Валерий ДАНИЛЕНКО. ЧУДЕСА В РУССКОЙ СКАЗОЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА. Часть 1
Валерий ДАНИЛЕНКО
ЧУДЕСА В РУССКОЙ СКАЗОЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА
Часть 1.
В мироздании всего-навсего четыре этажа – физическая природа, живая природа, психика и культура. Каждый его этаж наполнен в сказочной картине мира множеством чудес – таких событий, которые происходят не по естественным причинам, а сверхъестественным.
Физическая природа
Четыре физических стихии воспринимаются в сказочном сознании как основные – земля, вода, воздух и огонь.
ЗЕМЛЯ. Сказочники стали наделять землю чудесными свойствами. О таких свойствах говорит её способность обращать людей в животных и наоборот. Чтобы превратиться в сокола, в сказке «Хрустальная гора» Ивану-царевичу понадобилось удариться о землю:
«Иван-царевич ударился о сырую землю, сделался ясным соколом, взвился и полетел в тридесятое государство» (Сказки народов мира в десяти томах. Т.1. Русские народные сказки. Сост., вступит. ст. и примеч. В.П. Аникина. М., 1987 (в дальнейшем – РНС). С.141).
В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» земля творит новое чудо: за одну ночь она выращивает рожь, в которой галка может схорониться.
Земля помогает Ивану-царевичу и Василисе Премудрой в этой же сказке и как предвестник царской погони:
«Доложили царю, что молодые убежали; озлобился он и послал за ними погоню великую.
А Василиса Премудрая с Иваном-царевичем уже далеко-далеко! Скачут на борзых конях без остановки, без роздыху.
Ну-ка, Иван-царевич, припади к сырой земле да послушай, нет ли погони от морского царя?
Иван-царевич соскочил с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:
– Слышу я людскую молвь и конский топ!
– Это за нами гонят! – сказала Василиса Премудрая и тотчас обратила коней зелёным лугом, Ивана-царевича – старым пастухом, а сама сделалась смирною овечкою» (там же. С.28).
Не распознала погоня Василисы Премудрой и Ивана-царевича. Пришлось ей возвратиться к царю несолоно хлебавши.
В землю хоронят мёртвых. Но в сказках она может на некоторое время возвращать им жизнь. В сказке «Сивка-бурка» она расступается над могилой, где похоронен отец Ивана, чтобы он, превратившись на время в живого, выбрался из неё. Вот как этот эпизод описан в сказке:
«В полночь земля расступается, отец поднялся из могилы:
– Кто тут? Ты ли, мой младший сын Ваня? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо моё плачет?
Иван отвечает:
– Здесь твой сын Ваня. А на Руси всё спокойно» (там же. С.137).
ВОДА. Сказочная вода может служить убежищем для людей. Они могут находиться в такой воде долгое время и оставаться живыми. В сказке «Семь Симеонов» люди скрывались под водой несколько дней:
«Как увидали семь Симеонов, что погоня уж близко – вот-вот догонит! – нырнули и с царевной, и с кораблем. Долго плыли под водой и поднялись наверх тогда, как близко стало до родной земли. А царская погоня плавала три дня, три ночи; ничего не нашла, с тем и возвратилась» (РНС. С.326).
Сказочная вода может быть сильной и слабой, мёртвой и живой. Сильная даёт человеку неимоверную мощь, а слабая делает его бессильным. Мёртвая заживляет раны, а живая воскрешает из мёртвых.
В сказке «Медное, серебряное и золотое царства» рассказывается о том, как злой Вихрь, напившись сильной воды, похитил царицу Настасью и унёс её по воздуху в свой дворец, расположенный на высокой стеклянной горе. Чтобы спасти её, в этот дворец проник её младший сын Иван-царевич. Настасья попросила поменять местами в погребе кадки с сильной водой и слабой. Это позволило Ивану-царевичу одержать победу над Вихрем, поскольку вместо сильной воды он напился слабой. Вот как описывается эта победа в сказке:
«Рванулся Вихрь в окно – да в поднебесье. Уж он носил, носил Ивана-царевича… И над горами, и над морями, и над глубокими пропастями. Не выпускает царевич из рук палицы. Весь свет Вихрь облетел. Умаялся, из сил выбился. Спустился – и прямо в погреб. Подбежал к кадке, что по правой руке стояла, и давай воду пить. А Иван-царевич налево кинулся, тоже к кадке припал. Пьёт Вихрь – с каждым глотком силы теряет. Пьёт Иван-царевич – с каждой каплей силушка в нём прибывает. Сделался могучим богатырем. Выхватил острый меч и разом отсёк Вихрю голову» (РНС. С.130).
В сказке «Королевич и его дядька» леший даёт королевичу такую воду, которая наполняет его фантастической силой:
«Привёл в свою избу, зачерпнул ему ковш воды. Королевич выпил.
– Много ль в себе силы чувствуешь? – спрашивает леший.
– Да если б была палица в пятьдесят пудов, я б её вверх подбросил да свою голову подставил, а удара и не почуял бы.
Дал ему другой ковш выпить:
А теперь много ли силы?
– Да если бы была палица во сто пудов, я б её выше облаков подбросил!
Зачерпнул ему третий ковш:
– А теперь какова твоя сила?
Да если бы утвердить столб от земли до неба, я бы всю вселенную повернул!» (РНС. С.242).
Такая силища показалась лешему опасной. Он дал королевичу слабой воды: «Леший зачерпнул воды из другого чана и подал королевичу; королевич выпил – и поубавилось у него силы кабы на седьмую часть» (там же).
Вот как описана ситуация с мёртвой и живой водой в сказке «Марья Моревна». Кощей изрубил Ивана-царевича на куски. Его оживили зятья Ворон и Сокол:
«Ворон брызнул мёртвою водою – тело срослось, соединилося; сокол брызнул живой водою – Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
– Ах, как я долго спал!
– Ещё бы дольше проспал, если б не мы! – отвечали зятья. – Пойдем теперь к нам в гости» (РНС. С.156).
ВОЗДУХ. Воздух приобретает в сказках чудодейственную силу. Эта сила заявляет о себе в яркой форме, когда он превращается в ветер. Никакой природный ветер не может сравниться по своей мощи со сказочным ветром. В сказке он может перенести человека за тридевять земель в тридесятое царство с умопомрачительной скоростью. Таков ветер в сказке «Волшебное кольцо». Он уносит в ней в мышье государство королевну – нечаянную жену простого мужика Мартынки. Украв у него волшебное кольцо, она приказывает чудесным помощникам:
«Слушайте, ребята! Чтоб к утру не было здесь ни дворца, ни собора, ни моста хрустального, а стояла бы по-прежнему старая избушка. Пусть мой муж в бедности остаётся, а меня унесите за тридевять земель, в тридесятое царство, в мышье государство. От одного стыда не хочу здесь жить!» (РНС. С.176).
Сказано – сделано: «В ту же минуту подхватило её ветром и унесло в тридесятое царство, в мышье государство» (там же).
ОГОНЬ. Неконтролируемый огонь – страшная разрушительная стихия. В сказке «Марья Моревна» она превращена в огненную реку, за которой живёт баба-яга. Чтобы через неё перебраться, Ивану-царевичу приходиться воспользоваться чудесным средством – платком. Он «доехал до той реки, махнул три раза платком в правую сторону – и вдруг, откуда ни взялся, повис через реку высокий, славный мост» (РНС. С.159).
Живая природа
РАСТЕНИЯ: лес и сад.
Лес. В сказке «Заколдованная королевна» лес чудесным образом вырастает в одно мгновение из семян, которые королевна дала своему мужу-солдату:
«Прощается она с мужем, даёт ему мешочек – сполна семечком насыпан – и говорит:
– По какой дороге поедешь, по обеим сторонам кидай это семя: где оно упадёт, там в ту же минуту деревья повырастут; на деревьях станут дорогие плоды красоваться, разные птицы песни петь, а заморские коты сказки сказывать.
Сел добрый молодец на своего заслуженного коня и поехал в дорогу; где ни едет, по обеим сторонам семя бросает, и следом за ним леса подымаются, так и ползут из сырой земли!» (РНС. С.276).
В сказке «Баба-яга» лес вырастает за брошенным волшебным гребнем: «Достала девочка гребень и бросила через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают» (там же. С.90).
В сказочном лесу могут расти деревья, которые достают до облаков. Такую сосну срубил главный герой в сказке «Летучий корабль»: «Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну: верхушкой в облака эта сосна упирается, обхватить её впору только троим» (там же. С.115).
Сад. В сказочном саду могут расти деревья, обладающие чудесными особенностями. В сказке «Волшебное кольцо», например, речь идёт о саде, где растут деревья с золотыми и серебряными яблоками.
На сказочной яблоне могут расти молодильные яблоки. Поел – и помолодел лет на двадцать. О таких яблоках речь идёт в «Сказке о молодильных яблоках и живой воде». О молодильных яблоках в ней возмечтал царь:
«Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко – помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу – будет видеть» (там же. С.92).
Яблоня – любимое дерево у русских сказочников. В сказке «Хаврошечка» рассказывается о яблоне, выросшей из костей коровы, которая была единственной отрадой для девочки-сироты и которую загубил её отчим по приказу своей жены.
ЖИВОТНЫЕ. Степень антропоморфизации животных в сказках настолько велика, что при их чтении мы невольно забываем о том, что в них действуют животные, а не люди. Тем самым мы начинаем забывать о чуде, которое позволяют себе сказки. Это чудо состоит в том, что люди в них могут превращаться в животных.
Наиболее популярны в русских сказках лиса, волк, медведь, заяц и конь.
Лиса. Сказочная лиса – олицетворение хитрости, которая держится на беззастенчивом обмане. Следует, вместе с тем, заметить, что обманывает она глупцов. В сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» лиса обманывает волка. Поделом ему! Только глупец мог поверить, что рыба может ловиться на хвост, опущенный в прорубь.
В сказке «Медведь и лиса» лиса обманывает медведя. Поделом ему! Только глупый медведь мог засомневаться в том, что бочонок с мёдом на его чердаке опустошила лиса.
В сказке «Лиса и козёл» лиса обманывает козла. Поделом ему! Вот как выглядит окончание этой сказки:
«Идёт козёл – умная (иронично. – В.Д.) голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
– Что ты там, лисанька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!
А козлу давно пить хочется.
– Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл.
– Отличная, – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил. А она ему:
– Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел – всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили» (РНС. С.390).
В некоторых сказках лису наказывают за её прегрешения её же оружием – хитростью. В сказках «Как лиса училась летать», «Лиса и тетерев» и «Лиса и рак» журавль, тетерев и рак оказываются хитрее лисы. Последняя сказка очень короткая:
«Лиса говорит раку:
– Давай перегоняться!
– Что же, лиса, давай.
Начали перегоняться.
Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост.
Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит:
– А я уж давно тут тебя жду» (там же. С.376).
Волк. Не во всех сказках волк неудачлив и глуп. Так, в сказке «Иван-царевич и серый волк» – он – никакой не неудачник и далеко не глупый. Он – чудесный помощник Ивана-царевича. Но он – не только его чудесный помощник, но одновременно и его властный руководитель. В сказке «Финист – ясный сокол» серый волк помогает Марьюшке добраться до Финиста, оказавшегося в тридевятом государстве.
Сказки о животных стали появляться позднее волшебных. Произошла метаморфоза: из мудрого помощника в волшебных сказках волк превращается в глупого неудачника в сказках о животных. Почему произошла такая метаморфоза? Изменилось отношение к волку. Если в волшебных сказках это отношение было почтительным, то в сказках о животных – сатирическим. Если в первом случае сказочники пытаются умилостивить страшного зверя, то во втором – издеваются над ним, чтобы отомстить ему за его злодеяния. Вот почему в сказках о животных он выставляется феноменальным глупцом и нередко приговаривается к смерти.
Если в волшебных сказках самый кровожадный зверь – многоголовый змей, то в сказках о животных – волк. О его кровожадности русский народ сочинил много сказок – «Старая хлеб-соль забывается», «Волк-дурень», «Волк и козлята», «Ненасытный волк» и др.
Сказок, в которых волку достаётся от людей или других животных, очень много. Сказочники наказывают волка за его кровожадность и глупость безжалостно. Сюда относятся, например, сказки «Старик и волк», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Как волк стал птичкой», «Овца, лиса и волк», «Как лиса шила волку шубу».
В первой из этих сказок старик охаживает волка кочергой, во второй его жестоко бьют бабы, в третьей он чуть было не сгорел, в четвёртой он попадает в капкан, в пятой его насмерть забивает своими копытами лошадь.
Медведь. По глупости медведя часто сравнивают с волком. Но медвежья глупость намного симпатичнее волчьей. Медвежья глупость – это глупость простофили, а не хищника. Она олицетворяет чрезмерную человеческую доверчивость. Доверчивых людей у нас любят. Их легко обмануть. Это вызывает к ним жалость.
Как простофиля медведь изображён в сказке «Мужик и медведь». Он хоть и угрожает мужику, но его угроз мужик не боится. Вот почему он легко надувает медведя. Сначала подсовывает ему вершки от репы, забрав себе её корешки, а потом – корешки от ржи, оставив себе её вершки.
Как простофиля медведь изображён и в сказке «Бабка и медведь», где его легко надувает бабка, посулив ему вместо кобылки что-то непонятное – крепушку, теплушку и потомбайку.
Как простофиля медведь выглядит и в известной сказке «Маша и медведь», где его обманывает девочка, которую он взял к себе в плен. Чтобы освободиться из него, она забралась в короб, прикрывшись пирожками. Обманутый медведь принёс дедушке да бабушке этот короб, где они нашли свою любимую внучку.
Не во всех сказках медведь выглядит как простофиля. В сказке «Медведь», например, он съедает старика со старухой за то, что старик отрубил ему лапу в лесу.
У этой сказки есть осложнённый вариант – «Медведь – липовая нога». В ней старик тоже отрубает лапу медведю. Однако финал у этой сказки иной: старик со старухой спроваживают его в подполье и убивают.
Заяц. Зайцу досталась в наших сказках жалкая роль – роль жертвы. Его главный враг – лиса. Мы помним, как немилосердно она обошлась с зайцем в сказке «Лиса и заяц». Она попросилась переночевать к зайцу в его лубяную избёнку, поскольку её ледяная избёнка весной растаяла. Заяц её пустил. Она взяла да и выгнала бедного зайчишку. Он горько жалуется на лису собаке, медведю и быку. Просит их помочь выгнать лису. Все они испугались лисьей угрозы: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Один петух с косой не испугался и выдворил лису из заячьей избёнки.
В роли жалкой жертвы заяц выступает и в сказке «Лиса-странница». Вместе с медведем и волком лиса в этой сказке отправила в яму и зайца. Вот как дело было:
«Лиса говорит зайцу:
– Ты, зайчик-боботунчик, иди. У тебя ножки тоненькие, сам лёгонький. Скорёхонько пробежишь по жёрдочке.
Заяц пошёл – и бух в яму, убился» (РНС. С.401).
Конь. Сказочный конь – богатырский конь. Он обладает неслыханной силой и может перемещаться с неслыханной скоростью. О том, с какой скоростью может перемещаться сказочный богатырский конь свидетельствует такой эпизод из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде». Баба-яга подарила Ивану царевичу коня:
«Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на её коне. Вдруг он и говорит коню:
– Стой! Перчатку обронил.
А конь отвечает:
– В кою пору ты говорил, я уже двести вёрст проскакал…» (там же. С.97).
Конь в сказках обладает чудесной способностью к оборотничеству. В сказке «Волшебный конь» он оборачивается то в сизокрылого орла, то в маленькую птичку, то в бедного старика. При этом один оборотень может превращаться сразу в другого:
«В тот же миг обернулся старик сизокрылым орлом, взвился с королевною и добрым молодцем высоко-высоко, перелетел через ограду, опустился на землю и сделался по-прежнему богатырским конём» (РС. С.57).
Мало того, что конь в сказках может быть оборотнем. Он может ещё и оборачивать других. Такой конь изображён в сказке «Сивка-бурка». Он превращает в ней Ивана-дурака в молодца невиданной красоты.
Психика
Чувства
В русских сказках мы встречаемся с чудесами, которые связаны со зрением и слухом. В сказке «Королевич и его дядька» средняя дочь лешего дарит Ивану-царевичу волшебное зеркальце. Оно показывает будущее. Это зеркальце у него украла царевна. Она попросила зеркальце показать её будущее и увидела себя невестой Ивана-царевича.
В сказке «Летучий корабль» рассказывается о третьем сыне старика со старухой, которого все считают дурачком. Но с помощью чудесного старика именно он сумел построить из сосны летучий корабль. На этот корабль он подсадил необыкновенного человека – Стреляло. Он видит цель для стрельбы, которая находится от него за тысячу вёрст.
В этой же сказке изображён и другой необыкновенный человек – Слухало. Вот как выглядит знакомство дурня с этим человеком:
«Летел-летел дурень и видит: лежит на дороге человек – ухом к сырой земле припал. Спустился он и говорит:
– Здорово, дядюшка!
– Здорово, молодец!
– Что это ты делаешь?
– Слушаю я, что на том конце земли делается.
– А что же там делается, дядюшка?
– Поют-заливаются там пташки голосистые, одна другой лучше!
– Экой ты, какой слухменный! Садись ко мне на корабль, полетим вместе» (там же. С.117).
Ум и глупость
Сказки об уме и глупости делятся на две полярные группы – об очень умных и очень глупых. Между ними располагаются сказки об умных дураках.
Очень умные. Семилетнюю девочку из сказки «Дочь-семилетка» мало назвать очень умной. Учитывая её возраст, точнее её следует назвать очень мудрой. Её мудрость – чудо, возможное только в сказке.
Царь задал её отцу четыре загадки:
«Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что всего мягче? И что всего милее?» (РНС. С.472-473).
Семилетка ответила:
«Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живёт, земля питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а всё руку под голову кладёт; а милее сна нет ничего на свете!» (там же. С.474).
Блещет умом и девица в сказке «Мудрая дева». В ней рассказывается о том, как дядя, чтобы проверить ум-разум у своего племянника, даёт ему такое задание:
«Вот тебе сотни баранов, гони их на ярмонку да продай с барышом, чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены» (там же. С.482).
Пригорюнился племянник. Мудрая дева помогла:
«Ну, это хитрость не великая! Найми-ка ты баб да остриги баранов, а шерсть отнеси на ярмонку и продай; вот у тебя и деньги, и бараны в целости!» (там же. С.483).
Очень глупые. Очень глупых людей наши сказочники чаще всего высмеивают с помощью юмора. Так, в сказке «Как Иван-дурак дверь стерёг» очень глупый изображён в комическом виде. В ней идёт речь о том, как старшие братья наказали своему младшему брату стеречь дверь в доме, пока они будут на работе. Но дальше произошло вот что:
«Остался дурак один дома. Поздно вечером снял он с петель дверь, взвалил её на спину и понёс.
Пришёл на пашню. Братья спрашивают:
– Зачем пришёл?
– Я есть захотел.
– Мы же тебе наказывали стеречь дверь.
– Да вот она!» (РНС. С.516).
В сказке «Набитый дурак» речь идёт о сыне старика со старухой, которого невозможно ничему научить. Мать ему говорит:
«Ты бы, сынок, пошёл, около людей потёрся да ума набрался» (Аф. С.406).
Сынок не понял метафорического смысла слова «потёрся» и стал тереться об мужиков, которые горох молотили, по-настоящему. Те попробовали его прогнать. Не вышло. Опять трётся. Пришлось надавать ему тумаков.
Мать утешает своего глупого ребёнка:
«Ах, сынок, куда ты глупёшенек! Ты бы сказал им: бог помочь, добрые люди! Носить бы вам – не переносить, возить бы – не перевозить! Они б тебе дали гороху; вот бы мы сварили да и поели» (там же).
Снова набитый дурак попал впросак: на другой день он сказал эти слова людям, которые несли покойника:
«На другой день идёт дурак по деревне; навстречу несут покойника. Увидал и давай кричать:
– Бог помочь! Носить бы вам – не переносить, возить бы – не перевозить!
Опять его избили» (там же).
Не перечесть всех глупостей, о которых наши сказочники рассказывали с юмором. То мы узнаём от них о мужике, принявшем кочергу за человека («Батюшка, отпусти!»), то о женихе, который говорил в доме невесты только одно слово – колесо, поскольку его научили говорить с невестой покруглее («Глупый жених»), то о мужике, который рубил сук, на котором сидел («Глупый мужик») и т.д.
Умные дураки. Очень умные герои в русских сказках вызывают у нас восхищение, а очень глупые – насмешку, а иногда и отвращение. Первые воспринимаются как герои бесспорно положительные, а другие – как бесспорно отрицательные. Но есть в наших сказках дураки, отношение к которым не выглядит столь однозначным. Такие дураки изображены во многих сказках – «Сивко-бурко», «Летучий корабль», «Емеля-дурак», «По щучьему веленью», «Волшебное кольцо», «Соль» и др. (см. мою статью «Умные дураки» в ДЛ за 4 июня 2017 г.).
Материальная культура
Пища
По пословице Не до жиру – быть бы живу жил в старые времена русский бедняк. Его ненасытные хозяева не могли его лишить, вместе с тем, способности к мечтам. Он мечтал о сытой жизни. Он мечтал, например, о тридесятом царстве, где реки текут молочные или медовые, берега у них – кисельные, а по небу жареные куропатки летают.
Чуть ли не весь мир голодный человек готов в своём воображении сделать съедобным. В сказке «Стоит река – вся из молока, берега – из киселя» читаем:
«Стоит река – вся из молока, берега – из киселя. Вот я, добрый молодец, киселя наелся, молока нахлебался…
Пошёл я по берегу, по берегу всё не нашему; стоит церковь – из пирогов складена, оладьями повершена, блином накрыта.
Вступил я на паперть, вижу двери – калачом двери заперты. Тут я, добрый молодец, догадался, калач переломил да съел. Вошёл я в церковь, в ней всё не по-нашему: паникадило-то репяное, свечи морковные, образа пряничные» (РНС. С.635).
Сказочное воображение додумалось до чудесного предмета – скатерти-самобранки. В сказке «Скатерть, баранчик и сума» такую скатерть подарил бедному старику журавль, которого он освободил из рыбной сети. Журавль его щедро отблагодарил:
«Вынес журавль полотняную скатерть и говорит:
Вот, старичок, тебе подарок. Как захочешь есть-пить, разверни эту скатёрочку и скажи:
– Напои-накорми, скатёрочка! – всё у тебя будет.
Поблагодарил старик журавля и пошёл домой.
Захотелось ему по дороге есть. Сел он под кусток, развернул скатерть и говорит:
– Напои-накорми, скатёрочка!
Только сказал – и сразу на скатерти всё появилось: и жареное и пареное, ешь – не хочу!» (РНС. С.343).
Одежда
В сказках у одежды есть особая функция – чудодейственная. Возьмём сказку «Чудесная рубашка». Её главный герой – Иван – купеческий сын. Побратался он с тремя молодцами, которые могут оборачиваться орлом, соколом и воробьём. Последний подарил Ивану чудесную рубашку:
«Возьми, – говорит, – эту рубашку пуля не берёт; коли наденешь её, никто тебя не осилит!» (там же. С.164).
Прознала об этой рубашке неверная и злобная жена Ивана – Елена Прекрасная. Она сошлась со Змеем Горынычем и решила отнять чудесную рубашку у простодушного Ивана. Ей это удалось:
«Елена Прекрасная напоила мужа крепким зельем и снова стала его выспрашивать:
– Скажи, милый, где твоя мудрость, где твоя сила?
Иван-купеческий сын и выдал ей тайну:
– Моя сила и мудрость вот в этой рубашке.
После того уснул.
Елена Прекрасная сняла с него рубашку, а самого изрубила в мелкие куски и приказала выбросить в чистое поле, а сама стала жить с Змеем Горынычем» (там же. С.165).
Ивана оживили мёртвой и живой водой его названые братья – орёл, сокол и воробей. Он сумел вернуть себе чудесную рубашку, расправился со Змеем Горынычем и прогнал из дворца Елену Прекрасную.
В некоторых сказках чудодейственной функцией наделяется платок. О таком платке рассказывается, например, в сказке «Марья Моревна». С его помощью над огненной рекой выстраивается высокий-высокий мост.
В сказке «Ведьма и Солнцева сестра» с помощью платка совершается другое чудо: махнёшь волшебным платочком – и появится целое озеро:
Очень удобны для выполнения роли чудесного предмета перстни, кольца и гребешки. В сказке «Чудесная рубашка» Иван, купеческий сын, надевает на палец волшебный перстень и в одно мгновение превращается в богатырского коня.
В сказке «Волшебное кольцо» у чудесного кольца намного больше возможностей, чем у перстня в упомянутой сказке:
«То кольцо не простое: если перекинуть его с руки на руку – тотчас двенадцать молодцев явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделают» (там же. С.171).
В сказке «Царь-медведь» бычок-дрючок дал Ивану-царевичу чудесный гребешок. Он помог ему вместе с сестрой убежать от царя-медведя.
Поразительное достижение сказочной фантазии – шапка-невидимка и сапоги-скороходы. Подробно о них рассказывается в сказке «Вещий сон». Главный герой этой сказки – Иван-купеческий сын. Он помогает царевичу жениться на хитроумной Елене Прекрасной. Чтобы отделаться от царевича, она даёт ему невыполнимые задания. Но эти задания оказываются посильными для Ивана, поскольку он использует шапку-невидимку и сапоги-скороходы.
Жилище
В русских сказках на первый план выдвинуто два рода жилищ – дворцы и избы.
Поистине фантастических высот в изображении дворцов достигла сказка «Медное, серебряное и золотое царства». Она поместила их на высокой горе, да не на обычной горе, а на стеклянной. Главный герой этой сказки, как водится, – Иван-царевич. Он разыскивает свою мать Настасью-царицу, которую унёс в своё царство злой Вихрь. В отличие от старших братьев Петра и Василия, Ивану удалось забраться на стеклянную гору. Вначале он добрался до медного дворца, потом до серебряного и золотого.
Избы в наших сказках выглядят вполне реалистически, но есть среди них одна – самая примечательная. Это избушка на курьих ножках. В ней обитает баба-яга.
Избушка на курьих ножках – вход в иной мир – подземный, загробный, тридесятое царство. Чтобы в неё войти, герою сказки надо произнести заветные слова. В сказке «Царевна-лягушка» читаем:
«Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Говорит Иван-царевич:
– Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом. Вошёл Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга – костяная нога» (там же. С.85).
Техника
В сказке «Царевна-змея» изображён чудо-меч – меч-саморуб. Старик предложил казаку обменять его на бочонок:
«Вышли из дворца; казак покатил свой бочонок в левую сторону – и дворца как не бывало.
– Давай поменяемся, – говорит старик казаку, – я тебе меч отдам, а ты мне бочонок.
– А что толку в мече?
– Да ведь этот меч-саморуб; только стоит махнуть – хоть какая будь сила несметная, всю побьёт! Вон видишь – лес растёт; хочешь, пробу сделаю?
Тут старик вынул свой меч, махнул им и говорит:
– Ступай, меч-саморуб, поруби дремучий лес!
-------------------------------------------------------------
(Продолжение следует)
Валерий, спасибо за совершенно новый научный подход к сказке — необычный, удивительный интересный.
Горбунов
Добрые чудеса нужны сегодня! Очень актуальный материал!
Достойное филологическое исследование!
Студентам, думаю, будет полезно с ним ознакомиться, как и с предыдущим вашим циклом.