, незаметно подмигнула ему, прощаясь. Рядом – лучший в мире друг Тёмка. А впереди – бесконечно прекрасная жизнь!

«Друзья свернули по тропинке в сторону станицы, а река – большая, безразмерная, мудрая – проводила их и продолжила своё вечное движение. Неугомонная, напористая, своенравная, непредсказуемая – как вся наша жизнь, она уносила с собой боль утрат, болезни и потрясения и медленно, но неотвратимо растворяла в своих волнах – так, как умела только она».

Повесть «На берегу безымянной реки» написана таким удивительно естественным и в то же время утонченно образным языком, что невольно приходит мысль: всё происшедшее в ней – правда, всё так и было на самом деле, как рассказал писатель. Ему можно верить. Каждому слову.

 

Комментарии

Комментарий #27868 31.03.2021 в 09:58

Людмила Дмитриевна, как всегда, написано доходчиво, интересно и увлекательно, так что непременно захотелось перечитать книгу Сергея Лёвина, и погрузиться в мир непростых судеб его героев, почувствовать и время, и настроение, и удивительную живую реку, принявшую участие в их жизни. Спасибо за интереснейший отзыв о произведении.
Доброго Вам настроения, вдохновения и здоровья прежде всего!
Ольга Немыкина

Комментарий #27817 26.03.2021 в 15:38

Большое спасибо Людмиле Дмитриевне за такую мудрую, тщательно выстроенную, развёрнутую рецензию, а всем комментаторам - за доброе отношение! Для автора это очень и очень важно. Надеюсь, что у книги будет хорошая судьба. Первым читателям она нравится, и меня это искренне радует. Значит, три года работы над текстом не прошли зря. Ещё раз спасибо всем!
Сергей Лёвин

Комментарий #27813 26.03.2021 в 09:02

Людмила Дмитриевна, как всегда замечательно!

Комментарий #27809 25.03.2021 в 23:47

Очень важно, что создаются книги, расказывающие о жизни современных подростков. И не менее важны отзывы и рецензии на эти книги, из которых мы и узнаем об авторах, героях, жизненных уроках, представленных в сборнике для понимания и осмысления и детьми, и взрослыми. Спасибо, Людмила Дмитриевна, за эту возможность -- погрузиться через статью в подростковый мир, представленный автором книги Сергеем Левиным. И спасибо Сергею Александровичу за то, что он этот мир создал, вернее, отобразил, опираясь на знание мира реального.
С.Н. Макарова.

Комментарий #27807 25.03.2021 в 21:40

Прекрасная статья!С большим удовольствием окунусь в чтение этой замечательной книги,которую Вы так энергично описали!Благодарю!*

Комментарий #27798 25.03.2021 в 11:43

Тот случай, когда рецензия просто подталкивает: иди и прочти. А зная Сергея, я уверенна, Людмила Бирюк ни словом не приукрасила отзыв. Так что, с нетерпением жду, когда эта книга окажется у меня. Будем читать вдвоём с сыном

Комментарий #27797 25.03.2021 в 11:06

Автор комментария 27796 - Лидия Железовская.

Комментарий #27796 25.03.2021 в 11:05

Когда я выбираю книгу, то предпочитаю заранее не знать сюжета; ориентируюсь после прочтения пары страниц на стиль автора, на своё чутьё - созвучна мне или нет данная книга. Но, ознакомившись с рецензией Людмилы Бирюк на повесть Сергея Лёвина "На берегу безымянной реки", я поняла, что подсказке и мнению Людмилы Дмитриевны я всегда могу довериться и не прогадаю. Спасибо!

Комментарий #27782 24.03.2021 в 15:06

Людмила Дмитриевна, спасибо Вам за такую замечательную статью. Вы так живо и зримо всё описали, что хочется с нетерпением поскорее раскрыть книгу и окунуться в водоворот событий, происходящих "На берегу безымянной реки". И, конечно же, мои самые тёплые поздравления автору Сергею Лёвину. Серёжа, мне кажется, что я даже услышал твой голос, представив на миг, как ты будешь читать отрывки из книги на презентации.Светлого тебе вдохновения! И новых замечательных книг! Искренне, Сергей Зубарев.