ПОЛЕМИКА / Александр БОБРОВ. О КНИГЕ ПОД ДОЖДЁМ И БРАТСТВЕ. Танцы «по-Достоевскому» и «советы» Минкульта
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. О КНИГЕ ПОД ДОЖДЁМ И БРАТСТВЕ. Танцы «по-Достоевскому» и «советы» Минкульта

 

Александр БОБРОВ

О КНИГЕ ПОД ДОЖДЁМ И БРАТСТВЕ

Танцы «по-Достоевскому» и «советы» Минкульта

 

После двух дней на 16-м Питерском книжном салоне (к этому цирку под дождём на Дворцовой площади ещё вернусь) поехал с учителем истории и краеведом Владимиром Коптеловым в посёлок Лесное, недалеко от Лемболово на Карельском перешейке, где стоит памятник героическому экипажу лётчиков и где школе после семи лет хлопот и активной музейной работы присвоили недавно имя Героя Советского Союза Николая Боброва. Окунулся в совсем иной мир, омытый чистым майским дождём! Сфотографировался у Дерева памяти, выступил на последнем звонке младшеклассников, которые подготовили трогательную композицию о подвиге брата. Они волновались и я тоже, когда сказал несколько простых и доходчивых слов и подарил книги отличникам... Директор школы Ада Михайловна вручила мне Благодарственное письмо, которое дороже любой салонной премии. Да, собственно, это была главная цель моей личной поездки в Питер, вне всяких делегаций и салонных приглашений.

В день открытия Международного книжного салона председатель Книжного союза Сергей Степашин, который родился в Порт-Артуре, добился взлёта карьеры в Москве, но считает себя питерцем, вспомнил слова юбиляра Фёдора Достоевского: «Это город полусумасшедших... Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге...». Отчасти организаторы попытались это доказать, начиная с места самого проведения праздника – Дворцовая площадь вместо привычного и приспособленного к таким выставкам Манежа – и кончая странной акцией: «Как сегодня танцевал бы Достоевский?». Кураторы уверены: «Так же, как и вы! Федор Михайлович точно не стоял бы у стенки и не делал вид, что случайно сюда зашел, он бы отрывался по полной – так подумали Dance Flashmob SPb и пригласили всех желающих на Дворцовую площадь станцевать, как Достоевский. Приходите на площадь 29 мая в 14:00, надевайте маску Федора Михайловича и танцуйте, как он бы мог. То есть от души». Лучше бы что-то к 200-летию гения издали – ведь не было громко анонсировано и представлено новых книг ни о нём, ни о Петербурге Достоевского…

Мне до этих плясок пришлось улететь, но всё-таки хочу высказаться от души о том, что наболело. Начну с общего соображения и недоумения. Книжные издания и печатные ММИ, связанные с литературой, долго оставались сиротами, поскольку новое правительство ликвидировало Роспечать (и поделом – в её сложившемся тогда виде!), передало всё под эгиду министерства цифрового развития (?!). Почему не культуры, как просили писатели и издатели, как обещала внушить президенту и премьер-министру спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко? Кстати, она на продуваемой сцене открытия говорила над зонтами очень правильные слова, вспомнила и про 9 Мая, и про Праздник славянской письменности, и про День города 27 мая, но, повторяю, новых тематических серий, заметных патриотических акций, ярких книг, связанных с высоким перечислением – лично я на салоне почти не заметил!

Напротив, на официальном сайте 16-го МКС топовыми спикерами были названы лишь два писателя – самые скандальные авторы последних месяцев: откровенный русофоб и тотальщик Дмитрий Глуховский и погрязшая в неприятном стуке своего «Эшелона на Самарканд» Гузель Яхина. Наше издание публиковало критические статьи про них и повторяться – не имеет смысла.  Подчеркну главное противоречие современности: с высоких трибун произносится одно – в бюрократической реальности творится иное. Вот этот перекос и призвана, по идее, обозначить внятная культурно-информационная политика и книгоиздательская федеральная программа.

Ещё в октябре президент Владимир Путин поручил разработать предложения о господдержке, которая поможет книжной отрасли в целом и позволит писателям не уходить в смежные профессии. Только в апреле (!) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций выпустило приказ № 365 «Об объявлении приема заявок и организации работы по предоставлению из федерального бюджета субсидий организациям, осуществляющим выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов в области печатных средств массовой информации, выпуск изданий для инвалидов и инвалидов по зрению в 2021 году». Прием заявок осуществляется до 10 июня 2021 года. Но первое заседание конкурсной комиссии по предоставлению субсидий в области печатных СМИ уже прошло 19 мая под председательством замглавы Минцифры России Бэллы Черкесовой, почему-то не выступающей публично, как велит должность и внешность.

Участники заседания рассмотрели более 400 заявок федеральных, региональных и местных печатных СМИ. Капля в море, конечно… В питерском поезде я изучил скромные результаты: эксперты одобрили 299 социально значимых проектов от 179 региональных и местных печатных изданий из 51 региона. Сумма государственной поддержки проектов составила 171,5 млн. рублей. Также государственную поддержку получат 70 социально-значимых проектов от 44 федеральных изданий. На поддержку этих проектов государство выделит 60 млн. рублей. В число получателей субсидий вошли 50 печатных СМИ, которые издаются на национальных языках народов России, а также 22 периодических издания для детей и юношества. Всего-то – вот тебе и патриотическое воспитание юных! Среди других направлений: издания для ветеранов, научно-популярные, литературно-художественные и культурно-просветительные журналы. Кроме того, конкурсная комиссия рассмотрела и одобрила субсидии в общем объеме 46,9 млн. рублей для изданий по инвалидов по зрению, печатающихся рельефно-точечным шрифтом Брайля и плоскопечатным крупно-шрифтовым способом.

Я сделал нехитрые расчёты и осознал «грандиозные масштабы» поддержки: 273 СМИ и издательских проекта, хотя в России 62 000 СМИ, из них около 40 000 – печатных. Песчинка в пустыне информационного и книжного пространства! Впечатляет и мизерная сумма поддержки: 278 млн. рублей. Чтобы было понятно – это треть годового дохода одного министра торговли Мантурова, который указал в декларации 796 млн. за трудный пандемический 2020 год. Да что там министр! Почти такую же сумму в 2020 году заработала глава федерального канала «Матч-ТВ» Тина Канделаки – 258,55 миллионов рублей. Ее доход вырос сразу на 100 миллионов по сравнению с 2019 годом, в два раза больше, чем выделили ВСЕМ инвалидам по зрению в России.

Вот потому и не хватает денег на любые насущные программы! В результате такой хилой поддержки число газет и журналов за десятилетие бравурных отчётов о бурном развитии, объявленных тематических годов, разгорающейся информационной войны – сократилось на 40%. Как же и через кого вести патриотическую работу, о которой не устаёт повторять Владимир Путин?

К слову, скажу о патриотических изданиях, отталкиваясь от личного, но общественно значимого примера. К 75-летию Победы моя книга о 4-м Сталинском ударе, о боях на Карельском перешейке и о старшем брате-герое «Сосна у селенья Бобровка» прошла творческих конкурс комиссии по книгоизданию Ленинградской области, её горячо оценила ленинградка-редактор издания («Столько мути читаешь, а тут – до слёз, и сразу работать хочется»), высоко отметил в предисловии председатель Союза писателей Николай Иванов. По понятным причинам, она не была представлена в мае юбилейного года, а в этом году я, много раз писавший о Книжном салоне на этих страницах (заметки перепечатывались питерскими СМИ), не только не был приглашён оргкомитетом, но, даже приехав за свой счёт в отличие от «топовых спикеров», оказался в положении бедного родственника. Ни на одно моё письмо Комитет по печати правительства Санкт-Петербурга и оргкомитет демонстративно не ответили… Мне просто негде было представить книгу, которую Смольный счёл весьма достойным изданием. Два Союза писателей Петербурга, их руководители и активисты сводят счёты, игнорируют друг друга, проводят мало мероприятий. Но причём тут поэт и публицист Бобров – младший брат Героя, который погиб за город Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Валентины Матвиенко, Сергея Степашина?

Последний провёл 26-го мая заглавную встречу Книжного союза с книгоиздателями, где выступал и председатель Ассоциации писателей и книгоиздателей Сергей Шаргунов. Так вот, он и Леонид Палько помогли мне провести встречу прямо на парадном стенде в честь 20-летия Книжного союза, у главного прохода в неуютном шатре. Стыдно было и перед коллегами, и перед малой делегацией из посёлка Лесное на Карельском перешейке, из школы имени Николая Боброва, которая недавно, через семь лет хлопот, получила это звание: я ведь не мог их даже пригласить в один из зальчиков Генерального штаба, где проходили презентации книги авторов – только на крошечный стенд издательства «Родные просторы», где она вышла. Спасибо главному редактору – поэту Владимиру Скворцову.

Как ветеран СП СССР хочу сказать: наши писательские организации на местах, особенно в России, – были опорой для ВСЕХ литераторов в дороге, в командировке, в проведении встреч. Они могли и с областным руководством свести, и с местными СМИ познакомить, и публикацию или встречу организовать за гонорар. Потом всё это рухнуло, раскололось на союзы по непонятным принципам, но ко всем нестроениям прибавился гонор: некоторые руководители этих образований вдруг возомнили себя князьками и вершителями судеб – партийного контроля-то нет. Теперь иногда в поездке на помощь и доброе отношение – нечего рассчитывать. Особенно в Питере, родном для меня городе, поскольку за него пролил кровь мой старший брат. Когда-то я перевёл короткое стихотворение болгарского классика Атанаса Далчева:

Все борцы, что за свободу пали –

Где угодно,

                   в тот день и час –

Братьями по крови тоже стали,

Не родной, но – пролитой за нас.

Не все стихотворцы до такого могут подняться – какое там братство!.. Мои недоброжелатели на сайте могут сразу подхватить: Бобров обиделся, сводит счёты. Нет, я привожу самый близкий пример, как на деле относятся к патриотической книге. А всё, что происходит вокруг неё и подвига брата я воспринимаю философски: ушли в небытие деревня Бобровка – бывшая финская Parpua и селенье Боброво – хутора Rantala Kaukola в Приозёрском районе, но остался ещё я, который помог получить имя брата школам в Москве в Басманном районе и рядом с Лемболово, где стоит памятник, провести через 76 лет захоронение найденных останков героического экипажа, обозначить обелиском место огненного падения, издал две книги. И тут я нисколько не комплексую, не ропщу: делаю, что должно ради брата Николая, что могу по мере сил, а там – как Господь управит... Но подобным положением дел не могу не возмущаться, как и танцам в маске Достоевского!

Повторяю, Минцифры теперь будет курировать вопросы, ранее относившиеся к сфере ответственности ликвидированной Роспечати. И вдруг Министерство культуры, как сообщила газета «Известия», обещало поддержать любой проект, который поможет выжить отрасли в целом и позволит существовать писателям. Ведомство Ольги Любимовой «готово оказать коллегам содействие, если они обратятся за советом», и поддерживает саму идею разработки такой программы. Смешно читать: где-то оказывается, мы остаёмся страной советов… Пустых советов от министерства, которое за эту сферу почему-то не отвечает. Вот они-то, как и пафосные рассуждения, подменяют давно назревшие шаги: поддержка толстых журналов, укрепление и объединение творческих союзов, создание фонда помощи авторам, наподобие давно созданного классиками на берегах Невы Литературного фонда.

Вот и на МКС мы говорили о том, как медленно и топорно разворачивается эта работа: ну, прошлый год был объявлен президентом Годом памяти и славы – где книгоиздательская программа, выпуск патриотических библиотечек, финансирование поездок писателей по местам боёв и встреч с молодёжью? Ладно, пандемия сорвала не намеченные планы, но вот сейчас идёт Год науки и технологий – почему ж Минцифры не учло этого, не обозначило в приказе по конкурсу проектов целевое финансирование серий научно-популярной литературы, научно-просветительских журналов? Только инвалидов по зрению конкретно обозначило, но скоро мы все станем слепыми на информационно-издательском поле с такой политикой.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии

Комментарий #28393 04.06.2021 в 22:00

Еще Николай Бердяев писал о двойственности русского человека. Да и упомянутый Ф.М. Достоевский...
Были и Алеша Карамазов, но и Смердяков.
Матрица одна и та же- как мы видим- повторяется...

Комментарий #28360 01.06.2021 в 09:53

Автору статьи. Боже меня упаси ОПРАВДЫВАТЬ МИЛЛИАРДНЫЕ СОСТОЯНИЯ нерусских авенов и фридманов.
Как раз жажда справедливости по Достоевскому вопиёт против торжества прослойки богатого мещанства над всем остальным российским населением. Авены тут не при чём. То,что еще у нищих русских встречаются еще порядочные люди, не делает саму нищету- благом.Это же очевидно!
Сами русские пришли и дикий капитализм установили. Посмотрите, как родственница известного олигарха яростно защищает "идеалы" всемирного общества потребления и "демократию" по- европейски. У нас нет иммунитета против философии эгоцентризма.

Комментарий #28359 01.06.2021 в 08:44

ОТВЕТ на КОММЕНТАРИЙ #28352
Судя по этому толкованию, зря Чубайс так ненавидит Достоевского: ведь, оказывается и он, и Соловьёв (не Рудольфович) писал о духовном богатстве, считая нищету русского народа чуть ли не благом. Собственно, автор оправдывает миллиардные состояния нерусских авенов, фридманов, соловьёвых, канделаки – пусть, мол, тонут в роскоши и бездуховности. Так им, рвачам, и надо! А русские – пусть верой и «высшей силой» - пробавляются после «советской мешанины». Вот она – нынешняя политика со ссылкой на Достоевского… Ловко. А, по-моему, девизом и ветрилом для каждого русского литератора должно быть категорическое высказывание Фёдора Михайловича: «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее».
Александр БОБРОВ

Комментарий #28352 31.05.2021 в 12:30

Россию 19-го века скрепляла общая духовная основа в лице православной веры. Об этом писал Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» «Наша нищая незаурядная земля, кроме высшего слоя, вся сплошь как один человек. Все восемьдесят миллионов её населения представляют собою такое духовное единение, какого, конечно, в Европе нет нигде…» С тех пор в России многое изменилось, и настоящему патриоту, каким был Фёдор Михайлович, теперь нечем гордиться перед «просвещённой», но разобщенной Европой. Теперь в России, «кроме высшего слоя»,(о котором упомянул писатель) не желают духовного единения с остальным населением – другие слои, сгруппировавшиеся вокруг нефтяной и газовой трубы, в том числе - «офисный планктон» и либеральная интеллигенция.
История с какой-то злой иронией поправила мысли великого писателя о нашем народе. В том же «Дневнике писателя» Достоевский писал: «Мы же утверждаем, что вмещать и носить в себе силу любящего и всеединящего духа можно и при нынешней нищете нашей..»
В двадцатом веке выяснилось, что «только при нищете» в российском обществе еще встречается иногда любящий и всеединящий дух! А у граждан, достигших достатка европейского уровня, таинственным образом, исчезает и «всемирная отзывчивость», и «любящий дух» и милосердие! Только когда наш человек один на один с судьбой, и должен вести борьбу за существование, он вспоминает своё великое предназначение - быть связующим звеном – между мирской жизнью и Богом!
Философ В.С Соловьев считал, что «жалкое положение России в экономическом, и других отношениях, не только не служит возражением против её призвания, скорее подтверждает его. Ибо та высшая сила, которую русский народ должен привести в человечество, есть сила не от мира сего, и внешнее богатство и порядок относительно её не имеют никакого значения»)
Всё это могло быть так, но мечта русского мыслителя до сих пор не осуществилась, ибо злой и суетный западный мир не стал ждать, когда наступит для России «час её исторического призвания»…когда воля и ум людей вступят в действительное общение с вечно и истинно существующим и все частные формы и элементы жизни получат своё положительное значение»
Позавидовал суетный мир российской душе, которая может быть счастлива своей православной верой – без многих земных благ, и, от зависти, говоря стихами Маяковского, «…смазал карту будня, плеснувши краску из стакана». Когда (продолжая Маяковского) «кончилась советская мешанина- вылезло мурло мещанина» и обывателя.
Через семьдесят лет появилось «мурло» олигарха, бандита, дельца, которому наплевать на всех и всё, кроме своей прибыли. Ни Ф.М. Достоевский, ни его друг В.С.Соловьев, не могли спрогнозировать такого напора всемирных «мещанских сил». В странах, которые сделали ставку на материальное благополучие, всё (по выражению Достоевского) было «подкопано» в духовном смысле и общество должно было рухнуть! Но прошло сто лет, а всемирное атеистическое мещанство показало свою змеиную живучесть, и не только не рухнуло, а еще и Россию сумело сбить с правильного пути! Так что, в плане духовного разъединения, мы уже очень напоминаем Европу, и пока мало подходим на роль «скрепляющего ядра» народов России