Михаил ПОПОВ. ГОЛОСА С ПЕРЕДНЕГО КРАЯ. По страницам свежего номера журнала
Михаил ПОПОВ, главный редактор журнала «Двина»
ГОЛОСА С ПЕРЕДНЕГО КРАЯ
По страницам свежего номера журнала
Эти строки пахнут порохом. И в прямом, и в переносном смыслах. Потому что в них отразилась война. Потому что писались они на страницах фронтового дневника, который к концу насквозь был пропитан пороховой гарью, пушечным маслом и кровью.
Начат этот дневник в самый первый день войны, 80 лет назад:
22 июня 1941. В четыре часа утра над нашей страной нависла чёрная хмара…
Вести дневники запрещалось. Но рядовой Егор Поташев, 27-летний солдат, уже бывалый боец, прошедший всеобуч и финскую кампанию, сердцем понимал, участником какой великой трагедии он оказался, и что нельзя упустить из памяти ни одного события и факта.
Кемь, Лоухи, Кестеньга – география его первых военных мест. Главная задача – оборона железной дороги, соединяющей Мурманск с Большой землёй. Перережет враг эту железную артерию – туго станет заполярным рубежам, а фронты центральной России лишатся важного военного снабжения. В бой в составе артиллерийской батареи солдат из архангельской глубинки вступил 13 августа. К октябрю положение на линии обороны стало предельно опасным. А в ноябре – отчаянным.
1 ноября 1941. Войска противника нащупали слабое место. Разминировали минное поле, которое было в болотистой местности, прошли в тыл наших войск и перерезали шоссейную дорогу, которая была единственной… Этого же числа наш старшина вёз зимнее обмундирование и продукты на нашу батарею, и его захватили в плен вместе с ездовым и с имуществом. И мы остались без провианта.
2 ноября 1941. Мы уже были начеку, ожидали немцев с тылу. Я вблизи орудия все мелкие деревья и сучья обрубил, чтобы лучше была видимость и наблюдение за противником… Наша батарея стояла первая с тылу. Из нашей батареи и из другой ещё батареи по два орудия пытались было по шоссе прорваться штурмом и выйти из окружения, но не удалось… Оставили всю технику. Много побили из личного состава. …В этой штурмовке погиб мой двоюродный брат Алексей Ильич, который имел орден Красного Знамени. Награждён был во время финской кампании... Подошёл вечер. Стрельба подзатихла. Ночь начинается очень тёмная. Всю ночь, не отходя от орудия, все дежурили и поджидали противника…
Вторые сутки в окружении, с малым запасом патронов и снарядов, застуженные и голодные.
3 ноября 1941. В восемь часов утра видим – немцы идут в полный рост... Слышна стрельба автоматчиков. Мы подготовились, подпустили их на сорок метров и открыли огонь из двух орудий на картечь… Таким образом отбили несколько атак. За этот день многие из батареи были убиты и ранены… Подошла ночь, мы опять не спим, все у пушек дежурим и слышим – идут немцы за офицерами. Мы по ним открыли огонь…
4 ноября 1941. …Утром немцы установили миномёты в ровиках на расстоянии от нас в сто – сто пятьдесят метров и из миномётов разбили одну нашу пушку и расчёты.
Тут артиллеристам повезло. К ним, второй батарее, пробились два орудийных расчёта из первой батареи.
Когда привезли две пушки, нам стало повеселее, потому что три пушки исправны, да и люди ещё есть для того, чтобы эти орудия были в действии. В этом бою был убит мой близкий товарищ Кычин Василий Иванович. Он из Лешуконского района, с. В.-Березник. За этот день мы отбили несколько атак…
Солдат добавляет, что немцы, накаченные шнапсом, шли в полный рост, поливая из шмайссеров и что-то горланя, то есть пытались взять на испуг. Да не на тех напали. Три пушечных ствола, начинённых картечью, полыхали огнём. «И летели они, как клочьё, обратно от наших орудийных выстрелов», – с чувством гордости итожит боец.
Командир батареи лейтенант Хромов сначала был на наблюдательном пункте, но их тоже окружили немцы. Все погибли. Он пришёл с одним бойцом к нам на боевую позицию ещё второго ноября. Он всё время говорил, что будем драться до последнего, не жалея силы, бить врага. Подошла ночь, и очень тёмная. Сильный пошёл снег, видимости почти никакой…. Спать хотелось, но нельзя было даже пять минут погреться в землянке. Эта ночь опять прошла, как прошло уже три ночи: не спали, а насчёт шамовки, то уже и не думали, потому что негде взять пищи.
5 ноября 1941. Мы уже кругом окружены. И взвод тяги, который был от батареи в четырёхстах метрах, и тот тоже окружен отдельно. И мы со взводом тяги не имеем связи. Жизнь держится на волоске…
Положение безвыходное. Конец, кажется, близок. Но ни страха, ни отчаяния. Только воля и решимость держаться и не сдавать доверенного рубежа.
В одиннадцать часов мы стоим у орудий и видим, что опять идут немецкие звери. Мы не стреляем. Они подошли к нам на сорок метров, остановились и веточками нам машут: идите к нам. Мы по команде командира батареи опять открыли огонь, а командир батареи стрелял по ним из нагана…
Читаешь эти строки – и гордость охватывает за русского солдата. За этого бойца-земляка, отломавшего на переднем крае две войны, за его боевых побратимов и вообще за поколение отцов и дедов, которые отстояли нашу Родину от порабощения.
Вот им, этому героическому поколению, и посвящён 2-й номер журнала «Двина» за этот год. И как память, и как напоминание, чего стоили нам мирная жизнь и свобода.
Война здесь представлена в разных ракурсах. Военный дневник Егора Поташева «Чёрная хмара» – от первого лица. Воспоминания фронтовика Александра Шубина перелистывает и осмысливает его дочь, Татьяна Шубина, педагог по профессии. В очерке «До свидания, мальчики…» она особо подчёркивает, какими юными было большинство защитников Родины, в том числе её отец. Военный тыл показывают на примере Северодвинского судостроя братья Поповы, Артём и Роман: в цехах номерного завода трудились 12-летние мальчишки, потому очерк и называется «Секретное детство». Страданиям в оккупации посвящён монолог старого человека, в годы лихолетья – мальчонки, который записал Сергей Кириллов, он озаглавлен «Перепутья войны».
Так получилось, что персонажи большинства этих публикаций – молодые люди, подростки и даже дети. Вроде, вышло само собой. А посмотреть – ведь и промыслительно. Отцы-деды выдержали вражеское нашествие. А смогут ли сыновья-внуки? И это не праздный вопрос – враг снова у ворот и нагло грозит нам всеми карами. Тревога невольно охватывает сердце.
Эти мысли особенно остро выражены в публицистической статье Аркадия Елфимова «В чём наша честь». Он с гневом и болью пишет о том, что западная пропаганда с ног на голову ставит правду о Великой Отечественной войне и Победе. Им подпевают доморощенные заушатели-фальсификаторы. Итог плачевен. По опросам Левада-центра, каждый третий (!) гражданин России согласен с утверждением, что наша страна несет равную ответственность с Германией за начало Второй мировой войны. У автора возникает закономерный вопрос: случись война – по какую линию фронта окажутся те, кто с малых лет настроен на враждебную волну «пятой колонны»?!
В этой статье, предельно честно отражающей состояние нашего нынешнего общества, главное внимание уделяется культуре и прежде всего русской словесности как нашему духовному арсеналу. Почему мы победили в той самой жестокой и тяжкой войне?
«С первого дня вынужденного отступления мы шли, уже морально побеждая врага. Потому что поколения эти читали «Войну и мир», причём не в сокращенном варианте ноутбука. Потому, что читали и «Слово о полку Игореве», и Пушкина, потому, что знали наизусть «Размышление у парадного подъезда» Некрасова, «птицу-тройку» Гоголя, «Стихи о советском паспорте» Маяковского, «Люблю Отчизну я…» и «Бородино» Лермонтова… Мы побеждали потому, что любимыми книгами военных поколений были «Два капитана» Каверина, «Тихий Дон» Шолохова, «Педагогическая поэма» Макаренко, «Как закалялась сталь» Островского, песни на стихи Исаковского…».
Теми же чувствами и мыслями продиктована рецензия Сергея Декапольцева на телесериал «Третья мировая». Только здесь оценка даётся со знаком «минус», потому что эта телевизионная новинка, как и большинство изделий нынешнего кино и телевидения, – не что иное, как фальшивка. В ней грубо искажается наша недавняя история, жизнь деревни, судьба народа и особенно святого поколения наших отцов и матерей, дедов и бабушек, которые отстояли Родину от гибели и порабощения.
Патриотические чувства и мысли – сердцевина творчества авторов журнала «Двина». Более того, все свои двадцать лет журнал следует этим курсом. О том всецело свидетельствует и новый номер. Родному и вечному, по сути, посвящена вся проза свежего выпуска: рассказы Владислава Попова под общим заголовком «Изба на окрайке» и моя повесть «Изнанка слепого дождя».
Но, думается, особенно выразительно это видно по разделу поэзии. Нынешний, как и многие страницы выпуска, наполнен тихим светом родной деревни, где, несмотря на её упадок, сохраняется живой русский дух. Для нас, создателей «Двины» и актива журнала, это подлинный передний край, который мы неустанно оберегаем и отстаиваем.
Вот Валерий Чубар. Горожанин по рождению, он зрелым сердцем ясно показывает, где истина:
Полем идёшь – птицы выпархивают
из высоких трав, вплотную к тропе.
У крылатых своя епархия тут,
где, как свечи в храме, горит кипрей.
В поле – да! – чего только не намешано:
чертополох разбоен, вьюнок лукав.
Но свыше всё обдумано, взвешено
и ухнуто в вольную волю трав.
– Боже! – только и скажешь, коленями
промокая в росе сплетённых стеблей.
Людские сменяются поколения –
неизменна протяжная власть полей.
И когда из-под купола неба входим мы
в стены те, где воздух звеняще тих,
незабудки – крохи огромной Родины –
узнаём на иконах в глазах святых.
Галина Рудакова – деревенская. Отчина и дедина у неё в крови:
Деревня, сторонка родная,
Я вся до кровинки твоя!
Там речка тебя обнимает.
Там ивы в поклоне стоят.
Трава, на корню засыхая,
Моё окружала жильё,
Но солнышком я прорастаю,
Тех лет поднимая быльё.
Давно ли я травы косила,
Что снова до пояса мне!
Земли исполинская сила
Взметнула их здесь по весне.
Любовь моя, радость земная,
Как ярки в окошках огни!
Не гасни, деревня родная,
И душу от порчи храни!
В рамках поэтического раздела представлен большой очерк о творчестве уроженки Кеноречья Ольги Корзовой. Автор публикации «Пустынная, метельная, родная…» Елена Галимова, доктор филологических наук. И вот одно из приведённых в обзоре стихотворений:
Забудь моё имя.
Пускай растворится, как дым.
И голос возьми –
Ни к чему бесполезная песня.
Позволь хоть снежинкой
Кружиться над лугом моим,
Над речкой и полем –
Над всем этим краем безвестным.
Пускай не у моря,
Мне только б смотреть с высоты
На эти дома,
На ушедшие в небыль деревни,
На лес поредевший,
Стоящие насмерть мосты –
Они, как часовни, застыли
В молении древнем.
Позволь мне остаться
На стрелке затерянных рек
Песком или камнем,
Прибрежною белою глиной.
Не дай отступиться,
Когда отступается век
И прадед молчит,
Укоризненно глядя
Мне в спину.
А с небесной высоты на нас глядит Александр Росков, наш друг, погибший десять лет назад:
Вышел из автобуса и замер,
Поглядел из-под ладони я:
Вот она, стоит перед глазами
Деревенька русская моя.
Вдоль дороги избы в два порядка.
На дворе апрель. Конец зимы.
Тянутся ни валко и ни шатко
К небу розоватые дымы.
Топятся в деревне печи. Утро.
Горизонт с востока красно-рыж.
Иней чуть заметной белой пудрой
Приукрасил скаты чёрных крыш.
Различаю я родную крышу
Еле-еле – солнце бьёт в глаза.
И на ней труба стоит. И дышит
Дымом в голубые небеса.
Значит, ждут меня. Под дымом этим
Для меня пекутся пироги.
Я стою один при ярком свете,
Вглядываюсь вдаль из-под руки...
Земное и небесное, вчерашнее и сегодняшнее, ближнее и дальнее – всё перемежается, перекликается на страницах журнала, создавая мозаичную, в духе нашего земляка Ломоносова, картину состояния русского мира и верхней его окрайки – Русского Севера.
=================
P.S. Подписка на журнал «Двина» и заявки на последние номера принимаются в «Издательском доме «Двина».
Почтовый адрес:163004 г. Архангельск, а/я 45, журнал «Двина»,
тел./факс (8-818-2)29-20-11,
электронный адрес: podpiska@iddvina.ru