Александр БАЛТИН. ТОКИ ЛЮБВИ, ВЛАСТИ, МУЖЕСТВА. К 135-летию со дня рождения Николая Гумилёва
Александр БАЛТИН
ТОКИ ЛЮБВИ, ВЛАСТИ, МУЖЕСТВА
К 135-летию со дня рождения Николая Гумилёва
1.
…тут не акмеизм: хотя может быть методически, если следовать весьма условной классификации, – он и есть: но всё же тут – романтизм кристальной пробы, и стихи, умноженные на собственное мужество и великолепный взгляд на мир – несколько подростково-удивлённый: сколько всего…
Как бы иначе прозвучали отчаянные капитаны:
Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так, что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
Тут и мировосприятие юношеское: под паруса! По напряжённой груди океана! Вперёд и вперёд!
А зримость образа выявлена до запоминаемой на всю жизнь крепости: раз прочитав про розоватые брабантские манжеты, с которых сыплется золото кружев, не позабудешь.
…Гумилёв-странник, Гумилёв-воин, Гумилев-поэт, воспевающий экзотику, которая раньше в русской поэзии не появлялась…
Жаркие цветы расцветают: и свойства их – фантастические:
Города, озаренные солнцем,
Словно склады в зеленых трущобах,
А над ними, как черные руки,
Минареты возносятся к небу;
И на тронах из кости слоновой
Восседают, как древние бреды,
Короли и владыки Судана…
Петь Судан на русской почве, где всё связано с крестьянским крестом, деревней, избяной правдой?
…Либерию, Сахару, Абиссинию…
Литература вбирает космос мира, в том числе географию – такую роскошную, противоречиво-разнообразную…
Гумилёв раскрывался как мощный метафизик, созидая «Слово»: строгие точные катрены, сверкая алмазами, точно освещали те тайны, которые раньше пребывали в полутьме.
«Шестое чувство» прорастало тайноведением: о! тут уже не было романтизма, но твердая уверенность в запредельных силах слова, давшего в том числе конкретику высоких стихов.
Ибо стихи Гумилёва высоки: в них плещет и блещет необыкновенный космос; в них бытие раскрывается многопланово – и с тою мерой благородства, которой нельзя противопоставить никакую низину.
2.
Мы в Африке – которую увидим и узнаем через призму русского сердца и русского стиха:
Между берегом буйного Красного моря
И Суданским таинственным лесом видна,
Разметавшись среди четырех плоскогорий,
С отдыхающей львицею схожа, страна.
Север – это болота без дна и без края,
Змеи черные подступы к ним стерегут,
Их сестер-лихорадок зловещая стая,
Желтолицая, здесь обрела свой приют.
Красота отточенного, колдовского полнозвучия, вероятно, превосходит красоту реальности, каковую не хочется проверять, перечитывая африканские стихи Гумилёва.
Непривычный для русских, в дебрях жары застывший, историей сложной и жестокой играющий континент раскрылся ему в красках и запахах, тонах и оттенках: ему – поэту, путешественнику, воину.
Казалось, серединная жизнь не для него – слишком рвавшегося в запредельность, так почувствовавшего слово и ту наполненность, какую может иметь оно, меняя реальность:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Что особенно актуально в наши дни, когда слово стало сухим передатчиком информации, когда оттенки его точно стёрлись, или затерялись в былом.
Гумилёв постиг алхимическую тайну поэзии (и не только её – любого творчества), и выразил это с ослепительной точность в «Шестом чувстве»…
Действительно, с великими стихами нам делать нечего: только меняться, подчиняясь их смысло-звуковой волне; только чистить собственные души, используя подсказки великих стихов.
…И снова горячее мерцание озера Чад выплёскивается в реальность; и снова в насмертие Иннокентию Анненскому Гумилёв называет музу и жалкой, и сильной…
Она таковой и является – уязвимой, как жизнь, которую могут отобрать, бессмертной, как лучшие стихи человечества, необходимой…
Есть вещи насущнее насущного – дух, например.
Кажется, современность отрицает это.
Но должно настать время, когда он низвергнет такую современность – в том числе используя поэтические высоты.
3.
Он возникнет внезапно: веком, наступившим слишком резко, разбрызгивая движение: столь же неистовое, сколь и поэтичное.
Трамвай Гумилёва режет линии сердца, привыкшего к большой мере покоя: век прошедший кажется привлекательнее того, что предложит двадцатый (который теперь уже нам кажется миром относительного спокойствия, по крайней мере, в последней своей трети)…
Трамвай мистичен: как ощущение времени, если вживаться в оное, как ощущение всеединства, связанности со всеми живущими, и – больше того – жившими:
И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик, – конечно тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.
Разрывая пространство привычной материальности, возникает Индия Духа, белея космосом, который не постичь: поскольку и вокзала, на котором продают туда билеты, нет.
Но она должна быть – Индия Духа: чья природа такова, что, испуская световые лучи, она меняет многие сознания.
«Заблудившийся трамвай» стремится вместить все эпохи, все силы, бушевавшие в человечестве; как страшно даётся предчувствие гекатомб жертв, которые нагромоздит век!
В красной рубашке, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь, в ящике скользком, на самом дне.
Сквозь тоску, логичную при запредельности ситуации, выйти к свету: ибо только его царствие имеет значение:
И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить…
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить.
Именно любить, и именно ТАК…
И волны от несущегося в вечность трамвая разлетаются стальными и золотыми искрами миновавших, грядущих, ушедших лет, соединяющих всё-всё…
4.
Слово разменяли на слова – не зная, не имея возможности знать, как звучало то, бывшее у Бога, бывшее Богом…
Гумилёв в торжественном, вечною медью звучащем «Слове» словно делает невероятную попытку восстановить единственное, изначальное, сакральное…
…Токи любви исходят от него, вместе – власти и мужества: как иначе остановить солнце?
Люди сорят словами.
Люди сводят слово к передаточной функции.
Поэзия, поднимающая слово на неистовую высоту, задыхается в технологическом времени, когда числа, бывшие для низкой жизни, начинают торжествовать.
Но «Слово» Гумилёва испускает столько лучей, что меркнет всё слабое, худое, наносное.
…И такою же – почти библейской силой звучит «Шестое чувство», объясняющее поэзию, как мало кто мог.
Даже тончайший критик Иннокентий Анненский статью «Что такое поэзия?» начал фразой: «Этого я не знаю».
Создаётся впечатление, что Гумилёв знал.
Он знал это сердцем сердца: самою его глубиной.
И выразил с такою силой, которой не способны противостоять ни волны времени, ни прагматизм технологий – ничто.