РЕЦЕНЗИЯ / Любовь ПУСТОВАЛОВА. УЧИТЕЛЬ – ПТИЦА НЕЯСЫТЬ. Об одноимённой книге Александра Витковского
Любовь ПУСТОВАЛОВА

Любовь ПУСТОВАЛОВА. УЧИТЕЛЬ – ПТИЦА НЕЯСЫТЬ. Об одноимённой книге Александра Витковского

 

Любовь ПУСТОВАЛОВА

УЧИТЕЛЬ – ПТИЦА НЕЯСЫТЬ

Об одноимённой книге Александра Витковского

 

Слава Богу и московскому издательству «Вече»!

Наконец-то на прилавках книжных магазинов и в онлайн-продаже появится по-настоящему интересная и мудрая повесть о современном учителе и нынешней российской школе – вернее, о том состоянии, в котором оказалось наше современное образование. Автор – писатель и журналист Александр Витковский, название книги – «Пеликанша, учитель – птица Неясыть». Отрадно, что одно из крупнейших издательств страны опубликовало это произведение в год своего 30-летнего юбилея.

Для начала попробую разобраться с названием.

Пеликанша – прозвище классной руководительницы, главной героини повествования. Неясыть – именно так, с ударением на последнем слоге, именовался пеликан в XIV-XVI веках на древнерусском и церковно-славянском языках. Не путать с современным словом неясыть – род птиц из семейства сов. По архаичному поверью, в минуту опасности эта птица прятала птенцов в просторном кожистом мешке своего клюва и даже могла погибнуть, спасая потомство от врага ценой собственной жизни. А в голодный год пеликан будто бы разрывал клювом свою грудь и выкармливал умирающих птенцов собственной кровью. Монах Троице-Сергиева монастыря, преподобный Максим Грек, вещал в своих «Сочинениях», что неясыть охраняет птенцов от гадов ползучих, и если удастся змее ужалить ещё неоперившееся потомство, то встаёт птица над умирающими желторотиками, и, расправив крылья, бьёт себя клювом в грудь, окропляет собственной кровью холодеющие тела и возвращает к жизни свих детёнышей. Поэтому в иконографии Иисус Христос иногда изображался в образе пеликана. А в наше время Хрустальный пеликан – награда лучшему учителю года в России.

Эта символика красной нитью проходит через всю книгу, начиная с обложки, кончая последней страницей. И не сама ли Пеликанша, преподавательница русского языка и литературы старших классов обычной школы, есть некий образ нынешнего учителя-мессии? Впрочем, у автора нет прямых аналогий, но каждый вдумчивый читатель почувствует и поймёт этот подтекст, его глубокий внутренний смысл и трагедию.

А сюжетный фон – ежедневные дела и заботы каждого российского учителя: уроки, проверка тетрадей, работа с хорошими учениками и двоечниками, непростые взаимоотношения с родителями, беспощадный административный пресс в инновационно-цифровом российском образовании. И все эти проблемы не терпят отлагательств, их нужно решать немедленно – здесь и сейчас. С этим автор знаком не понаслышке. Кандидат психологических наук, свою трудовую деятельность он начинал учителем в сельской школе, преподавал в престижной столичной академии, в общем – знает, о чём пишет.

Но что завораживает в книге, не даёт оторваться от текста?

Конечно, история жизни главной героини – от тех дней, когда «чумазая, босиком, в одной выцветшей на солнце рубашонке, доставшейся ей от старших братьев, бежала она, семеня и спотыкаясь ещё слабенькими ножонками», до «благовеста кладбищенской церквушки и глухих ударов комьев земли о крышку гроба».

Нет, это не вязкое и нудное повествование, растянутое на десятки лет, а живой и динамичный рассказ, который переносит читателя то в сибирскую послевоенную деревню, то в Санкт-Петербург первой трети XIX века, то в современный МХТ имени Чехова на премьерный спектакль по роману Толстого «Анна Каренина», то в школьный класс, готовый взорваться очередным скандалом, и даже в РайОНО – Райский Отдел Народного Образования. Кстати, ненавязчивая ирония (хотя, и не без некоторой доли сарказма) – непременный атрибут многих страниц этой книги.

Меня же больше всего привлекла интеллектуальная составляющая повести. Интересными и содержательными сведениями в области литературы, русского языка, истории, педагогики пронизаны диалоги, размышления, наблюдения героев книги. Уверена, каждый заинтересованный читатель откроет для себя много нового и увлекательного. Хочется, чтобы именно на это обратили внимание родители нынешних учеников, постоянно недовольные уровнем знаний и подготовкой современных преподавателей. Пусть прочтут и хотя бы сами себе честно ответят на вопрос: а знают ли они столько, сколько каждый учитель русского языка и литературы (да и любой другой учитель) и, конечно, героиня этой книги, и смогли бы они работать с детьми так, как работала она.

А учителя-словесники найдут в тексте добрый десяток неформально разработанных тем, хоть сейчас готовых к использованию на уроках. И этому не стоит удивляться. «Пеликанша…» – не просто увлекательная книга, но в какой-то мере и своеобразный учебник – интересный, мудрый, добрый. Кстати, вспомните: «Путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф тоже сочинялось как учебное пособие, только по географии, а обе сказки Льюиса Кэрролла про Алису оказались, по мнению некоторых литературоведов, весьма необычным и занимательным материалом по математике, истории, философии, шахматам.

Что касается сюжета, то в его основе не конфликт учителя с классом, родителями или администрацией, хотя и без этого нельзя обойтись в книге о современной школе. Главное – это подспудное противостояние личности и нынешнего бюрократического аппарата, погубившего прекрасное советское образование и за 30 лет не создавшего взамен ничего нового и стоящего. Но Анастасия Александровна Пеликанова – не пассионарный борец с системой, она не зовёт на баррикады. Она спокойно, достойно, умело и вдумчиво, как и её предшественница Царица Агриппа, делает своё дело наперекор всем стихиям и напастям. Конечно, власть должна помогать, или хотя бы не мешать трудиться учителям-профессионалам, влюблённым в свой предмет, детей и работу – в этом, на мой взгляд, главный социально-нравственный посыл книги.

Лично меня поразила совершенно фантастическая (в прямом и переносном смысле) глава о Пушкине. Я вдруг осознала нашу ответственность перед классиками и обязанность не просто прочитывать их книги, «проходить», как зачастую это делается во многих современных школах, а правильно понимать слова и мысли гениев нашей литературы. Именно этого так не хватает нынешнему российскому образованию. Эту главу, как никакую другую, нельзя просто пробежать глазами, трясясь в метро. На мой взгляд, она самая сложная по теме, языку, смыслу. В неё нужно вникать, вникать и рассуждать, рассуждать и думать. В этом нам помогает автор, органично и ненавязчиво включая свои ремарки в виртуальный диалог главной героини с великим поэтом. И образ Александра Сергеевича предстаёт перед нами не заезженным штампом «Пушкин – это наше всё», а живым, непосредственным, противоречивым и во многом не известным нам человеком.

Напряжённого и вдумчивого вчитывания, да-да, именно вчитывания, требует и другая глава – «Ночь, улица, иллюминация, "Серёжа"». Но в ней речь уже о Льве Толстом и его «Анне Карениной», точнее – о театральном постмодернистском спектакле в МХТ и его восприятии детьми. С превеликим интересом и удовольствием эту часть книги буквально проглотит не только читающая публика, но и театралы, а тем более – учителя словесники. Скажу по секрету: по поводу этой главы писатель консультировался с сотрудниками литчасти МХТ и получил полное одобрение. А меня в этой главе подкупил совсем не случайно вписанный в текст страстный панегирик в защиту буквы «ё». Причём ярым апологетом выступила не только учительница со своими остроумными примерами, но и ученица со всей подростковой бескомпромиссностью и запальчивостью. Это небезынтересно в связи с тем, что недавно интернет взорвался фейковой новостью об отмене букв «ё», «й», «ы», «ъ» и «ь» в нашем алфавите. Хотя, такой ли уж это фейк? Буквы «ё» уже давно нет на страницах многих книг, газет, журналов, поэтому радует, что текст всей повести набран с «ё», и читателю не придётся ломать голову над правильным прочтением, а, следовательно, и пониманием содержания.

Но не только актуальностью в сфере школьного образования интересна книга. Есть в ней и простые, безыскусные и оттого особенно трогательные воспоминания одной из героинь – старенькой, всеми забытой учительницы о военном детстве в глубоком тылу. Я думаю, что именно так, проникновенно, без ложной патетики и фальши нужно рассказывать сегодня о Великой Отечественной войне.

Конечно, не во всём можно согласиться с автором, но он и не пыжится представить себя истиной в последней инстанции. Также не увидела я в тексте и откровенной назидательности, свойственной некоторым «педагогическим поэмам». Более того, писатель не уходит от спорных тем, в чём-то сомневается вместе со своей героиней и даже приглашает читателей к открытому и конструктивному диалогу с единственной целью – поднять уровень школьного образования в нашей стране. И это также работает на повышенный интерес к повести.

В своём фрагментарном отзыве я умышленно не пересказываю сюжет, не анализирую глубину характеров персонажей. Зачем раскрывать читателям самое интересное, лишать их возможности самим следить за всеми перипетиями в жизни и судьбе, радостями и разочарованиями главной героини и её окружения? Но не могу не отметить язык повести – яркий, образный, точный. Наверняка многие цитаты из книги станут крылатыми. Хотя бы вот эти: «на деньги молиться – сволотою сбыться», «кто в школе пять лет отработал – тому психушка не страшна», «сидим в гнилости, думаем тупости, жуём гадости, говорим сладости», «ох, рай-раюшко, притулиться бы с крáюшку» и многие другие, точно подмеченные в нашей жизни или придуманные автором. Ну, а школьный жаргон старшеклассников – это вообще особая тема.

Безусловно, писать о такой избитой и перепаханной теме как образование, очень трудно. Судите сами, более чем за вековую историю отечественного кино было снято порядка 350 фильмов о школе и учителях. А сколько книг написано – и не сосчитать! Но «Пеликанша» достойна войти в шорт-лист лучших произведений на эту тему. Те, кому безразличны проблемы школьного образования в нашей стране, пусть не тратят своё драгоценное время на её прочтение. Но всем без исключения мамам, папам, бабушкам, дедушкам и, конечно, учителям и старшеклассникам, а главное – нашим законодателям и руководителям всех уровней, менеджерам от образования она будет не только интересна, но и полезна и поучительна. Только пусть не обижаются те, кто увидит в тексте собственные портреты. Как говорится, все совпадения случайны, да и нечего на зеркало пенять, лучше сделать полезные выводы и для себя, и для всей системы отечественного образования. Ну а те, кто собирается, или уже поступил в педагогические университеты, должны в обязательном порядке прочесть эту повесть, чтобы без прикрас узнать, какая работа их ожидает на самом деле, и понять – готовы ли они к ней. Сделайте это, пока не поздно, чтобы не было потом горьких разочарований.

Наверное, кто-то скажет, что автор в своей книге сгустил краски. Мне так не показалось. Посмотрите теленовости, послушайте радио, загляните в интернет – хамство учеников, родителей, администрации по отношению к учителям просто зашкаливает. Прямо на уроке послать педагога куда подальше, ударить его в подворотне или прямо в классе, выгнать с волчьим билетом из школы только за то, что он/она не побоялись возразить директору, – запросто. А сообщения о фактах поножовщины в школе и даже выяснение отношений между старшеклассниками с помощью огнестрельного оружия…

Конечно, и учителя бывают разные. Но эта книга – о хороших, умных, понимающих и добрых учителях. Любой писатель знает, создать интересный и глубокий положительный образ гораздо труднее, нежели отрицательный персонаж. В «Пеликанше…» автор сумел создать главную героиню и позитивной, и привлекательной, и не шаблонно-скучной. Подкупает морально-нравственная основа Пеликанши, духовный контекст всей книги, психологизм отношений учителя с учениками и их родителями. Что ж, это не удивительно, ведь автор – кандидат психологических наук. И все мы мечтаем о том, чтобы именно у таких педагогов учились наши дети и внуки. Вот поэтому меня и огорчил трагический финал повествования. Опять же, что делать – такова наша жизнь. Но хочется верить, что если эпилог книги и трагический, то это оптимистическая трагедия.

Совсем не случайна и острая социальная направленность текста, а порою и ярко выраженный протест. В отдельных моментах автор предстаёт скорее публицистом, нежели писателем. Мне, как журналисту с сорокалетним стажем и депутату, понятна эта боль. В нашей стране 60% семей сталкиваются с финансовыми проблемами, связанными со сбором детей в школу к началу учебного года, а каждый пятый ребёнок живёт в бедной семье, поскольку нынешний прожиточный минимум – это не бедность, это полная и абсолютная нищета. Да, я радуюсь, что, хотя бы немного повышаются детские пособия малышам 3-7-летнего возраста. Но неужели наши власти не знают, что самый финансовозатратный возраст начинается с 12-13 лет, то есть с 6-7 класса? Поэтому не удивительно, что 8 из 10 семей с детьми не имеют нормального компьютера и скоростного интернета. Так что ни о каком массовом дистанционном образовании в средней школе говорить не приходится.

И последнее. Вряд ли ошибусь, если скажу, что книга Александра Витковского «Пеликанша, учитель – птица Неясыть» всколыхнёт «бурю праведного гнева» наших продвинутых менеджеров от образования. Но лучшее, что они могли бы сделать для начала, так это обеспечить переиздание этой замечательной повести. Тираж в 1200 экземпляров – ничто для страны, в которой трудятся более миллиона учителей. Ну а затем пусть решают насущные проблемы школы.

В тексте главная героиня говорит своим ученикам о том, что, читая хорошую книгу, получаешь истинное наслаждение. Вот такое наслаждение я получила от этой повести – ироничной, в чём-то грустной, но мудрой, интересной, важной и нужной.

А закончить свою сумбурную и непричёсанную рецензию хочу последней фразой книги, обращённой ко всем нам: «Итак, дорогие мои, любимые, давайте начнём наш урок…». Урок, который дали нам автор и его героиня – Пеликанша, Учитель – птица Неясыть.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии