не указана / Виталий МОЛЧАНОВ. ПОСРЕДИ РЕКИ И СВЕТА. О книге стихов Натальи Кожевниковой
Виталий МОЛЧАНОВ

Виталий МОЛЧАНОВ. ПОСРЕДИ РЕКИ И СВЕТА. О книге стихов Натальи Кожевниковой

Виталий МОЛЧАНОВ

ПОСРЕДИ РЕКИ И СВЕТА

О книге стихов Натальи Кожевниковой                               

 

                                                                             Какая глушь! Я был один живой,
                                   Один живой в бескрайнем мёртвом поле,
                                   Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)
                                   Мелькнул в пустыне, как сторожевой…

                                                          Николай Рубцов

 

На одном дыхании прочитав сборник стихотворений «Посреди реки и света» Натальи Кожевниковой – человека интересного, многогранного, щедро поэтически одарённого, вспомнил я одну историю, давным-давно приключившуюся со мной в пору бесшабашной студенческой юности. Как я едва не утонул, решив искупаться в южном ночном море. Наша весёлая компания после дискотеки отправилась на пляж, и я случайно заплыл слишком далеко. Ночь была пасмурной – яркую летнюю Луну в один миг затянули чёрные тучи. Приятный лёгкий бриз грозил превратиться в самый настоящий шторм. Ветер усиливался, волны становились выше. Я плыл наобум, погружённый в сплошной мрак, не имея ни малейшего представления, где находится суша. Приятели мои к тому времени уже покинули пляж. Кричать было бесполезно. И вот, в тот самый момент, когда меня стала охватывать паника, на пирсе вспыхнул огонь – это рыбаки разожгли костёр, чтобы приготовить себе нехитрую снедь. Берег оказался ближе, чем я думал, добрый свет указал мне дорогу к спасению…

Почему прочитанная книга навеяла на меня такие воспоминания – я отвечу чуть позже. Сейчас мне бы хотелось обратиться непосредственно к стихотворениям Натальи Кожевниковой. Заботливо выпестованные талантливой рукой автора, они аккуратно разложены по пяти поэтическим полочкам, каждая из которых имеет своё название: «Вербное», «Домовитая ласточка», «В твоём саду», «Другое солнце», «Шёпот крови». Выбор названий для циклов стихотворений не случаен. Каждый цикл – это книга жизни автора – поэта и человека. Теплом любящего сердца пропитаны строки:

Мама моя – ты теперь земля,

Млечные облака,

Дальнее эхо, роса, поля,

Медленная река.

 

Солнце, что светит упорно мне

Сквозь неурядиц мглу.

Вот почему я теперь вдвойне

Землю свою люблю.

 

Мать и земля – самое святое, объединены автором в неделимое целое. Малая родина Кожевниковой – город Бузулук – мастерски воспета в цикле «Вербное». Наталья Юрьевна, разлучённая с Бузулуком территориально, навсегда осталась ему верной и преданной дочерью. Именно для неё качает лодку степная река, именно ей «мстится за горою» любимый город детства, именно она наблюдает «живую вешнюю воду» на улице, «где бедный нищему подаст калач дрожащими руками».

  Путешествуя по страницам стихотворений Натальи Кожевниковой, открывая «двери» из одного цикла в другой, не перестаёшь удивляться особой гармонии смысла и формы. Классические русские лирические стихотворения тем и хороши, что есть в них тихая неторопливая мелодия родной природы, созвучная отзывчивой душе. Человеческие характеры выписаны в каноне – сдержанно и предельно точно, без излишних технических наслоений. В «Домовитой ласточке», в стихотворении посвящённом дочери Виталии, есть прекрасные строки, подтверждающие это:

По-прежнему мир стыден и велик, –

Огни костров, далёкие напевы,

И средь листвы блистает тонкий лик

Не дочери, не девочки, но Девы…

 

Когда читаешь Наталью Кожевникову, не перестаёшь ей верить – в искренность любви и в горечь разлуки, в радость приобретения и боль потери. Образы, созданные автором, ясны и понятны, кажется, что ты сам видишь, как жестокий ветер бьёт «марлевым крылом о подоконник», как «летят, жужжа, из розового улья к ожившим вишням сонные жильцы», что «воздух, как нитка, натянут живой» между настоящим и прошлым (цикл «В твоём саду»). Нет ничего надуманного, чуждого, привнесённого извне. Человек – маленькая частица своего народа, живёт в согласии с окружающим его миром, верит в Бога, радуется хорошему, огорчается плохому, растит детей, взрослеет, стареет, сталкиваясь на своём пути попеременно то со счастьем, то с горем… Обыкновенная обыденность человеческого быта? Нет, и ещё раз нет! На то и дано высокое искусство поэзии, чтобы самое простое, встречающееся изо дня в день, сделать неожиданно замечательным, интересным и неповторимым. Кожевникова владеет этим искусством в совершенстве. Вот, пожалуйста, из цикла «Другое солнце»:

Вся жизнь, словно эта дорога,

В скольжении белого дыма,

Где всё – от безумства и Бога

До странности необъяснимо.

 

Я начал писать о сборнике стихотворений Натальи Кожевниковой, вспомнив одну давнюю историю, случившуюся со мной. Свет рыбацкого костра – «сторожевой свет» по Николаю Рубцову – тогда спас меня, не дал мне, молодому и глупому, погибнуть в морских волнах. Поэзия – очень опасный водоём, изобилующий коварными мелями, опасными рифами, холодными чужими течениями. Без разницы – море это или река, озеро или пруд, а для кого-то, быть может, обычная дождевая лужа, утонуть в этом водоёме просто, если путь твой в Поэзии не будет направлять чудотворный свет любви к Родине, к нашей Православной Вере, к живому русскому слову, к нашим замечательным традициям.

Этим животворящим светом дышит новая книга Натальи Кожевниковой «Посреди реки и света». Хотелось бы, чтобы у этого долгожданного издания было как можно больше читателей и почитателей. В завершении хочу процитировать несколько строчек из лучшего на мой взгляд произведения, представленного в сборнике стихотворений – Девятый псалом (цикл «Шёпот крови»):

Лишь любовь, как свеча в уходящем былом…

И взыскуя, и плача о ней,

                                           и молясь,

Ждём её… А во тьме

                                девяностый псалoм

Ищет жизни и смерти

                                       мгновенную связь…

 

Комментарии