Нина ДЬЯКОВА. О ЛЮБВИ К ИСТОРИИ И… ХОРЕОГРАФИИ. Вечер памяти поэта Анатолия Парпары
Нина ДЬЯКОВА
О ЛЮБВИ К ИСТОРИИ И… ХОРЕОГРАФИИ
Вечер памяти поэта Анатолия Парпары
О военном детстве, любви к истории, неординарном хореографическом таланте… и еще о многих весьма примечательных человеческих качествах Анатолия Парпары говорили вчера в Литературной гостиной Союза писателей России «ПАРК КУЛЬТУРЫ» в доме на Комсомольском, 13, где прошел вечер памяти писателя.
Автор более 20 поэтических сборников, первый лауреат Всероссийской премии им. М.Ю. Лермонтова (2000), лауреат Международных премий Индии (1982), Македонии (1995). Награждён орденом Дружбы народов (1986), золотой медалью Даниила Московского РПЦ (2001) за выпуск серии книг на спортивную тему (совместно с Международной Конфедерацией спортивных союзов) – Анатолий Анатольевич Парпара родился 15 июля 1940 года в Москве. Детство прошло в оккупированной Смоленской области. После школы поступил в Ярославское военное училище. Отслужил четыре года на флоте. Окончил факультет журналистики МГУ (1968). Был профессором Московского государственного университета культуры и искусств. Много лет проработал в отделе поэзии журнала «Москва».
Поэт, драматург, общественный деятель и публицист. Стихи начал писать ещё в школе. Первые его серьёзные поэтические публикации состоялись в 1969-1970 годах, а уже в 1973 году вышла книга стихов «Первый перезвон». Несколько лет посвятил кропотливой работе над исторической дилогией о Московской Руси «Противоборство» и «Потрясение» (1972-1987), которая удостоена в 1989 г. Государственной премии РСФСР им. А.М. Горького), «Державные строители России». За драматическую поэму о первом космонавте награждён Федерацией космонавтики СССР медалью Ю.А. Гагарина (1986).
Был председателем Фонда им. М.Ю. Лермонтова. Сколько дивных лермонтовских праздников инициировал!
Сам учредил (1996) и, несмотря на полное безденежье «лихих девяностых», был редактором и вдохновителем выхода каждого номера «Исторической газеты». Член Союза писателей России. С 1982 года – заслуженный работник культуры РСФСР.
Пожалуй, совсем немного на территории бывшего СССР и сегодняшней России найдётся мест, где не побывал за свою жизнь этот красивый человек с мягкой, тёплой улыбкой и ясным таким прищуром.
На вечере памяти о нем говорили коллеги-писатели, друзья и соратники, историки и служители искусства. Вспоминали разные периоды в судьбе одного человека. А получается – в судьбе многих людей нескольких послевоенных поколений целой страны.
Очевидно – не случайно.
Как и неслучайны были в ходе программы являвшиеся неожиданно «знаки». Да, те самые, кои иногда еще называют мистическими.
Некоторые гости «ПАРКА КУЛЬТУРЫ» в своих рассказах о друге, называемом по большей части тепло и чуть по-домашнему Толя, поднимая глаза к потолку, замечали, что он сам – его добрая душа – находится где-то рядом. Хоп! В такой момент вдруг у одного из присутствующих выскользнула из рук и со стуком упала рядом со стулом трость. В другой – замигал свет в зале, потом еще… И в самом финале, когда артистам вручили цветы, не у дел два кустика белых роз осталось. Решили, что это тоже – знак присутствия и участия души лирика и романтика в этом большом разговоре о животворном воздействии русской литературы на российское общественное сознание. Ведь он, Анатолий Парпара, в этом воздействии в свою бытность был непреклонно последовательным и чрезвычайно активным бойцом.
Но – как он это делал!
Поэт Алексей Шорохов вспомнил, как Анатолий Парпара своей мудростью и доброжелательным словом отнесся к ступившему на поэтический путь молодому автору, как подсказал, с чего начать. Найденная нужная тональность в разговоре оказалась единственно верной. И не отбила, а укрепила в правильности выбранной стези.
Тепло, с нежностью и одновременно – горечью утраты – вспоминала о своём наставнике Ирина Ушакова, которой посчастливилось рука об руку быть с ним рядом, начиная с «Исторической газеты», куда пришла она совсем юным литсотрудником. Обучалась в эти годы после университетских скамей у мастера на практике не только профессии журналиста, но и многим общечеловеческим премудростям. Через литературу и историю. Через житейские трудности, коими российское бытие весьма полно в эпоху перемен – в особицу. Впрочем, на иные времена и эпохи, похоже, россиянам надеяться и не дано. Всякие нелегки.
– Мне крупно повезло оказаться рядом с таким Учителем. Сегодня, уже с высоты своих взрослых лет, отчетливо понимаю, что наше поколение – последнее в России, которое учили любить и ценить нашу русскую литературу. Каким будет отношение к русскому художественному слову у наших потомков – зависит уже от нас. Сможем привить хотя бы желание взять в руки хорошую книгу – значит, нашим наставникам нестыдно будет за своих учеников. А у наших детей хоть что-то святое будет в душе… – завершила свои воспоминания об Анатолии Парпаре Ирина. Стоит заметить, что всего две-три недели назад Ирина Ушакова завершила работу над программой произведений российской литературы для изучения в средней общеобразовательной школе. Грамотно, вдумчиво, неравнодушно, как педагог и заботливая мама, выполнила титаническую работу по просьбе Секретариата СПР – сформировала единые рекомендации для учителей, включая лучшие произведения – от древнерусских авторов и классиков до современности… Достойная своего наставника последовательница.
Имя Анатолия Парпары невозможно отделить от Союза писателей России. Об этом напомнил председатель Союза писателей России Николай Иванов. Николай Федорович был весь «ковидный» предыдущий год, сковавший мир многочисленными ограничениями, постоянно на связи с Анатолием Анатольевичем: строили планы, готовили юбилейную программу, творческий вечер с участием друзей-музыкантов, исполнителей песен на его стихи… С поздравлениями и дружескими здравицами. Мы предполагаем и планируем, а располагает Бог. Осталось горькое: не сбылось…
Несколько десятилетий по командировкам СПР Анатолий Анатольевич ездил в самые отдаленные края и регионы России. Алтай – «Шукшинские чтения». «Забайкальская Осень» – в Чите. «Амурские волны» – в Благовещенске. Общетрассовые семинары молодых – на БАМе… Прибалтика и Сахалин. Камчатка и Подмосковье, Центральная, Западная и Восточная Сибирь, Смоленщина и Кавказ, Северные районы, города и веси Золотого кольца России… Не обращая внимание на нездоровье и многотысячные расстояния, Парпара с неодолимым упорством и верой в некую высшую правоту ехал, летел, убеждал, писал стихи, использовал любую возможность и любую трибуну – дойти до сердца читателей. Действовал…
Он, Анатолий Парпара, так жил.
С виду – спокойный, уравновешенный, без резких внешних движений, он мог, в один миг преобразившись, подмигнуть и… сделать – такой высоты и растяжкой такой ширины – прыжок, что все вокруг только ахнуть успевали! Матросский танец «Яблочко»! Сколь мощной была внутренняя сила, способная поднять немолодого к тому времени человека к самой что ни на есть классической хореографии… Четыре года службы на Красном Флоте он никогда не забывал. И – крепкий, широкий в плечах, да и роста немалого – с лёгкостью, которой могли позавидовать профессиональные танцоры, взлетал вверх, красиво выбросив руки в привычном па! И дарил окружающим озорную улыбку-усмешку: мол, да, так…
В программе Литературной гостиной участвовал давний друг – композитор Борис Михайлович Зиганшин и две солистки, исполнительницы песен на стихи Анатолия Парпары: Наталья Пашкова и Светлана Томилина.
Лирические стихотворения в музыкальной оправе стали хорошими песнями, которые поют на просторах России и в концертных программах, и за душевной беседой в городах и далеких посёлках большой страны.
«Малина», «Какой у мамы голос молодой» и другие произведения стали хорошей эмоциональной нотой в завершении вечера памяти Анатолия Парпары.
Запах типографской краски царил в маленькой комнате, кругом лежали стопки свежеотпечатанных газет. Крепкое рукопожатие, тёплая улыбка, мудрый взгляд. С ним было хорошо, уютно, легко. Очередную статью для "Исторической газеты" Анатолий Анатольевич брал с благодарностью, людям доверял, и без обсуждения статья выходила в свет. Гордился историей Отечества и близко к сердцу принимал все его беды и горести. Светлая память! Владимир Козлов.