Владимир БОНДАРЕНКО. А ВДОХНОВИТЕЛИ – КТО? О фильме «Батальон»
Владимир БОНДАРЕНКО
А ВДОХНОВИТЕЛИ – КТО?
О фильме «Батальон»
Кто и зачем обрёк на смерть сотни молодых русских женщин в самом конце первой мировой войны? И во имя чего эту преступную смерть нынче воспевают на наших экранах, в наших газетах? Во имя чего и кого русские девушки и сами гибли, и убивали молодых немцев?
Когда я смотрел кинофильм «Батальон», мне хотелось отдать под суд и эту командиршу Бочкареву, и её начальников. Ладно бы это было в начале первой мировой, где-нибудь в четырнадцатом году, когда псевдопатриотизмом переболели почти все, от Маяковского до Есенина, когда даже карнавальный Игорь Северянин писал: «Тогда ваш нежный, ваш единственный, Я поведу вас на Берлин!», уже через полгода поэт утверждал противоположное и призывал к миру и концу войны.
Но женский батальон смерти был создан в июне-июле 1917 года, в самом конце войны, когда уже погибли миллионы солдат, когда всем стала видна бессмысленность мировой бойни. 21 июня 1917 года на площади у Исаакиевского собора состоялась торжественная церемония вручения новой воинской части белого знамени с надписью "Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой". Создание женского батальона смерти – это была авантюрная идея Керенского и его клевретов, когда уже вся армия отказывалась воевать.
В дешёвом и фальшивом фильме «Батальон» осознанно смешивают язык первой мировой войны и Великой Отечественной. Отказывающимся воевать солдатам кричат воинственные патриотки: «Вы не хотите защищать русскую землю!..». Парадокс в том, что этот пресловутый женский батальон кинули в бой во время русского наступления на Вильнюс, тогда ещё польский город, ныне столицу Литвы. Пусть авторы и режиссёры фильма сейчас объяснят литовцам, какую русскую землю они хотят защищать под Вильнюсом. Но даже если мы вернемся к началу наступления на Вильно, то окажется, что женский батальон с самого начала был послан в Западную Белоруссию – может, и братская, но никак не русская всё же земля.
Выскажу ещё одну спорную мысль: мы с советских времен привыкли говорить о бездарности царского командования, но за весь период первой мировой войны, и при победах, и при поражениях, далеко от границы российской империи не уходили, и отмечая ныне столетие с её начала, мы вдруг увидели, что на территории нынешней России сражений-то нигде и не было, разве что в Калиниградской области, то бишь в бывшей Пруссии. Ни до Волги немец не доходил, ни до Москвы, ни до Кавказа. И кто бы объяснил зрителю, зачем посылали на смерть молодых женщин? И как карикатурно изображены отказывающиеся продолжать войну солдаты-фронтовики, воюющие уже третий год. Как примитивно изображены немцы. Массовые перемирия на разных участках фронта тогда уже стали регулярным явлением. Считать, что это работа немецкой разведки нет никакого смысла. У немцев, к сведению неграмотного невежественного сценариста и режиссёра, прошла своя революция, и немцы в семнадцатом году не на Москву маршировать собирались, а так же, как и русские солдаты, стремились домой, в свою Германию. Да и перемирие перемирием, но вряд ли русские солдаты стали бы рассказывать немцам о своих пушках и боевых позициях. Не надо из русских фронтовиков идиотов делать. Так же, как и из немецких. Почитали бы лучше сценаристы военную прозу Ремарка.
В реальности из-за этой абсолютно бессмысленной мировой бойни развалились сами империи, и Австро-Венгерская, и Российская, произошли революции и в Германии, и в России. Так что на роль русской Жанны д`Арк воинственная Мария Леонтьевна Бочкарёва никак не годится. Никакую родину она не спасала, что доказало и её дальнейшее поведение после Октябрьской революции. Помчалась к Колчаку, по его поручению ездила в США и Англию выпрашивать у президента США Вудро Вильсона и короля Великобритании Георга Пятого вооружение и деньги для Белой армии, естественно, на унизительных для России условиях. Выступала в роли нынешнего Саакашвили, который также выпрашивает вооружение у Барака Обамы для украинской хунты. Тоже мне – Жанна д`Арк?
Фальшь в фильме «Батальон» чувствуется за версту. Такая развесистая идеологическая клюква. Только кому она нужна? Чем этот фильм приглянулся нашему президенту? К тому же, подобно последнему фильму Никиты Михалкова, он демонстративно антисоветский. Все краснобанточники – отъявленные мерзавцы. Режиссёру ещё надо было показать, как позорно остатки женского батальона Зимний Дворец Керенского от революционных солдат и матросов защищали. Как итог, в 1920 году по решению особого отдела ВЧК Марию Бочкарёву расстреляли в Красноярске.
Фальшиво даже кинематографически выглядит вся эта суррогатная женская армия и в боях. Хрупкие девочки лихо в рукопашную справляются с немецкими бывалыми фронтовиками. Нелепо выглядят и княгиня Тенишева, отправившаяся воевать и вдруг оказавшаяся беременной, нелепо выглядит и хрупкая тонюсенькая евреечка Ривка, бросающаяся на гранату. Что ей было делать в женском батальоне смерти?
Конечно, никакого сравнения с прославленным фильмом «А зори здесь тихие». В том фильме есть и величие замысла, и яркие характеры, и осмысленный героизм. Здесь какие-то ряженые персонажи. Вот и пришлось звать на подмогу Путина. «Мы, конечно, волновались, как он воспримет нашу работу, но Путин сказал, что фильм очень хороший, – рассказал «КП» режиссёр «Батальона» Дмитрий Месхиев. – Это большая честь для нас, что он посмотрел наше кино». Якобы, президент назвал фильм вдохновляющим. Но как это соотносится с реальными событиями времён первой мировой войны? Интересно, почему сами солдатки воевали под столь своеобразный гимн женского батальона смерти?
Со всех сторон России пришли мы воевать,
Поднялись мы стихийно за право умирать.
Нам нет домой возврата, отвергла нас семья.
Мы женщины-солдаты, пусть примет нас земля.
Значит, не за родной дом воевали солдатки, и не за свою семью, а за идеалы Временного правительства. Тогда вдохновил на создание батальона сам Керенский, кто же сейчас вдохновляет этот фильм?
"У немцев, к сведению неграмотного невежественного сценариста и режиссёра, прошла своя революция, и немцы в семнадцатом году не на Москву маршировать собирались, а так же, как и русские солдаты, стремились домой, в свою Германию". Общеизвестно, что революция в Германии произошла в ноябре 1918, а не в июне 1917...
"Чем этот фильм приглянулся нашему президенту? К тому же, подобно последнему фильму Никиты Михалкова, он демонстративно антисоветский".
+++++++++++++++++++
Наверно, потому и пригянулся.
Я вот о чем подумал. Многие деятели культуры перестали задаваться казалось бы простым вопросом - зачем? Зачем эта повесть, рассказ, роман, кинолента, стих, песня. Они просто улавливают конъюнктуру. Сейчас востребована тема 1-й мировой. А почему бы не снять кино? Лучше про баб на войне! Классно. Маховик закрутился. Пипл клюнул. А ведь тема ТОЙ войны возникла не случайно, ой не случайно. Заметьте: многие годы она была не востребована. Даже войне ТОЙ название придумали - забытая. И вдруг - хоп и заговорили. Мне кажется, что 100-летие и нынешняя мировая обстановка просто совпали. Возможно, вместо Сербии теперь Украина. Но механизмы раскрутки напряженности те же. Должен где-то быть конец бикфордова шнура, который надо поджечь, чтобы полыхнуло. Вместо этого бессмысленный и трагический женский героизм непонятно для чего и за какие идеалы. Зачем? Геннадий Русских
Фильм серый. Но тема, тема-то великая! Изучение, расследование – честное и беспощадное должно было состояться в этом фильме. Но встаёт вопрос: как работает Фонд кино и чиновники от культуры, зачем они вообще работают, что за позиция их такая? Тема патриотичная – ставим формально галочку. Комиссар говно, садист - ставим галочку. Всё, можно снимать. Гоголь, Вий , как же, классика – снимать. Только гниль вместо Гоголя подложим. А артисты наши сама беспринципность – могу и солдата - Сталинградца сыграть, могу и священника-насильника. Я уже писал комментарий Екатерине Максименко на ту же тему. Ещё кто-то напишет – всё зря. Помните комиссара Амелина из фильма "Красная площадь". Помните того матроса (Никоненко), который сравнивал время с жёлтой бесконечной резиной и погиб у последней пушки?!!!. Помните девочек из "А Зори здесь тихие"? Дорога в Кино для таких Героев сейчас заказана. Чапай не вздыбит зал с лавок. Если в печати может появиться что-то большое, то в Кино для этого стенка и режиссёры сдулись. Лунгин с “Родиной” – стыд. Думаю, это не конец. Рентабельная серость не переделает натуру. Влад Черемных.