Юрий КЛЮЧНИКОВ. СЛОВО АРИАВАРТЫ. 35 веков индийской поэзии в переводах и переложениях
От редакции
Вышел сборник Юрия Михайловича Ключникова «Слово Ариаварты: 35 веков индийской поэзии». Автор интересуется индийской темой давно: в своё время он издал большую книгу своих путешествий «Я в Индии искал Россию. Странствия по Ариаварте». Данный сборник включает в себя как переводы и переложения индийского эпоса («Бхагавадгита», отрывки из поэм, созданных такими авторами, как Вальмики, Тируваллувар и Калидаса), так и переведённые и переложенные произведения, относящиеся к теме любовной и философской лирики XIV-XX вв. В сборнике 315 стихотворений и миниатюр и глав из поэм. Темы индийской поэзии, всегда вызывавшей интерес у русских поэтов, одновременно разнообразны и привычны – жизненный путь человека, духовные и религиозные поиски, любовь мужчины и женщины, традиционные семейные ценности, дружба, страдание и сострадание к слабым мира сего, красота индийской природы, проказы и шалости юных индийских богов.
Предлагаем вниманию читателей важную часть сборника – переложение знаменитой Тамильской Библии («Тариккурала»).
Юрий КЛЮЧНИКОВ
СЛОВО АРИАВАРТЫ
35 веков индийской поэзии в переводах и переложениях
1. КНИГА ДОБРОДЕТЕЛИ
ХВАЛА ВСЕВЫШНЕМУ
Как буква «а» есть первая из букв,
Тому подобно Бог — наш главный Друг.
Задач у человека в мире много.
Главнейшая из них — познанье Бога.
Склоняющийся к Божеским стопам
Всегда идёт по правильным следам.
Господь не знает ни вражды, ни дружбы.
Он делает лишь то, что людям нужно.
Дабы прогнать невежества туман,
Необходимо одолеть рождений океан.
ХВАЛА ЛЮБВИ
Могу ли нечто приравнять к любви?
Её огонь пылает в звёздах и в крови.
Святое, нежное, тяжёлое влеченье,
Равно одной лишь жизни по значенью.
Нетерпеливый, ждущий только благ,
Обеим этим безнадёжный враг.
Любовь и скрытна, и видна наружно.
Ближайшая родня по духу — дружба.
Огонь любви Всевышний в нас зажёг.
Мы без неё костей и мякоти мешок.
ХВАЛА ДОЖДЮ
Хвалу стихиям должен помнить каждый.
Жизнь невозможна на земле без жажды.
Когда бы Индра* прекратил греметь,
Повсюду Яма** учредил бы смерть.
И нам, конечно, грозы угрожают,
Способствуют, однако, урожаю.
Моря с притоками, любая живность в них
Не могут обойтись без ливней проливных.
А мы природы безалаберные дети,
Всё путаем, где зло и добродетель.
------------------------------------------------------
*В иерархии индуизма бог-громовержец, аналог славянского Ильи пророка.
** Ведический бог смерти.
О ВЕЛИЧИИ ЧЕЛОВЕКА
Величия не нужно домогаться,
Оно души природное богатство.
Мы по телесному рождению равны,
Но для различия деяния нужны.
Творцы их тем подобны мудрым жёнам,
Что сохраняют свой очаг зажжённым.
Величие не склонно к похвальбе,
Чернь похвалу поёт сама себе.
Большие духи не подчёркивают промах,
А негодяй поносит даже незнакомых.
О ВЕЛИЧИИ ПРАВЕДНИКОВ
Без праведников жизни в мире нет.
Они — ядро её, благоуханье, цвет.
Нужны не меньше, чем земля и воздух,
Светлее и заметней точек звёздных.
Средь миллионов, омрачённых суетой,
Всегда горит светильник золотой.
Кому подвластны все пять чувств и разум,
Тот крепкой нитью с праведностью связан.
Укоренивший в своём сердце благодать
Не станет никого на свете осуждать.
О СОСТРАДАНИИ
Немало культов породило Мирозданье.
Нет настоящего без искры состраданья.
Жестокость многим посылает страх,
А сострадание несёт улыбку на устах.
Нельзя с голодным на еду скупиться,
Однако не за счёт постыдного убийства.
Кто ест добытый на охоте труп,
Становится душой невольно груб.
Отказ от мяса* средь иных свершений —
Не худшее из жертвоприношений.
-------------------------------------------------------------------------
* Споры о вегетарианстве не закончены до сих пор. У него миллионы приверженцев и миллиарды противников. Автор двустиший в этом смысле занимает умеренную позицию — отказ от мяса желателен, но не обязателен. Такая точка зрения в Индии (стране в общем-то вегетарианской) была, оказывается, выдвинута ешё на заре первых веков нашей эры.
О МИЛОСЕРДИИ
Заботясь о себе, подумай о соседстве.
Кто позаботится о нём? Чужое сердце?
Немного душ, способных выйти за предел
Своих привязанностей, дум, семейных дел.
И если тонкую одну в безлюдье встретишь,
Бери за образец, не превращая в фетиш.
Где болтовня, там милосердие спугнёшь,
Оно чувствительно, не переносит ложь.
Нам сердце открывает высочайшую дорогу —
Представь — в грядущем стал подобен Богу…
О МУДРОСТИ
Правитель, внявший праведным речам,
Стать может неугодным богачам.
Отвергнувший спокойные решенья —
Погубит толпы в жертвоприношенье.
Подвластный извержениям словесным
Не может быть посланником небесным.
Совет, рождённый сердцем мудреца,
Исполни полностью с начала до конца.
Ведь мудрость и целительна, и свята,
И не бывает никогда витиевата.
О ВЕЛИКОДУШИИ
О смертный! Этим свойством овладей.
И, бросив взгляд, оценишь суть людей.
Роднит живых не кровь происхожденья,
И даже не совместное в семье рожденье,
Что в звёздах называют словом «близнецы».
Нам неизвестны ни начала, ни концы,
Ни корни гаснущего в мире благородства.
Но твёрдо верим в силу превосходства
Великодушия над низостью людей.
В конце концов не победит злодей.
О СЕРДЕЧНОЙ ЩЕДРОСТИ
Она не знает ни времён, ни расстояний
И за добро своё не ищет воздаяний.
Лишь лёгкий дым шлёт облакам земля
За пролитые, скажем, ливни на поля?
Так создан мир. Что радостно и ценно,
Должно ко всем вернуться непременно.
И на земле, и в райских кущах хороша
Дарующая счастье щедрая душа.
Как обрести? Здесь до небес добраться,
Себя продав навеки Богу в рабство.
О НЕ ПРИЧИНЕНИИ ЗЛА
Задача мудрого — себя не уронить
И дух соседей крепким сохранить.
Душе любой грозит изъятье тела,
Но сам такого никогда не делай.
И Яма средь ему назначенных забот
Поможет совершить Великий Переход.*
Создатель завещал нам с Ним сближенье
И не конец земной — закон преображенья.
Закона суть незыблемо крепка —
Себя освободить от всякого греха.
--------------------------------------------------------
*Здесь в смысле индивидуального ухода от всех соблазнов земной жизни. Одновременно содержится намек на будущую эпоху, т.е. на время, которое мир переживает именно теперь.
О ЗЛОВРЕДНОСТИ МЕСТИ
Пусть заповедь «не зла» соединится вместе
С другой — забудь навеки чувство мести.
Не только потому, что месть дурна —
Твои грядущие рожденья очернит она.
Сжимает сердце злобное отмщенье —
Пошли обидчику сердечное прощенье.
Дурные мысли и дела — заклятые враги,
По сути наши непрощёные долги.
О НАЗНАЧЕНИИ СЕМЬИ
Любой, кто чтит значение семьи,
Хранит основы Неба и земли.
Хранящий же семейные основы
Обязан чуять солнечные Зовы.
Они напоминают мёртвым и живым:
Хотя со смертью всё уходит в дым,
Мы только под луною делаемся лучше,
А значит, в райские не устремляйся кущи.
Земля есть кузница, где Бог куёт себе
Помощников по жизненной борьбе.
О СПУТНИЦЕ ЖИЗНИ
Подруга и супруга настоящая не та,
Чья внешняя лишь блещет красота.
Душе мужской необходимо сердце,
Где можно в непогоду отогреться.
Да и молитвенный обряд жене не нужен.
Творит его примерной жизнью с мужем.*
Здесь не растит число мужских долгов,
Там эта женщина — любимица богов.
Её достоинства, природу, добродетель
Своим примером обнаруживают дети.
---------------------------------------------------------------
*Традиция Индии полагает, что истинным женам набожность не нужна, достаточно относиться к мужу как к богу.
О ДЕТЯХ
Не знаем большей чести, чем явление детей.
Они — цветы, жемчужины, наследники людей.
Прикосновенье рук ребёнка — сладко телу,
Участие во взрослых играх — помощь делу.
Играющая вина* несравненно хороша.
Не хуже речь несвязная иного малыша.
Мать настоящая питает наслажденье,
Когда испытывает боль ново-рожденья.
Нет для отца наград светлей и шире,
Чем если сын прославлен в этом мире.
------------------------------------------------------
*Индийский музыкальный инструмент.
ОБ ОТРЕЧЕНИИ
Родившийся бредёт тропою заблуждений.
Проходит через некое число перерождений.
Уйдёт из-под ярма пяти знакомых чувств —
Для суеты тотчас же сделается пуст.
Кто отрешился ото всех земных желаний,
Освободил себя тем самым от страданий.
Такой сумел остановить сансары* колесо
И выше ангелов иных вознёс своё лицо.
Прильни душой к Творцу, лишенному пристрастий, —
И пай немалый обретёшь в Его верховной власти.
------------------------------------------
*Внешнее бытие человека, представляющее собой кругооборот рождения и смерти и держащее человеческую душу в состоянии зависимости и рабства.
ОБ УМЕНИИ ПРОЩАТЬ
Земля прощает тех, кто её пашет,
Простите же и вы злодеев ваших.
Прекрасно, если горе терпишь сам,
Светлее зла не помнящий глупцам.
Велик вершащий подвиги аскет,
Но выше тот, в ком капли злобы нет.
Выращивайте в сердце всепрощенье
И завершите им земные воплощенья.
Не унесите только в будущее месть.
Она способна все заслуги съесть.
О ДОБРОСЛОВИИ
Одно лишь душевное слово дороже,
Чем сотни бездушных, неискренних — тоже.
Кто свет его первым во тьму принесёт,
Прославит себя и соседей спасёт.
Слова ободренья сердечны и милы,
Внушают уверенность, радуют силы.
Коль непогодь в жизни следы замела,
Отыскивай в сердце слова-семена.
Сердечное слово бальзаму подобно,
Но демонам тёмным весьма неудобно.
Злоречье в себе утвердить не позволь,
Тем вызовешь в Небе излишнюю боль.
О СУЕСЛОВИИ
Чуть рот открыл – оттуда полилось…
Каков итог? Усталость или злость.
Кто вовремя не ставит слову точки,
Подобен ставшей бесполезной бочке.
Порой и мудрый предаётся речи злой,
Когда повсюду учиняется разбой.
Однако этот не преступит меру,
Иначе его слово потеряет веру.
А нечего сказать, но к болтовне привык —
Всю волю напряги и придержи язык.
О ПРАВИЛЬНЫХ ПОСТУПКАХ
Они живой природы основанье.
Цена их выше самого существованья.
Лишь благородными делами человек
Кочует без помех из века в век.
Брамин, забывший Веды, выучит их снова.
Свихнувшийся с Пути утрачивает Слово.
И если вновь с Ним встретиться решит,
Страдания такой уже не избежит.
Бывает хуже — мудрость разумеет,
Но жить в согласье с нею не умеет.
О ПОЛЬЗЕ СЛАВЫ
Голодному пошли содействие в еде —
Себе поможешь в будущей беде.
Весть о твоём поступке разнесётся
И новой жизнью славной обернётся.
Всё тленно от вещей до первых лиц.
И лишь у славы постоянство птиц.
Она соединяет с небом землю,
Беспамятного гнёта не приемля.
Воистину нетленные и добрые дела
Выращивают в душах вечные тела.
О ЗЛЫХ ДЕЯНИЯХ
В реченье — суть, в деянье вещество.
Уравновешено двух смыслов естество.
Всевышний наставляет в жизни этой
Зла не оплачивать такою же монетой,
Чтоб в следующей джива* не терпел
Последствия собою совершённых дел.
Деянья злобные похуже скорпионов,
Они не знают ни пощады, ни законов.
Однако пощадит всегда судьбы весло
Ту лодку, что на мели занесло.
--------------------------------------------------
*Всякое живое существо, кочующее из жизни в жизнь.
О НЕУБИЕНИИ
Задача мудрого — себя не уронить
И дух соседей крепким сохранить.
Душе любой грозит изъятье тела.
Но сам такого никогда не делай.
Бог Яма средь ему назначенных забот
Поможет совершить Великий Переход.
Создатель завещал нам с Ним сближенье
И не конец земной — закон преображенья.
Такая заповедь по-прежнему крепка —
Тебя освободить от всякого греха.
О ВРЕДЕ ХАНЖЕСТВА
Пять элементов человеческого тела*
Хохочут над ханжой, что неумело
Пытается сыграть чужую роль,
Себе и людям причиняя боль.
Кто зло творит, надев святую рясу,
Разносит самую жесткую заразу,
Себя ввергая тем в свирепый ад
И верящему в душу впрыскивая яд.
Напрасно упражняешься, невежда,
Не скроет сути золочёная одежда.
----------------------------------------------------------
*Земля, вода, воздух, огонь, эфир — набор элементов в мировых религиях, из которых состоит человеческое тело.
О БЛАГОДАРНОСТИ
Услуга вовремя, пускай невелика,
Поможет усмирить заклятого врага.
Особенно, когда не жаждет воздаянья
И рождена не без сердечного влиянья.
Но если вмешан деловой расчёт,
Даянье по иному руслу потечёт.
Платить услугой за услугу некрасиво —
Целебная уходит из поступка сила.
Благодарим за весть, что радость принесла.
А благо высшее — когда не помним зла.
О САМООБЛАДАНИИ
Владение собой влечёт в миры богов,
Бездумные шаги растят число врагов.
Они нам расставляют кучу петель,
А это, кстати, тренирует добродетель.
Когда же управлять собою не привык,
Держи в узде хотя бы собственный язык.
Самоконтроль в бою необходим солдатам,
В миру — большим чинам и очень уж богатым.
Последним стоит помнить: смерть близка
Не только разовая — после, на грядущие века…
О ПРАВДИВОСТИ
Неправда, где добра и веры семена,
Так называться вовсе не должна.
Неправда, что и горестна и злобна,
Отравленному семени подобна.
Несвойственна словам правдивым лесть,
Особенно, когда хотят в душе осесть.
Блажен, кто брата в горе утешает,
Над горемыкою себя не возвышает.
Отстирываем грязь обычную водой,
Пятно души смываем дельной правотой.
О СКРОМНОСТИ
Она у мудрецов без пятен и без трещин.
Имеет много разновидностей у женщин.
Её противник — честолюбие мужчин.
Тем более, когда имеют крупный чин.
У скромников охрана — звёздный купол.
Нахалов ждёт удел тряпичных кукол,
Которых дёргает за нитку кукловод.
Опора мудрых — бесконечный небосвод.
Его украсила стеснительная скромность —
На самом деле, необъятная огромность.
О ТЩАТЕЛЬНО ПРОДУМАННЫХ ДЕЯНИЯХ
Кто размышляет об одной наживе,
Дороги к Богу не отыщет дживе.
Кто растворён во множестве забот,
И он не распахнёт святых ворот.
Боящийся в деянье совершить ошибку
Родит у знающего грустную улыбку.
Расплата догнала содеявшего зло.
Но и бездействие лентяя не спасло.
Спасенья нет, где лживые законы.
Пусть повинуются им даже миллионы.
О ПОСТИЖЕНИИ ЗНАНИЙ
Мни голову свою подобно тесту.
Закончив это, без сомнений действуй!
Та мудрость, что обрёл сегодня и сейчас,
Потом тебе послужит много раз*.
Нас знание влечёт, как встреча с милой, —
Рождает радость, наполняет силой
Чем глубже в реку опускаешь невода,
Крупнее рыба и заманчивей вода.
Лишь знание в душе неистребимо.
Всё остальное — достоянье дыма.
---------------------------------------------------------
*На языке старой Индии — это означает «в течение многих воплощений».
ОБ УЧЁНОСТИ
Учись не тому, что угодно карману
Такая учёность подобна обману.
Лишь алчущий правды воистину зряч.
Подобный себе и заблудшему врач.
Сегодня, тем более жизненным утром
Ревнивым не сделайся к более мудрым.
Учёность потребна как хлеб и вода,
Особо, когда наступила беда.
До смертного часа настойчиво, смело
Выращивай зрелость сердечную, чела!*
-----------------------------------------------------
*Чела — ученик. Кстати сказать, русское слово «человек» содержит именно этот санскритский корень. В нашем языке оно звучит знаменательно — «вечный ученик». Таково желательное значение понятия «человек».
О ВРЕДЕ НЕВЕЖЕСТВА
Невежда, наставляющий на путь,
Жене подобен, потерявшей грудь.
Там правды молока не сыщешь капли,
Зато полно фальшивой пакли.
По виду неуч может быть неплох.
Да жалка речь и здравый смысл усох.
Поэтому советы наставлений
Приводят челу к неразумной лени.
Когда упёрт в невежество осёл,
Оно бывает худшим среди зол*.
-------------------------------------------------
*Здесь явная перекличка с известным афоризмом Будды: «Зло — это невежество».
О БОГАТСТВЕ
Ты хочешь обрести секрет богатств?
Не нужно полного безденежья пугаться.
Когда богатство попадает в руки мудреца,
Приносит многим счастье без конца.
Наоборот, коль правит алчность и без чести,
Богатство быстро или медленно исчезнет.
Кто щедро наделён душевной добротой,
С чужой управится и с личной нищетой.
Того Лакшми* вовеки не покинет.
Без щедрых душ тоскливо и богине.
-----------------------------------------------------
*Богиня счастья, радости, любви.
О БЕДНОСТИ
Факт бедности нерадостен и горек,
Беду содержит в слове даже корень.
Уничижает всех на свете нищета.
Богатый бедному повсюду не чета.
Смысл слова бедняка возможно точен,
Да слушать его речь никто не хочет.
И жалобы не станет принимать
От горемыки даже собственная мать.
И днём, и ночью, в городе и в поле
Молюсь не оказаться в бедной доле.
О ЛЮДСКОЙ ВРАЖДЕ
Мудрец сказал — вот истинная язва —
Родня животных, в людях безобразна.
И если некто уязвил тебя,
Попробуй усмирить его, любя.
Когда вражда людей навеки сгинет,
Богиня Кали тоже нас покинет.
Власть перейдёт к сияющей Лакшми.
И ты Любовь её святую сей между людьми.
Законы Мирозданья очень строги —
Без нашей помощи бессильны даже боги.
О ВРЕДЕ СКОПИДОМСТВА
Скопивший необъятное богатство
Нередко забывает Божье братство.
Он должен знать, что приобрёл себе
Опасный жребий в будущей судьбе.
Нет на земле мертвей и хуже дома,
Чем жалкое жилище скопидома,
У коего способен отобрать Господь
Не только всё «добро» его, но плоть.
Куда надёжней облачное благо,
Где накопляется Божественная влага.
О ГОСТЕПРИИМСТВЕ
Еду и вина прячет только скупость,
У коей есть другое имя — глупость.
Не знают нищеты и бедствий те дома,
Где щедро для гостей распахнута сума.
Нашёл приют Земли бездомный житель —
Расположился по соседству небожитель.
Зачем странноприимцу лить кровавый пот,
Когда душа такого во всех случаях спасёт?
Кто одному себе в земной юдоли служит,
На небе и подстилки рваной не заслужит.
О БЕСПРИСТРАСТИИ
Будь справедлив ко всем на свете людям.
И встречные тебя такого не осудят.
Добро*, добытое неправедным трудом,
Откликнется бедою, может быть, потом.
Мы чуем это сквозь душевные потёмки,
Боль в полной мере ощутят потомки.
Добро и блага могут быть враги,
Всеобщим лицезреньям вопреки.
Ищи союзника в своём единоверце.
Но лучше в том, чьё шире сердце.
----------------------------------------------------
*Здесь — в смысле добро материальное.
О ПАГУБЕ ЗАВИСТИ
Молитве каждый обеспечить путь обязан,
А этой твари — перекрыть дороги в разум.
Достойный человек окажется смешон,
Публично заявив: «Я зависти лишён!».
Частица может быть на донышке у сердца,
Позор же столь велик, что никуда не деться…
И если Бог от гибели спасёт,
Она нас непременно догрызёт.
Убей в себе любых размеров зависть,
Чтоб никогда не порождала завязь!
О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ
Четыре чувства цепко держат тех,
Кто совершает этот смертный грех:
Животный нрав, дурное любопытство,
Презренье к человеку и бесстыдство.
Последний сукин сын, сошедший со стези
Жену соседа сможет выпачкать в грязи.
Подлец в аду кричит от дикой боли,
Чужую душу к согрешенью приневолив.
И, разумеется, блаженство обретёт,
Кто в эту западню не попадёт.
ОБ ОПАСНОСТИ ПРИСТРАСТИЯ К ВИНУ
Кто слишком привязал себя к вину,
Все краски жизни превратил в одну,
Но пьяницу такая участь не тревожит.
Его родная мать покинуть может.
Глупец способен деньги заплатить,
Порвав с остатками рассудка нить.
Хотя уверен, что с безумием не с связан.
Безумцу невозможно упорядочить разум.
Причина — он не чувствует вины.
Уверен твёрдо — мудрые пьяны.
О ВРЕМЕННОСТИ ВСЕГО ЗЕМНОГО
Умей легко расстаться с каждым встречным.
Ведь лик его от слёз твоих не станет вечным.
Не рвись к богатству, закусивши удила.
Потрать излишек свой на добрые дела.
Спеши создать за воплощенье что-то,
Пока предсмертная ни началась икота.
Желаний наших бесконечна дребедень,
Хотя не знаем, доживём ли этот день.
Но неужели сердце, устремившееся к Богу,
Не обретёт к Нему в конце концов дорогу?!
О КАРМЕ
Благая карма в нас рождает святость.
Дурную — норовим подальше спрятать.
В благой ты молодость души не износил.
Дурная быстро отнимает кучу сил.
На добрые поступки бесы не наставят.
Так обессилят, что энергия оставит.
А ведь её необходимо растянуть
На долгий по мирам Вселенной путь.
От кармы не уйти, тиски её могучи.
Пошлют и Божий дар, и злые тучи.
ОБ УСТРАНЕНИИ ЖЕЛАНИЙ
Стремись умчаться от любых желаний,
Куда быстрее тонконогой лани.
Укрывшийся от них способен устранить
Земных страданий нескончаемую нить.
Из всех, кто счастье под луною ищет,
Нет обретенья благороднее и чище.
Пока костёр желаний не погас,
Он в дым и пепел превращает нас.
И после гонит в новое рожденье…
Так без конца. О свет освобожденья!
2. КНИГА О ВЛАСТИ И УСТРОЕНИИ ЖИЗНИ
ЗАДАЧИ ВЛАСТИ
Секрет величия успешных государей —
Себя не мнить владыкой глупых тварей.
Найти баланс награды и кнута,
Стране чтоб не грозила нищета.
Помощников распределить умело,
Но самому вникать в любое дело.
Ошибки вовремя и чётко исправлять,
Запомнить их, не повторять опять.
Внутри быть грозным, в разговоре — милым.
Груз взваливать плечи лишь по силам.
ОБ УВАЖЕНИИ ВЛАСТЕЛИНА
Заботясь о своих делах и лике,
Не забывай об уважении к владыке.
Дурному помыслу о нём не дай созреть —
Приблизишь быстро собственную смерть.
В раздумьях не позволь возникнуть гневу.
Судьба царей подвластна только Небу.
И царь способен вызвать Божий гнев,
Препятствия свои в душе не одолев
И вызвав мудреца святую ярость.
Тогда падёт и властелина парус.
О СПРАВЕДЛИВОМ ПРАВЛЕНИИ
Правление это означает знанье сути,
Недопущенье негодяев к смуте.
Земли надежда в ожидании дождя,
Страна нуждается в решениях вождя.
И поклоняется его святым победам,
Что, в свою очередь, равно служенью Ведам.
Где правосудие всегда соблюдено,
Там в Небо открывается Окно.
Царь, убивающий врагов державы рьяно,
Не должен зваться именем «тирана».*
--------------------------------------------------------------
*Буквально в первоисточнике сказано: «Долг повелителя страны состоит в том, чтобы, охраняя покой граждан, беспощадно уничтожать врагов внешних и внутренних. В этом нет никакого прегрешения». Мысль древних тамилов повторил А.С. Пушкин. Когда вышел очередной том «Истории государства Российского» Карамзина, где давалась крайне негативная оценка Ивану Грозному как деспоту-кровопийце, поэта спросили, как он относится к изложенным в «Истории…» фактам. На что последовал краткий ответ: «Дело государя – рубить головы любым бунтовщикам».
О НЕПРАВЕДНОМ ПРАВЛЕНИИ
Страна-тиран, где грабежами сыт правитель,
Известна в мире как страна-поработитель.
Такая, жадно набивая собственный живот,
Успешно на виду у всех недолго проживёт.
Закон неумолим: живот такой распухнет —
Страна-грабитель непременно рухнет.
Покинет её Небо восходящая заря,
Природа отвратит заботы от царя,
Умолкнут в храмах песнопения и Веды.
Отступницу-страну охватят беды.
О МУДРОСТИ ЦАРЯ
Правитель, внявший праведным речам,
Стать может неугодным богачам.
Отвергнувший спокойные решенья —
Погубит толпы в жертвоприношенье.
Подвластный извержениям словесным
Не может быть посланником небесным.
Совет, рождённый сердцем мудреца,
Пусть царь исполнит от начала до конца.
Ведь мудрость и целительна, и свята,
И не бывает никогда витиевата.
О МУЖЕСТВЕ И УПОРСТВЕ В ДЕЯНИЯХ
Деянья есть печать ума и воли,
Рассудочность — помеха им, не боле.
Не ставь печать, когда болит душа.
Нечёткая она всегда нехороша.
Не бойся, если друг на вид тщедушен.
Порой в делах такой помощник нужен.
В решительных шагах не уступи врагам,
Каких бы гроз ни разразился ураган.
Не позволяй слезам бессилия пролиться —
Тонка у мужества со слабостью граница.
О ВРАГАХ В ТВОЕМ СТАНЕ
Всё близкое способно вызвать боль.
Душою овладеть им не позволь.
И не терпи врагов в родном соседстве —
Изранят твоё собственное сердце.
Бывает хуже кровное родство,
Чем оспа, заключенье, воровство…
Стрела и меч поранят только тело.
Для пагубы незримой нет предела.
Не дай в себе заснуть живой душе.
И так всегда бывай настороже!
О РЕШИМОСТИ И РЕШИТЕЛЬНОСТИ
Не отдавай себя ни слабости, ни лени.
Решимость — это мощь преодолений.
Так претвори её в решительности дух —
И невозможное возможным станет вдруг.
Не уплати дурным страстям ни капли дани,
Избавишь тем себя и ближних от страданий.
Шлёт неизменно неудачи мудрый Бог,
Чтоб мы вернулись на благую из дорог
И среди вечного житейского ненастья
Сумели бы найти завещанное счастье.
О ВЗАИМОПОНИМАНИИ
Кто сходу видит близких и врагов,
Тех нужно чтить на уровне богов.
В житейском угнетающем тумане
Бесценен луч взаимопониманья.
Таких помощников царю бы надо брать,
Такими увеличить управляющую рать.
Увы, чиновнику всегда важна ограда,
Ему число запретов увеличить надо.
И остаётся лишь мечтать о том,
Что Бог подарит людям общий дом.
СОВЕТЫ ЦАРЮ ПО ОДОЛЕНИЮ ПОРОКОВ
Из малого греха не делай тайны,
Иначе обретёт размеры пальмы.
Оберегающего собственный порок
Добро не пустит даже на порог.
Кто и богат, и непомерно жаден,
Тому «подарок» Кали-юги даден.
Когда не хочешь обижать и воробья,
Накинется сама греховность на тебя.
Казни в душе бесплодные деянья,
Царю позорны и такие состоянья.
О ЦАРСКОЙ ДРУЖБЕ
Трудней всего найти на свете друга,
Особенно, когда бывает туго.
Ещё трудней найти её царю,
Встречающему позднюю зарю.
Понять лицо и суть, увидеть верность.
Угодливость, игру в благоговейность.
К святыне дружбы подпускать нельзя.
В беде покинут «неизменные друзья»,
Которые в любви сегодня поклянутся,
А завтра царь ушёл — они не обернутся.
О ВЫБОРЕ ДРУЗЕЙ И ВРАГОВ
Друзья и недруги крепят любое царство.
И присягнув и посягнув — всегда лекарство.
Тех и других на прочность надо проверять,
Чтоб государю власть свою не потерять.
Ему не нужно ущемлять свободу друга,
Преуменьшать размеры вражеского круга.
Но главный щит царя в самом себе,
Так только можно устоять в борьбе.
Условия борьбы диктует Кали-юга —
Предательства разнузданная вьюга.*
---------------------------------------------------------------
*Стараясь сохранить дух первоисточника, я в последних двух строках «Тируккурала» довольно далеко ушёл от его буквы.
О ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ
Царю, которому важны добро и сила,
Беспечность хуже яростного пыла.
Трусливый пребывает в страхах вечных,
Власть не выносит трусов и беспечных.
Когда предусмотрителен во всём,
Проедешь жизнь надёжным колесом
По всем её путям кривым и мутным.
Такой правитель назовётся мудрым.
Тогда добьётся цели без труда,
Коль эта цель жива в душе всегда.
ДОВЕРЯЙ ЧИНОВНИКАМ
ПОСЛЕ ИХ ИСПЫТАНИЯ
Доверься только тем, кто хорошо испытан,
Весьма желательно — по много раз избитым.
Среди прошедших сквозь горнило драк
Почти отсутствуют и сволочь, и дурак.
Всю челядь пропусти через проверку.
Сам наблюдай за этим действом сверху.
Не опустись до вспышки тёплых чувств,
Не полагайся на оценку чьих-то уст.
Вредны в проверке как чужие одобренья,
Так, впрочем, и свои дурные подозренья.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЧИНОВНИКОМ
ПОСЛЕ ИСПЫТАНИЙ
Того привлечь необходимо к службе,
Кто знает дело, верен личной дружбе,
Цени способного полезным быть казне,
Поладить с земледельцами в стране,
Хранить нетронутость её пределов
От всевозможных вражеских проделок.
Не доверяй судьбу свою тому,
Кто слеп к тебе и к твоему уму.
Сам трезв пребудь к чужим умам и взглядам
И справедливым к наказаньям и наградам.
О ДРУЖБЕ И СЛУЖБЕ
Чрезмерны для владык такие риски,
Когда советники расчётливы и низки.
Любого властелина личная корысть
В делах подстерегает, словно рысь.
Служить своей стране сначала нужно.
Но и в политике необходима дружба.
Кому-то кажется суждение двойным —
Со смертью, дескать, всё уходит в дым.
Однако, родине своей служа усердно,
О дружбе помни, лишь она бессмертна.
О ВРАЖДЕБНОСТИ
Не может царь, одолеваемый враждой,
Ни победить врага, ни справиться с нуждой.
Враждебность непременно возвратит к истокам —
Творец при Сотворенье не был к нам жестоким.
Мир опозорила в последующем тварь,
И главное — любой неправый государь.
Враждебность порождает новые пороки,
Растит извечно тупиковые дороги
И тот бессмертия достоин властелин,
Который не вбивает между подданными клин.
О НЕНАВИСТИ
Не взращивай её в глубинах сердца своего —
Родившись для врага, тебя погубит самого.
Мир расцветёт, когда его возглавит,
Кто ненависть в надежду переплавит.
Но никогда своей надежде не позволь
Довериться не знающему боль.
Ты одинок. Кольцо врагов сжимает туго.
Хоть одного попробуй сделать другом,
А если ненависть не можешь укротить,
Тогда придётся к Яме уходить.
О НЕПОТВОРСТВЕ ЖЕНЕ
Владыку не согреет истинный почёт,
Когда его чрезмерно женщина влечёт.
Высокий дух согнётся сразу книзу,
В делах поддавшись милому капризу.
Достойнее похвал покорная жена,
Такая государю настоящему нужна.
На троне страстным двум не отсидеться —
Обступят беды, у царя поникнет сердце.
И смотришь, без особенной вины
Вдруг наступает угасание страны.
О БЛУДНИЦАХ
Прекрасен и опасен женский лик
Для всех на свете, но особо — для владык.
Земных царей подстерегают петли,
Где могут погубить простые сплетни.
Святые люди говорят: объятия блудниц
Глупцов пленяют как ловушки малых птиц.
Обманутых ждёт жалкая награда —
Земное отражение Ведического Ада.
Соблазн блудниц с костями* и вино —
Известен людям и царям давным-давно.
----------------------------------------------------------
*Имеются в виду игральные кости.
ОБ ЭНТУЗИАЗМЕ
Богат не тот, кто в рупии влюблён,
Но кто их сундуком не ослеплён,
Кому богатство вручено на дело —
Не чтобы нашей сутью завладело,
И навязало мерзкий мировой маразм.
Задача Бога в нас зажечь энтузиазм
Возвысить дух — не временное тело,
Поднять в частице «ту» основу — Тео.*
А сделались не садом, даже не песком,
Огромной туши догнивающим куском.
---------------------------------------------------------
*Мне приходилось встречаться с мнением, что такие слова как «энтузиазм» и «интуиция» следовало бы писать, используя корень «тео», а не «ту». И хотя в индийских языках слово «Бог» звучит как "bhágas" («господин», «одаряющий»), в данном случае я, с целью подчеркнуть глубинное единство восточных и западных представлений о божественном, сознательно употребил слово «энтузиазм» с древнегреческим корнем, означающим «божественное вдохновение». Ведь поэзия тесно связана с состоянием вдохновения и древние это хорошо знали. Древние жрецы и брамины слагали гимны, находясь в этом состоянии.
О ВОЙСКЕ
Хорошей вине* нужен тщательный изгиб,
Солдату — чтобы был достаточно избит.
Тогда лишь при любом военном раже
Такому бой и с демоном не страшен,
Тем более непуганая стая крыс.
Такую убеждает окрик «Брысь!»,
Или один удар, коль очень уж неймётся…
Ещё войскам нужны вожди и полководцы.
Солдат всегда окажется неправ,
Когда бездарен офицер и генерал.
-----------------------------------------------
*Вина — индийский музыкальный инструмент
О КРЕПОСТЯХ
Они нужны защитникам и трону,
В атаках и принявшим оборону.
Важны им стрелы, склады пищи и воды,
Чтобы подкопы не наделали беды.
Стен неприступность, выгода позиций,
Как долго нужно в обороне провозиться,
Как быстро в наступленье перейти,
Когда отрезаны обратные пути.
Никто победу не вручит на блюде,
И крепость основная — это люди.
О ВЫБОРЕ ЧАСА ДЛЯ УДАРА
Не пробуй время ставить кверху дном,
Сову ворона побеждает только днём.
Глаза правителя и днём и ночью зрячи —
Лишь в этом случае сопутствуют удачи.
Неправедным порядкам объявляя бой,
Владыка должен хорошо владеть собой.
Сжать словно цапля поначалу крылья,
А после ратные явить успехи и усилья —
Раскрыть свой клюв и нанести удар,
Вкусив победы упоительный нектар.
О ВЫБОРЕ МЕСТА ПОБЕДЫ
Свои с врагами соизмерив средства,
Сумей найти для главной битвы место.
Как люди укрощают мощного слона,
Так может победить и меньшая страна.
Здесь устрашающие не важны размеры,
Но сила мужества, ума, терпенья, веры.
Твердыня внешняя хорошая нужна —
Крутые стенки замка, верная жена…
И никакая сила не страшна народу,
Поднявшему свой меч за правду, за свободу.
О БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ЦАРЯ
Над государством тёплый ветер веет,
Покуда государь семян вражды не сеет.
Дают коровы масло, молоко, навоз,
Пока в нём ратный не возник психоз.
Что толку в музыке, коль песня не поётся
И добродушие из звонких слов не льётся?
Благожелательность — невидимый алмаз,
Бесплатно нами посланный из глаз.
Под силу и такой подарок воплощённым —
Заклятый ворог покидает их прощённым.
О ЗАДАЧАХ СОГЛЯДАТАЯ
Судьба владык бывает грозной и проклятой,
Поэтому ей нужен неусыпный соглядатай,
Который должен за делами царскими следить,
Опасности фортуны разглядеть и упредить.
Зреть ясно, где ошибка, кто виновник?
И не изменит ли проверенный сановник?
Нельзя, чтоб соглядатай подозрения внушал,
Был слишком резок, на виду событиям мешал.
Оплачивать его услуги нужно
Так, чтобы тайной оставалась служба.
О СОВЕТНИКАХ
Царь и советники его — кулак один,
Как пальцы чуют, кто их господин.
Какое следует царю вручить лекарство,
Как нужно вражеское усыпить коварство.
Пускай советник превосходит мудрость Вед —
Обязан чувствовать природу всех побед.
Царь может обладать натурой дикой.
Советнику нельзя робеть перед владыкой.
Заранее событий ход предполагать,
Советы убедительно и ярко излагать.
О КРАСНОРЕЧИИ
Советнику нельзя промахиваться в слове —
Здесь жизнь страны и смерть её в основе.
И красноречие не есть изящность фраз,
Но верный смысл и справедливость глаз.
Запомни также: неприятельские речи
Мозги друзей затронуть могут резче.
И что иной смышлёный краснобай
Способен временно устроить ад и рай.
Пускай уйдут подобные загадки.
Останутся дела, а речи станут кратки.
О ПОВЕДЕНИИ НА СОБРАНИИ
Когда перед народом держишь речь,
Нельзя его вниманьем пренебречь.
Проверь словами слушателей уши,
Как речь твою воспринимают души.
Выстраивая пониманья мост,
Будь максимально короток и прост.
Пусть мудрый поучает умудрённых,
Не тратя время на самовлюблённых.
Воспитывать подобных всё равно,
Что в сточную канаву лить вино.
О БЕССТРАШИИ В БЕДЕ
Когда беда взяла за горло — смейся
И, что отпустит, радостно надейся.
Разбрызгивай её воинственный оскал,
Как в океане цепь прибрежных скал.
Обязан чела знать, что боль и беды
Лишь закаляют тело для победы.
Не следует ему пускаться в плач,
Мол, жизнь безукоризненный палач.
Пускай душа в страдании не дрогнет,
Тогда как струп само собой отсохнет.
О ВЕЛИЧИИ ВОИНА
Забудь, противник, о войне с царём,
На ней утратишь голову и дом.
Похвальна доблесть, явленная в битве,
Но выше — отданная миру и молитве.
Он яро мечет во врага копьё,
С улыбкой лечит поранение своё.
Когда же долго ран не получает,
По будущим сражениям скучает.
И если падает на поле ратных гроз,
Уносит небо крупный жемчуг слёз.
О НИЗМЕННОСТИ МНОГИХ
Все эти люди ныне те же, что вчера,
Как старые горшки слепого гончара.
Они ловцы попутных ветров и везений,
Им незнакома боль душевных угрызений.
Отсутствием сердечных облаков
Они похожи даже на богов.
Им впору всякая народная рубаха,
А из переживаний — чувство страха,
Что оборвётся воплощений рать,
А значит, и горшок не станут покупать.
О ВРЕДЕ ЛЕНИ
И свет святого обретает тленность,
Когда им завладеет копоть-леность.
Семья ленивого найдёт дурной конец
Ещё быстрее, чем споткнувшийся отец.
Необходимо истребить её задатки
Иначе привлечёт другие недостатки.
Лентяю царь не в состоянии помочь.
Беги от сей чумной заразы прочь!
Правитель, одолевший лень делами,
Приобретает шаг, подобный Тривикраме*.
---------------------------------------------------------------------
* Тривикрама — одно из редких имен бога Вишну. Согласно тамильской легенде, он, приняв облик карлика, попросил у царя Бали небольшой кусок земли, который обещал покрыть тремя шагами. Царь согласился. Карлик же, на глазах превратившись в гиганта, покрыл тремя шагами три мира — земную и водную поверхность, атмосферу над ними и всю небесную сферу.
О САМООЦЕНКЕ
Сначала трезво оцени себя,
Потом — врага, опасности любя.
Лишь после этого прими решенье,
В победное уверовав сраженье.
Найдёт погибель верную свою
Сомненьями терзаемый в бою.
И, перья растопыривши павлиньи,
Опасные в судьбу вбивает клинья.
Стремящийся подняться в Небеса
Не отрывает от земли глаза.
О БЛИЗОСТИ К ЦАРЮ
Необходимо знать и цену ей, и степень,
Не обнажить своих желаний стебель.
И не сгореть, как говорится, на корню,
Опасно приближаясь к царскому огню.
Не лезть до срока в царские секреты,
Пока владыка сам не соизволит это.
Согласно воле господина и уму
Докладывать угодное ему.
А если что придётся не по нраву,
С достоинством выдерживать расправу.
О СЧАСТЛИВОЙ СТРАНЕ
Она и та, которую боятся,
И средоточие природного богатства,
Где территория не ведает дробленья,
А люди не знакомы с трусостью и ленью.
Там долго светит терпеливая заря
И почитают справедливого царя.
Над нею грозные бывают часто тени,
Но лишь крепят громами потрясений.
В такой державе все её напасти
Есть результат несправедливой власти.
О ЗЕМЛЕДЕЛИИ
Как знающие люди ни учили бы друг друга,
Не могут миновать испытанного плуга.
И если истинной свободы ищешь ты,
Не обойдёшься без тяжёлой «пахоты».
В житейской бесконечной колеснице
Всё держится на этой первой спице.
Без земледельца проповедник и аскет
Поднимут руки вверх — нам жизни нет.
Выходит, даже на небесной крыше
Нет дела больше, неотложней, выше.
О НУЖДЕ
Коль разговор заходит о нужде,
Скажи о ней, как о большой беде.
Она дитя минувших заблуждений,
Нередко спутник будущих рождений.
Родня не хочет слушать бедняка,
Когда его протянута рука.
И благородная семья бывает нищей,
Гоняется за кровлей и за пищей.
И если не сознательный аскет,
Беги от прародительницы бед!
О ГЛУПОСТИ
Она содержит злое преступленье —
Над совестью невинное глумленье.
Безропотно встречает модный грех,
И ревностно — заслуженный успех.
Не знает страсти, воли, интереса
В потёмках человеческого леса.
Умеет, правда, создавать навоз —
Единственный её полезный воз.
Но ждут нас беспримерные напасти,
Когда дорвутся умники до власти.
ОБ АЗАРТНЫХ ИГРАХ
Не связывайся с ними, даже если повезёт,
Удача от дурных последствий не спасёт.
Во-первых, в нищету когда-то ввергнут
И звёзды счастья для тебя померкнут.
А во-вторых, кто с ними обручён,
В иные низкие делишки вовлечён.
Азарт, уничтожая накопленья,
Толкает нас на клятвопреступленья.
И главное — входя в игорный дом,
Теряешь радости, добытые трудом.
3. КНИГА О ЛЮБВИ
МУКИ ПРИ ВИДЕ ЛЮБИМОЙ
Я потрясён, узрев её небесные черты!
Неужто предо мной богиня Красоты
Иль это та, что мне ночами снилась,
Отныне наяву телесно проявилась?
А может быть, поэт в плену Небытия,
И прервалась навек земная жизнь моя?
Тогда откуда это жадное желанье
Одежды сбросить с тела юной лани?
Вино пьянит, когда кувшин испит,
Моё желанье возбуждает милой вид.
ТАЙНА СЕРДЦА
Глаза красавицы подведены сурьмою.
Рождают нежность, кажутся тюрьмою…
Она бросает на меня украдкой взгляд
И обещает подарить бесценный клад.
Но встретившись с моим горящим взглядом,
Свой опускает вниз с циновкой рядом.
И даже если прямо в очи не глядит,
Я чую, как она за мною исподволь следит.
Глаза умеют разговаривать с глазами,
Когда словесный позади экзамен.
БЛАЖЕНСТВО ОБЪЯТИЙ
Любуюсь красотой и слышу нежные слова,
Блаженствует душа, кружится голова.
Болезни наши лечат разные лекарства,
Беду мою — любимой ласковое царство.
Влюблённым радостно слиянье душ и тел,
Оно уносит за земной наскучивший предел.
Разлуки, ссоры, примиренья, встречи —
Всё это драгоценный мир противоречий.
Через него мы познаём Вселенной ритм
И почему огонь бессмертия горит.
НАСЛАЖДЕНИЕ КРАСОТОЙ
Я остро чую, как роскошно по ночам
Цветёт любви волшебный аниччам*.
Но милая моя куда светлей и слаще,
Чем он, чем все бамбуковые чащи,
Когда весною чувствует рука
Податливую гибкость тростника.
А обнажённый стан, волнующий и юный,
Напоминает свет июля лунный.
Поистине, такую нас чарующую плоть
В последний день Творенья подарил Господь.
------------------------------------------------------------
*Аничча — непостоянство, текучесть Бытия. Один из главных постулатов буддизма, целиком перекочевавший в тамильскую ветвь индуизма.
О ПОТЕРЕ СТЫДА ВЛЮБЛЕННЫМИ
У тех, кто страстным истомлён огнём,
Есть шанс игрушечным обзавестись конём*,
Однако же влюблённой в юношу девице
Взбираться на такие «сёдла» не годится.
Иными средствами свою смиряет страсть,
Чтоб в низменные сети не попасть.
Сих чувств не знающие иногда смеются,
Пока в таких капканах сами не забьются.
Тогда, познав страдания свои,
Дадут оценку «укрощаемой любви».
----------------------------------------------
*В древности в Тамилнаде (так называлась некогда эта южная часть Индии) был обычай, когда безнадежно влюбленный юноша возводил из очень колючих веток так называемого пальмирового дерева особого «коня» и садился на него верхом, испытывая муки. Родители и друзья юноши просили родню девушки сжалиться над столь суровой формой аскезы. Как правило, следовало общее согласие и девушку выдавали замуж, если, конечно, юноша до конца выдерживал экзамен.
МОЛВА О ЛЮБВИ
Не скрою, многим на селе известно
О наших чувствах. И такое лестно.
Хотя любимой я покуда не обрёл,
И рано крылья распустил орёл.
Нас видели вдвоём однажды с девой,
Но слух прошёл — луну похитил демон.
И докатилось до мамашиных ушей,
Что тело дочка рано предала душе.
Молва известна как пустая бочка.
Важна Любви неизменяемая точка.
МУКИ РАЗЛУКИ
Скажи, что не оставишь ты меня,
Что буду греться у любовного огня.
Что не подвластны чувства наши страху,
Что их не украдёт неумолимый Раху*.
Любовь моя готовит перемену мест.
Подруга, задержи любимого отъезд**
Хотя бы, например, до будущего лета…
С ног похудевших падают браслеты…
Мне удивительно, что множество людей
Не знают — Кама часто истинный злодей.
---------------------------------------------------------------------
*Согласно тамильской мифологии, во время затмений луны её глотает и отпускает в небо после этого демон Раху.
**Для Тиккурала весьма характерен образ подруги, к которой девушка обращается с жалобами на любимого.
ВЗАИМНЫЕ ЧАРЫ ВОЗЛЮБЛЕННЫХ
Я нежным языком ищу её язык.
Как сладко получить ответный клик!
Прочь зрение тоскующего взгляда!
Нас тешит этого слияния награда.
Возлюбленный мой ласков, строен, смел,
Места любимые мои познать успел.
Я берегу его Любви святые силы,
Чтобы внезапно не исчез мой милый.
Увы, завистлив человечий взгляд —
О наших чувствах что попало говорят…
СТЕНАНИЯ ЖЕНЫ-НЕВЕСТЫ В РАЗЛУКЕ
Я скрыть стараюсь от людей страданья,
Они же догоняют, словно волны в океане.
Но если рассказать о них любимому хочу,
Сбиваюсь второпях или совсем молчу.
Перенести разлуку не хватает силы.
Мучения мои почти невыносимы.
Где чёлн, узреть, услышать скрип колёс,
Как пересечь страдальческое море слёз*?!
--------------------------------------------------------------
*При всей внешней, типично женской несовместимости образов, где колесницы могут плыть по морю слёз вместе с челнами
и глазами, картинки вполне очевидны. Противоречивая женская логика в данном случае убедительнее мужской — да, в мире всё возможно.
О МУКАХ, ВЫЗВАВШИХ БОЛЕЗНИ ТЕЛА
Я согласилась на разлуку с милым,
Что сердцу оказалось не по силам.
Кому теперь пожаловаться мне,
Такой же бледной, как и я, Луне?
Я побледнела, даже жёлтой стала,
Болезни, видно, показалось это мало.
Вся высохла, похожа на скелет,
Исчезла грудь и выпуклостей нет.
Лишь проступают рёбра костной клетки
И злая радость на лице моей соседки…
О СВЯЗИ ТЕЛА, ЛЮБВИ И СТРАСТИ
Как облака шлют благодатный дождь,
Так и Любовь являет жизненную мощь.
Мужскую доблесть часто воспевали,
Но женщина уступит ей едва ли
В уменье страстном убедить себя саму,
Что мудрый Кама неподвластен никому.
Что вечное* Его в крови движенье
Есть бесконечной жизни продолженье.
А вся вокруг Любви скопившаяся фальшь
Есть непотребный для Неё позорный фарш.
----------------------------------------------------------------
*Здесь в смысле непостоянное, рассчитанное на один век.
ПЛАЧ О ПРОШЛОМ
Я помню, как умел ласкать любимый тело…
Оно чихнуть в разлуке как-то захотело
И не смогло. На память не пришли его слова:
«Будь крепкой и здоровой как трава!».
«Ну что ж, — подумала, — случается такое
И память обо мне его не беспокоит…
Пусть сон продолжится… Не заходи, Луна!
Я твёрдо знаю — не останусь на земле одна.
Мне больше ничего не остаётся
Как верить, что возлюбленный вернётся».
СТРАДАНЬЯ В ОЖИДАНИИ ЛЮБИМОГО
Я боль почуяла, магнит увидев свой.
И вновь глаза мои подёрнуты слезой.
О, бедные глаза мои! Всегда на мокром месте
Приходится вздыхать соломенной невесте.
Кто я такая? Ни невеста, ни вдова,
Ни мужняя жена. Слова, слова, слова…
А знали б, деве каково без маски,
Когда познала все супружеские ласки!
Мужей не упрекают за любовный блуд,
А женщине Любовь — тяжёлый труд.
ПЛАЧ С ПРИХОДОМ ВЕЧЕРА
Пускай опустится скорей на землю вечер!
Мне кроме снов дышать на свете нечем.
Луна за тучами пускается в свой путь,
Слежу за ней и не могу заснуть.
И засыпаю… Сны мои — твоё прощенье.
Я вижу милого, объятий возвращенье…
Дрожу от счастья… Но встаёт рассвет.
Я слышу флейту пастуха. Иллюзий нет.
Так день за днём, за ночью длятся ночи…
Луна заходит, жить душа не хочет.
МОЁ ЦВЕТЕНЬЕ БЛЕКНЕТ
Случается, на лотос любоваться не могу.
Не пожелаю я такого даже лютому врагу.
Цветок становится ещё великолепней —
Моё ж цветенье с каждым часом блекнет.
Глаза тускнеют, бесконечно слёзы льют.
Воспоминания о Любви покоя не дают.
Соскальзывают с рук и ног браслеты…
…Для милой всё это недобрые приметы.
У жён неразделимы дух и плоть.
Труднее, чем мужам, обоих побороть.
РАЗГОВОР С СЕРДЦЕМ
Ах, сердце, где душе найти лекарство,
Способное в снадобья облекаться?
И охранить меня от постоянных мук,
Мучительным любовный стал недуг.
О, сердце! Ты летишь любимому вдогонку
В неведомую мне далёкую сторонку,
Где он, быть может, и не ждёт меня?
Спаси от языков жестокого огня.
Но может, все сомнения напрасны.
Любовь вернётся, и мечты прекрасны…
О МОЕЙ ПОТЕРЕ СТЫДЛИВОСТИ
Топор Любви, как разъярённый зверь,
Стыдливости разламывает дверь.
И девушка в пылу любовной страсти
Всегда готова с юностью расстаться.
Таков закон, и я с любимым такова,
Мне не нужны его красивые слова,
Достаточны надёжные объятья —
Я тоже до утра не надеваю платья.
С ним таю вместе в счастье и в беде,
Как масло из сандала на сковороде.
О ПОНИМАНИИ ТАЙНЫХ ЖЕЛАНИЙ
Ты хочешь скрыть от глаз живое Нечто,
В подлунном мире существующее вечно.
Но слишком выдаёт тебя огонь очей,
Горящий в ласковой бессоннице ночей.
Твоя полуулыбка новые сулит мне
Подарки в этой сладостной молитве.
Едва взглянула ты на украшенья ног,
Как я порыв сдержать уже не смог,
Поняв твоё немое приглашенье
Продлить благословенное сраженье.
СТРЕМЛЮСЬ К НОВЫМ ОБЪЯТЬЯМ
Безропотно прощу уверенному Каме
Игру с моей душой, ногами и руками.
Как только звякнул твой ножной браслет,
Так у меня сдержать желанья силы нет…
Такими нас создал Творец при Сотворенье,
Вложив Любовь и вместе с Ней боренье.
Безмолвие скрывает таинства концы,
Открыть которое способны мудрецы.
Ждёт прочих с новым воплощеньем встреча.
Так и живём, законам Божьим не переча.
ПРИТВОРНАЯ ОБИДА
Не обнимай любимого при встрече,
Пусть отвернутся, вздрогнув, твои плечи.
В любви притворство, словно соль в еде.
Переборщишь — окажешься в беде…
Я сам начну немые утешенья,
А их, глядишь, поддержат искушенья…
Стратегия Любви проста с древнейших пор —
Все Её игры начинают речи, жесты, взор…
А дальше сила двух связать такие узы,
Чтоб устояла крепость брачного союза.
О ЧРЕЗМЕРНОЙ РЕВНОСТИ
Позволено всем девам любоваться на тебя.
Держусь на отдалении единственная я.
Чихнуть внезапно захотел любимый.
Не пожелав здоровья, проплываю мимо.
…Усы себе пытался отпустить —
Она: «Кого собрался обольстить?».
Сказал: «Ты мне дороже всех на свете».
Она: «А кто тобой не названные «эти?».
И даже если слишком долго помолчу,
Она ворчит: «О ком мечтаешь, знать «хочу».
НАСЛАЖДЕНИЕ ОТ МНИМОЙ ОБИДЫ
Итак, мой муж с другими женщинами ровен,
Я обижаюсь, чтобы убедиться — невиновен…
Конечно, подозрения ему приносит боль,
Но вместе с ними укрепляется Любовь.
Такие игры долго сохраняют чувства.
Любовь до старости — великое искусство,
Которому всегда необходим полив.
Обряд любовный хоть не очень хлопотлив,
Но требует от нас заботы и ухода,
Как всё, что подарила благодатная Природа.
СПАСИБО РУССКОМУ ПОЭТУ ЗА ВЕЛИКИЙ ТРУД НА БЛАГО НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ И МИРОВОЙ, ЭТО ПОДВИГ ВО ИМЯ РОССИИ! ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ И НЕИСЧЕРПАЕМОГО ВДОХНОВЕНИЯ! "ЛЮБОВЬ ДО СТАРОСТИ - ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО"! С ГЛУБОКИМ ПОКЛОНОМ АНАТОЛИЙ ПОБАЧЕНКО