РЕЦЕНЗИЯ / Алексей ЧУГУНОВ. НАВСТРЕЧУ СОЛНЦУ. Об одноимённой книге прозы Алексея Лисняка
Алексей ЧУГУНОВ

Алексей ЧУГУНОВ. НАВСТРЕЧУ СОЛНЦУ. Об одноимённой книге прозы Алексея Лисняка

 

Алексей ЧУГУНОВ

НАВСТРЕЧУ СОЛНЦУ

Об одноимённой книге прозы Алексея Лисняка

 

Издательство «Вольный странник», основанное митрополитом Псковским и Порховским Тихоном (Шевкуновым), в марте текущего года выпустило новую книгу члена Союза писателей России Алексея Лисняка. Называется книга «Навстречу солнцу».

В аннотации к новой книге говорится: «Эта книга включает в себя яркую, динамичную повесть протоиерея Алексия Лисняка, написанную в 2014 году, которая непостижимым образом вобрала в себя всю новейшую историю России с её падениями и взлётами. Маленькая повесть о жизни маленького городка буквально «проглатывается» на одном дыхании и оставляет большое светлое чувство, которое можно выразить ёмкой фразой: «Будем жить!». Ранние рассказы автора, включённые в этот сборник, не менее живописны, чем повесть, по-доброму смешны и грустны, и в них так же красочно отобразилась новейшая история нашей становящейся на ноги страны и её граждан на рубеже ХХ-ХХI веков».

Произведения Алексея Лисняка, включённые в этот сборник, будто в возвращают нас в Россию девяностых-нулевых. В суете порой кажется, что эти нелёгкие времена продолжаются и по сей день, но стоит лишь открыть книгу «Навстречу солнцу», и становится очевидно, насколько изменилась наша жизнь и жизнь нашей прекрасной Родины с тех недавних, вроде бы, пор.

Повесть, открывающая сборник, рассказывает о жизни маленького городка Выдрина и его провинциальных обитателях. Поначалу кажется, что в Выдрине – ленивая вечная тишина, которая никогда не заканчивается. И будто бы даже достопримечательностей в городке нет, если не напиться, конечно. Но это в начале. Первое впечатление оказывается обманчивым, «глубинка» хранит в себе, бережёт росток новой жизни. От некоторых жителей Выдрина в том числе.

«Среди бескрайних цветущих лугов и тучнеющих хлебных полей пригрелся под солнцем крохотный захолустный городок Выдрин. Три столетия дремлет он на берегу тихой серо-зелёной реки и видит прекрасные сказочные сны…». Так тихо-тихо зарождается эта повесть. Но с динамикой в этом произведении всё в порядке:

«…К концу двадцатого века в городок проникли независимость, разруха и безденежье. Когда исчезли невольные театралы – пионеры, и когда не стало руководящей партии, которая по просьбе Аркадия записывала колхозников в меломаны, провинциальному руководителю оперного театра стало ясно, что классическая музыка и хозрасчёт, что твои гусь и свинья – не товарищи. Он было сунулся за поддержкой к новым властям, но те сослались опять же, на хозрасчёт. Мол, ставь то, на что будут ходить. Советовали:

– Держи нос по ветру. Коли не идут на этого твоего «Князя Игоря», тогда напиши и поставь порнографическую версию. Точно, придут. Представляешь, тут – голые по сцене скачут, там – голые! Тут – солист без штанов, гы-ы! Или пусть твой князь Игорь с бабами развлекается… Тебе – слава, нам – почёт, в кассу денежка течёт…».

Девяностые годы… Общая человеческая потерянность: Выдринский супермаркет «Денежка» на месте оперного театра – это всё образ России? А может и всего мира? «...И на всей планете, коллега, так же. И возле Акрополя, и у Колизея. Всюду цыгане с китайскими сувенирами…». Что это? Человечество духовно деградирует, и нет уже никакой надежды? Как бы ни так! Есть! Зная способность Лисняка видеть повсюду свет и краски, в этом не приходится сомневаться. Возрождение начинается незаметно, но неотвратимо, для каждого героя повести по-своему. Пересказывать сюжет повести не стану, но забегая вперёд, хочу сказать, что мастерства автора вполне хватает, чтобы наполнить читателя оптимизмом и незаметно для читателя убедить его в том, что жизнь продолжается, она прекрасна, и жить мы, конечно же, будем никуда не денемся.

В аннотации к сборнику так же говорится: «Критики часто сходятся во мнении, что язык отца Алексия Лисняка близок к языку, на котором пишется классическая литература. Некоторые сравнивают его произведения с произведениями писателей-деревенщиков, некоторые слышат в них гоголевские нотки или же отголоски творчества Ильфа и Петрова. В любом случае самый взыскательный читатель будет удовлетворён образностью и насыщенностью авторского повествования, богатством языка и глубиной собственного читательского соучастия. Герои произведений, от повести до рассказов, ощущаются реальными и живут на страницах книг Лисняка своей собственной жизнью, указывая читателям не на проблемы, нет, а на то, как нужно относиться к жизни, чтобы проблем становилось меньше».

Кроме повести в книгу включены и ранние рассказы Лисняка. Многие рассказы уже публиковались и были отмечены читателями и критиками, но есть в сборнике и такие, что печатаются впервые. Все эти рассказы прожиты и написаны автором на рубеже столетий, в то время, которое мы привыкли называть лихим. Но атмосфера произведений, в которую читатель погружается с первых строк, вовсе не гнетущая. И даже напротив! Читая эти короткие рассказы, убеждаешься в том, что жизнь всегда прекрасна, независимо от века, который «стоит на дворе».

Книги, которые не выливали бы на читателя поток исторических помоев или обкладывали читателя горой трупов, в наше время не так часто попадаются. А такие, которые вдохновляют на добрые поступки и вызывают радостную улыбку, теперь вообще – редкость. Вот именно такой редкостью мне и представился сборник прозы Алексия Лисняка «Навстречу солнцу».

г. Уфа

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии