КРИТИКА / Виктор ПРИТУЛА. «УШЛИ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ». О книге Виктора Линника «Лики времени, знаки судьбы. Люди великой эпохи»
Виктор ПРИТУЛА

Виктор ПРИТУЛА. «УШЛИ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ». О книге Виктора Линника «Лики времени, знаки судьбы. Люди великой эпохи»

 

Виктор ПРИТУЛА

«УШЛИ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ»

О книге Виктора Линника «Лики времени, знаки судьбы. Люди великой эпохи»

 

С автором этой книги судьба свела меня лет тридцать тому назад. В январе 1992 года, вернувшись из командировки в Кабул, встретил нового заместителя главного редактора «Правды» молодого, энергичного Виктора Алексеевича Линника. Он только что вернулся из Нью-Йорка, где служил собкором «Правды».

 Есть такая расхожая дефиниция – «любимец публики». Скажу без всякого намёка на комплимент – Виктор Линник был любимцем не только у международников, которых он курировал, но и у всей редакции ещё недавно главной газеты Советского Союза, переживавшей тогда трудное время.

Виктор Алексеевич уже в те дни пользовался авторитетом известного американиста и мог бы с радостью быть встречен многими редакциями СМИ новой России. Но он не купился на щедрые посулы со стороны младо-горе-реформаторов. Оставался верен себе и своей газете. Но газету «Правда» захватили ахейцы Янникосы из невесть откуда возникшего на улице «Правды», 24 «троянского коня».

Верю, что ещё доведётся прочитать мемуары Виктора Алексеевича, в которых он опишет свою «долгую извилистую дорогу» от «Правды» к «Слову».

А пока мы обратимся к не совсем мемуарной (хотя в ней есть все признаки этого уважаемого жанра) книге, названной автором может быть и несколько велеречиво, но по сути верно: «Лики времени, знаки судьбы. Люди великой эпохи». Большую половину этой 600-страничной книги составляют портреты героев, встреченных автором в разное время своей жизненной одиссеи. Портреты эти не простые. Шекспир, давно уж раздёрганный на расхожие цитаты, устами одного из героев своих пьес сказал:

Весь мир – театр.

В нём женщины, мужчины – все актёры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Портретная часть книги – потрясающий театр памяти. Сразу представляется сцена, в центре которой автор, а вокруг его герои. Их портреты говорят. Они порою делятся сокровенным, порою гневно обличают подлейшего житья подлейшие черты, порою наставляют автора в его житейских и газетных трудностях «бороться и искать, найти и не сдаваться».

Впрочем, мне не по силам лучше сказать о них, чем это сделал сам автор. Позволю его процитировать: «Объединяла этих замечательных людей непоказная преданность Отечеству и благородство характера. Во многом расходились они, но в главном были едины. В защите непрерывности нашей великой истории и богатства самобытной культуры, человечности русской литературы, мощи гениального русского языка. Всё, что работало на их умаление, вызывало у них гнев и отторжение…».

Назову лишь несколько имен из этой портретной галереи – Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Савва Ящиков, Борис Клюев… Почти тридцать портретов, среди которых нет персонажей второго ряда, у всех главная роль.

«Они ушли, чтобы остаться, ибо всегда болели за Отечество», – резюмирует Линник. И здесь хочется с сожалением отметить, что портретов могло быть куда больше, поскольку список Общественного совета газеты «Слово» украшают имена ныне живущих, да хранит их Господь! И какие имена! Это Василий Ливанов и Татьяна Доронина, Геннадий Гладков и Игорь Золотусский, Владимир Крупин и Николай Бурляев. И ещё много других не менее славных сынов Отечества.

Надеемся, встреча с ними у нас впереди, в книге ли или на страницах «Слова». И не только в «датском формате».

Вторая половина книги – эссеистика. Выше я отмечал, что Виктор Алексеевич блестящий американист, коим остается и по сей день. Но он ещё и эссеист, тонко чувствующий историю Отечества. Великая война, которую с подачи западных историографов чаще именуют Первой мировой. Война, которую стараниями «комиссаров в пыльных шлемах» сочли империалистической, продолжив её войной гражданской. Война поруганной русской воинской славы. Потом была Великая Отечественная, над которой по сей день глумятся столпы нашей «либерастической культурки» в кино и телесериалах, с вожделением обличающих тёмные силы СМЕРШа и возвеличивающих штрафбаты. Виктор Линник в поисках исторической истины не боится прослыть сталинистом. Личности Сталина, противоречивой, как сама ушедшая эпоха, в книге отводится немало страниц.

А ещё в этой книге автор откликается на события в культурной жизни страны – будь то театр, кино, книги. Он готов полемизировать, готов обличать невежество, но готов приветствовать и воздать должное достойным произведениям в кинематографе, литературе и драматургии.

Задаёшься вопросом: как его на всё это хватает? Ответ покажется читателям несколько неожиданным: Виктор Линник – человек-газета!

Его «Слово» – это образно «плот» Юрия Лозы. Вот уже почти четверть века главный редактор и издатель газеты «Слово» плывёт «на маленьком плоту, сквозь бури, дождь и грозы». За это время пошли на дно дредноуты реформаторов с их карликовыми партиями и непомерными пиар-амбициями. После сокрушительных фиаско медиамагнатов Гусинского Березовского доморощенные олигархи, тонко чующие откуда ветер дует, охладели в своих стремлениях быть владельцами «газет, пароходов», хотя яхты у иных с три парохода будут.

Газетное дело в России – занятие рискованное. Особенно в финансовом ракурсе, если газета не сползла в эротику или почище того…

На долю «Слова» выпало немало бурь, дождей и гроз. Но плот держится. Плот Лозы. Плот надежды. Не «Плот «Медузы»» француза Жерико с его отчаянной безнадёгой.

Виктор Линник сумел сПЛОТить вокруг газеты великих людей великой эпохи, которые помогали и помогают ему чем могут, чтобы жило «Слово».

И эта книга дань благодарной памяти тем, кто ушёл.

И тем, кто сегодня остается яркой и самобытной газетой Отечества.

Ведь в начале было Слово, и Слово было Бог!

 

Комментарии

Комментарий #28373 02.06.2021 в 18:28

Виктор Алексеевич! От всей души рад замечательной рецензии на Вашу книгу, а главное, за хороший отзыв о Вас. Присоединяюсь. С уважением Вадим Кулинченко