ОТ РЕДАКЦИИ / Валентина ЕРОФЕЕВА. МАЛАЯ ПРОЗА И БОЛЬШОЕ МИРОЗДАНИЕ. Антология малой прозы «Дня литературы» – 2019-2021
Валентина  ЕРОФЕЕВА

Валентина ЕРОФЕЕВА. МАЛАЯ ПРОЗА И БОЛЬШОЕ МИРОЗДАНИЕ. Антология малой прозы «Дня литературы» – 2019-2021

 

Валентина ЕРОФЕЕВА

МАЛАЯ ПРОЗА И БОЛЬШОЕ МИРОЗДАНИЕ

Антология малой прозы «Дня литературы» – 2019-2021

 

Эти два года стояния на одной вирусной ковидной ножке, честно признаться, выбили нас из колеи уже вроде бы отработанного алгоритма выпуска журналов. Замышлялись наши толстые, почти четырёхсотстраничные приложения как ежеквартальные, наполненные прозой, поэзией, критикой… в общем, всеми литературными жанрами, уже прошедшими школу публикации на сайте. Но товарно-денежные отношения, растущие на дрожжах вируса почти в геометрической прогрессии, придавили наши розовые романтические мечтания о четырёх ежегодных номерах пониже к земельке реальности. Придавили, но не заглушили совсем. Настал весенний месяц май – и пробился новый росток: Антология малого рассказа, лучшие образцы которого, собранные редакцией за последние три года и опубликованные в своё время на сайте, наконец дождались своей журнальной версии.

Двадцать семь авторов стали хозяевами этой Антологии. Среди них и маститые, уже известные русской литературе имена; и имена крепкие, основательные, но озвученные только в нашей драгоценной провинции; и совсем уж дебютные, неожиданные, впервые постучавшие к нам в редакционные врата со своим словесным жемчугом на подарочных лотках.

Рискну предположить, что многое из размещённого в нашем журнале найдёт светлый отклик у пристального умного читателя. Ну вот, полюбуйтесь хотя бы этим фрагментом из рассказа «Анчоусы»: «Недурён собой был и Дмитрий Иванович. Высокий кареглазый шатен, спортивно сложенный, с волевым лицом, слегка подслащённым ямочкой на подбородке. Волосы у него были жесткие, стригся он всегда коротко: под «ёжик». Безжалостная седина только-только начала гостевать на его висках. Инициатор и душа учительских посиделок, он пел, играл на гитаре, любил поэзию и прекрасно читал стихи; было у него интересное и вкусное хобби – кулинария». Кто сейчас так пристально-классически выписывает портреты своих персонажей, как ни Игорь Бахтин и в своём мегалитном романе «Новогодние хлопоты» (который скоро увидит свет в «Вече» – надеемся), да и в цикле рассказов на питерские житейские темы, опубликованных россыпью на нашем сайте?

Суровая проза Николая Беседина нашла своё отражение в драматичном рассказе «Вася» о судьбе женщины с мужским именем и мужским характером: «Мо­ре почти беспрерывно штормило, и вахты были тя­желыми до изнурения. Люди как-то перестали замечаться, а была од­на команда, которая дышала одними лёгкими, работала одними руками, и у которой билось одно сердце. …Тогда я понял, что означали слова старшего меха­ника, когда он говорил, что Вася стоит трёх кочегаров. Она стояла вахту и вместо меня, если не хва­тало пяти атмосфер давления пара, которые я дер­жал в котле из последних сил, из восьми положен­ных, и вместо Димки, когда тот приносил из управ­ления больничный, не говоря уже о своих кровных вахтах».

В мистически-триллеровый рассказ Валерия Бохова «Бережёного Бог бережёт» вцепился бы и Голливуд, если бы прознал, где этот рассказ отыскать. Он об охранниках и Объекте, который они призваны охранять, а Объект – «предсказатель, оракул, экстрасенс, гадальщик, ясновидящий, колдун – как вам угодно. Но видит он не все значимые события, не войны, не сдвиги тектонических плит, не подвижки континентов, не природные явления, не катастрофы, не эпидемии… А видит он лишь одно – смерть человека». Видит-то он видит, да вот не углядел главного в своих охранниках, которые не относились к тем элитным верхам, на которых он работал… Рассказ не лобовой, на полутонах выписанный, с расширенной, догоняющей аурой влияния на читающего.

«Парижанка» Александра Вина вообще не от мира сего. Чем-то забыто гриновским, трепетно-романтическим веет и от темы, и от стиля изложения: «Два человека под дождём шли навстречу друг другу, сияя глазами. Он – высокий, смуглый, в мокром и грязном костюме. Строгий галстук, белая рубашка. Она – стройная, в тёмном платье. Красные туфли на невозможных каблуках. Спутанные ливнем волосы, только что бывшая шикарной причёска». И предельное откровение из её уст навстречу: «– Вчера я со страхом ждала мгновения, когда ты начнёшь лгать. Готовилась сразу же уйти… Ты был честен…». Вот так же честен в своём неизбывном романтизме и автор перед читателем – ну, вот такой я несовременный, несвоевременный, верящий в красоту чувств между истинно любящими…

Инна Волошина предложила свою версию семейной городской «саги» в рассказе «Нас не догонят». Её героиня – умница, но невольница виртуальной житейской клетки, выстроенной собственными руками: «Каждый раз, когда расшатывалось хрупкое равновесие внутри и возвращались былые химеры, у нее появлялось больное, тоскливое чувство, что усилия ее напрасны и что те пасхальные озарения, за которые она держалась из последних сил, чтобы не скатиться назад, в пустоту безверия, были лишь призрачным переживанием – будто частичка от заряженной радостью толпы, вспыхнув каким-то чудом в ее душе, рассеялась где-то в огромном мироздании». Ну, разве такое чудо может рассеяться напрочь и оставить без света в конце тоннеля свою владелицу? – Нет, конечно, нет…

А вот Александр Леонидов поведает читателю искромётную историю из серии «небывалое – бывает» в своей «Загадке Сфинкса». Предупредив заранее: «Вы, конечно, решите, что это фантастический рассказ. Но, как в старину писали, «спешу предуведомить»: мистика – не всегда выдумка. Началась эта в высшей степени странная и неправдоподобная история с Клуба германо-нашенского делового партнёрства. Клуб сей – этакое детище досанкционных времён – событие для нашего заштатного и затерянного в Сибири города. Прилетали немцы из Саксонии, из Баварии – представители деловых кругов, их на лимузинах посольского класса отвозили в конференц-зал губернского управления торговли и внешних связей, там с умным видом выспрашивали что-то через переводчиков». Ирония, перемежающаяся всплесками заслуженного событиями сарказма, и – идиллия светлого, но кажущегося почти ирреальным финала сей «Загадки…». Автор открытым текстом сетует, что голову сломал, разгадывая её, но скорее кокетничает в стиле лёгкой иронии своего письма. Загадка им разгадана. Читающий да увидит это между строк, созвучно откликнется и подтвердит…

Ах, как хотелось бы хоть полуфразой обозначить по алфавитной очереди все двадцать семь жемчужин Антологии малого рассказа «Дня литературы» – 2019-2021. Но пусть сам читатель, открыв журнал, погрузится в чудо тех кажущихся малыми миров, составляющих интереснейшую и достаточно объёмную картину современного литературного – и не только – мироздания.

Хотя в «последних строках моего письма» всё же стоит обозначить всех авторов Антологии – помимо уже прозвучавших, в полной уверенности, что их имена скажут сами за себя и без комментариев. Это: Алексей Дериглазов, Дмитрий Жуков, Игорь Изборцев, Евгений Калачёв, Анатолий Кирилин, Павел Кренёв, Владимир Крупин, Дмитрий Лагутин, Юрий Манаков, Виктор Мельников, Вячеслав Михайлов, Александр Нестругин, Анатолий Подольский, Михаил Попов, Владимир Пронский, Вадим Рудаков, Андрей Румянцев, Михаил Смирнов и Виктор Фролов.

Итожит, резюмирует малую прозу Антологии большой роман о первой любви Екатерины Блынской «Время ласточек». Именно так захотелось в финале Антологии малой прозы фундаментом будущих журналов заложить прозу большую. О романе Екатерины Блынской на нашем сайте и в бумажной версии есть размышления Юрия Манакова «Незабудки». Хочется подписаться под каждым его словом: роман – явление большого светлого таланта.

--------------------------------------------------

(Журнал можно приобрести в редакции, или заказать адресную пересылку)

Комментарии

Комментарий #28347 30.05.2021 в 09:13

Дорогие товарищи, "не читают" и "не издают" - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Когда почти все деньги мира в руках 64 человек (!) и их агентуры - "коммерческое" издательство давно и далеко уже не коммерческое предприятие, и ориентировано далеко не на читательский заказ! Оно становится инструментом конструирования, инженерии в мозгах. Издают у нас совсем не тех, кого читают больше других. А вот то, что читают не всегда то, что стоило бы - третий вопрос. Тут "инженерия мозга" сказывается. То есть предлагают разделять: 1) Что следовало бы прочесть Человеку с большой буквы - одно. 2) То, что читают явочным порядком - другое. 3) То, что издают супер-тиражами, зачастую контейнерами отправляя прямо в макулатуру, и яростно, неистово пиарят - третье. Вообразите, что богатейшему человеку в стране вздумалось издать свою или племянника книжку! Ну, вот просто каприз такой - бывает же? Какой будет тираж - понятно. Как поработают рекламные агентства - тоже понятно. А вот насчёт качества собственно книжицы - совсем непонятно. Нет, она может быть какой угодно, даже и гениальной - но независимо от того, каким тиражом издали и как продвигали /А. Леонидов, Уфа/

Комментарий #28345 29.05.2021 в 19:31

Сегодня заходил в книжный магазин Молодая гвардия, метро Полянка, увидел книгу Под покровом небес Евгения Калачева, купил. Продавец сказала, что это последний экземпляр - все раскупили. Пару лет назад трехтомник Владимира Пронского продавался на всех книжных лотках Москвы. А вы, 28327, пишите, что не читают авторов, опубликованных в Дне литературы.

Комментарий #28344 29.05.2021 в 17:31

Внимание к малой прозе одобряю. Ею, как мы знаем, не пренебрегали большие писатели. Ф.М. Достоевский- Бобок, Сон смешного человека...
И.С. Тургенев- Стихотворения в прозе...И в наши дни- Юрий Казаков- Свечечка...
У меня приятель,- издал три огромных "кирпича" -романа. И что?! Нет нерва,- "ядра ореха",- более ,чем аморфно.
Малую прозу надобно уметь писать...

Комментарий #28340 29.05.2021 в 12:20

ОТВЕТ #28339-му
"Ну, что тебе сказать про Сахалин? На острове нормальная погода...". Чудо-песня была в советское время.
Ты так далёк, дорогой Комментатор #28339, от проблем современной РУССКОЙ литературы, что ответить тебе на вопрос "А почему ...?" - практически невозможно. Это всё равно, что пытаться объяснить ребёнку детсадовского возраста геометрию Лобачевского, положим.
Кстати, только поэтому я здесь к тебе именно на "ты", а не на "вы". Ребёнка не принято называть столь величаво.
Расти, дитя, умней: повнимательнее слушай, побольше читай (ну, хотя бы полистай вот этот сайт: его полемику, публицистику - да всё подряд потихонечку полистай-почитай.
Начнёшь читать - сразу поймёшь, сколь смешон твой претенциозный, с гонором поучительства вопрос.
Расти, дитя! Даже если тебе минуло позавчера пятьдесят лет... Ум тоже должен подтянуться к этим годам, а не плестись в средней детсадовской группе.

Комментарий #28339 29.05.2021 в 11:35

28328: "Сходите в книжный магазин".
А почему Ваших замечательных авторов нет в "книжных магазинах"? И предпринимает ли руководство СП России какие-то меры, чтобы они там появились?

Комментарий #28333 28.05.2021 в 17:25

Огромная благодарность редакции за номер!!!
Замечательные авторы, достойные соседи!!!

Комментарий #28329 28.05.2021 в 07:26

НА КОММЕНТАРИЙ #28327
Вы, наверное, имеете в виду Диму Быкова, Улицкую, Устинову, Яхину и протчих, схожих с ними "гениев" раскрутки? Так за ними шагайте в любой магазин книги. Они там тоннами лежат. Из них деньгу выколачивает господин Капитализм.
А здесь - Литература, её Величество.
Но, видимо, вы ещё не накушались тех, протчих. Насытитесь, если вы настоящий - потянет к настоящему. Если мозг уже пропитался "гениями" - оставайтесь с ними.

Комментарий #28328 28.05.2021 в 07:15

Комментатору 28327
Вся страна читает каких-то авторов? Вам Донцовой или Акунина с А.Ивановым тут не хватает? Сходите в книжный магазин

Комментарий #28327 28.05.2021 в 07:07

Почему нет тех авторов, которых действительно читает вся страна?

Комментарий #28325 28.05.2021 в 05:21

Сейчас вообще время малоформатной лтературы и торопливого чтения. Наступает "сэмэсный" язык, ведущий к "клиповому" мышлению. Много ли вы видели в транспорте людей с книгами, все с айфонами, все в них уткнулись. Читают. Хоть так.
Спасибо, Валентина Григорьевна.

Комментарий #28322 27.05.2021 в 19:34

Третий день перелистываю журнал. Проза со знаком качества. Хочу стать автором

Комментарий #28320 27.05.2021 в 12:24

Спасибо и низкий поклон Вам, Валентина Григорьевна, за Ваш просветительский подвиг, за то, что не жалея самого драгоценного, что у человека есть - своего времени, Вы посвящаете себя всецело общему делу - нашей великой русской литературе! С уважением, Евгений Калачев.

Комментарий #28319 27.05.2021 в 12:05

Удивительно-точное название Вы нашли для статьи: "МАЛАЯ ПРОЗА И БОЛЬШОЕ МИРОЗДАНИЕ". Наверное, в этом и есть суть антологии, если выразить её предельно кратко! Огромный русский мир, который говорит разными голосами, с разных концов необъятного континента... Это не только заслуга автора, но и подвиг издателей, врачевателей той боли, которую вызывает расхожее "литература умерла". Нет, не умерла, жива и теплится - но в помощи очень нуждается! /А. Леонидов, Уфа/