Вячеслав ЛЮТЫЙ. ЮРИЙ КУЗНЕЦОВ И ЕГО ПРИСУТСТВИЕ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ. Из материалов XV научно-практической конференции
Вячеслав ЛЮТЫЙ
ЮРИЙ КУЗНЕЦОВ И ЕГО ПРИСУТСТВИЕ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Из материалов XV научно-практической конференции
Каждое слово его как звенящая медь,
Каждое слово сбылось или сбудется впредь.
Юрий Кузнецов. Из поэмы «Рай»
Поэзия Юрия Кузнецова распространяет своё влияние на самые разные сферы душевной и интеллектуальной жизни современного русского человека. Оставим в стороне то печальное обстоятельство, что сегодня человек этот в массе своей находится далеко не в лучшей духовной форме, однако всякий, кто обращает взор в поле литературы, уже является потенциальным сторонником или противником особого «кузнецовского» угла творческого зрения, яркой образности поэта и способа изображения им пространства, времени и истории.
До Кузнецова события, происходившие в мире, практически всегда описывались в отечественной литературе как находящиеся в контексте зримой реальности наличного земного бытия – исключая, быть может, визионерские стихи Пушкина и Лермонтова в XIX веке. А в ХХ столетии разве что у Даниила Андреева можно встретить отражённую в некий фантастический окоём канву событий. Тогда как преобладающим художественным «правилом», методом было обращение к осязаемому миру, к сфере узнаваемых чувств, к движению мысли, сопрягающей пусть порой и далёкие предметы, но всё-таки укоренённой в земном существовании людей или обращённой к их зеркальному отображению в пространстве инобытия.
Юрий Кузнецов впервые соединил в одном поэтическом повествовании мифологические фигуры – и поразительную, придающую им объёмность подлинности, достоверность знакомых вещей и узнаваемых действий. И так остающегося «за кадром» читателя вплотную подвёл к героям фантасмагорическим, в портретном отношении невиданным.
Невероятные как будто коллизии многих его сюжетов непостижимым образом замыкаются на нашу корявую и искажённую действительность, снимая с неё наслоения грязи и лжи. Его творчество представляет нам не действующих в тех или иных обстоятельствах персонажей, не знакомые формы обыденности в сонме привычных вещей – но само содержание происходящего с Россией сегодня. Эта картина дана поэтом парадоксально и точно, она часто отталкивает своей непривычностью очередного читателя-соглядатая истории Руси на рубеже тысячелетий.
«Русское Ничто», «Федора» и другие персонажи поэтических видений Юрия Кузнецова западают в сознание и остаются в нём в качестве объёмных имён и участников самых разнообразных видимых драм – не впрямую, а в виде некоей метафизической подсветки художественного «протокола» случившегося. Такая роль поэта – со зрением, способным проницать толщу времён и плотную массу материи, которую мы в совокупности называем «современностью» или «историей», – для русской литературы во многом нова. В европейской традиции подобного склада художником был Данте, хотя и с некоторыми оговорками, которые касаются первичности воплощённых им образов, начало которых – в ранних христианских представлениях о загробном бытии.
Похожая часть художественного мира Кузнецова была воссоздана им в цикле поэм о Христе, где с поразительным мастерством и органичностью было преодолено искушение иллюстративности – в пользу живого сюжета, естественного перетекания мизансцен из одной в другую и постепенного наращивания грандиозного содержания. Того главного содержания, что не отодвигает читателя на почтительную дистанцию – но делает его свидетелем запредельной для человеческого понимания истории. Обращаясь к русскому мифу, Юрий Кузнецов обозначил его как краеугольный камень, лежащий в основании всего ныне существующего мира. Именно потому завершающим периодом его творческой биографии стало обращение к евангельским сюжетам. Соединяя кровное и евангельское, он замыкал круг, в котором присутствует человек – выбирающий борьбу или согласие со своей судьбой.
Поэтический язык Кузнецова со временем обрёл удивительную ёмкость и точность – те несомненные признаки художественной зрелости, когда даже мелкие подробности лирического рассказа становятся значимыми и помещёнными в единственно возможное место повествования. Эта литературная и метафизическая «многослойность» его письма свидетельствует о некоей высочайшей художественной пунктуальности, которая находится в координации с невидимым простому глазу устройством мира.
Юрий Кузнецов – русский человек, смевший заглянуть в грозные глубины жизни, оставшись при этом частью нашего пространства, полного прозаических забот и мелкой суеты. Хотя он всегда казался странным пришельцем в отечественной литературе последней трети минувшего века. Его роль в поэзии будущих десятилетий не так давно виделась магистральной, задающей тон образным поискам новых творцов.
Сбудется ли это – покажет время. Но несомненно главное: Кузнецов останется вечным свидетельством поистине безграничных возможностей отечественной литературы в постижении смысла бытия и сокровенной задачи родной земли, останется высоким примером творческого мужества и интеллектуальной последовательности на том пути, который – по наитию или по воле Божьей – выбирает подлинно русский художник слова.
НА #28729
Ах, Вл. Ник., ну не лицемерьте уж так по-крупному. "Причаститься и исповедаться, - пишете вы. - И не раз и не два, а регулярно до последнего издыхания!".
Может, всё проще надо: не совершать скверных, гаденьких поступков, а больше светлых, добрых дел иметь на счету своём? Как принято было в русском советском народе: человек человеку друг, товарищ и брат... И так далее - все десять заповедей. Кузнецов оттуда - из той совестливой духовности.
Не надо так уж рьяно неофитам первого поколения указывать путь к духовности для врождённо совестливых. Если есть желание "причаститься и исповедаться. И не раз и не два, а регулярно до последнего издыхания!" - причащайтесь и исповедуйтесь. Значит, есть в чём исповедоваться "регулярно до последнего издыхания!".
Вячеслав Лютый один из лучших угатывателей путей литературы. Но времена тяжелы и для него: нет единого нерва эпохи, разбежались мысли, науки закопались в свои направления, страх владеет одними, жадность другими, самонадеянность третьими, телевизор, интернет владеют большинством умов, это большинство сползает в равнодушие, где тут место общей мысли? Кузнецов и себя не жалел и собою возносился, на Золотой горе с Гёте общался, видел как "Данте пил", в ад перестройщиков отправлял, точно угадал путь классиков истинно русской поэзии и шёл к нему, и пытался идти по нему. Путь этот - духовность. Но на этот путь как встать? Надо перед этим путём причаститься и исповедаться. И не раз и не два, а регулярно "до последнего издыхания!. А на это у Кузнецова не достало терпения. И от этого пути он был отторжен. Владимир Крупин
Аександр Балтин писал:
"Юрий Кузнецов рассматривал реальность через две призмы: лирического взрыва и метафизического осмысления; и надрывные, криком рвущие пространство стихи об отце, не исключают момента постижения всеобщей тайны: зачем всё так устроено?"
И всё же, лирика и метафизика у него не соединялись в неразрывное целое, как должно быть у органичной натуры великого поэта. А.Дункан говорила о своёс муже-Сергее Есенине,что у него в сердце Бог, а в голове -дьявол. Но они как-то в Есенине плодотворно сотрудничали и такие строчки "высекали." У Юрия Кузнецова -лирика взывается эмоциями, а потом великий ум комментирует этот взрыв. Комментарий велик,глубок,но без единства с чувством.