Игорь ШУМЕЙКО. КАК ТАМ БУДЕТ «КУШАТЬ ПОДАНО» ПО-КАНАДСКИ? Актёр Серебряков вернулся в Россию
Игорь ШУМЕЙКО
КАК ТАМ БУДЕТ «КУШАТЬ ПОДАНО» ПО-КАНАДСКИ?
Актёр Серебряков вернулся в Россию
Слова Серебрякова, полные презрения и ненависти к Родине, пропускаю.
Реакцию сограждан на его возвращение из Канады – аналогично.
Не увеличивая этими цитатами накал (и объем) своей статьи, сразу перейду к двум пунктам полемики.
1) На возмущенные реплики, типа «Что, не сладко там? Обратно пожаловал?» – Серебряков отвечал: «Да я никуда не эмигрировал! Я просто жил на два дома, в Канаде и России!».
2) Второй ответ на массовые возмущения россиян обобщенно был: «Фу, устроили истерию массовой ненависти! Брызжут слюной. Потоки ненависти и желчи».
Вот радио со «свободой» (в титуле) говорит и пишет на своем сайте:
«В России появилась новая традиция: набрасываться на актёра Алексея Серебрякова... У патриотической аудитории, говоря сетевым языком, бомбануло»…
И после этой прямой «свободной радио-речи» дает щедрую нарезку защитников Серебрякова от «массовой патриотической истерии»:
– Беспробудный, омерзительный совок…
– Что вызвало такой всплеск псевдопатриотического гнева в российских охранительных СМИ?...
– Вдруг такой кипиш. Очевидно же, что по команде…
Мои ответы по этим пунктам кратко таковы:
1) Да, не эмигрант: наша снисходительная, рассеянная Родина вовсе не спешит забирать паспорта и квартиры. Да, «жил на два дома», но… хаял-то – один из «домов»!
2) Тут сложнее. «Массовую истерию» усмотрели – в самом количестве «писем по Серебрякову». Не в их содержании: там нигде не было призывов типа «посадить, избить, растерзать, расстрелять…», что еще можно было бы истолковать: «истерия, бомбануло, брызганье слюной…» Нет, только массовость. Большое число писем, постов с примерно схожими оценками – позволило некоторым поморщиться, поставить сей диагноз: «Массовый психоз. Беспробудный, омерзительный совок»…
Но тут, согласитесь, есть некий фокус, логическая ловушка. Приди в СМИ, интернет одно-два гневных письма, можно было бы сказать (и сказали бы точно!): «Ну, это чье-то единичное мнение! Один завистник актера написал…». В общем, один голос: не считается. Много: массовый психоз.
Если вдуматься, проступает некий парадокс: «Мнение – это у единиц. А у масс – только массовая истерия».
Возможно, и мое мнение из-за согласия с большинством причислили бы к «массовой истерии», хотя обдумывая это письмо я был спокоен как тюлень.
Правда прямых доказательств спокойствия, «не брызганья слюной» у меня нет, и даже не представляю, где их взять? Не под надзором же медсестер, с подключенным тонометром садиться за ноутбук? Не прикладывать же к распечатке текста – кардиограмму?
Но одно косвенное свидетельство относительного моего спокойствия я все же приведу. Это: постепенное изменение моей реакции на господина Серебрякова и… всего вокруг него возникшего. Сперва я, как и многие, готов был призвать: «Полный бойкот всей кино-теле-продукции с участием двудомного Серебрякова!».
Мол, если под девизом «Не смотрим Серебрякова!» соберется где-то, хоть в соцсетях, решительная группа числом, допустим тысяч 20… то возможно продюсеры, решающие «А не замутить ли нам завтра какой сериальчик?» – задумались бы. Достали б калькуляторы и, вздохнув, не пригласили бы «двудомного». Вернулся бы он в свой главный, не политый грязью дом – к ролям, вроде упомянутой в моем заглавии.
Но по зрелому (и спокойному) размышлению от призыва к полному бойкоту я отказался. Представил, а вдруг кто из режиссеров решит снять новую киноверсию «Братьев Карамазовых»? Например, недавно по «Бесам» сняли уже десятый фильм, удачнейший на мой взгляд, с Максимом Матвеевым и Антоном Шагиным…
А гениальные «Братья Карамазовы» вполне заслуживают новых и новых кинопрочтений, пусть их список уже на четвертом десятке. Возможно, величайший до сего дня роман. Любимая книга Альберта Эйнштейна, помню, как в эссе «Если Бога нет, то все… относительно» («Независимая газета», журнал «Нева») я повторял запальчивые оценки автора теории относительности: «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс! Я с восторгом читаю «Братьев Карамазовых». Это самая поразительная книга из всех, которые попадали мне в руки... Мне нет надобности заниматься литературным анализом, исследовать психологические тонкости – все равно подобные исследования никогда не проникнут в ядро такого творения, как “Братья Карамазовы”!»
Но это я весьма отвлекся. Наверно все же потому, что не «яд анти-Серебряковского памфлета» диктовал эти строки. Но все же… поразительно, как Достоевский в 1879 году предугадал, вложил в уста своему персонажу слова, почти совпавшие с прозвучавшими в интервью одного актера в 2020-м.
С этим и связан мой отказ от «полного бойкота». Пускай будущий создатель нового фильма «Братья Карамазовы» рассмотрит на роль Смердякова – актера в запале откровенного интервью, практически повторившего его слова в романе.
В фильме Пырьева 1968 года Смердякова прекрасно сыграл актер Валентин Никулин, но тут-то – и играть не надо!
Кроме ненависти схож даже их глубокий аналитический интерес к войнам, кои вела Россия.
Смердяков: «Жаль, Россия победила французов. Глупая нация победила умную-с».
Серебряков: «Было столько войн, созданных российской властью. Грузия, Чечня, Украина, Сирия».
М-да… Буквально места живого на глобусе не оставил, дойдя до местностей, о которых бедняга Смердяков и не подозревал. После Сирии назвал еще и «Центральноафриканские республики».
Аляску надо приближать, даже такими способами.
Великолепное решение, действительно, для роли Смердякова Серебряков вполне сгодится. Будет смотреться Очень натурально !
Серебряков устроился в Канаде только потому, что здесь (возможно и там) высказывал недовольство Россией и народом. Если бы он этого не делал здесь, его бы не принимали там. Они не великий актер, хотя многим нравится его маскулинный типаж; играл в сериалах и в кино однотипные роли почти всегда. Крупный актер, как правило, проявляется в театре, Серебряков играл на сцене, но не закрепился там. Считаю, что ему много чести окпзывают, обсуждая его так долго и шумно.
Большинство людей никогда не были в Антарктиде. Они говорят "Антарктида существует" - на основании того, что их так учили в школе, они слышали это от других людей и, может быть, видели фото. Сделать собственный вывод самостоятельно - это огромная работа ума и духа, сопоставимая с тем, чтобы лично проверить существование Антарктиды. Подавляющее большинство людей бездумно повторяют то, что услышали от других людей, в "школе жизни". То, что несёт Серебряков, Яхина, прочие "артисты лицом" - просто бездумный пересказ идеологической доктрины, которую в их слабые умы вбивали в поздне-советской, и потом, в антисоветской школе. Никакой компетенции рассуждать на эти темы у них нет, и они мало чем отличаются от юнцов - "плоскоземельщиков". Мы имеем дело с ретрансляторами доктрины - а лучше бы поговорить о создателях доктрины, откуда взялась сама доктрина! Про Серебрякова скажу лишь одно, словами поэта-тёзки: "Виноваты ль попугаи в том, что матом говорят?" М.Магомаев мудро подметил: "артист - это птичка, которая поёт... Не спрашивайте у артистов за жизнь, они этого не знают" /А. Леонидов, Уфа/