МИР ИСКУССТВА / Фёдор ПОДОЛЬСКИХ. ПОД ЗНАМЕНЕМ НАРОДНОГО. К 75-летию служения сценическому искусству Александра Папыкина
Фёдор ПОДОЛЬСКИХ

Фёдор ПОДОЛЬСКИХ. ПОД ЗНАМЕНЕМ НАРОДНОГО. К 75-летию служения сценическому искусству Александра Папыкина

 

Фёдор ПОДОЛЬСКИХ

ПОД ЗНАМЕНЕМ НАРОДНОГО

К 75-летию служения сценическому искусству Александра Папыкина

 

Путями-дорогами актеров Аркадия Счастливцева и Геннадия Несчастливцева из Вологды в Керчь и встречным курсом из Керчи в Вологду следовал и их продолжатель в седьмом колене Александр Папыкин. Живые и поныне благодаря чудотворному перу А.Н. Островского Счастливцев и Несчастливцев протопали по многим городам от края до края Российской империи. Их наследник Папыкин исколесил еще больше, но в отличие от них не в одиночку, а в составе одной и той же труппы – Оренбургского драматического театра имени Горького.

Было такое счастливое время – и для артистов, и для зрителей. Летний гастрольный сезон – все театры снимались с места: «Ваш куда?» – «Из Вологды в Керчь. А ваш?» – «Из Керчи в Вологду». Оренбургскому театру – лететь в Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток. С остановкой в Москве.

Здесь оренбуржцы показывают в Кремлёвском театре «Лес» А.Н. Островского – юный Александр Папыкин уже поэтому мог бы считать себя в буквальном смысле Счастливцевым, хотя исполнял другую роль. Время отсчитывало самое начало его служения искусству в Оренбургском театре перед зрителями многих городов и сёл Советского Союза.

Это было вчера.

А сегодня заслуженному артисту России Александру Папыкину – 85. Юбилей, ряд памятных лет. 60 лет творчества под знаменем родного театра. 75 лет приобщения к сценическому искусству. Конечно, это событие не общественного, а сугубо личного значения – ученик второго класса сельской семилетки Шура Папыкин выступил в школьной постановке.

Но факт, что с сего исторического момента он стал записным «артистом» всех последующих спектаклей и в родном селе, и затем в Пугачёвском гидромелиоративном техникуме, и в Саратовском проектном институте электрификации сельского хозяйства, на военно-морской базе Тихоокеанского Флота на острове Русский, и на стройках города Куйбышева, ныне Самары. И, наконец, в студии Куйбышевского государственного драматического театра.

Он мог посвятить жизнь сразу полюбившемуся делу электрификации села – любимого, родного села. Необыкновенно нравилось быть моряком. Строитель гордился плодами своей работы – и эта профессия признавала своим. Но по настоятельному совету артистов драматического театра поступил в студию, а вскоре первокурсник уже вышел на профессиональную сцену, в Куйбышевском театре, а там и был приглашен в Оренбургский драматический.

Вся судьба – в одном коллективе, но через сердце проходит великий народ и время. И как его знамение неоднократно возникает фигура Ленина. Еще студент техникума Александр Папыкин назначается на эту роль в спектакле по пьесе Николая Погодина «Кремлёвские куранты». На такое могут решиться только дети? Они представляют вождя как человека по его призыву, вывешенному в каждой школе: «Учиться, учиться и учиться».

В театре отражается эпоха. Александр Папыкин уже как профессионал исполняет особо ответственную тогда роль Ленина, а в другом спектакле – молодого Володи Ульянова. Такой выбор со стороны художественного руководства театра – признание сценических данных артиста. Александр Папыкин и зрителями воспринимается как достойное пополнение содружества крупных мастеров. Он воспроизведет этот образ в наши дни как символ своей эпохи в сценическом обозрении 150-летней истории театра.

С тех пор фантазией на подмостках оживлены еще многие герои и их противоположности. Многие трагедийные и комические типы – в главных и неглавных, а то и эпизодических ролях. Для Александра Папыкина не было и нет ролей не главных – он всегда работает с полной выкладкой на общую задачу театра. Высокоидейного и высокохудожественного и в литературном первоисточнике, и в его сценическом воплощении – театра, который востребован поступательным развитием человечества, достиг расцвета в нашей стране, борется за нее и сегодня.

Если зритель унес искорку этого заряда – театр и каждый актер выполнили свое предназначение. Только одно свидетельство: «Сильнейшее впечатление произвёл на меня спектакль по пьесе Мустая Карима «В ночь лунного затмения», а в самом спектакле – образ Диваны, сына богатой, властолюбивой и жестокой женщины – главной героини драмы. Миру корыстолюбия и жестокости противостояли неодолимая тяга к справедливости и простодушие Диваны. Я поинтересовался именем исполнителя, им оказался Александр Папыкин».

Это не цитата из газеты сорокалетней давности. Это сегодняшнее воспоминание Ивана Гавриленко, писателя и газетчика, в недалёком прошлом председателя Союза журналистов Оренебуржья. Такие впечатления у многих в сердце на десятилетия – значит, спектакль живет не только своей продолжительностью сегодня, но силой таланта и вдохновения, величием мыслей и чувств, которые в глубине души, даже в подсознании сохраняют свое благотворное действие, помогают человеку во всем человеческом.

И наиболее полное воплощение идеи о человеке как должном средоточии прекрасного – драматургия А.П. Чехова, которая стала основой творчества актера Александра Папыкина. Только драма «Иванов» не была поставлена за последние полвека в его театре. Все остальные пьесы у Чехова своим духовным богатством заполняли его, и во всех жил судьбами героев Александр Папыкин. Такая сопричастность к миру Чехова – достаточно редкое актерское счастье, оно порождено и верностью в любви к театру, и универсальностью дарования. В спектаклях по одной и той же пьесе артист, случалось, исполнял роли первого и второго планов, создавая яркие образы.

Неизменно привлекают зрителей знакомые со школьной скамьи и не теряющие злободневности драмы, прежде всего – «Вишневый сад». И сегодня идут «Чайка» и «Три сестры».

Его помещик Гаев в «Вишневом саде» был отмечен премией области как лучшая роль года. Высокую оценку получили и действительный статский советник (генеральский уровень) Пётр Николаевич Сорин («Чайка») и человек из низов – посыльный городской управы Ферапонт («Три сестры»).

И сегодня с остро захватывающим сопереживанием зрители воспринимают чеховскую «Лебединую песню» – пересмотр долгой жизни, которым терзает себя за слабости, ошибки, грехи старый актер Василий Васильевич Светловидов. Всё это представители самых разных классов, социальных слоев и характеров, которые одинаковы только одним – достоверностью исполнения.

Александр Папыкин в произведениях Льва Толстого, Фёдора Достоевского и другой классики отечественной литературы сыграл ряд значительных ролей. Одной из них является почти бессловесный захудалый помещик Афанасий Матвеевич в спектакле «Последняя гастроль князя К.» по повести Фёдора Достоевского «Дядюшкин сон». И это обесчеловеченное существо артист делает красноречивым проявлением порочности общества, которое уродует отношения людей даже в семье – наиболее распространенная тема в мировом искусстве.

Одним из символических для Оренбургского драматического произведений является спектакль по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Поставленный полтора десятилетия назад, он и ныне очень важен для утверждения в общественном сознании народных ценностей. Своим местоположением театр оказался в центре крестьянской войны, бушевавшей два с половиной века назад. Сегодняшним спектаклем он занимает место идейного бастиона в борьбе за будущее страны. Оно всецело зависит от позиции, которую Александр Папыкин выражает подвигом своего героя – капитана Миронова. Подвигом верного служения государству, ради которого он пошел на смерть. Во имя, как он это представлял, продолжения жизни народа, и в нем – своей «капитанской дочки» Маши. И капитан Миронов страстным голосом актера Папыкина зовет услышать о долге каждого за вверенное ему дело – за крепость, за государство, за детей.

Высшие ценности народа олицетворяет собой и герой Александра Папыкина в недавней премьере «Берег неба» телеграфист Риккардо. Это чрезвычайная редкость, когда современное искусство затрагивает тему радости труда, знаемую людьми даже в заброшенном городишке послевоенной Италии. Эта радость вызывает самовозобновление творческих сил артиста, и потому ему так понятно достоинство великого труженика Риккардо, который в самом начале спектакля упрекает своего брата Стефано: «Я не бродяга, как ты. Я 50 лет работал на станции и до смерти буду находиться на своем месте».

Хотя место уже 20 лет закрыто, старый телеграфист привязан к нему, все его существо помнит музыку труда. Её мелодия не раз возвращается в спектакле, с нарастающей силой из глубины его подсознания доносятся ритмы летящего поезда – как символ мощи рабочих масс, в Риккардо пробуждается такое упоительное чувство причастности к коллективу, что он подтягивается, расправляет плечи и воображает себя во главе колонны на марше.

Он, как тамбур-мажор, задаёт этот чёткий ритм попавшейся в его руки метлой, и она заменяет бунчук и не кажется смешной.

Напротив, в своём забытьи Риккардо просто прекрасен красотой рабочего человека и вызывает горячую симпатию. А когда проводят перепись населения, чтобы «там наверху знали всё обо всех», Риккардо восклицает: «А там будут знать, как любил свою работу? Пока господа из Рима не приказали разобрать рельсы, телеграфиста лучше меня было не сыскать!». У Папыкина не бывает ни слова без чувств, но здесь из сердца вырывается такая жгучая тоска – её можно представить по массовым демонстрациям безработных и понять, что не хлебом единым жив человек.

Жажда знаний, глубокий интерес к истории и современности, к литературе, живописи, музыке заполняют до краёв бытие артиста. Он, например, возглавляет областную секцию Всероссийского общества любителей творчества писателя, актёра и кинорежиссёра Василия Шукшина. Самобытный писатель занимает особое место в творчестве актера Александра Папыкина. Несколько блистательных постановок по произведениям писателя, имевшего, как недавно установлено, кровные связи с Оренбуржьем, обогатили репертуар нашего театра. Участие в них было праздником и для Александра Папыкина. Такова для него и роль монаха в сатирической сказке «До третьих петухов» – о засилье бюрократии, когда даже Ивана-Дурака заставляют добывать справку о том, что он умный.

Один из самых ярких спектаклей текущего репертуара поставлен по рассказам Шукшина «Милые люди». В драматической истории встречи сбежавшего из тюрьмы сына исполнитель роли его отца Папыкин показывает свой талант естественного выражения самых крайних и самых тонких переживаний человека труда, крестьянина, – он вызывает заметное сочувствие в зале. И удовольствием в работе рубанком, и счастьем свидания, и слезами горя – герои народного писателя в родстве со зрителями.

По рассказам Шукшина «Беседы при ясной луне» Александр Папыкин поставил спектакль, в котором играли также заслуженный артист России Павел Георгиевич Чиков и Елена Могельницкая. Эта «командировочная бригада» драматического театра в течение тридцати лет показывала шукшинский спектакль в Домах культуры сёл и городов Оренбургской и других областей при сочувствии и дружном смехе зрителей над самими собой – они узнавали себя на сцене со всеми своими подвигами в кавычках и без, какими их видел народный писатель. Александр Папыкин удостоен премии Василия Шукшина.

И еще одно исключительное событие среди актёрских семей театра – Оренбургская студия телевидения в 1987 году сняла полноформатный художественный фильм «Колокола» по пьесе Геннадия Мамлина в постановке Юрия Кононыхина. Александр Папыкин и Елена Могельницкая в пору своего творческого расцвета показали историю создания кинофильма – историю и своего повседневного творчества, историю сладостных и мучительных поисков достоверного, глубокого и яркого отображения жизни своих героев, их стремления к высоким отношениям среди людей. Этим фильм захватывает зрителей, и, думается, будет согревать сердца всех, кто его посмотрит в будущем.

Артисту до боли близка тема державности – буквально кровоточащая рана насильственно, обманом расчленённой страны с тысячелетней историей. Именно этим насыщена его заглавная роль в спектакле «Ярослав Мудрый» по пьесе Павла Рыкова. И в далёкие времена Киевской Руси условием её существования было единство, к которому призывал Ярослав Мудрый. Услышат ли его современные нам «князья» – ведь опасность сегодня неизмеримо больше. Об этом – тревога создателей спектакля.

С нами и сегодня наш общий для всех племён единой земли прародитель Ярослав Мудрый. Его предсмертный наказ сыновьям, его «Ярославова правда» и поныне жизненно важны для будущего всех детей великой страны: «Сыновья мои! Ухожу я от света сего. Имейте в себе любовь! Потому что вы – братья единого отца и матери. И если будете в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам противящихся вам, и будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и раздорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим. Но пребывайте мирно, слушаясь брат брата…».

Эти чувства, эти слова могли бы произнести все повзрослевшие герои Александра Ивановича, живущие в нём и по сей день, и не случайно их монологи, их боль живут постоянно в душе актера.

А спектакль по пьесе Леонида Зорина «Невидимки» – о человеке в современном обществе, о его одиночестве вплоть до невидимости, о неразделённости чувств и абсолютной нехватке искреннего душевного общения. Перед зрителями двое – в разговоре по телефону. Девушка и мужчина зрелых лет. Никакого внешнего действия – и тем не менее артистка Ирина Прохорова и Александр Папыкин держат зал в напряженной тишине. Нерастраченные чувства, чистота помыслов, потребность в нежности и теплоте свойственны людям и в эпоху оглушительного технического варварства, что и показывает театр.

Такой театр не канул в прошлое, он и сегодня являет чудеса воскрешения, высоких идей демократии, гражданственности, героизма во благо Отчизны. Вполне злободневны спектакли, например, по пьесе Константина Симонова «Русские люди» и другие из золотого фонда. Каждый актёр предощущает, что с таким спектаклем он в самый острый момент восстанет в памяти давнего зрителя, даст спасительный толчок сердцу и мысли. Для многих таков в исполнении Александра Папыкина доктор Харитонов, при фашистах – бургомистр. Он и сегодня живой перед глазами, в глубоких терзаниях: мог не дрогнуть перед врагами, мог не поступиться совестью, отдать жизнь за родину, но… И это наглядное назидание нынешним: не повторите нравственного падения. Есть ценности превыше злата и собственной шкуры.

В начале было слово. И был создан театр, чтобы донести слово до ума и сердца. Русский театр свято соблюдал свою миссию, стал классическим. Художественный руководитель Оренбургского драматического государственного народного хора, потом профессор Оренбургского института искусств Людмила Райкова являлась самой ревностной почитательницей областного драматического театра и в беседах о нем не раз касалась сценической речи. И всякий раз отмечала: Александр Папыкин – образцовый хранитель русского языка на сцене. Каждое слово как жемчужину на ниточку нанизывает. Даже шепотом до самого верхнего яруса долетает. Не в пример принятому ныне в «новаторских» театрах «бормотанию под нос», да еще и спиной к залу.

Он воспринял высокую требовательность к себе от старых мастеров, товарищей по сцене. Без отрыва от нее артист с «красным дипломом» закончил школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре СССР. Убедительным торжеством таланта выпускников были дипломные спектакли «Дурочка» по комедии Лопе Де Вега и «В день свадьбы» по пьесе Виктора Розова – они с блеском вошли в репертуар Оренбургского театра. В главных ролях обоих спектаклей выступили молодые актеры Александр Папыкин и его жена Елена Могельницкая, а также Анатолий Горгуль, Александр Алашеев и другие выпускники, которые во взаимовлиянии росли на славу театра, его высокого общественного признания. Александр Иванович пришел на профессиональную сцену, когда на ней смело заявляли о себе именно «розовые мальчики». Так с легкого пера вдумчивого критика были названы Олег Савин, Андрей Аверин, Василий Заболотный – герои первых пьес замечательного драматурга В.С. Розова. Встреча с этими героями отразила светлую творческую настроенность идейного мира актера на всю его жизнь.

В интересах – она молода и полна юношеской увлеченности и веры в прекрасное будущее для всех и каждого, потому что за плечами – всего-то 85 лет. Александр Папыкин по-прежнему занят во всех спектаклях театра – вот недавно поставлена написанная сто лет назад на сегодняшнюю злобу дня пьеса Максима Горького «Васса Железнова», в которой артист являет зрительному залу самого популярного нашего современника – взяткодателя. Этот герой нашего времени, управляющий Михайло Васильев, таким рекламно показательным действом изобличает передачу взятки, что этому могли бы аплодировать верховные руководители власти, призывающие искоренить коррупцию в России.

Сегодня к этой борьбе привлекается и «Общероссийский народный фронт». Думается, его создание навеяно тем же, что и оперетта Бориса Александрова «Свадьба в Малиновке» – народной непримиримостью к порокам. Победивший их народ может и над собой смеяться – в этой веселой истории много смеха вызывают крутые политические повороты сельского старосты Нечипора в исполнении нашего юбиляра.

 Отсюда классическую культуру Александр Папыкин сверх своих прямых обязанностей передает многим любителям и поборникам русской литературы, языка и сценического искусства. 35 лет руководил в Оренбурге самодеятельным театром «Поиск», где вместе с Еленой Федоровной Могельницкой они делились своим мастерством с молодыми талантами. Благодаря им молодые юноши и девушки нашли свое артистическое призвание, страсть к постоянному культурному росту, любовь к прекрасному. Многие профессионалы завоевали любовь зрителей: Нина Астаева – в екатеринбургской драме, Лена Мухамадеева – в челябинской драме, Галя Мирошниченко – в Оренбургском кукольном театре, Вадим Калганов – в Московском театре имени К.С. Станиславского. Многие их питомцы стали журналистами.

Оттачивались и режиссерское мастерство Александра Папыкина. Оно было кстати и по основному месту работы, где артист в разной степени участвовал в режиссуре и «взрослых» спектаклей, и самодеятельно ставил детские: «Принцесса-Невидимка», «Два клёна», «Хозяйка Медной горы». А любители и спустя годы помнят, как во Дворце культуры «Дружба» зарождалась оперная труппа, её успешные премьеры опер «Алеко» и «Запорожец за Дунаем» относили и в заслугу режиссера Александра Папыкина.

Вполне закономерно накопленный опыт был востребован в учебных заведениях. Артист получил роль штатного преподавателя по совместительству. В областном училище культуры. В музыкальном училище, а затем и в Оренбургском государственном институте искусств. Примечательно, что один из основных предметов профессора Александра Папыкина – сценическая речь. Слово – мастеру. Профессор готовит учебные постановки, в том числе и оперные спектакли. Опера «Борис Годунов» вышла за рамки института, стала событием в городе. Для студентов первой школой приобщения к высокому искусству были комическая опера Доницетти «Колокольчик» и оперетта Юрия Милютина «Девичий переполох» и другие.

Есть одна роль, которая как символ объединяет сценическую жизнь и бытие за стенами театра актера и гражданина Александра Папыкина. Это Царь. Владыка в самых разных его коронациях. Под занавес предъюбилейного года в присутствии известного писателя Юрия Полякова состоялась премьера его драмы «Грибной царь» с Папыкиным в заглавной роли. Сказочных всесильных персон он играл в детских спектаклях. В течение ряда лет был Дедом Морозом Оренбурга, Домов культуры и других праздничных мест. Видели его и в роли Водяного царя на реке Урал.

И это символизирует его истинно царское качество – щедрость. С такой царской щедростью он обращает свои силы и время на все прекрасное в жизни. На познание и поддержку всего светлого и чистого в мире людей и родной природы, в родной стране.

Для этого надо успевать читать художников и мыслителей прошлого и наших дней и нести знания в народ. Каждое летнее утро раным-раненько поспешать на старицу Урала и в лучах солнца переплывать ее простор – роскошь удовольствия действительно Водяного царя.

А какому царю доступна благодать на протяжении десятилетий в любую погоду каждый день почти круглый год ради любой цели проехать по городу на велосипеде! Это неотъемлемая привилегия, который пользуется Грибной царь Александр Иванович, когда он едет за грибами и другими дарами лугов и полей на центральный колхозный рынок и по другим таким злачным местам.

И что от этого имеет его величество артист? Не только экономию на транспортных расходах, какую не обеспечит ни один монарх, но и любование жизнью, встречи со зрителями – продавцами на базаре, а от всех радостей – прилив сил, бодрости и вдохновения служить искусству театра, который принадлежит народу.

Последнее десятилетия для театра противоречивы. Художественный руководитель и главный режиссер театра, народный артист России, лауреат государственной премии Рифкат Исрафилов и в чрезвычайно сложных «предлагаемых обстоятельствах» сумел удержать корабль на плаву. А в обновленном здании театр вообще стал центром притяжения в культуре города и области. По-прежнему видное место в творческом коллективе занимает заслуженный артист России Александр Папыкин. И он обживал открытый в новом здании «малый зал».

Здесь с успехом шли спектакли «Лебединая песня» и «Невидимки» с Папыкиным в главной роли.

Однако в условиях очередного кризиса мирового капитализма сталкивается с трудностями и культура. Её деятели и в Годы Культуры и Литературы не почивают на лаврах, а в собственном быту живут небезоблачной жизнью своих героев.

О творческих и бытовых проблемах артисты говорят на конференциях профсоюза работников культуры и областной организации Союза театральных деятелей России. Театр жизненно необходим как средоточие культуры и духовности народа.

Из этого исходит в своих выступлениях и Александр Папыкин, вся деятельная позиция которого – за то, чтобы артисты вновь не оказались, как полтора века назад Счастливцев и Несчастливцев, на лесной поляне около пенька на встречном курсе из Вологды в Оренбург и наоборот.

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (3)