ПОЛЕМИКА / Вячеслав МАКЕЕВ. МЕРЗКАЯ «ИГРА». Двенадцатисерийный триллер – кому и для чего слеплен?
Вячеслав МАКЕЕВ

Вячеслав МАКЕЕВ. МЕРЗКАЯ «ИГРА». Двенадцатисерийный триллер – кому и для чего слеплен?

 

Вячеслав МАКЕЕВ

МЕРЗКАЯ «ИГРА»

Двенадцатисерийный триллер  кому и для чего слеплен?

 

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», – так полагал Владимир Ильич Ленин, и он был прав. Трудно оценить громадную роль в воспитании людей средствами кинематографа в течение нескольких последовавших десятилетий, когда создавались замечательные советские фильмы и первые сериалы, скромные по количеству серий, такие как «Вызываем огонь на себя», «Большая перемена» и, конечно же, шедевр отечественного кино – «Семнадцать мгновений весны». Вот и президент как-то признался, что лучшим в его жизни советским фильмом был и по-прежнему остаётся «Чапаев»…

Однако время шло и многое менялось. Изменился государственный строй уже не Советской, а просто Федеративной России – правопреемницы канувшего в лету Советского Союза, распавшегося на пятнадцать уже не братских, зачастую враждебных республик, запутавшихся в собственных проблемах, вместе с которыми произошла подмена и в области киноискусства.

Утратило кино своё воспитательное значение в погоне за неоправданной зрелищностью, подчас растлевая неискушённого зрителя, уткнувшегося по вечерам в свой многоканальный «ящик», заполненный многочисленными криминальными сериалами, воспевающими культ денег, насилие, кровавые преступления и мат, от которого вянут уши. Такое вот теперь примитивное «киноискусство», в эру грянувшего «дикого капитализма», из которого ох как трудно выбираться, да и возможно ли в современных условиях?.. 

В прошлом 2020 году, когда была объявлена всемирная пандемия от так и неизвестно откуда взявшегося вируса, телевизионный канал ТНТ одарил зрителей продукцией кинокомпании «Карго-фильм» – сериалом-ужастиком под названием «Игра на выживание» – триллером из 12 серий, снятом в жанре лихо закрученного реалити-шоу. Любителям сериалов представили боевик, в формате «яркого» однако довольно таки пошлого и грязного детектива с непредсказуемым, поначалу, концом.

Сверхсложным сценарием, замешанном на привычных для криминальных триллеров мордобое, зверских убийствах, трупах, каннибализме, и изощрённом мате, теперь вряд ли можно удивить рядового постперестроечного гражданина с «поехавшей крышей». Однако что-то пошло не так. Пожалуй, сериал, созданный в год пандемии, превзошёл по гадости всё ранее снятое и показанное телезрителям.

Только не подумайте, что  в слове «игра» есть что-то спортивное. Просто «герои» сериала, числом в четырнадцать преимущественно молодых мужчин и женщин, – малоизвестные и неизвестные актёры (за исключением симпатичной блондинки Саши Бортич – «звезды» комедийного фильма «Я худею»), собранные со всех концов страны для остросюжетного «психологического триллера», от которого так и веет гадостью, боролись между собой и с внешними силами. Не щадя жизни, несчастные «сражались» за обещанный приз в миллион евро, уходя один за другим с побитыми, в общем-то симпатичными лицами из придуманной сериальной жизни…

Вот комментарий «звёздной блондинки», к сериалу, где ей пришлось сыграть саму себя и «погибнуть», к счастью, не в самом конце сериала, избежав многих сценических мучений:

«Этот проект отличается от других сериалов на отечественном телевидении, и очень сильно. Это было понятно уже на уровне сценария. А уж когда все это безумие было воплощено так круто и масштабно, не осталось никаких сомнений, что он точно привлечёт внимание зрителей. Я обожаю триллеры. Как фанатка жанра, могу сказать, что это точно стоит посмотреть. Сюжет будет закручиваться нереально, но самое главное – финал вряд ли кого-то оставит равнодушным».

В этом Саша права, не оставит…

С многочисленными продюсерами и сценаристами, имена которых не стоит называть (кому интересно загляните в Википедию), всё понятно, просто хотели заработать денег и популярности, не думая о том, что готовят гадость, с неимоверным количеством грязных идиоматических выражений – если проще изощрённого мата, извергаемого «героями», как мужчинами, так и женщинами. Сценами с изнасилованиями в извращённой форме, каннибализмом, якобы процветающим в глухом сибирском селе, с жуткими мучениями, по сути, пытками, а под занавес явлением загадочной воинской части, где то ли создают, то ли изучают смертоносные вирусы. Не намёк ли на коронавирус?

Однако главную ответственность за сериал всё же несёт довольно известный режиссёр Карен Оганесян, снявший не менее дюжины фильмов и сериалов и представленный всезнающей Википедией в качестве армянского и российского кинорежиссёра, кинопродюсера и монтажёра, снявшего свой «знаковый» сериал не в сибирской глухомани, а в солнечной Абхазии. Ведь в этой маленькой республике есть и лесистые горы, отдалённо напоминающие Саяны, и руины домов, брошенных жителями, бежавшими от войны, вспыхнувшей на межнациональной почве в уже далёком 1992 году, и тёплое море, в ласковых волнах которого можно смыть пот и грязь от таких вот нелёгких трудов…

Впрочем, субтропическая Абхазия всё-таки сильно отличается от Сибири, где якобы разворачиваются такие жуткие события. Так что для продолжения чего-либо подобного и опять  привязанного к Сибири, где всё-таки нет столь необходимой для жёсткого триллера разрухи и тем более каннибализма, лучше подойдёт природа и инфраструктура Нагорного Карабаха, разрушенного недавней войной, которую удалось остановить российским миротворцам. Там и гор достаточно, и руин, и обездоленных людей, к тому же не так жарко, как в Абхазии, да и озеро Севан неподалёку. Не море, но тоже обширное, с холодной водой,  хорошо освежающей от киношного маразма.

– Сняли сериал и что же теперь? – вяло среагирует профессиональный кинокритик, насмотревшийся немало гадостей. – Подобных ему фильмов и сериалов, где всё же поменьше словесной грязи, однако с лихвой насилия, мордобоя, стрельбы и трупов, и у нас и по всему миру много. Такова наша современность, в которой правят большие деньги, а ведь известно, что первоначальный капитал нередко создаётся преступными путями. Таковы законы дикого капитализма…

– А где же наше «родное» Министерство культуры? – спросит рядовой адекватный зритель. – Почему допускает такое?

Ну что ему ответить. Конечно, по факту есть министерство, ответственное за культуру, которым теперь руководит молодая и, наверное, образованная женщина, разве что немного скомпрометированная приписываемой ей неприличной фотографией, сделанной в юные годы и разошедшейся в интернете. Там на майке-футболке были неприличные слова. Однако с тех пор прошло много времени и не стоит о том вспоминать…

К великому сожалению, в Минкульте, как и в других министерствах, чиновники заняты повседневной рутиной и «своими делами», так что очень многого просто не замечают.  Или заметить не хотят?!

 

Комментарии