Владимир БОНДАРЕНКО
РАСПУТИН ЗАВЕЩАЛ…
Пришло воистину народное горе. Умер великий русский писатель Валентин Григорьевич Распутин. Хранитель русского языка, хранитель русской литературы, хранитель русской совести. Таким он и запомнится навсегда, не просто русским писателем, не просто деятелем культуры, а одним из больших символов русского народа. Написал он не так уж много, но как говорится: «мал золотник, да дорог». Все его повести и рассказы уже давно стали неотъемлемой частью великой русской литературы.
Для нас, авторов и сотрудников газеты «Завтра» он навсегда останется и одним из наших сподвижников, членов редколлегии газеты «День», соавтором наших общих писем в защиту русского народа и русской литературы, да и просто классиком русской национальной прозы ХХ века. Не забудем и о том, что его подпись стояла в газете «День» под «Словом к народу», и в отличие от иных гражданских и военных подписантов, он свою подпись не отзывал в самых суровых условиях 1993 года.
Я познакомился с Валентином Григорьевичем ещё в восьмидесятые годы, бывал у него дома и в Иркутске, и в Москве, бывал на его байкальской даче. Довелось не раз и брать у него интервью для нашей газеты. Рад, что Валентин Григорьевич доверил мне право сделать инсценировку его знаменитой повести «Прощание с Матёрой» для доронинского МХАТа имени Горького. Спектакль по этой инсценировке шёл более десяти лет с неизменным успехом. Бывал на этом спектакле и сам Распутин. Всегда поражали его скромность и такое чисто христианское смирение, при том что от позиций своих он никогда не отказывался, не боясь навлечь на себя гнев правителей. Он равно говорил и с земными «царями», и с коллегами-писателями, и со своими земляками. Потому и на самом деле его повести были истинно народной прозой. Не было в нем никогда и гордыни, мол, знаменитый писатель, гений земли русской. Он был просто – одним из крестьян, одним из сибиряков, одним из писателей. А если уж сумел показать трагедию русской деревни, исчезновение старого народного уклада, характер русского человека, значит, и дано было ему от Бога – многое. Потому и становятся его слова – завещанием всей будущей России: «Кажется, нет никаких оснований для веры, но я верю, что Запад Россию не получит, – писал Распутин. – Всех патриотов в гроб не загнать, их становится всё больше. А если бы и загнали – гробы поднялись бы стоймя и двинулись на защиту своей земли. Такого ещё не бывало, но может быть. Я верю – мы останемся самостоятельной страной, независимой, живущей своими порядками, которым тыща лет. Однако лёгкой жизни у России не будет никогда. Наши богатства – слишком лакомый кусок».
Он и сам жил, писал, и мыслил, как вся Россия, независимо, согласно нравственным законам своего народа, но лёгкой жизни не знал никогда. Сначала в авиакатастрофе 9 июля 2006 года погибла его дочь Маруся, а потом, в 2012 году, умерла супруга Светлана Ивановна. Эти смерти подломили и самого писателя. О себе уже и не думал, все мысли – о России.
Это и было литературным и гражданским завещанием великого писателя: беречь и хранить Россию, как бы трудно нам ни было. Так и будет!