ИНФОРМАЦИЯ / Анатолий ПОБАЧЕНКО. «ЛИШЬ СЕРДЦЕ БЬЁТСЯ ЖАЖДОЙ ВДОХНОВИТЬСЯ». Обзор журнала «Сибирский Парнас» № 2-2021
Анатолий ПОБАЧЕНКО

Анатолий ПОБАЧЕНКО. «ЛИШЬ СЕРДЦЕ БЬЁТСЯ ЖАЖДОЙ ВДОХНОВИТЬСЯ». Обзор журнала «Сибирский Парнас» № 2-2021

 

Анатолий ПОБАЧЕНКО, главный редактор

«ЛИШЬ СЕРДЦЕ БЬЁТСЯ ЖАЖДОЙ ВДОХНОВИТЬСЯ»

Обзор журнала «Сибирский Парнас» № 2-2021

 

 Второй номер (2021г.) журнала «Сибирский Парнас» (Новосибирск) традиционно открывается рубрикой «Портрет». В этом номере Людмила Дистанова, заместитель директора Научной библиотеки Новосибирского университета (НГУ), увлечённо рассказывает о Елизавете Евгеньевне Малининой. Это только эскизы к портрету художника.

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.

                                          (Кобаяси Исса)

Дар блестящего рассказчика и редкая способность слушать и слышать других, быть немногословной, «держать паузу» и хранить безмолвие – это всё о ней. И это – важные штрихи к портрету человека, который сам – безусловное явление культуры.

Елизавета Евгеньевна Малинина, востоковед, филолог, автор многочисленных публикаций по духовной культуре Японии и переводов японской художественной прозы на русский язык. Бесчисленные спецкурсы, лекции, творческие встречи, беседы, литературные вечера… До сих пор, в течение лет ли, в их бурлении ли, интерес к ним новых поколений слушателей не ослабевает. Это не просто «мероприятия», это глубокий содержательный разговор-размышление на самые сложные темы искусства, философии, жизни.

Каждый раз это новая попытка разобрать вместе со своими слушателями целый круг духовных проблем. Отличительная черта всех этих занятий – разговор о столь сложных предметах ведётся в ясной, простой и сердечной манере. Елизавета Евгеньевна, воссоздавая свою картину мира, всегда стремится донести до каждого все её оттенки, цвета и смыслы. Серьёзность и сосредоточенность, импрессионистские краски общения: «Когда отыскан угол зренья», говоря поэтической строкой Арсения Тарковского.

Когда-то, «то ли недавно, то ли давно», на абонементе появились её первые, но уже совершенно зрелые работы – небольшие акварели, первые миниатюры. Словно в волшебном фонаре открывались необыкновенные картинки. Они не просто украсили интерьеры, но стали настоящим знаком Красоты. От небольших вернисажей на разных площадках Академгородка художник Елизавета Евгеньевна Малинина пройдёт путь до замечательных персональных выставок в Калифорнии, Музее Н.К. Рериха, Доме учёных, где её работы пользуются огромной популярностью и любовью зрителей.

Погружение в дальневосточную эстетику, глубокое знание культуры и искусства Китая и Японии не могло не оказать влияния на стилистику миниатюр. Выполненные в смешанной технике (монотипии, пастели, акварели, гуаши, китайской туши…), они пропитаны дальневосточными мотивами, нескрываемой любовью…

Важнейший лейтмотив, зазвучавший с необыкновенной силой в жизни Елизаветы Евгеньевны Малининой, – путешествия.

Вспомним гоголевские бессмертные слова: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога… Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога!».

Её дорожная история, её Путь насыщен просветительской и исследовательской деятельностью. Северная Америка, Канада, Юго-Восточная Азия, Европа, Китай, Япония, Индия, Тибет, страны Ближнего зарубежья.

Особенные, почти мистические связи с Японией. В стране Восходящего Солнца приходилось бывать множество раз, но наиболее значимые и длительные поездки были связаны с приглашением научно-исследовательского Института буддизма дзэн, находящегося в Киото. Этот древний город, бывшая императорская столица, расположенная на берегах двух рек среди гор, всегда манил к себе…

В общей сложности два года посчастливилось провести в этом наипрекраснейшем из уголков Земли. Жизнь в Японии предоставляла щедрую возможность узнать страну, её людей, культуру, природу…

Алтай – сакральное место в судьбе и творчестве Елизаветы Евгеньевны, связь с ним глубока и берёт начало с младенческих лет. Это знаковые хронотопы, в их времени-пространстве живёт её «память сердца». Заповедные места не утратили с веками ни своего очарования, ни притягательной силы. Последние же двенадцать лет судьба предоставила возможность длительного, многомесячного пребывания в высокогорьях Алтая – и зимой, и летом… Там, среди белых снегов высокогорья, писались картины, создавались фильмы, посвящённые горам Алтая – поистине труднопроходимым (а порой и вовсе непроходимым), его местам – пятнадцать фильмов.

Знакомство с известными (и не очень) сибирскими художниками стало доброй традицией журнала.

Алла Новикова-Строганова (г. Орёл), доктор филологических наук, профессор, историк литературы, член Союза писателей России, представила в разделе «Мнемозина» читателям (в год 222-летия А.С. Пушкина) статью «В пламени Божественной любви…»

Я одарю тебя молитвами души <…>

Молитвами любви, смирения и мира.

                                                        (А.С. Пушкин)

Поэтический гений Александра Сергеевича Пушкина был явлен миру как истинное чудо. «Наш поэт представляет собою нечто почти даже чудесное, неслыханное и невиданное до него нигде и ни у кого», «ни в каком поэте целого мира такого явления не повторилось», – справедливо утверждал христианский писатель-пророк Ф.М. Достоевский.

Сам Пушкин воспринимал ниспосланный ему талант не только как дар, но и как задание свыше – нести человечеству проповедь Божественной истины:

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Стихи словно объяты Божественным пламенем горения духовного. Сердце поэта-пророка – это «угль, пылающий огнём», в согласии с апостольским призывом: «Духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11). Неслучайно «Пророк» явился духовным ядром пушкинского творчества как служения пророческого, вместившего «в себе идею всечеловеческого единения, братской любви».

«Велик и свят был жребий твой!..» – восклицал о Пушкине Ф.И. Тютчев. Он же выразил задушевную мысль, излившуюся из самого сердца России:

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!..

Последующие поколения русских писателей и читателей, «благоговея богомольно перед святыней красоты» (если говорить пушкинскими же стихами), в надежде вдохновения и творческого озарения припадали к родникам литературного наследия поэта. Неразделимый с Родиной, проникновенный лирик С.А. Есенин писал, что Пушкин «русской стал судьбой».

В рубрике «Святые камни» Юрий Ключников не только вспоминает великих поэтов и мыслителей, но и приветствует наших современников.

Нас, разделённых временем-пространством,

Живущих друг от друга вдалеке,

Невидимое связывает Братство.

Надеемся когда-то долететь

До дальних звёзд,

Где Сердце Мира бьётся,

И там – в лучах немеркнущей зари –

Нас встретят Леонардо, Пушкин, Моцарт,

Есенин, Лорка, Сент-Экзюпери.

Склонимся вместе над священной чашей

Грааля заповедного – и в путь,

В обратный путь к Земле заблудшей нашей,

Ей радость и достоинство вернуть.

Поздравляет поэт и ныне здравствующего писателя Виктора Лихоносова с 85-летием!

По суриком покрытой кровле крыш

Закат державный медленно проехал.

Но не вернул он «маленький Париж»,

Папахи белой смушковое эхо.

В ходу сегодня непонятный цвет,

И кланяйся хоть красным, хоть Краснову.

Вот только у спины желанья нет

Поклоны отбивать кому-то снова.

Сереет русский парус над волной,

Тоскует от Чукотки до Тамани.

Мятежен всюду край его родной

В надолго опустившемся тумане.

Нет сил ни на покой, ни на борьбу,

Лишь сердце бьётся жаждой вдохновиться.

Мы всё плывём и ни в одном порту

Не можем до сих пор остановиться.

Многие поэтические строки Юрия Ключникова, Анатолия Побаченко посвящены знаменательным датам в истории русской и зарубежной литературы: Бодлеру, Вийону, Булгакову, Гумилёву, Ходасевичу.

Продолжаются рассуждения Марты (рубрика «Слово Учителя») о судьбах мира. Колесо истории неимоверными усилиями поворачивается горсткой героев. За спиной каждого из них стоит незримая фигура Учителя. Курс развития человечества подходил уже к глобальным катастрофам и был остановлен в кровавом поту несменным дозором. Невозможно объять грандиозность работы Хранителей Планеты. Невидимая армия бесконечно помогает человечеству, но человек видит только камни под ногами. И ужасается известиям о катастрофах. Великие идеи, пришедшие с Востока, покорили западный ум. Специфичность восточного менталитета и особенности религии не дали бы западным философам вполне понятной для них картины. Соединение Востока и Запада состоялось благодаря нескольким удачным миссиям Посвящённых.

Именно благодаря их усилиям Светочи знания были зажжены и разнесены по свету. Призыв прозвучал на всех языках. Как часто человек, выбравший для себя духовный путь, выглядит в глазах окружающих ненормальным, в лучшем случае – чудаком.

В «Этюдах о сибирских поэтах» критик Алексей Горшенин вспоминает творческий и жизненный путь Геннадия Михайловича Лысенко: «Душа не ищет брода…» (Стихотворения Геннадия Лысенко). Поэт-дальневосточник прожил без нескольких дней 36 лет (1941-1978). Немного. Тем не менее, сумел оставить в современной русской поэзии заметный след. Писать же, в принципе, Геннадий Лысенко мог о чём угодно. Есть у него вещи для его творчества совершенно неожиданные. Например, никогда практически его поэтический взгляд не обращался к животным. Тем удивительнее наткнуться в книгах Лысенко на замечательное стихотворение о старой собаке. Его никак не спутаешь с тысячью других поэтических творений о братьях наших меньших:

Собака была старой,

                                  белой.

Уже поговаривали:

                 куда бы её деть?

А собака умела

прямо в душу глядеть.

И однажды,

                  прильнув к колену,

сгустком верности и тепла,

собака почувствовала измену,

вышла из дому –

                              и умерла.

Прозу («Шаги») представили Игорь Кожухов «Объявление», Альберт Кайков «Длинная история», Геннадий Гусаченко «Удар судьбы», Людмила Шахурдина «Мир жив и чудесен», Юрий Мочалов «Сладкое будущее».

В поэтических «Монологах» постарались найти себя Елена Зиноватная, Мария Кузнецова, Евгений Мартышев, Анатолий Сухаржевский (Новосибирск), Владимир Проскуров (Киев), Олег Селедцов (Майкоп-Краснодар), Дина Нагорнова (Прокопьевск, Кемеровская обл.), Анатолий Арестов (Рубцовск, Алтайский край).

В «Пилигриме» Татьяна Трофимова-Воронцова рассказала о путешествиях по миру Станислава Коврижкина, вспомнила его многие стихи. Лирическая зарисовка Валентины Шмаковой поведала о непреходящей красоте Чёрного моря.

В рубрике «Клио» Вениамин Радюкин повествует о своём участии в реализации программы «Луноход-1», о первых достижениях советской космонавтики.

«Обзоры, мнения, критика»: интервью Дианы Кан с директором музея-заповедника Н.А. Жирковой – «Пушкин. Болдино. Карантин…», опубликовано благодарственное слово Ю.М. Ключникову, известному русскому поэту, переводчику, эссеисту и путешественнику в связи с его юбилеем – 90-летием!

А Юрий Михайлович знакомит читателей с Михаилом Булгаковым («Сны Михаила Булгакова»).

Своё мнение выразила поэт Ольга Киевская в краткой заметке о стихах Е.Мартышева («Ваш слуга и верный друг»).

«Театр Натальи Никульковой» воспринят всем сердцем Людмилой Тоньшевой, как замечательная страница высокого искусства в Сибири.

Маргарита Уральская в своих критических заметках «Есть женщины в русских селеньях…» высказывает мысли о повести А.Г. Головиной «Забыть не в силах», изданной в Новосибирске к 75-ой годовщине Победы над фашистской Германией.

Лана Лебедева в «Из жизни поэтов…» иронично и справедливо судит о поэтической жизни в родном городе.

В заключении дан «Анонс» мартовскому номеру литературно-исторического журнала «Александръ», в него включены произведения членов Союза писателей Новосибирской области.

 Главный редактор-директор Анатолий Труба говорит в предисловии:

«2021-ый – юбилейный год присоединения Сибири к России. Это веская причина для того, чтобы обратить внимание не только на творчество, но и на материальную поддержку сибиряков. Написанные в иронической форме произведения очень гармонично вписались в формат «Александра», особенно всё, что связано с именем Александра Сергеевича Пушкина. А присутствующий сибирякам юмор раскрывает их характер – несомненно, так и должно быть, ведь только оптимист может укорениться, закрепиться и созидать в столь суровых климатических и природных условиях».

Особую благодарность хотелось бы выразить руководителю Новосибирского отделения Союза писателей России Анатолию Шалину (избранному на новый срок председателем. – А.П.), на плечи которого легла ноша по сбору материалов для данного номера, да и в целом великий труд по организации работы писателей-сибиряков.

Творческих свершений, друзья!».

 

Комментарии

Комментарий #28283 22.05.2021 в 07:19

Да здравствует то, благодаря чему мы - несмотря ни на что - и ТАК ВСЕ! ВСЕГО ДОБРОГО И ВЫСОКОГО!

Комментарий #28273 21.05.2021 в 04:23

Журнал "Сибирский Парнас" с каждым новым номером становится богаче на авторов и интереснее по содержанию. Это видно даже по представленному обзору № 2 за 2021 г. Спасибо! Т. Смирнова.