Александр БАЛТИН. СЛОВЕСНЫЕ ЛУГА ВЛАДИМИРА ЛУГОВСКОГО. К 120-летию поэта
Александр БАЛТИН
СЛОВЕСНЫЕ ЛУГА ВЛАДИМИРА ЛУГОВСКОГО
К 120-летию поэта
***
…Есть нечто потустороннее – во всяком случае обречённое в стихотворение «Алайский рынок» – безнадёжность безвыходности:
Три дня сижу я на Алайском рынке,
На каменной приступочке у двери
В какую-то холодную артель.
Мне, собственно, здесь ничего не нужно,
Мне это место так же ненавистно,
Как всякое другое место в мире,
И даже есть хорошая приятность
От голосов и выкриков базарных,
От беготни и толкотни унылой...
Страшная экзистенция проступает в следующей строке: жуткое знание, которого… лучше бы не было:
Здесь столько горя, что оно ничтожно…
Луговской больше ассоциируется со звоном и бодростью, широким размахом, сильным внедрением в жизнь; многие его стихи гудят и вибрируют, как провода, по которым течёт неистовая правда реальности, которая никогда не закончится, будет сверкать всегда, переливаясь радугами чувств и оттенков:
Сегодня не будет поверки,
Горнист не играет поход.
Курсанты танцуют венгерку, –
Идет девятнадцатый год.
В большом беломраморном зале
Коптилки на сцене горят,
Валторны о дальнем привале,
О первой любви говорят.
Впрочем, он был разнообразным поэтом: и, владея стихом с той мерой мастерства, когда оно не замечается уже, переводил в созвездия созвучий различные реалии мира, создавая свой – языковой, неповторимый.
…Астроном возникает: ищущий правды о небесах, правды, сулящей веру:
Ты осторожно закуталась сном,
А мне неуютно и муторно как-то:
Я знаю, что в Пулкове астроном
Вращает могучий, безмолвный рефрактор…
Развернётся «Баллада о пустыне», шурша песком, предлагая его бесконечность как альтернативу бытию, закрученному вокруг избыточного движения.
…Есть хороший размах в стихах Луговского: поэзия должна внедряться в мир мощно; и предметность оной предполагает подлинность реальности:
Дым папиросный качнулся,
замер и загустел.
Частокол чужеземных винтовок
криво стоял у стен.
Он создал сильный свод: сияющий, яркий и – устоявший в течение лет – не меркнет он…
***
У правды крепкая соль, но она – слишком солёная:
Здесь столько горя, что оно ничтожно,
Здесь столько масла, что оно всесильно.
Ранний этот «Алайский рынок» Луговского, стихом белым входящий в огромные массивы русской поэзии, пестрит красками, замешанными на мизантропии; красками, что переливаются самоцветами, и уже этим снижают негативный накал…
Я пьян с утра, а может быть, и раньше...
Пошли дожди, и очень равнодушно
Сырая глина со стены сползает.
Во мне, как танцовщица, пляшет злоба…
Вообще, это не та злоба, которая убивает, но та, на энергии которой можно что-то делать.
Луговской поэт размашистый, поэт существительных, многочисленных и разнообразных, ярких, порою пышных.
Яркость мира мешается с яростью строк: и действительность, преобразованная стихом, входит в сознанье и запоминается иначе.
Или предстаёт инакой – благодаря стихам Луговского.
Поэзия – как описание действительности.
Поэзия – как постижение оной.
В сущности, поэзия – сумма сумм: тут и мелодия речи, и гармонизация реальности, и собственное – какое надо вклинить в мир – восприятие этого мира.
…Пригоршни созвучий Луговского рассыпаются, разлетаются, мелькают, играют.
Ибо стихи его блестящи, густы, плазма бытия бурлит в них тугим напором.
Фотограф печатает снимки –
Являются лица людей.
Так, лица людей – равно лица явлений, событий – выплывают из несущихся, великолепных лент стихов Луговского, чтобы, минуя временное и наносное, остаться в такой условной, такой конкретной вечности…
…И славно благоухают словесные луга Владимира Луговского.