
Алексей ЧУГУНОВ. НАВСТРЕЧУ СОЛНЦУ. Об одноимённой книге прозы Алексея Лисняка
Алексей ЧУГУНОВ
НАВСТРЕЧУ СОЛНЦУ
Об одноимённой книге прозы Алексея Лисняка
Издательство «Вольный странник», основанное митрополитом Псковским и Порховским Тихоном (Шевкуновым), в марте текущего года выпустило новую книгу члена Союза писателей России Алексея Лисняка. Называется книга «Навстречу солнцу».
В аннотации к новой книге говорится: «Эта книга включает в себя яркую, динамичную повесть протоиерея Алексия Лисняка, написанную в 2014 году, которая непостижимым образом вобрала в себя всю новейшую историю России с её падениями и взлётами. Маленькая повесть о жизни маленького городка буквально «проглатывается» на одном дыхании и оставляет большое светлое чувство, которое можно выразить ёмкой фразой: «Будем жить!». Ранние рассказы автора, включённые в этот сборник, не менее живописны, чем повесть, по-доброму смешны и грустны, и в них так же красочно отобразилась новейшая история нашей становящейся на ноги страны и её граждан на рубеже ХХ-ХХI веков».
Произведения Алексея Лисняка, включённые в этот сборник, будто в возвращают нас в Россию девяностых-нулевых. В суете порой кажется, что эти нелёгкие времена продолжаются и по сей день, но стоит лишь открыть книгу «Навстречу солнцу», и становится очевидно, насколько изменилась наша жизнь и жизнь нашей прекрасной Родины с тех недавних, вроде бы, пор.
Повесть, открывающая сборник, рассказывает о жизни маленького городка Выдрина и его провинциальных обитателях. Поначалу кажется, что в Выдрине – ленивая вечная тишина, которая никогда не заканчивается. И будто бы даже достопримечательностей в городке нет, если не напиться, конечно. Но это в начале. Первое впечатление оказывается обманчивым, «глубинка» хранит в себе, бережёт росток новой жизни. От некоторых жителей Выдрина в том числе.
«Среди бескрайних цветущих лугов и тучнеющих хлебных полей пригрелся под солнцем крохотный захолустный городок Выдрин. Три столетия дремлет он на берегу тихой серо-зелёной реки и видит прекрасные сказочные сны…». Так тихо-тихо зарождается эта повесть. Но с динамикой в этом произведении всё в порядке:
«…К концу двадцатого века в городок проникли независимость, разруха и безденежье. Когда исчезли невольные театралы – пионеры, и когда не стало руководящей партии, которая по просьбе Аркадия записывала колхозников в меломаны, провинциальному руководителю оперного театра стало ясно, что классическая музыка и хозрасчёт, что твои гусь и свинья – не товарищи. Он было сунулся за поддержкой к новым властям, но те сослались опять же, на хозрасчёт. Мол, ставь то, на что будут ходить. Советовали:
– Держи нос по ветру. Коли не идут на этого твоего «Князя Игоря», тогда напиши и поставь порнографическую версию. Точно, придут. Представляешь, тут – голые по сцене скачут, там – голые! Тут – солист без штанов, гы-ы! Или пусть твой князь Игорь с бабами развлекается… Тебе – слава, нам – почёт, в кассу денежка течёт…».
Девяностые годы… Общая человеческая потерянность: Выдринский супермаркет «Денежка» на месте оперного театра – это всё образ России? А может и всего мира? «...И на всей планете, коллега, так же. И возле Акрополя, и у Колизея. Всюду цыгане с китайскими сувенирами…». Что это? Человечество духовно деградирует, и нет уже никакой надежды? Как бы ни так! Есть! Зная способность Лисняка видеть повсюду свет и краски, в этом не приходится сомневаться. Возрождение начинается незаметно, но неотвратимо, для каждого героя повести по-своему. Пересказывать сюжет повести не стану, но забегая вперёд, хочу сказать, что мастерства автора вполне хватает, чтобы наполнить читателя оптимизмом и незаметно для читателя убедить его в том, что жизнь продолжается, она прекрасна, и жить мы, конечно же, будем – никуда не денемся.
В аннотации к сборнику так же говорится: «Критики часто сходятся во мнении, что язык отца Алексия Лисняка близок к языку, на котором пишется классическая литература. Некоторые сравнивают его произведения с произведениями писателей-деревенщиков, некоторые слышат в них гоголевские нотки или же отголоски творчества Ильфа и Петрова. В любом случае самый взыскательный читатель будет удовлетворён образностью и насыщенностью авторского повествования, богатством языка и глубиной собственного читательского соучастия. Герои произведений, от повести до рассказов, ощущаются реальными и живут на страницах книг Лисняка своей собственной жизнью, указывая читателям не на проблемы, нет, а на то, как нужно относиться к жизни, чтобы проблем становилось меньше».
Кроме повести в книгу включены и ранние рассказы Лисняка. Многие рассказы уже публиковались и были отмечены читателями и критиками, но есть в сборнике и такие, что печатаются впервые. Все эти рассказы прожиты и написаны автором на рубеже столетий, в то время, которое мы привыкли называть лихим. Но атмосфера произведений, в которую читатель погружается с первых строк, вовсе не гнетущая. И даже напротив! Читая эти короткие рассказы, убеждаешься в том, что жизнь всегда прекрасна, независимо от века, который «стоит на дворе».
Книги, которые не выливали бы на читателя поток исторических помоев или обкладывали читателя горой трупов, в наше время не так часто попадаются. А такие, которые вдохновляют на добрые поступки и вызывают радостную улыбку, теперь вообще – редкость. Вот именно такой редкостью мне и представился сборник прозы Алексия Лисняка «Навстречу солнцу».
г. Уфа