ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / Валерий ДАНИЛЕНКО. ХАРАКТЕР РУССКОГО НАРОДА В ПОСЛОВИЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА. Эволюция или инволюция?
Валерий ДАНИЛЕНКО

Валерий ДАНИЛЕНКО. ХАРАКТЕР РУССКОГО НАРОДА В ПОСЛОВИЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА. Эволюция или инволюция?

 

Валерий ДАНИЛЕНКО

ХАРАКТЕР РУССКОГО НАРОДА В  ПОСЛОВИЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА

Эволюция или инволюция?

 

Свод народной премудрости и суемуд­рия, это стоны и вздохи, плач и рыдание,
радость и ве­селье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума,
самобытной стати; это житейская народная правда.

В.И. Даль о русских пословицах

 

Роль пословиц в отражении национального характера невозможно переоценить. Вот почему так актуален вопрос о воссоздании пословичной картины мира у русских, англичан, немцев, французов, китайцев, японцев и других народов. Выполнение этой задачи позволило бы выявить и сравнить национальные черты тех или иных народов на богатом и систематизированном материале.

Каждая из сфер духовной культуры организуется вокруг своих базовых категорий. Для религии это безверие и вера, для науки – истина и ложь, для искусства – прекрасное (красота) и безобразное, для нравственности – добро и зло, для политики – справедливость и несправедливость, для языка – единение и разобщение. Первые категории ведут к эволюции духовной культуры, а вторые к её инволюции.

Чего же больше в русских пословицах – эволюции или инволюции?

Наши пословицы часто противоречат друг другу.  Чуть ли не по любому поводу мы можем найти в них тезис (например, Без труда не вынешь рыбку из пруда) и его антитезис (Работа – не волк, в лес не убежит). Но всё дело в том, что в конечном счёте в русских пословицах над антитезисом явно господствует тезис.

Иначе говоря, противоречие между тезисом и антитезисом в русских пословицах диалектически разрешается в пользу тезиса. Вот почему здоровое, созидательное, эволюционное начало в них явно преобладает над больным, разрушительным, инволюционным.

Преобладание эволюционного начала над инволюционным в русской пословичной картине мира заявляет о себе на отношении её творцов ко всем этажам мироздания – к физической природе, живой природе, психике и культуре.

 

Физическая природа

В качестве основных стихий наши пословицы признают в ней землю, воду, огонь и воздух. В каждой из них русские люди видели необходимое условие для жизни. Но каждая из них, вместе с тем, могла быть не только необходимой для них, но и опасной. Очевидно, из отношения к физической природе проистекает такая черта русского характера, как осторожность. Эта черта идёт от отношения к физической природе, но она, вместе с тем, охватила в конечном счёте отношение русских ко всему миру. Об этом свидетельствуют многочисленные русские пословицы об осторожности. Вот некоторые из них:

Осторожность – мать мудрости; Осторожность никогда не мешает; Чем осторожнее, тем лучше; Осторожно всё делать можно; Осторожный всё предусмотрит; Что с налёту невозможно, достигаешь осторожно; Осторожность и зверя бережёт; В горестные дни нужна твёрдость, в радостные – осторожность; Остерегайся врага, будь он хоть с муравья; Осторожность – первая похвала для воина; В осторожности превосходство богатыря; Неосторожность человеку везде вредит.

 

Живая природа

Из растений в русских пословицах чаще всего упоминаются такие деревья, как берёза, сосна, дуб, верба и осина. Только по отношению к осине в них закрепилось отрицательное отношение. Это несправедливое отношение к ней объясняется религиозными причинами: осина – дерево, на котором распяли Христа.

Из домашних животных в русских пословицах чаще всего упоминаются конь, корова, свинья, овца, собака и кошка. В отношении к ним преобладает положительное отношение, кроме несправедливого отношения к овце.

Из диких животных в пословицах чаще всего упоминаются млекопитающие – медведь, волк, лиса, заяц и мышь. В медведе и волке подчёркивается их опасность для человека, в лисе – хитрость, в зайце – трусость и в мыши – её вред для человека. 

В отношении к птицам в русских пословицах преобладает положительное отношение к ласточке и орлу, двойственное отношение – к курице, гусю и воробью, отрицательное – к утке.

Если говорить обобщённо, то пословицы о растениях и домашних животных отражают вторую черту русского характера – заботливость, а пословицы о диких животных, как и пословицы о физических стихиях, – осторожность.

Зародившись в отношении к живой природе, заботливость охватила в конечном счёте отношение русского человека ко всему миру. Мы видели её в пословицах не только в отношении к домашним животным, но и к кормилице земле. Мы видели её в пословицах о материальной культуре – о пище, одежде, жилище, технике. Мы видели её и в пословицах о духовной культуре – о боге, истине, красоте, добре, правде-справедливости, языке. Недаром русский человек говорит: Заботливый человек всегда себе дело найдёт.

Особенно ярко заботливость выражена в пословицах о матери:

Мать кормит детей, как земля людей; Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет; Больше одна мать заботится о семерых детях, чем семь детей об одной матери; Всякая мать на своё дитя молится; Сердце матери лучше солнца греет; Материнская ласка конца не знает; Детки плачут, а у матери сердечко болит.

 

Психика

В отношении к чувствам и уму-разуму в русских пословицах высвечивается третья характерная черта русского народа – рассудочность.

Рассудочность в русских пословицах выражена, с одной стороны, в предпочтении ума даже перед самым почитаемым органом чувства – зрением (От глаз мало пользы, если ум слеп; Око видит далеко, а мысль ещё дальше), а с другой стороны, в осмеянии глупости. По-видимому, нет другого народа, который сочинил бы о дураках больше пословиц, чем русские.

На ум (разум) русский человек возлагает большие надежды:

Голова – всему начало; У умной головы сто рук; Ум не в летах, а в голове; Птицам даны крылья, а человеку – разум; Свой ум – царь в голове; Где ум, там и толк; И сила уму уступает; Разумный видит, что к чему идёт; Кто думает, до чего-нибудь додумается; Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Но следует, по-видимому, согласиться с В.О. Ключевским в том, что в реальной жизни русские люди чересчур часто умны задним умом, т.е. сначала делают, а потом думают о том, что сделали. Чересчур часто они прозревают слишком поздно. Хорошая мысля у них слишком часто приходит опосля.

В наших пословицах о заднем уме не только горечь от сознания утраченных возможностей, но и желание этот злосчастный задний ум преодолеть:

Русак умён, да задним умом; Русский ум – задний ум; Русский ум – спохватный ум; Русский мужик задним умом крепок; Русский человек задним умом догадлив; Русский человек силён задним умом; Задним умом не ходят вперёд; Задним умом дела не поправишь; Не подумавши, ничего не начинай; Сначала задумай, потом сделай; Думай, что делать, а делай, что решил.

 

Культура

Ключевую роль в отношении к культуре в целом у нас играют пословицы о ценности труда. Это позволяет нам выделить четвёртую черту русского народа – трудолюбие. Он восхваляет труд:

Землю солнце красит, а человека труд; Воля и труд чудесные всходы дают; Терпение и труд всё перетрут; Любовь и труд счастье дают; Где труд, там и счастье; В труде – красота человека; Труд всё превозможет; Труд создал человека.

Ведущее место в русской пословичной картине мира занимают пословицы о духовной культуре, а среди них лидируют пословицы о нравственности. Дело здесь не только в том, что их больше всего, но и в том, что на всё мироздание русский народ смотрел по преимуществу с нравственной точки зрения.

Нравственность – совокупность норм, определяющих правильное (образцовое) отношение человека к миру – природе, душе, культуре. Безнравственность – антипод нравственности.  Если в основе нравственности лежит категория добра, то в основе безнравственности – категория зла. Под первую из них подводятся все добродетели (любовь, трудолюбие, умеренность, смелость, щедрость, честность и т.п.), а под вторую – все пороки (ненависть, лень, неумеренность, трусость, жадность, нечестность и т.п.).

Эволюция нравственности протекает в направлении «зло → добро», а её инволюция – в обратном направлении «добро → зло». Пословиц, способствующих первому из этих переходов, русский народ создал неизмеримо больше, чем пословиц, способствующих второму переходу.

Приоритет добра над злом в русских пословицах бесспорен. Сердце радуется, когда читаешь пословицы, восхваляющие добро и, наоборот, порицающие зло. Вот лишь некоторые пословицы, в которых добро выступает как абсолютная ценность: Добро-то и скот понимает; Добро и во сне хорошо, Добро не горит, не тонет; Добро твори, сколько можешь, вовек не занеможешь; Добро делать спешить надобно; Худо жить тому, кто не делает добра никому; Кто добру учится, добром и живёт; Доброта лучше красоты; Добро-то не в селе, а в себе; Доброму человеку весь мир – свой дом; Добрый человек придёт – словно свету принесёт; Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой;  Не тот богат, у кого много добра, а тот, у кого жена добра; Русский человек добро помнит.

Добро должно быть бескорыстным: Добро творя, не жди платы; За добро – Бог плательщик; Добро не лихо, бродит по миру тихо. Неожиданном диссонансом на фоне этих пословиц звучит такая: Добро тогда будет добром, когда люди похвалят.  

Но есть у нас пословицы, в которых абсолютная ценность добра подвергается сомнению. Такие пословицы в конечном счёте возвышают зло над добром, а стало быть, ведут к нравственной инволюции: За добро не жди добра; Не делай добро – не получишь зло; За добро добром не платят; Никакое добро без вреда не бывает; И добро худом бывает; Там добро, где нас нет; Сколько добра ни делай, благодаренья мало; Сколько добра ни делай – ни в честь, ни в спасибо; Знай, кому добро делаешь; За моё же добро мне переломали ребро.

Подобные пословицы не делают погоды. Русский человек даже и из зла умудряется извлечь добро: Нет худа без добра. А для очень осторожных сказано: Надейся на добро, а жди худа.

На бесспорное превосходство добра над злом указывают такие наши пословицы: Добро превышает зло; Добро не умрёт, а зло пропадёт; Против зла твори добро; Зло побеждай добром; Добро вспомнится, а зло не забудется; Добро помни, а зло забывай; Зла за зло не воздавай; Кто зла отлучился, тот никого не боится; Всякое зло терпеньем одолеть можно; Человек жалью живёт.

К перечисленным пословицам примыкают и такие: Зло в хату, любовь из хаты; Зло злом и губится; Тому тяжко, кто зло помнит; Порочный человек – калека; Беспорядочный человек не проживёт в добре век; В ком добра нет, в том и правды мало; За доброе жди добра, за худо – худа; Добра ищут, а худо само придёт; Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится.  

О злом человеке русские говорят: Как на лес взглянет, так и лес вянет; Где ногой ступит – трава не растёт; Дурной человек не любит никого, кроме себя; Злой доброго не любит; Злой плачет от зависти, а добрый от радости; Доброму – добро, а худому переломят ребро.

Категории, производные от добра и зла, многочисленны, но достаточно обратиться лишь к некоторым из них, чтобы увидеть, что добродетелям в русских пословицах поются дифирамбы, а пороки подвергаются остракизму.

Любовь/ненависть.

«Любовь развязывает все узлы», любил повторять Л.Н. Толстой. В великой силе человеческой любви нас уверяют и русские пословицы: Любовь всё побеждает; Без любви как без солнца; Братская любовь крепче каменной стены; Любовь горами качает; Любовь покрывает множество грехов; Любовь правдой крепка; Любовь любит единость (единство); Любовь лучше вражды и т.п.  

Не столь однозначно обстоит дело с ненавистью. С одной стороны, она бескомпромиссно осуждается, поскольку от ненависти вражда рождается и слепая ненависть – плохой советчик, а с другой стороны: Без ненависти никто не живёт; Ненависть во всех есть; Лучше в ненависти, нежели в беде и т.д. Но подобные пословицы – капля в море, они тонут в море любви, в русских пословицах воспеваемой.

Трудолюбие/лень.

Русскому народу часто приписывают лень. Это козни русофобов. За деревьями они не видят леса. Не знакомы они и с такими русскими пословицами: Труд всё превозможет; Где труд, там и счастье; Приложишь труд – будет и рыбка, и пруд; Без труда и в саду нет плода; Кто любит труд, долго спать не будет; Труд излегчается рвением и  т.п.

Зато лени русские пословицы выносят суровый приговор: Лень к добру не приставит; От лени мхом обрастают; Забрось лень через плетень; Ленивому и лениться лень; Лени лень и за ложку взяться, да не лень лени обедать; Лень себя бережёт; Лень хуже хвори; Ленивому всегда нездоровится; Ленивый ложится с курами, а встаёт со свиньями; Кто ленивый, тот и сонливый; Ленивый смекалист на отговорки; У лентяя Федорки всегда отговорки и т.д.

Умеренность/неумеренность.

О нравственной силе меры русские узнали не от Аристотеля. Они до неё дошли своим умом. Они сами поняли, что без меры и лапти не сошьёшь, что мера – не поповский карман: дно имеет, что мера не солжёт, что во всём надо знать меру, что выше меры и конь не скачет, что еда без меры – та же беда. Людям, теряющим меру, уместно сказать: Не мудри без меры – перемудришь.   

Смелость/трусость.

Наша история – лучшее доказательство былой смелости русского народа. Мы с детства помним: Смелость города берёт. Есть в русском пословичном запаснике ещё и такое: Смелости учись у разведчика, осторожности у сапёра – никогда не ошибёшься; Кто смел, тот и цел; Быть смелым – не быть битым;  Кто смел да стоек, тот семерых стоит; Важна смелость, да нужна и умелость; Смелый там найдёт, где робкий потеряет и т.п.  

Зато сколько презрения и насмешек мы обнаруживаем в русских пословицах о трусости! Вот в таких, например:  Трус и таракана принимает за великана; Для труса и заяц – волк; У труса глаза мышиные – жить бы ему только в подполье; На трусливого человека много собак; Трус своей тени боится; Робкому смелости не вобьёшь и т.п.

«Трижды человек дивен бывает: родится, женится, умирает», – гласит русская пословица. Какими же пословицами наш народ осветил эти «дивные» события – рождение, женитьбу и смерть?

 

Рождение

Дети – благодать Божья. Но даётся эта благодать их матерям с мучительными болями. Но русские пословицы их не преувеличивают: Живот болит, а детей родит; Горьки родины, да забывчивы.

Самое подходящее число детей в семье – трое: Сталась двоечка, так будет и троечка; Один сын – не сын, два – не кормильцы. Первый сын богу, второй царю, третий себе на пропитание. Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын. С дочерьми – плохо дело: Дочь – чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай.

В числе детей и меру знать надо: На рать сена не накосишься, на смерть детей не нарожаешься; Не устанешь детей рожаючи, устанешь на место сажаючи.  А чего стоит их на ноги поставить? Детушек воспитать – не курочек пересчитать; Детки – радость, детки ж и горе; У кого детки, у того и бедки. Более того: Маленьки детки – маленькие бедки; а вырастут велики – большие будутДетки маленьки – поесть не дадут, детки велики – пожить не дадут; Малые соткать, а большие износить не дадут; Малые дети не дают спать, большие не дают дышать.

Но «бедки» от детей могут быть и поконкретнее: Дети крадут, отец прячет. Дети воруют, мать горюет; Блудный сын – могила отцу; На старости две радости: один сын – вор, другой – пьяница; В глупом сыне и отец не волен; Глупому сыну и родной отец ума не пришьёт; Глупому сыну не в помощь наследство; Умный сын – отцу замена, глупый – не помощь.  

Но не рожать – нельзя: С детьми горе, а без них вдвое; Бабёнка не без ребёнка. Не по-холосту живём: Бог велел; У кого детей нет – во грехе живёт; Не умела родить ребёнка, корми серого котёнка.

Не всем родителям с детьми не везёт: У доброго батьки добры и дитятки; Работные дети - отцу хлебы; Корми сына до поры: придёт пора – сын тебя накормит; Добрый сын всему свету завидище.

Но даже если и непутёвые выросли, всё равно: Свой дурак дороже чужого умника; Дитя худенько, а отцу, матери миленько;  Всякому своё дитя милее; Который палец ни укуси – всё одно: всё больно; Каков ни будь сын, а всё своих черев урывочек.

Мать русским дороже отца: Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота; Отцов много, а мать одна (т.е. отца легче заменить); Нет такого дружка, как родная матушка; Птица радуется весне, а младенец – матери; Слепой щенок и тот к матери ползёт; Пчёлки без матки – пропащие детки; При солнце тепло, а при матери добро; Матерни побои не болят;  Мать и бия нe бьёт.  

   

Женитьба

Молодость – золотая пора. Но и у неё есть свои проблемы. Одна из них: жениться или не жениться, выходить замуж или не выходить? Русские пословицы дают на эти вопросы противоположные ответы – отрицательные и положительные.

Отрицательные ответы: Холостой много думает, а женатый больше того; Холостой охает, женатый ахает; Холостому: ох-ох, а женатому: ай-ай; Холостой лёг – свернулся, встал – встряхнулся; Женишься раз, а плачешься век; Женитьба есть, а разженитьбы нет; Молодому жениться рано, а старому поздно; Девка красна до замужества; Все девушки хороши, а отколь берутся злые жёны? В девках сижено – плакано; замуж хожено – выто.

Положительные ответы: Холостой что бешеный; Холостой – полчеловека; Бобыль бобылём: ни роду ни племени; Что гусь без воды, то мужик без жены; Живёшь – не с кем покалякать; помрёшь – некому поплакать; Жить-то прохладно, да спать не повадно; На что мягко стлать, коли не с кем спать; И в раю тошно жить одному; Одному и топиться идти скучно; Бездетный умрёт, и собака не взвоет.

Видно, положительные ответы пересиливают отрицательные, раз большинство людей женится. Но женитьба – дело серьёзное. С нею нужно быть предельно осторожным: Жениться – не лапоть надеть; Не птицу сватать, а девицу;  На резвом коне жениться не езди! Женился на скорую руку да на долгую муку; Жениться – не напасть, да как бы женатому не пропасть.

Чтобы не ошибиться в выборе невесты, хорошо бы заглянуть в сборник русских пословиц. Они предупреждают: Богатую взять – станет попрекать; Знатную взять – не сумеет к работе пристать; Умную взять – не даст слова сказать; Худую взять – стыдно в люди показать; Убогую взять – нечем содержать; Старую взять – часто с нею хлопотать; Слепую взять – всё потерять.

Как ни осторожничай, но надо на ком-то и остановиться, а иначе: Много невест разбирать, так век женатому не бывать. Но жёны из невест выходят разные – добрые и злые.

Добрые жёны: Добрая жёнушка как яичко всмятку; Добрую жену взять – ни скуки, ни горя не знать; Добрая жена да жирные щи – другого добра не ищи! С доброй женой горе – полгоря, а радость вдвойне; Доброй жене домоседство – не мука; Добрая жена дом сбережёт, а плохая рукавом растрясёт; Добрая жена – веселье, а худая – злое зелье; От плохой жены состареешься, от хорошей помолодеешь.   

Злые жёны: Всех злее злых злая жена;  Злая жена сведёт мужа с ума; Злая жена – мирской мятеж! Злая жена – та же змея; Лучше камень долбить, нежели злую жену учить; Железо уваришь, а злую жену не уговоришь; Злая жена – битая бесится, укрощаемая высится, в богатстве зазнаётся, в убожестве других осуждает; От злой жены не уйдёшь. От злой жены одна смерть спасает да пострижение.

Самое страшное в браке – вдовство: Не дай Бог вдоветь да гореть! Дай Бог погореть, да не дай Бог овдоветь; Лучше семью гореть, чем однова овдоветь; Видал ли ты беду? Терял ли ты жену? Не плачет малый, не горюет убогий, а плачет да горюет вдовый; Вдовец – деткам не отец, а сам круглый сирота; Горькие проводы – жена мужа (муж жену) хоронит; Вдовье дело горькое. Есть только одно утешение у вдовца: его горе временно; оно закончится с его смертью.   

    

Смерть

Русские пословицы учат невозможному – не бояться смерти: Смерти бояться – на свете не жить; Живой живое и думает; Не бойся смерти, бойся грехов; Не бойся смерти, если собираешься долго жить; Не боюсь смерти, боюсь худой жизни; Не надобно смерти бояться, надобно злых дел опасаться; Бойся жить, а умирать не бойся! Жить страшнее, чем умирать.

Но подобные пословицы соседствуют с другими: Всякий живой боится смерти; Видимая смерть страшна; В очью смерть проберёт; Нет справедливой смерти; Жить тяжко, да и умирать нелегко; Как жить ни тошно, а умирать тошней.

Но всё-таки жить хочется: Лучше век терпеть, чем вдруг умереть; Жить – мучиться, а умирать не хочется; Горько, горько, а ещё бы столько.

Между тем смерть неизбежна: Смерть дорогу сыщет; От смерти не спрячешься; От смерти не посторонишься; От смерти не увильнёшь; От смерти и на тройке не ускачешь; От смерти и под камнем не укроешься; От смерти нет зелья; От смерти не отлечишься; От смерти нет лекарства.

Вот почему: Жить надейся, а умирать готовься; Живи, да не заживайся! Жить живи, да и честь знай: чужого века не заедай! Не умел жить, так хоть сумей умереть! Живи, живи, да и помирать собирайся; Сколько ни живи, а умирать надо. Почему? Если бы люди не мёрли – земле бы всех не сносить.

Говоря о природе, психике и материальной культуре, в своих пословицах русский человек имел в виду не столько эти части мира сами по себе, сколько оценивал их с духовно-культурной точки зрения. Это позволяет нам сделать вывод о пятой национальной черте русского народа – его духовности. Особенно ярко эта черта выразилась в пословицах о религии, науке, искусстве, нравственности, политике и языке.

Ключевую роль в области религии в русском сознании, несомненно, играет пословица На бога надейся, а сам не плошай. Подобная роль в области науки принадлежит пословице Ученье – свет, а неученье – тьма, а в области искусства, по-видимому, – пословицы Красота без разума пуста; Красота разума не придаст и т.п.

На ключевую роль в области нравственности в свою очередь могут претендовать пословицы Добро и в огне не горит, и в воде не тонет, Русский человек добро помнит, К золоту грязь не пристаёт, Нет худа без добра и т.п., в области политики – пословицы Правдой мир держится, Правда дороже золота, Правду не спрячешь и т.п. и в области языка, наконец, – пословицы Язык до Киева доведёт, Слово не воробей: вылетит не поймаешь, Молчание – золото; Язык – враг мой и т.п.

Духовность русского народа выразилась в таких национальных чертах русского человека, как стремление к неверию во всемогущество бога, истине, красоте, добру, правде-справедливости и единению. Это стремление выразилось в русских пословицах неравномерно: более ярким оно оказалось в отношении к истине, добру,  правде-справедливости и единению, но приглушённым – в отношении к неверию во всемогущество бога и красоте.

 

Выводы

1. Опираясь на русский пословичный фонд, мы можем выделить пять фундаментальных национальных особенностей русского народа – осторожность, заботливость, рассудочность, трудолюбие и духовность.

2. Духовность у русских людей конкретизируется их следующими культурными особенностями – неверием во всемогущество бога, стремлением к истине, стремлением к красоте, стремлением к добру, стремлением к правде-справедливости и стремлением к единению.

3. Русская пословичная картина мира является гео-, рацио-, и антропоцентрической.

Геоцентризм русской пословичной картины мира заявляет о себе в выдвижении нашей матушки-земли – главной нашей кормилицы – на центральное положение в области природы, рациоцентризм – в выдвижении рассудочности на центральное положение в области психики и антропоцентризм – в выдвижении человека на центральное положение в области культуры как её творца.

4. Пословиц о культуре у нас больше, чем пословиц о природе и психике. Кроме того, природа и психика в русских пословицах освещаются с человеческой точки зрения. Вот почему ведущая роль в русской пословичной картине мира принадлежит антропоцентризму. Особенно ярко он заявляет о себе в пословицах о нравственности. Они занимают ведущее место среди пословиц о духовной культуре. Стремление к добру, вместе с тем, пронизывает всю русскую пословичную картину мира. 

5. Земля – ум – человек – вот узловые пункты русской пословичной картины мира, но эту цепочку следует завершить её четвёртым пунктом – развитие. Этот пункт может быть обозначен как эволюциоцентризм.

Эволюциоцентризм русской пословичной картины мира состоит в том, что преобладающее место в ней принадлежит стремлению её творцов к развитию, к движению вперёд, к эволюции: от лжи – к истине, от зла – к добру, от несправедливости – к справедливости и т.д.  Эта особенность роднит её с философской картиной мира, которая не может быть научной, если она не опирается на эволюционное мировоззрение (см. подр. мою книгу: От лжи – к истине. Введение в эволюционную философию. СПб.: Алетейя, 2016. 435 с.).

6. Для того, чтобы общество успешно развивалось, на первое место в духовной культуре нужно поставить науку. Этому учат нас русские пословицы:

Наукой свет стоит, ученьем люди живут; Где высоко стоит наука, стоит высоко человек; Будет в чести наука, будет и хлеб; Наукой люди кормятся; Где наука служит для мира, там цветёт и пустыня; Учение и труд всё перетрут; Наука и труд дивные всходы дают; Наука переменит природу; Без науки как безрукий; Больше науки – умелее руки; Кто любит науку, тот и изобретает; Уснёт наука – тьма проснётся.

7. Русская пословичная картина мира имеет существенные отличия от философской картины мира. Они состоят, во-первых, в том, что последняя – плод научного сознания, а первая – обыденного, а во-вторых, в том, что философская картина мира имеет наднациональную природу, а пословичная – национальную. Наши пословицы были и остаются бездонным кладезем русской народной мудрости. Там русский дух, там Русью пахнет.

 

Комментарии

Комментарий #27931 06.04.2021 в 17:42

Анализ трепетный, любовный - сыновний, благодарный к источнику.
Спасибо автору!