ПОЛЕМИКА / Александр БОБРОВ. КНИГА – ВЫШЕ СКАНДАЛА. О 22-й книжной ярмарке Non/fiction
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. КНИГА – ВЫШЕ СКАНДАЛА. О 22-й книжной ярмарке Non/fiction

 

Александр БОБРОВ

КНИГА – ВЫШЕ СКАНДАЛА

О 22-й книжной ярмарке Non/fiction

 

Международная книжная ярмарка интеллектуальной литературы была отложена в декабре прошлого года и перенесена на конец марта. За это время в книжном мире было, увы, не так уж много ярких событий, но в политическом мирке стряслись январские события с нарушениями санитарного режима сторонниками Навального, которые нежданно обернулись скандалом в преддверие 22-й ярмарки…

Несколько лет назад, когда специальным гостем мероприятия стало государство Израиль, организаторы выставки неожиданно отказали ранее приглашенному издательству «Алгоритм» без объяснения причин. Аккурат в год 10-летия издательства, которое специализируется на выпуске общественно-политической и мемуарно-документальной литературы, созданный незнамо кем «экспертный совет», принял решение отклонить заявку на участие издательства «Алгоритм» без всякого объяснения. Патриотическая пресса возмущалась, либералы ликовали. В 2018 году гендиректор другого издательства – «Книжный мир» Дмитрий Лобанов заявил, что общественный совет ярмарки Non/fiction, который он назвал «цензорным комитетом», находится под влиянием Ирины Прохоровой и не допускает издательство к участию в книжной ярмарке. Автор издательства Юрий Поляков сообщил, что патриотические силы пытались привлечь внимание к этой ситуации, «писали письма, материалы публиковали в «Литературной газете», однако это не помогло. «Но попробуйте тронуть журналиста либерального пула, начинается вой на всю Ойкумену. Этот двойной стандарт, он, конечно, чувствуется во всем», – добавил писатель. Вот и тронули, да не известного журналиста, а всего лишь начинающую писательницу – и что началось, Боже!

По всем соцсетям и в известном пуле СМИ от «Эха…» до «Дождя» понеслось: «Позор! Руководство книжной выставки-ярмарки Non/fiction отменило презентацию дебютного романа пресс-секретаря Алексея Навального Киры Ярмыш «Невероятные происшествия в женской камере №3». Главный редактор издательства Corpus Варвара Горностаева забила в колокол фейсбука, что руководство Non/fiction негласно попросило издательскую группу «Эксмо-АСТ», в которую входит Corpus, отменить презентацию книги Ярмыш: «Аргумент вечный: мы должны сохранить ярмарку любой ценой, а выступление на ней оппозиционеров, да еще пресс-секретаря Алексея Навального, ставит существование ярмарки, важной культурной институции, под угрозу», – плакалась Горностаева, отметив, что она выступала против отмены презентации.

А что это за презентация – без автора, который под домашним арестом? Ноу-хай какое-то! Напомним, что Ярмыш – одна из десяти фигурантов уголовного дела о подстрекательстве к нарушению санитарно-эпидемиологических правил, которое возбудили после акции протеста в поддержку Алексея Навального, прошедшей 23 января в Москве. По данным московских властей, в протестной акции участвовали 19 человек с коронавирусной инфекцией. Сама Ярмыш, вопреки здравому смыслу, назвала решение организаторов ярмарки трусливым актом цензуры. Но ведь она находится под домашним арестом! Благожелатели закричали: «А неважно! Пусть издатели на самой большой площадке в амфитеатре представят. Или адвокат…». А почему тогда не участковый или кто там надзирает?

Отметились и высказались самые прогрессивные силы. Кипятился  Алексей Венедиктов: «Не понял. Варя пишет, что руководство ярмарки неформально обратилось к руководству Э-А («Эксмо-Аст» – А.Б.) с просьбой снять из программы презентацию. Мне надо формулировать запрос руководству Э-А. И руководству ярмарки!». Когда не допускали на ярмарку целые издательства, например, «Алгоритм» – все либералы молчали, приветствовали даже. А когда по известной немецкой притче, процитированной Татьяной Набатниковой (без начала, естественно: «когда нацисты пришли за евреями» – у нас-то никогда не придут): «пришли за ними, а не за коммунистами» – как вскинулись! А ведь в «Алгоритме», например, выходила книга Моти Ганапольского и других авторов «Эха». Чего ж Венедиктов горячие запросы не слал?

На этот мой публичный вопрос ответил вдруг Михаил Визель: «Г-н Ганапольский – ручной безобидный пи...бол с амплуа великого либерала. И при этом раскрученный коммерческий автор. Вам ли не знать…». Ну вот, и Мотя своё получил, правда, чего в нём коммерческого? – не знаю.  А если серьёзно, повторяю: авторше из стана Навального продлили арест. Она и не может участвовать в презентации. Представление книги без автора я видел только во Франкфурте с переведённой книгой Солженицына, да и то автор потом, по-моему, приехал... А тут раздули! Есть стенд – ну, и рассказывай на нём про книгу силами издательства. Специально подошёл к огромной витрине «Эксмо-АСТ» и «Corpus»: книги на стенде нет как нет! «Раскупили», – неохотно ответили сотрудницы в чёрных майках. Или сами испугались продавать?

Кстати, задвинутый наконец-то галерист Марат Гельман выступил с глупейшей инициативой в своём духе: предложил напечатать футболки в поддержку Ярмыш и прийти в них на ярмарку. Поглядите на фото: посетителей немного, кто в пальто, кто в нарядном платье и вдруг появляются небритые Гельман с Венедиктовым в майке с неизвестной барышней на груди… Прогрессивные силы – стремительно деградируют, а бумеранги всё-таки – возвращаются. Писатель и преподаватель «Вышки» Олег Лекманов должен представлять странную книгу «„Жизнь прошла. А молодость длится…“. Путеводитель по книге Ирины Одоевцевой „На берегах Невы“» (с кавычками да и смыслом не разберёшься!), но объявил об отказе от участия в ней – и назвал причиной этого решения ситуацию с книгой Ярмыш. Поглядим-проверим. Что-то мне не верится, что автор, ковырявшийся вокруг достаточно заурядных мемуаров «девочки с бантом», как звали Одоевцеву в студии Николя Гумилёва, откажется от коммерческого продвижения вторичного продукта.

Ну и другие, грозившие демаршами и превращениями своих презентаций в манифесты против цензуры – писатель Александр Архангельский, участник одного из лекториев ярмарки, политолог Кирилл Рогов, который призвал «действовать более решительно: противопоставить стратегии exit (неучастия) стратегию активного участия» – вряд ли огромную часть своего выступления посвятят не себе, любимому, а книге Киры Ярмыш и этому кейсу, как они выражаются. Посмотрим…

Ну вот, я и назвал уже нескольких участников книжной ярмарки, но она – огромное и пёстрое явление. Участвует 288 крупных и малых издательств из 19 стран. За пять дней до вечера воскресенья запланировано около 400 мероприятий, которые, надеюсь, отметут всю политиканскую пыль и станут культурным событием – представят разнообразную просветительскую и познавательную литературу, включая детскую. Каждый выберет книгу по душе и интересу. Например, издательство «Молодая гвардия» представит в преддверии 60-летия полета первого человека в космос новую книгу Льва Данилкина «Пассажир с детьми. Юрий Гагарин до и после 27 марта 1968 года». Издательство Директ-Медиа подготовило уникальный труд «Иностранная пресса о Красной армии в 1941-1945 гг.». Представленный материал позволяет проследить, как менялось отношение в странах мира к Советскому Союзу и Красной армии – от удивления, вызванного отчаянным сопротивлением и стойкостью наших войск в 1941 году, недоверчивой надежды после первых успехов в отражении гитлеровской агрессии, ярко вспыхнувшей после Сталинграда, и до устоявшейся неугасимой веры в мощь и силу Советского государства и его армии в победные месяцы 1945 года. Издательство «Центр книги Рудомино» предложило необычное подарочное издание комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» с изысканными иллюстрациями Михаила Федорова. В приложении приводятся две исключенные из пьесы сцены, письмо Гоголя, написанное вскоре после премьеры, и подборка отзывов современников на сценический и литературный успех «Ревизора».

Конечно, прорва переводной литературы на любой вкус, включая, кстати, и беллетристику, которой, по идее, не должно быть на такой выставке. Ну и непременно – блогерство, психоанализ, гендерные проблемы и бесконечная кулинария: этим ведь набито всё медийное пространство – книжный рынок откликается.

При входе стояла какая-то поэтесса со стопочкой своих книг, читала робко, но без перерыва, однако её никто не слушал, не останавливался, сборника не покупал, зато рядом раскинулся Ельцин-центр с шикарными изданиями, пустыми лозунгами и чёрными майками «Берегите Россию». Уберечь бы – с такой культурно-информационной политикой...

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (3)

Комментарии

Комментарий #27901 03.04.2021 в 14:01

Отлично! Предложение принято. А вас беру финансовым директором! И мы быстренько гранулируем макулатурную продукцию НОНы.
Отсеив редко там попадающиеся стоящие творения.

Комментарий #27900 03.04.2021 в 13:11

Для 278727. Вот и займитесь реализацией своего предложения: оборудование купите, персонал наймите, помещение снимите...

Комментарий #27853 29.03.2021 в 14:16

Ирина Прохорова наиздавала столько книг- что хватит тысячи молодых людей "перековать" в либералов,которые -хорошие ученики большевиков в плане организации пропаганды своих взглядов.

.

Комментарий #27827 27.03.2021 в 19:01

Давно зарёкся не оставлять комментарии , что в титульном сайте "РП" , что здесь ( на всё конечно есть веские причины ), только начал прочитывать и сразу смекнул о чём разговор , практически о сиротливо стоящих киосках структуры "Роспечать" , где на окнах несменяемо из дня в день висят всякие там "космополитаны". В нашем городе муниципальная служба благоустройства ввела прогрессивную технологию , спиленные деревья ,в основном тополя , механическим агрегатом перерабатывать в гранулы-стружку , которую не страшно оставить в любой канаве или какой то другой низменности , через годика 2 или чуть более перегниёт. Может пора так же , освоить такую же технологию для этих "НОН-ФИКШЕН" ( а что это в сущности такое познал , ознакомившись с шедеврами в издании "ЛиТТЕRатура". Может действительно , пора осваивать прогрессивные технологии?, "не отходя от кассы", тут же на ярмарке из предлагаемой продукции , перерабатывать всё это в пеллеты и прямиком в Германию! Там говорят ой как классиков раньше любили , будут знать и наших творцов "НОН-ФИКШЕН". Вспомните крылатое из фильма "Красная капелла": "...люблю слушать русских "пианистов". Так и здесь , кто с восторгом будет вспоминать у камина , пледом прикрывшись- " очень тепло от "НОН -ФИКШЕН", тот что присылают с России!"

Комментарий #27816 26.03.2021 в 15:18

Уважаемый Александр Александрович! Спасибо Вам!
Легче становится на душе, когда Вы появляетесь со своими публикациям Появляется надежда, что Россия будет...
Но Господи Боже, сколько же в ней страшных болячек и как ей избавиться от этого?
Россия будет!
Автору здоровья и удачи. Мария.

Комментарий #27812 26.03.2021 в 07:23

ВОПРОС КОММЕНТАТОРУ #27811
Что ж вы на полуслове застыли: "обращать внимание" - это как? Читаете запоем? Интересуетесь, пролистывая и почитывая фрагментарно?
Ну и как они вам, эти книги - кака или ннака?))) Стоит ли и нам бежать за ними к "Альпиной..."?)))

Комментарий #27811 26.03.2021 в 06:03

Я с некоторых пор стал обращать внимание на книги , изданные "Альпиной нон- фикшн",- Митио Каку, Карла Сагана да и другие.

Комментарий #27804 25.03.2021 в 17:55

Елена, а чего всем не рассказать? Интересно же... Вот выложил эту просьбу в ФБ, посмотрим, что образованный народ напишет...

Комментарий #27803 25.03.2021 в 17:48

Уважаемый автор комментария №27799, сообщите, пожалуйста, Ваши контакты (мои elena-studia@mail.ru). Мне кажется у нас есть что Вам сказать, в ответ на Ваш вопрос. Спасибо.

Комментарий #27802 25.03.2021 в 17:16

На 27799 Книгу - образец назвать? Нет, невозможно. Я учился как писатель на многих книгах о России - от Слепцова и Пришвина до Казакова и Распутина. Это была путевая проза, лирическая и публицистическая, познавательная и патриотическая. Но одну - не выделить...
Но вот о чём я подумал: наверное, в голове и в сердце у меня сложилась такая образцовая книга - это Антология поэзии "Россия-мати"... От плача Ярославны в "Слове..." и "Заветов Святослава" Брюсова - сквозь века и событья - до "Величия московского Кремля" Рубцова и лучших стихов поэтов моего поколения. Понимаете - не антология от древности до 21 века, а движение и судьба России через стихи, где рядом и "На поле Куликовом" Блока, и "Светят звёзды над родимым кровом" Ребровой, и "Качка" Корнилова, и "Путина" Устинова. Я б такую Антологию, может, и осилил, да кому она нужна сегодня?..

Комментарий #27799 25.03.2021 в 12:38

- Уважаемый Александр Александрович, разберите, пожалуйста, с профессиональной точки зрения, как профессор института культуры, книгу, которую вы рекомендуете для прочтения. Которая являлась бы образцом для написания других подобных книг о России. Это важно и для авторов, и для читателей.
Заранее спасибо.