Александр БАЛТИН. ЯРКИЕ ОГНИ ПОЭЗИИ. По страницам «Дня литературы»
Александр БАЛТИН
ЯРКИЕ ОГНИ ПОЭЗИИ
По страницам «Дня литературы»
Николай Зиновьев
Творец, и не просто творец – а подчёркнуто: Творец Вселенной – легко проходит по пространным пространствам стихов Николая Зиновьева, объясняя то, что не удосужились понять, иссуетившись, люди:
В степи, покрытой пылью бренной
Сидел и плакал человек.
А мимо шел Творец Вселенной.
Остановившись, он изрек:
«Я друг униженных и бедных,
Я всех убогих берегу,
Я знаю много слов заветных.
Я есмь твой Бог. Я все могу.
Но далее – остающаяся за бортом определений – мерцает тайна русскости: не подлежащая разгадки вообще, ощущаемая многими: хотя многими же в современных условиях жизни и скинутая в бездну:
Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты тесним?»
И человек сказал: «Я – русский»,
И Бог заплакал вместе с ним.
…ибо через русское сердце проходит больше болей и сострадания, чем через какое бы то ни было другое: и это вовсе не кривые проявления национализма, а осознание собственного бремени, которое нельзя сбросить, сложно принять.
А осознать – зачем так, как есть – едва ли дано; но и попыток осознания прекращать нельзя.
Есть у Зиновьева формулы противоречий: об огне и боли подлинной любви: той, со скрижалей:
Меня учили: “Люди – братья,
И ты им верь всегда, везде.”
Я вскинул руки для объятья
И оказался на кресте.
Но я с тех пор об этом “чуде”
Стараюсь все-таки забыть.
Ведь как ни злы, ни лживы люди,
Мне больше некого любить.
Ёмкость строки и глубина обобщений отливают космическими панорамами, вовлекая в себя, как в световую бездну, противоречащую каменной, материальной, потребительской – где, в основном, и оказалось человечество.
Ибо стихи Зиновьева противоречат низменному, равно не допускают пустого, игрового, филологических вывертов, столь ныне любезных многих.
Это стихи умной силы и великолепного мастерства, волн вдохновения и завораживающей ясности: такими и должны быть классические стихи.
Игорь Терехов
Интересно строится, кружится, играет поэтическая фантазия, сближая периоды истории, и… литературы, являющейся частью оной:
Мой старший брат, Галактион,
сегодня в городе ноябрь,
туман, и Эдгар за окном
на дереве сидит, как встарь.
Так видит Игорь Терехов, объединяя культурологическим космосом и Грузию, и Эдгара По с классическим вороном.
Стихи Терехова исполнены с тою мерой огранки строк, когда сомнения в подлинности поэтического дара не возникают.
Эта поэзия продута хорошим культурным ветром: она использует, совмещая различные мемы, очень разные культурные коды – ради достижения большей выразительности; и возникающий верлибр не зря наименован «Комплекс Станиславского», хотя касается жизни больше, чем правил актёрской игры:
Когда порою рассказываю, что это был город-сад,
в котором не знали, что такое контртеррористическая операция,
люди на улицах делились не на мусульман и православных,
а на курортников и местных жителей,
вдоль всего главного проспекта цвели розы,
а в маленьком букинистическом магазине встречались
известные поэты и будущие нобелевские лауреаты…
Высокая облачность мерцает в поэзии Терехова, и огни, вспыхивающие маленькими, но яркими откровениями внутри строк, заставляют иначе взглянуть на жизнь и собственное место в ней.
Наталья Артёмова
Лирическое и метафизическое совмещено в созвучиях Натальи Артёмовой: и энергия первого словно оттеняется медитативностью второго:
Научите меня рисовать.
Научите – и я нарисую
Тополей измождённую стать,
Монастырь и дорогу сырую.
И себя в полинявшем платке –
Русской бабой на этой картине.
И закат… И, как угли, в руке
Опалённые гроздья калины.
И страшно вспыхивает образ: опалённые гроздья становятся символом происходящего со страной, где так безбожно белое перепутано с чёрным.
Что не останавливает, не прекращает, не уменьшает лирической интенсивности поэтического делания.
Картинки из детства возникают печальным калейдоскопом, ибо возвращение их…
Господи, как же вернуть эти дни!
Медленно-медленно день уплывает,
Снегом январским весь мир укрывает,
Топится печка. Мы в доме одни.
Невозможность возвращения увеличивает безнадёжность, но стихи являются средством её преодоления, ибо поэзия – если говорить о подлинности – есть производное от световой вертикали, соприкосновение с которой оную безнадёжность отрицает.
И поэзия Артёмовой подтверждает это.
Ярослав Кауров
…Сразу же берётся главное:
Со смертью шут играет в прятки,
Переходящие в дуэль.
У всех стратегий недостатки.
Но разве выжить – это цель?!
То розу шут подарит смерти
На шпаге острой, как игла,
То в воздухе сонеты чертит,
То нападёт из-за угла…
Почему-то – совершенно неожиданно – на память приходят кадры «Седьмой печати» Бергмана, где рыцарь Антоний Блок играет в шахматы со смертью…
Ничего общего, конечно, стихотворение Ярослава Каурова с фильмом и конкретными кадрами не имеет, но карнавально-метафизическое восприятия смерти продемонстрировано поэтом глубоко-оригинально, и сонет, начертанный в воздухе, упомянутый в стихе, словно вспыхивает мистическим огнём.
…Стихи Каурова идут вглубь: стремясь достичь дальности корней: всегда перевитых, что усложняет работу, движение; при этом внешне стихи поэта чисты и ясны, кристальность граней присуща им: отшлифованных, качественно, тщательно обработанных.
Ирония возникает причудливым изломом, не выходя за пределы силового поля индивидуальности поэта:
Реет в космосе прозаик,
Дуя в паруса тугие,
А меня в ночи терзает
Аллергия, Аллергия!
На чиновничьи приказы,
На намеренья благие,
На летучую проказу –
Аллергия, Аллергия!
Аллергия на худое – дабы восторжествовала световая вертикаль, которой служит поэт, – что может быть лучше…
Алексей Ковалевский
Комок, застревающий в горле, представляет очень разные варианты эмоций: в частности, ту любовь и восторг к малой родине и пред нею, что не позволят уже никуда уйти:
Как ни страшила молний оголтелость,
С какого стога ни смотрел я вдаль,
А никогда уехать не хотелось,
Комок мой в горле, светлая печаль...
И светлая печаль: именно такого окраса, – чрезвычайно характерна для вышеперечисленных ощущений…
…Интересно современность входит в поэзию Алексея Ковалевского: со своеобразным цитированием Рубцова, и болью понимания, что любые варианты революций отразятся чудовищно в жизнях миллионов, не суля им лучшего:
Все распадется – знайте меру,
Шалея с головы до пят! –
Едва в Москве миллионеры
Миллиардеров победят.
Будь белой, васильково-синей,
Червленой будь, как искони,
Но лишь оранжевой, Россия,
Не стань, – храни себя, храни...
И логична жалость… к летящей листве: в свете сказанного ранее все мы, живущие, чем-то похожи – рванёт ветер, и всё планы останутся в прошлом, дохнёт метафизический хлад: и всё погибло…
Стихи Ковалевского ёмкие, стремящиеся вобрать в собственные пространства как можно больше из того, что предлагает реальность: и представить эту сумму по-своему: в своеобычных и ярких созвучиях.