Сергей КОЗЛОВ. ЗАГАДКА ХОРОШЕЙ ПРОЗЫ. Размышления о романе Юрия Козлова «Новый вор»
Сергей КОЗЛОВ
ЗАГАДКА ХОРОШЕЙ ПРОЗЫ
Размышления о романе Юрия Козлова «Новый вор»
Роман «Новый вор» блистательного русского писателя Юрия Козлова, главного редактора легендарной «Роман-Газеты», – тот редкий случай, когда я решился на перечитывание. Сначала прочитал журнальный вариант, а потом уже с более приемлемым для глаз шрифтом – в книге. Замечу, что Юрия Козлова я читаю с тех пор, как он «изобрёл велосипед» (роман «Изобретение велосипеда» вышел в свет и получил широкую известность в конце 80-х прошлого века). С тех пор я читал у него практически всё. Когда он был у меня в гостях, то удивился, увидев на моей книжной полке все свои книги, хотя собрание сочинений у него, к сожалению, не выходило. Чем захватила меня его проза? Во-первых, главным – великолепно поданной писательской тайной, которая одновременно является тайной бытия, тайной всего мира. Какая это проза? Первое, что приходит на ум: интеллектуальная, философская, мистическая, интересная… но потом остаётся одно слово: хорошая. Настоящая, русская.
В «Новом воре», как и в других своих произведениях, Юрий Вильямович интригующе загадывает читателю очередную свою загадку. И разгадыванием её вместе с читателем занимается на протяжении всего романа. Мастерство писателя в том, что читателю самому не хочется разгадать её махом, перевернув одну или все страницы сразу. В этом магия хорошего текста. Читателю нравится сам процесс этого загадывания-разгадывания, он становится соучастником тайны. При этом загадкой в тексте может быть человек, его мистические способности, обстоятельства, которые его окружают; загадкой может быть отдельное событие, меняющее жизнь человека или целой страны, а в итоге всё превращается в вязь этой тайны, куда вплетаются узнаваемые географические, исторические, бытовые привязки, и, собственно, ощущение, познание этого мира, когда читатель принимает правила игры автора, даже если он с чем-то и не согласен.
В «Новом воре» Юрий Козлов гениально открыл мир не просто чиновника высокого уровня, но и юноши эпохи смутного времени – 90-х. Сделано это тонко, без нажима на кисть, но так узнаваемо, что возникает тот самый «эффект присутствия».
И вот одна из осей психологии нового вора: «Наверное, они смотрели на бриллиантовые циферблаты и вспоминали тезис Сталина, что логика обстоятельств сильнее логики намерений, особенно намерений честных. Следовательно, нет их вины в том, что они в нужное время оказались в месте, где естественные и трудовые богатства (термин писателя-народника Глеба Успенского) преображались в часы, яхты и виллы на побережьях тёплых морей. Что они прожили, может быть, и не очень правильную, но подчинённую логике обстоятельств жизнь». Это такой пассаж переосмысления жизни новых русских с помощью тезиса вождя народов, при котором подобное априори было невозможно.
Роман загадывает загадку жизни двух друзей. Одноклассников. Одинаковых и разных. А потом дополняется загадкой появления сына одного из них, того, что канул в лету, пытаясь «починить этот мир». Впрочем, раскрывать интригу романа, пересказывать сюжет также пошло, как пестрить в отзыве штампами, что текст наполнен сатирическими и иными аллюзиями… Но одна из них заставила меня ещё в первый раз хохотать: всероссийский инаугурационный молебен, который готовит целое министерство.
Разумеется, как всякая хорошая проза, роман развивается сразу в нескольких плоскостях времени и пространства. Это и прямая и переносная геополитика романа, которая у Юрия Козлова есть почти во всех текстах. Благо, что литература с момента своего рождения – с мифа, легенды, сказки дала авторам такое право: долго ли, коротко ли… в тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Но в главном герое – Перелесове – свои черты увидят не только современные чиновники, но и вполне себе респектабельные (как им кажется), «диванствующие» у экранов компьютеров и телевизоров граждане. Как, впрочем, и почувствуют ностальгический укор преданной Родины в образе его прабабушки, которая проходит по тексту под точным именем Пра. И будут сквозь буквенный метафорический апофеоз звучать наши затёртые до сердечной боли вопросы: что делать? кто виноват? кому на Руси жить хорошо? как нам обстроить Россию?..
Кроме узнаваемой иронии автора, в тексте дружно живут и утопия, и антиутопия, и которая из них больше – решать читателю. Важно, что сочетание обеих порождает тот уникальный мистический реализм, который и достаётся, как награда, читателю. Теперь самое главное для читателя: текст читается легко, несмотря на то, что это умный роман, роман интеллекта, который далеко не у всех из нас на должной высоте, читается с интересом и затягивает. Но это не постмодернизм, не какой-нибудь реализм с особым прилагательным (хотя мне нравится прилагать к нему «мистический») – это роман Юрия Козлова, стоящий в одном ряду его замечательных книг: «Колодец пророков», «Реформатор», «Проситель», «Закрытая таблица», «Почтовая рыба» и других.
О возрасте читателя… Да, когда мне было сорок пять, один из романов Юрия Козлова у меня вырвал из рук мой двадцатилетний племянник, который вовсе не был искушенным читателем.
Я ни разу не пожалел времени на чтение прозы Юрия Козлова, потому что получал от неё нечто большее, чем имел сам.
И о загадке. Загадка живёт, звучит. В бытии романном, да и в самой жизни нашей её полно. Попробуйте её отгадать. А может, вы загадаете свою, заразившись энергией познания от Юрия Козлова?



Сергей КОЗЛОВ 


Прочитал по совету тов. Фурсова. Полный восторг. Так суметь написать, это конечно уровень. Рад, что литература (большая) ещё жива.
НА КОММЕНТАРИЙ #29070
БРАВО!
И это стало главным в прозе Юрия Козлова. Честь и хвала ему за это!
"... весь русский народ исповедует принцип бессознательного социализма" Юрий Козлов. "Новый вор".
ВОПРОСЫ ПРЕДЫДУЩЕМУ #28495
Плохая - чем? Тем, что показалась вам автопародией? Или чем-то более существенным? Когда бросаешься такими утверждениями, желательно не клеймить, а доказывать свою точку зрения. Докажете? Если нет, то ваше утверждение пустое сотрясение воздусей.
Плохая проза, автопародия на собственный роман автора "Реформатор".